Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы до века Творим по мере наших сил Н.А.Заболоцкий 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
Advertisements

Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы до века Творим по мере наших сил Н.А.Заболоцкий 2.
ВОСПИТАНИЕ и СОЦИАЛИЗАЦИЯ (В свете идей ФГОС). Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы до века Творим по мере наших сил.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРОСТРАНСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ.
Приоритетные функции воспитания. Как известно, первичная социализация осуществляется в семье. Именно здесь складываются первые представления о мире, о.
Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы до века Творим по мере наших сил Н.А.Заболоцкий 2.
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
МБДОУ «Детский сад 45» КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Требования к условиям реализации образовательного процесса при введении ФГОС ДО» Составитель: Ольхова.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандартов 2 поколения.
Итоги реализации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО Заместитель директора МБОУ СОШ 17 по ВР Малютина.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
Транксрипт:

Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы до века Творим по мере наших сил Н.А.Заболоцкий 2

В процессе разработки программы социализации младших школьников учитываются запросы всех субъектов образования на… Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности. удовлетворение потребностей социальных групп. удовлетворение потребностей личности удовлетворение потребностей общества 3

В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания: В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания: воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова) воспитание как управление процессом социализации личности (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн) воспитание как создание условий для развития личности (Д.В.Григорьев, Б.Т. Лихачев) воспитание как процесс психолого- педагогической поддержки развития личности (О.С.Газман) 4

Идеи управления развитием личности, психолого- педагогической поддержки личностного роста, обеспечения объективных и субъективных условий для развития воспитанников близки и понятны педагогам и в той или иной мере реализуются в практике образования. В то же время восприятие содержания воспитания как управления процессом социализации личности, на наш взгляд, еще не в полной мере освоено практическими работниками образования и нуждается в теоретическом обосновании. 5

Социализация - процесс стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем"отгородиться" от них. Но по своей сущности эти процессы различны. Главная характеристика процесса воспитания - это целенаправленный процесс. социализация - процесс непрерывный, воспитание - дискретный, т.е. прерывный процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, общеобразовательной школе, творческом коллективе учреждения дополнительного образования и т.д. социализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения, даже с пренатального состояния, и не прекращаясь на протяжении всей жизни воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания. 7

Если приобретение знаний не способствует жизненному и социальному самоопределению личности, знания остаются мертвым капиталом. Не случайно мы ратуем сегодня за то, чтобы из школы знаний преобразовать ее в школу развития и самоопределения личности. обеспечить такой уровень мотивации учебной деятельности, когда учебный материал воспринимается как лично значимый. 8

Возможны две формы социализации: социализация как адаптация к определенным социальным условиям. Это не противоречащие друг другу формулировки, а характеристика двух разных форм социализации: адаптации и интеграции, которые, как подчеркивает А.В.Мудрик, зависят от характера взаимодействия индивида с социальной средой. Социализация - не адаптация к среде, а интеграция в определенную среду. 9

Однако изменения среды, ее нестабильность могут привести к дискомфорту личности, неудовлетворенности, стрессовым ситуациям, жизненным трагедиям. Социализация в форме адаптации представляет собой пассивное приспособление к социальной среде. И пока среда стабильна, человек чувствует себя вполне комфортно в ней. Социализация в форме адаптации представляет собой пассивное приспособление к социальной среде. И пока среда стабильна, человек чувствует себя вполне комфортно в ней. 10

Различия между социализацией в форме адаптации и интеграции особенно четко проявляются, когда мы анализируем судьбы специалистов тех профессий, активный период деятельности которых ограничен возрастом. Интеграция как форма взаимодействия индивида с социальной средой предполагает его активное вхождение в социум, когда он способен влиять на среду, изменяя ее или изменяя самого себя. когда человек готов к принятию самостоятельных решений в ситуации выбора, 11

