« Культурология » Тема 3. Культурогенез, основные школы и концепции культурологии. Лекция-визуализация 2 Время: 1 час Уважаемые студенты! В процессе данного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Николай Бердяев «Письмо тринадцатое о культуре». Значение культуры (К.) В жизни общественной духовный примат принадлежит К. Не в политике в экономике,
Advertisements

Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Презентация по культурологии на тему: «Марксистская концепция культуры и ее истории» Подготовили студенты группы Мб-13/11 Корявихина Ксения Корявихин Егор.
Презентацию выполнили ученицы 10 класса « А » Овчарова Анна и Евдокимова Юлия.
Возникновение цивилизации JVG Задание на урок Типы цивилизаций Этапы развития человеческого общества Признаки цивилизации Причины возникновения.
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
Философия XIX и XX вв. 1.Классическая философия XIX в. 2.Неклассическая философия XIX в. 3.Особенности философии ХХ в.
:061 Тема модуля (раздела) 2. Тема урока Всеобщая история7 класс Урок 28.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Ноосфера – новое состояние биосферы при котором разумная деятельность становится решающим фактором её развития.
Презентация: «Влияние Индии на мировую культуру». Выполнила: ученица 6 «В» класса Агаджанян Арина.
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1.Повторить даты и понятия последнего раздела.
Выполнила студентка первого курса группы э-2 Медведева Анна.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Практическая работа 4 Цель практической работы: уметь выделять главное в тексте, научиться развернуто отвечать на вопросы и уметь аргументировать свою.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Исторический процесс 10 класс, профиль. План Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Факторы изменения социума. Участники исторического процесса.
ЧЕЛОВЕК. ИНДИВИД. ЛИЧНОСТЬ.. Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки.
УРОК 3. ТЕМА: «ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА».
Транксрипт:

« Культурология » Тема 3. Культурогенез, основные школы и концепции культурологии. Лекция-визуализация 2 Время: 1 час Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить следующие вопросы: 1. Генезис культуры. 2. Основные направления и школы в культурологии. 3. Концепция «кризиса культуры» О. Шпенглера. Данное занятие предполагает самостоятельную отработку указанных вопросов, конспектирование их в рабочей тетради, выполнение задания, проверку преподавателем полноты и качества их с выставлением оценки в журнал.

Культурогенез процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.народа Генезис культуры КУЛЬТУРОГЕНЕЗ - один из видов социальной и истор. динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность К. заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры в эпоху первобытной древности человечества, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. Главный вопрос культурогенеза: «Какой вид деятельности вызвал к жизни культуру как феномен?».

Известным представителем неклассических философских и, особенно, научных представлений о человеке был австрийский ученый, врач и психолог XIX XX вв. Зигмунд Фрейд. Классические философские представления о человеке, как и о мире, заключаются, главным образом, в том, что он представляет собой разумное или сознательное существо. Как разумен мир, так разумен и человек. Сознание или мышление является его основной отличительной чертой. Вспомним знаменитое утверждение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». З. Фрейд В XIX в., как мы уже видели, прозвучала идея о том, что и мир и человек, скорее всего, неразумны, а разум представляет собой маленький элемент мира и играет незначительную роль в человеческой жизни. Но это были философские утверждения. А в науке о человеке психологии (от греческих слов псюхэ душа и логос наука) первым усомнился в его разумной природе Зигмунд Фрейд. Нам кажется, говорит он, что человек целиком разумное существо, которое живет и действует только рационально или логично, что он понимает мотивы своих поступков, может объяснить свои действия и всегда осознает свои цели. Но ведь наука, в отличие от религии, считает человека не божественным творением, а дальним потомком высших млекопитающих животных. Бессознательное в человеке это совокупность его природных качеств, первобытных инстинктов, унаследованных от животных предков. Эти-то инстинкты и определяют человеческие чувства, желания, мысли и поступки. Не в сознании или в разуме следует искать главную причину деятельности человека, а в области бессознательного. Именно оно из неведомых нам глубин направляет каждую конкретную человеческую жизнь. Идеи Зигмунда Фрейда, неожиданные и очень смелые для конца XIX в., потрясли Европу, вызвали как острую критику, так и восторженные отзывы, стали широко известными, завоевали огромную популярность, положили начало новому направлению в психологии и составили целую эпоху в истории наук о человеке. К. Маркс Значительным событием в истории философской и общественной мысли XIX в. было появление марксизма. Духовное наследие, оставленное немецкими мыслителями Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, представляет собой не только систему философских взглядов, но также (и даже в большей степени) экономическую теорию и социально-политическое учение. Основные направления и школы в культурологии.

