РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА образовательного стандарта Нижегородского государственного университета по направлению подготовки 010300 Фундаментальная информатика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Advertisements

Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
БИЗНЕС – ИНФОРМАТИКА ( БАКАЛАВРИАТ ) Кафедра « Экономическая информатика » Институт экономики и финансов МИИТ а.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
САФУ имени М.В. Ломоносова Институт математики и компьютерных наук.
Особенности проектирования и реализации вузовских образовательных программ на основе ФГОС ВПО.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА В ФГОС ВПО И РАЗРАБОТКА КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН Л.Е. Егорова.
Кафедра « Экономическая информатика » Институт экономики и финансов МИИТ БИЗНЕС - ИНФОРМАТИКА Направление подготовки : Профиль подготовки : « Информационные.
Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Пермский государственный технический университет.
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ НОВОГО ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ –ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Ю.Л. Костюк Томский.
Информационное сообщение о проекте модернизации бакалавриата в области техники и технологии Заместитель начальника методического управления Высшей школы.
Кафедра математики и информатики Троицкого филиала ЧелГУ.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования Калининградской области «Художественно-промышленный техникум»
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Проблемы разработки и внедрения учебных планов по новым направлениям в области информационных технологий Андрей М.Чеповский МГТУ им. Н.Э.Баумана Преподавание.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
1 Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского САМОСТОЯТЕЛЬНО УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ННГУ В.П. Гергель, О.А.Кузенков.
Подготовка кадров в точках инновационного роста: университет – научный центр – особая экономическая зона Хозяинов М.С., проректор по научной работе университета.
Транксрипт:

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА образовательного стандарта Нижегородского государственного университета по направлению подготовки Фундаментальная информатика и информационные технологии (квалификация бакалавр)

2 Предпосылки для разработки собственного образовательного стандарта Законодательная база и рекомендации Опыт работы ННГУ в рамках образовательного направления «Информационные технологии» Потребности рынка труда региона Научные школы ННГУ и кадровый потенциал Возможности материально-технической базы ННГУ

3 Законодательная база и методические рекомендации Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ФГОС ВПО по направлению подготовки Фундаментальные информатика и информационные технологии (квалификация (степень) «бакалавр») Computing Curricula 2005 (CC2005). Association for Computing Machinery and Computer Society of IEEE. Рекомендации по преподаванию программной инженерии и информатики в университетах. Пер. с англ. – М.: ИНТУИТ.РУ «Интернет-Университет Информационных Технологий», с.

4 Опыт работы ННГУ Опыт участия Нижегородского государственного университета в эксперименте по обучению бакалавров информационных технологий, начиная с 2002 года, совместно с МГУ и СПбГУ Опыт подготовки выпускников по направлению «Информационные технологии». Участие в разработке нового поколения ФГОС ВПО по проекту ФПРО 2005, проводимой в МГУ им. М.В.Ломоносова Опыт выполнения проекта по национальному исследовательскому университету с 2009 года

5 Потребности рынка труда региона Институт прикладной физики РАН Институт физики микроструктур РАН Институт металлоорганической химии РАН Институт химии высокочистых веществ РАН ФГУП «НИИ измерительных систем им. Ю.Е. Седакова»; Всероссийский НИИ экспериментальной физики (Саров); ФГУП «Опытное конструкторское бюро машиностроений им. И.И.Африкантова»; ФГУП Научно-производственное предприятие «Полет»; НИИ прикладной математики и кибернетики при ННГУ; Волго-Вятский центр новых информационных технологий. Международные и отечественные IT корпорации Intel Microsoft Teleca (Telma) IBM Т-платформы Предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляющие разработку и использование систем информационных технологий и их программного обеспечения, продуктов и сервисов информационной инфраструктуры