Идейно-политическое нравственное патриотическое трудовое эстетическое физическое другие направления воспитания Говоря о всестороннем, гармоническом развитии личности, мы имели в виду В предшествующие десятилетия выдвигали в качестве цели воспитание всесторонне развитой, гармонической личности. Что это идеал, к которому стоит стремиться, но вряд ли можно достигнуть. Была еще одна причина несостоятельности выдвинутой тогда цели. И к какому выводу пришли? а не личность, не учитывали целостностьь процесса развития личности. 12

Какие характеристики личности в современных условиях наиболее востребованы ? Какие характеристики личности необходимы для активного взаимодействия с социальной средой ? Теперь мы можем конкретизировать цель образования как развитие личности, готовой к социализации в форме интеграции. ? Возникает следующий вопрос: Что именно надо развивать ? 13

Целеустремленность и способность удерживать цель Работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора. Целеустремленность и настойчивость в достижении цели немыслимы без ценностной установки, предполагающей ответственность за нравственно ценный выбор средств достижения цели. целевые ориентиры, которые определяют содержание и направленность всего процесса социализации 17

с учетом потенциала предметных областей, внеурочной и внешкольной деятельности. с учетом возрастных особенностей детей Имея в виду эти целевые установки, важно определить частные задачи социаизации, которые наиболее успешно могут быть решены на этапе начального общего образования средствами конкретной деятельности Имея в виду эти целевые установки, важно определить частные задачи социаизации, которые наиболее успешно могут быть решены на этапе начального общего образования средствами конкретной деятельности 18

Это качество формируется уже в раннем детстве, в дошкольном учреждении, в начальной школе, благодаря тому, что педагог, воспитатель не ограничивается тем, что называет цель предстоящей деятельности, 19

это качество ведь тоже не сразу развивается. Причем есть ряд характеристик, от которых зависит работоспособность, готовность к дальнейшему образованию, которые могут быть сформированы только у дошкольников или младших школьников. 20

- если эти качества не развиваются на этапе начальной школы, вряд ли их удастся развить позже. Причем труднее всего учителям начальных классов развить стремление доводить начатое до конца. 21

Чем объяснить потерю интереса к работе, нежелание ее продолжить? Вот это и будут частные, ситуативные воспитательные задачи, поддерживающие потребность достижения успеха, учитывающие потребность детей этого возраста в одобрении, в положительной оценке сверстников и взрослых. Причины могут быть разные: не сформированы необходимые умения, навыки; не хватает волевых усилий, не хватает усидчивости; не ясна цель деятельности При всех этих вариантах необходима психолого-педагогическая поддержка: повысить интерес, авансировать успех, помочь в освоении нужных приемов деятельности и т.д. возникло затруднение. 22

организации воспитательной деятельности, формирования социального опыта, выдвижения актуальных и перспективных задач развития личности, они решаются всеми средствами и всеми субъектами образовательного процесса, всем стилем деятельности образовательного учреждения. 25

усвоение знаний мы воспринимаем теперь не как цель, а как одно из средств, причем ведущее средство развития личности. Выдвинутая на современном этапе цель образования – развитие личности не означает, что воспитание оказывается более значимым по сравнению с обучением. 26

с монологических методов к диалогу и полилогу, активизация учащихся, благодаря использованию интерактивных форм организации учебного процесса, предоставление права выбора уровня достижений и способа выполнения задания, дифференциация и индивидуализация содержания образования – 27

Требова- ния стандарта Филология Матема тика Окружаю щий мир Основы духовно- нравств. культуры Искусство Технолог ия Физиче ская культур а Предмет- ные: опыт специфической учебному предмету деятельности; опыт преобразования и применения знаний Овладение орфоэпическим и, лексическим и, грамматическими нормами, культурой устной и письменной речи Использ ование математических знаний для описания, объяснения предмет ов, процесс ов и явлений Осознание целостность и окружающего мира; понимание роли России в мировой истории; значения роли экологического равновесия Знакомств о с основным и нормами светской и религиозной морали Овладение практическими умениями и навыками изобразительного, вокального творчества; основами музыкальной культуры на материале искусства родного края Представл ение о созидатель ьном, нравствен ном значении труда; освоение приемов ручного труда, правил техники безопасности Развити е основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и, координации, воли Выявление потенциальных возможностей предметных областей для формирования социального опыта младших школьников.