С первых тысячелетий Homo sapiens начинает осваивать мир и добиваться немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбу человечества и развитие культуры: возникновение речи, изобретение орудий, умение пользоваться огнем и появление на Древнем Востоке высоких культур. Мощный импульс новой человеческой культуры дали древневосточные цивилизации, возникавшие на сравнительно небольшой земле, начиная примерно с четвертого тысячелетия до н.э. Располагались они на территориях Северо-Восточной Африки, Передней и Средней Азии, на полуострове Индостан и Китайской равнине. Великие культуры Древнего Востока Древнего Египта, Шумера, Ассиро-Вавилонии и Древнего Ирана, государство хеттов и Урарту, культуры древнейших периодов Китая и Индии при их многообразии и различии обладали неким единством и общностью. Для всех этих государств характерно было наличие сельской общины, деспотической царской власти и сохранение элементов первобытного общества в экономике и культуре. Итак, в гегелевской трактовке по существу есть два понятия Запада: 1)расширительное, соединяющее античность и христианскую культуру западноевропейских народов; 2) узкое, подразумевающее лишь последнюю. Компромиссная точка зрения представлена К. Ясперсом в его «Духовной ситуации времени». Он, подобно Шпенглеру, помещает западную культуру среди прочих локальных цивилизаций, но выделяет ее, указав на мировой характер истории, приданный ею в эпоху Нового времени, и на собственные исторические корни Запада, связанные с наследием иудеев, греков и римлян. Г. Гегель

Концепция «кризиса культуры» О. Шпенглера О. Шпенглер Эту проблему, но несколько с иной точки зрения, с точки зрения кризиса культуры, одновременно с Бердяевым в том же 1918 г. в работе «Закат Европы» поставил немецкий культуролог О. Шпенглер ( ). Первая работа на тему кризиса культуры Западной Европы была ошеломляюще одобрительно воспринята во всем мире, потому что ее пессимистический настрой совпал с мироощущением поколения, пережившего Первую мировую войну и последовавшие за ней кризис, хаос, разруху и упадок во всем. Западную культуру Шпенглер считает одной из трех самых великих культур, наряду с античной и арабской. Ее характеризует символ бесконечности, с которым Шпенглер связывает особенности европейца как культурного феномена. Именно тяга к расширению окружающего пространства заставляла европейцев пускаться в авантюры крестовых походов, совершать кругосветные путешествия и превратила путешествия для европейца в модус вивенди (лат. образ жизни) вообще. Тяга к бесконечности побудила европейцев построить устремленные ввысь готические соборы, изобрести пароход и автомобиль, микроскоп и телескоп. Символ бесконечности, по мнению Шпенглера, лежит и в основе христианства: христианский Бог бесконечен и вечен, ему присущи бесконечная мудрость и бесконечное могущество. Идея бесконечности пронизывает науку и философию Нового времени. Картезианская физика, ньютоновская механика, европейская математика бесконечных множеств, бесконечных рядов, бесконечно малых величин и все крупнейшие философские системы Нового времени, по мнению Шпенглера, подтверждают эту идею. Душу европейской культуры Шпенглер назвал «фаустовой душой», поскольку нацеленная на бесконечное движение к неизведанному, она символически представлена в «Фаусте» Гете. Итак, по Шпенглеру все направления европейской культуры архитектура, скульптура, живопись, литература, театр, музыка характеризуются «фаустовой душой» и пространственной бесконечностью, органически связанной со временем, которое для любой культуры не является бесконечным, и для западной культуры этот конец наступил в XX в. Близкую и неизбежную гибель западной культуры Шпенглер связывает с характером той цивилизации, в какую она выродилась в XX в.; в этой цивилизации философия оказалась никому не нужной, искусство перестало быть таковым и выродилось в массовые зрелища, наука стала служанкой техники и политики, интересы людей сосредоточились вокруг власти и денег. Все это напомнило Шпенглеру состояние Римской империи накануне ее конца: огромные города, огромные здания, разрушительные войны, державы, империализм.