6 Научные школы и кадровый потенциал ННГУ В ННГУ сформировался научно-педагогический коллектив, обладающий высоким творческим потенциалом. Выполнение научных работ проводится в рамках научных коллективов и школ, получившие международное признание : «Теория колебаний и автоматического регулирования» основатель акад. А.А.Андронов «Динамика, механика, управление и математическое моделирование» проф. Ю.И. Неймарк, «Модели и методы параллельных вычислений для многопроцессорных систем» проф. Р.Г.Стронгин, «Модели и методы дискретной математики и математической кибернетики» проф. В.Н.Шевченко, «Динамические системы»проф. Л.П.Шильников, «Оптимизация в САПР и АСУ» проф. Д.И. Батищев, «Модели и методы обработки видеоинформации пространственно распределенных данных, распознавание образов, геоинформационные технологии» проф. Ю.Г. Васин.

7 Материально-техническая база - высокопроизводительный вычислительный кластер в составе Суперкомпьютерного центра, обладающий вычислительной мощностью 3 триллиона операций в секунду;высокопроизводительный вычислительный кластерСуперкомпьютерного центра - центр компетенции по применимости современных суперкомпьютерных вычислительных систем на основе технологий компании Microsoft - 10 компьютеров на основе четырехядерных процессоров Intel Core 2 Quad, и два персональных мини-кластера с производительностью более 200 миллиардов операций в секунду.центр компетенции

8 Материально-техническая база лаборатория «Информационные технологии» (ИТЛаб) - класс машинной графики, класс высокопроизводительных вычислений, оборудование виртуальной реальности и стерео-видео-графики;лаборатория «Информационные технологии» лаборатория программного обеспечения мобильных средств связи;лаборатория программного обеспечения мобильных средств связи образовательный центр Microsoft IT Academy;Microsoft IT Academy образовательный центр Cisco Networking Academy в ННГУ;Cisco Networking Academy

9 Материально-техническая база лаборатория «Моделирование и управление» (компьютерный класс, учебно-экспериментальная часть со специальным оборудованием, включающим 7 персональных двухъядерных компьютеров со встроенными специальными DAQ-картами сбора данных (фирмы National Instruments), лабораторные установки аналогово-цифрового сопряжения типа NI-ELVIS с наборными платами (фирмы National Instruments), физические установки (фирмы Quanser) компьютерно- управляемых систем четырех типов; лаборатория «Динамика и оптимизация»; лаборатория «САПР и АСНИ»; лаборатория общего вычислительного практикума; терминал-класс геоинформатики; Центр компьютерных технологий в обучении лаборатория физических основ и технологий беспроводной связи Нижегородский региональный центр технологий National Instruments.

10 Структура собственного образовательного стандарта I.Область применения II.Используемые сокращения III.Характеристика направления подготовки IV.Характеристика профессиональной деятельности бакалавров - область деятельности - виды предприятий - объекты деятельности - виды деятельности - задачи деятельности

11 Структура собственного образовательного стандарта V. Требования к результатам освоения образовательных программ бакалавриата - общекультурные компетенции - профессиональные компетенции VI. Требования к структуре образовательных программ бакалавриата - учебные циклы и разделы - структура ООП

12 Структура собственного образовательного стандарта VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата - условия разработки ООП - права и обязанности обучающихся - проведение учебной и производственной практик - обеспеченность научно-педагогическими кадрами - обеспеченность учебно-методической литературой - финансирование реализации ООП - обеспеченность материально-технической базы VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ бакалавриата

13 Область применения Настоящий образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации в Нижегородском государственном университете в соответствии с лицензией на ведение образовательной деятельности основных образовательных программ (ООП) бакалавриата по направлению подготовки «Фундаментальная информатика и информационные технологии».

