Здоровье индивидуума Здоровье индивидуума это состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов это состояние полного физического, психического, социального и духовного благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов Физическое благополучие- это отсутствие болезней или физических дефектов у ребёнка, соответствие биологического возраста календарному, гармоничный рост и развитие ребёнка Духовное – это преобладание у человека высоконравственных культурных ценностей над материальными во взаимодействии с объектами природы и социума. Психическое – высокий уровень развития психических функций человека: памяти, мышления, речи, воображения и др. социальное здоровье, применительно к школе, - возможность ребенком усваивать программу образования и умение находиться в коллективе 3
Заболеваемость детей всех возрастных групп за последние 5 лет костно- мышечной системы на 80% мочеполовой на 90% нервной системы и органов чувств на 35% кровообращения на 56% эндокринной системы на 90% значительно выросла. 4
Состояние психического здоровья детей и подростков обеспечивает их социальную адаптацию, влияет на физическое здоровье соматическое и репродуктивное здоровье Состояние психического здоровья детей и подростков обеспечивает их социальную адаптацию, влияет на физическое здоровье соматическое и репродуктивное здоровье Количество детей с нервно-психическими расстройствами уже на протяжении первого года обучения от 10-20% до 40% 6
Состояние психического здоровья характеризуют и наркологические расстройства С 1995 по 2006 г. у школьников возросли в 6 раза все виды наркологических расстройств У городских школьников- подростков имеются все виды наркомании У сельских школьников - чаще встречаются заболевания, обусловленные злоупотреблением алкоголя на 12% и 40% среди девочек на 10% и 20% среди мальчиков Установлено увеличение распространенности употребления алкоголя и курения 7
В пищевом рационе детей и подростков отмечается дефицит белков и жиров. Основой рациона большинства детей дошкольного и школьного возраста служит группа: хлебных продуктов, сахара, кондитерских изделий Школьные факторы риска, приводящие к увеличению школьников, страдающих психоневрологическими отклонениями В ухудшение состояния здоровья детей и подростков вносит свой вклад снижение качества питания 8
Школьное питание характеризуется снижением энергетической ценности пищи, резким обеднением ее микроэлементами, особенно витаминами Школьное питание характеризуется снижением энергетической ценности пищи, резким обеднением ее микроэлементами, особенно витаминами Число детей, питающихся в школьных столовых, сократилось на 30%, а среди старшеклассников не превышает 10% Дефицит витаминов и микроэлементов отражается на росте и развитии детей Степень дефицита витаминов часто достигает 80% от возрастных норм 9
серьезные нарушения в состоянии здоровья Компьютеризация школьного образования наряду с многочисленными достоинствами имеет ряд негативных для здоровья детей последствий. 12 компьютерный парк большинства школ устарел систематические занятия за такими компьютерами ухудшение зрения воздействие высоких уровней электромагнитных полей
негативно сказываются не только на психическом и физическом здоровье детей школьного возраста, но и с сопряженной с ним социальной адаптацией: растет число социально дезадаптированных школьников, девиантных форм их поведения негативно сказываются не только на психическом и физическом здоровье детей школьного возраста, но и с сопряженной с ним социальной адаптацией: растет число социально дезадаптированных школьников, девиантных форм их поведения чрезмерные учебные нагрузки нерациональный отдых ухудшение материального состояния многих семей постоянно действующие и нарастающие стрессовые ситуации 23
Тревожность еще более возрастает перед контрольными работами, экзаменами или в период их проведения 26 Современные школьники отличаются высоким уровнем тревожности в состоянии самовыражения взаимоотношений с учителем в ситуации проверки знаний
Следует помнить, что при высоком уровне тревожности, стрессе у школьников наблюдаются вегетативные расстройства влажные руки напряжение затрудненное пищеварение возбужденность При более значительном уровне дезорганизации поведения ученик теряется, приходит в замешательство, отличается неясностью мыслей, провалами памяти, вербальными затруднениями 27
предусмотреть зону отдыха, оснащенную релаксационным инструментарием вне классного помещения -проводить с ними тренинги для снижения тревожности, - разучивать рациональные формы поведения в напряженных условиях, - снижать значимость экзаменационной оценки -проводить с ними тренинги для снижения тревожности, - разучивать рациональные формы поведения в напряженных условиях, - снижать значимость экзаменационной оценки Для снижения тревожности, эмоциональной разгрузки учащихся необходимо универсальным средством снижения эмоционального напряжения являются физическая активность и занятия спортом 28
Регулярные физические упражнения тренируют и улучшают функционирование тех систем организма (сердечно-сосудистая, дыхательная и др.), которые обычно подвергаются наибольшему напряжению вследствие стрессовой реакции Спортивные занятия в период экзаменов должны быть средней интенсивности, чтобы не вызвать переутомления учащихся Показаны ежедневные 30-минутные спортивные игры, силовые упражнения Показаны ежедневные 30-минутные спортивные игры, силовые упражнения Интенсивность нервно-эмоционального напряжения учащихся можно уменьшить и с помощью функциональной музыки, инструментальной и оркестровой 29
41