Всю свою творческую жизнь Н.А. Бердяев ( ) писал о свободе и о культуре. Но самым неангажированным произведением на эту тему была «Философия неравенства» в 13-м письме «О культуре». Бердяев очень четко, в духе формальной, а не диалектической логики высказывается по всем острейшим в тот год, «России страшный год», вопросам культуры. Прежде всего, он четко разводит культуру и цивилизацию. «Культура и цивилизация не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной». Бердяев выводит основной закон культуры преемственность и тем признает действие в культуре консервативного начала, наряду с творческим, обращенным к будущему и созидающим новые ценности. У цивилизации нет столь благородного происхождения, как у культа. Бердяев подчеркивает мирское происхождение цивилизации. «Она родилась в борьбе человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее буржуазный и демократический. Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие». В силу наличия у культуры консервативной компоненты развития культура и революция, по Бердяеву, несовместимы. Культура не демократична по своему характеру и по самой природе чужда реализму. «Культура благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно- научной точки зрения. Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена духовная жизнь». Н. Бердяев Н. Бердяев о природе культуры и ее связи с цивилизацией

Неофрейдистская концепция культуры Представитель неофрейдистской концепции культуры шведский ученый К.Г. Юнг ( ) изложил свои взгляды в работе «Архетип и символ», где проанализировал понятие «коллективное бессознательное» и его образы «архетипы», которые определил как источник общечеловеческой символики (мифов, сновидений и т.д.). В чистом виде архетип в сознание не входит, он всегда соединяется с какими-то представлениями опыта и подвергается сознательной обработке. Ближе всего к архетипу «архетипические образы» стоят в опыте сновидений, галлюцинаций, мистических видений, когда сознательная обработка минимальна. «Это спутанные, темные образы, воспринимаемы как что-то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемое как нечто бесконечно превосходящее человека». В «Архетипе и символе» Юнг показывает, что «для точности необходимо различать "архетип" и "архетипическое представление"». Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию образом, тогда как «архетипические представления» явились источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных образованиях происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они «предстают в такой оправе, которая, как правило, безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках», они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Этот процесс происходит по мере развития сознания и все большего его разрыва с бессознательным и по мере становления и все большего развития культуры. В работе «Об образах коллективного бессознательного» Юнг все изложенные процессы иллюстрирует богатейшим культурно- историческим материалом, что делает работу не только хорошо обоснованной философской концепцией, но и увлекательнейшим чтением, ненавязчивым объяснением через процесс развития архетипа в архетипические представления и далее символы природы фундаментальных образов и идей нашей современной культуры. С помощью концепции архетипа и символа Юнг объяснил не только происхождение культуры, но и антикультуры, появление которой он связывает с вторжением архетипов. Расовая мифология фашистов и коммунистический миф очень примитивны с очки зрения разума, но они захватили миллионы европейских сознаний. Массовый экстаз и поиски обезумевшими толпами врагов народа, факельные шествия все эти проявления антикультуры, по мнению Юнга, свидетельствовали в свое время о вторжении сил, намного превосходивших человеческий разум. К.Г. Юнг

Культура России в постсоветский период Период гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого Президента СССР М.С. Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 г., и приход к власти Б.Н. Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись М.Л. Ростропович, Г. Вишневская, писатели А. Солженицын и Т. Войнович, художник Э. Неизвестный … Одновременно из России эмигрировали десятки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках. В период с 1991 по 1994 г. объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 3145 лет за границу ежегодно составлял 7090 тысяч. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 г. США продали 444 тыс. патентов и лицензий, а Россия только 4 тыс. Научный потенциал России сократился в 3 раза: в 1980 г. было свыше 3 млн. специалистов, занятых в науке, в 1996 г. меньше 1 млн. «Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла передовых рубежей. Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки и техники: лечение опухолей, открытия в области генной инженерии, ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов, литиумные батареи, процесс литья стали, магнитная сварка, искусственная почка, ткано, отражающая излучение, холодные катоды для получения ионов и др. Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развития отечественной культуры в 90- е гг. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.

ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для ВУЗов. – М., Грушевицкая Т. Г.Э, Садохин А. П. КУльтурология: учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Кравченко. Культурология. Учебник для ВУЗов. – М., Культурология. Учебник для ВУЗов (под ред. Драча).-М., Шкабура Е.А. Учебно-методический комплекс для студентов. Культурология. ИУИ. М Дополнительная: 1. Бринтон К. Истоки западного образа мысли. – М.: Московская школа политических исследований, Вульф Л. Изобретая Восточную Европу: карта цивилизации в сознании эпохи Просвещения. – М.: НЛО, Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. – М.: НЛО, 2008.

Занятие закончено. Успехов в учёбе!