14 Область профессиональной деятельности Областью профессиональной деятельности бакалавров является создание, использование, поддержка и развитие систем и процессов получения, обработки, хранения, преобразования и защиты информации на основе компьютерных технологий, а также их программного обеспечения Эта область предполагает следующие направления деятельности - развитие и использование теории информации (в том числе математических основ и прикладных методов защиты информации) - развитие и использование компьютерных наук (в том числе, вычислительных технологий, супервычислений, компьютерной геометрии и графики и т. п.) - создание, поддержка и эксплуатация информационных и информационно- телекоммуникационных систем (в том числе, интеллектуальных, управленческих, открытых, обучающих систем, электронных библиотек, технологий баз данных, и т.п.) - разработка и использование программного обеспечения (архитектуры программного обеспечения, инженерии программного обеспечения, системного администрирования, технологий мультимедиа, параллельного и распределенного программирования, веб-технологий, сетевых технологий и т. п.) - информационное и программное обеспечение конкретных предметных областей (биоинформатика, геоинформатика и т. п.)

15 Объекты деятельности Системы и процессы хранения, передачи и обработки информации Виды деятельности Научно-исследовательская Производственно-технологическая Организационно-управленческая

16 Общекультурные компетенции Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): способность выстраивать и реализовывать траектории интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-1); уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-2); понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-3); понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-4);

17 Общекультурные компетенции проявлять настойчивость в достижении цели с учетом моральных и правовых норм и обязанностей (ОК-5); владеть культурой мышления, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6); знать основы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий, способность к общей оценке условий безопасности жизнедеятельности (ОК-7);

18 Общекультурные компетенции владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-8); владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК- 9); способность формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учетом социальных, профессиональных и этических позиций (ОК-10).

19 Профессиональные компетенции Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): способность понимать сущность информации и ее значение в развитии современного информационного общества, проводить оценку ее количества и смысла, оперировать с разными видами информации (ПК-1); способность понимать сущность информационных процессов, способы их реализации и анализа, владеть методами и средствами получения, хранения, переработки информации (ПК-2); способность к разработке, созданию, эксплуатации, поддержке и развитию информационных и информационно-телекоммуникационных систем разных уровней на основе компьютерных технологий (ПК-3); способность владеть методами защиты информации, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-4); способность профессионально разрабатывать и использовать программное обеспечение для поддержки информационных систем и процессов, владеть современными инструментальными вычислительными средствами (ПК-5); способность осуществлять информационную и программную поддержку в конкретных предметных областях (ПК-6);

20 Профессиональные компетенции способность в составе научно-исследовательского и производственного коллектива решать задачи профессиональной деятельности (ПК-7) способность приобретать новые научные и профессиональные знания, используя современные образовательные и информационные технологии, осуществлять целенаправленный поиск информации о научных и технологических достижениях в сети Интернет и из других источников(ПК-8) способность собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим научным и профессиональным проблемам (ПК-9) способность применять на практике международные и профессиональные стандарты информационных технологий, оценивать, разрабатывать и применять на практике процессы жизненного цикла информационных систем (ПК-10) способность понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин и физические основе работы компьютерных сетей и способов кодирования и передачи информации для проектирования современных телекоммуникационных систем (ПК-11) способность критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности (ПК-12)

21 Профессиональные компетенции способность приобретать и использовать организационно- управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ПК-13) способность составлять и контролировать план выполняемой работы, планировать необходимые для выполнения работы ресурсы, оценивать результаты собственной работы (ПК-14) способность реализовывать процессы управления качеством производственной деятельности, связанной с созданием и использованием систем информационных технологий, осуществлять мониторинг и оценку качества процессов производственной деятельности (ПК-15); знание кодекса профессиональной этики и следование ему в жизни (ПК-16); способность осуществлять мониторинг за соответствием производственных процессов требованиям систем контроля окружающей среды и безопасности труда (ПК-17);

22 Профессиональные компетенции компетенции владения математическим аппаратом: способность понимать концепции и использовать на практике базовые математические дисциплины на уровне, приведенном в нижеследующей таблице 1 (ПК-18). Значения шкалы уровней владения компетенциями имеют следующий смысл: 0 – уровень отсутствия знаний; 1 – уровень ознакомления (понимание общих принципов вопроса); 2 – уровень технической грамотности (уверенное знание методических основ, понимание функциональных возможностей, областей применения); 3 – уровень понимания концепций/способности использования (понимание концепций и абстракций, способность использовать на практике); 4 – углубленные знания/применение в приложениях (детальное знание средств и решений); 5 – уровень эксперта.

23 Таблица 1. Компетенции владения математическим аппаратом Наименование предметной Уровень области компетенции Математический анализ I3-4 Математический анализ II3-4 Кратные интегралы и ряды3-4 Алгебра и геометрия3-4 Теория функций комплексной переменной2-3 Функциональный анализ2-3 Математическая логика и теория алгоритмов4-5 Теория автоматов и формальных языков4-5 Дифференциальные и разностные уравнения3-4 Теория вероятностей и математическая статистика3-4 Вычислительные методы4-5 Методы оптимизации и исследование операций4-5

24 Компетенции владения базовыми технологиями Выпускник должен обладать знанием теоретических и методических основ, пониманием функциональных возможностей базовых технологий на уровне, приведенном в следующей таблице (ПК-19) Значения уровней приведены выше

25 Шкалированная модель компетенций Наименование базовых технологий Уровни компетенций mM 1Теория информации23 2Архитектура вычислительных систем24 3Теория языков программирования35 4Основы программирования45 5Алгоритмы и сложность45 6Численные методы25 7 Объектно-ориентированное и компонентно- базированное программирование 23

26 Шкалированная модель компетенций Наименование базовых технологий Уровни компетенций mM 8 Разработка и принципы организации операционных систем 35 9Разработка и принципы сетевых технологий24 10Системное администрирование23 11 Конфигурирование и использование операционных систем 24 12Теория баз данных25 13Приложения и использование баз данных24 14Проектирование информационных систем23

27 Шкалированная модель компетенций Наименование базовых технологий Уровни компетенций mM 15Параллельные и распределенные вычисления24 16Поддержка средств мобильной связи13 17Моделирование биологических систем13 18Системы автоматизации проектирования13 19Системы искусственного интеллекта24 20 Информационные системы в государственной деятельности, муниципальной области, юриспруденции 13 21Компьютерная графика и визуализация25 22Технологии мультимедиа23 23Проектирование пользовательских интерфейсов24 24Геоинформатика24

28 Шкалированная модель компетенций Наименование базовых технологий Уровни компетенций mM 25Моделирование и анализ программного обеспечения23 26Основы безопасности ИТ14 27Основы программной инженерии13 28Анализ и управление требованиями24 29Верификация и испытания программного обеспечения13 30Проектирование программного обеспечения35 31Экономика программной инженерии12 32Качество программного обеспечения12 33Сопровождение программного обеспечения12 34Социальные и этические вопросы ИТ24

29 Структура ООП Код УЦ ООП Учебные циклы и разделыТрудоемкость по ФГОС Трудоемкость по СОС Б.1Гуманитарный, социальный и экономический цикл Б.2Математический и естественнонаучный цикл Б.3Профессиональный цикл Б.4Физическая культура22 Б.5Учебная и производственная практики Б.6Итоговая государственная аттестация 12 Общая трудоемкость ООП240

30 Оценка качества освоения ООП Система оценок текущей успеваемости студентов: Превосходно - свободное владение основным и дополнительным материалом без ошибок и погрешностей; Отлично – свободное владение основным материалом без ошибок и погрешностей; Очень хорошо – достаточное владение основным материалом с незначительными погрешностями; Хорошо – владение основным материалом с рядом значительных погрешностей; Удовлетворительно – владение минимальным материалом, необходимым по данному предмету, с рядом заметных ошибок; Неудовлетворительно – владение материалом недостаточно, необходима дополнительная подготовка; Плохо – отсутствие владения материалом.

31 Введение в действие собственного образовательного стандарта Образовательный стандарт Нижегородского государственного университета по направлению подготовки Фундаментальная информатика и информационные технологии (квалификация бакалавр): –проходит экспертизу представителей ведущих вузов и работодателей –принимается решением Ученого Совета Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского –вводится в действие приказом ректора ННГУ

32 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