Выявление потенциальных возможностей предметных областей для формирования социального опыта младших школьников. Требования стандарта Филология Матема тика Окружаю щий мир Основы духовно- нравств. культуры Искусство Технолог ия Физич еская культу ра Метапредм летные: универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные) Опыт учебных действий с языковыми единицами; умение использовать знания для решения познавательных, практически х и коммуникативных задач; опыт пользования словарями и энциклопедиями Овладен ие основам и логическ ого и алгоритмического мышления. Математ ической речью; первоначальное представление об ИКТ Овладение способами изучения природы и общества; опыт поиска информации из различных источников; опыт природоохранной деятельности Опыт коммуникативной деятельности с представителями иной культуры, нации, веры; осознание ценности человеческой жизни Овладение способами решения проблем поискового и творческого характера; опыт разработки сценариев праздников, ритуалов, связанных с традициям и страны, края. ОУ Опыт продуктив но- преобразо вательной деятельности; привычка бережного отношени я к материаль ным и духовным ценностям Опыт самоор ганиза ции режим а дня, физиче ской нагруз ки; овладение ценнос тью здоров ого образа жизни

Выявление потенциальных возможностей предметных областей для формирования социального опыта младших школьников. Требования стандарта Филология Математик а Окружающий мир Основы духовно- нравств. культуры Искусство Технология Личностные: мотивация к обучению; ценностно- смысловые установки; социальные компетентности; нравственныепо зиции; основы гражданской идентичности Представление о языковом и культурном многообразии России; осознание значимости чтения для личностного развития; опыт общения с носителями иного языка, иной культуры; культура устной и письменной речи; опыт диалоговых отношений; становление этно- культурной идентичности как основы гражданственност и в процессе изучения фольклора, народных сказок, истоков народной мудрости Развитие пространст венного воображени я; опыт измерения, расчетов и рефлексивн ой оценки результатов деятельности; опыт применения математиче ских знаний в преобразова тельной деятельности Уважительное отношении к стране, родному краю, семье, истории и культуре России, исторической памяти народа; чувство гордости за свершения, открытия, победы своего народа; проявление внимания, милосердия и заботы к тем, кто нуждается в поддержке; потребность в природоохранн ой деятельности Становление внутренней установки поступать по совести; эмоционально -нравственная отзывчивость; осознание ценности человеческой жизни; формирование опыта предупрежден ия и разрешения конфликтных ситуаций; развитие толерантности, терпимости к иному Формирование эстетических потребностей, ценностей; развитие эстетических чувств и художественно го вкуса; развитие потребности опыта творческой деятельности в конкретном виде искусства; бережное, заинтересованн ое отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности Развитие навыков самообслужи вания, овладение технологичес кими приемами ручной обработки материалов; формировани е этно- культурной идентичности на основе овладения приемами народного декоративно- прикладного искусства

Предмлетные области Связь с внеурочной деятельностью Формы связи с социальной средой Возможности межпредметных связей Филология Клубные занятия, курсы по выбору: риторика, развитие речи, культура речи; разработка сценариев праздников, ритуалов; театрализация, кружки выразительного слова; изучение фольклора, искусства родного края; вечера поэзии, литературного творчества; учебно-исследовательская деятельность, связанная с изучением языка, литературы, устного народного творчества Экскурсии в краеведческие и литературные музеи, просмотры и обсуждения спектаклей, кинофильмов, телепрограмм; встречи с писателями, поэтами, деятелями культуры родного края; участие в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, литературное краеведение, выступление в дошкольных учреждениях, детских домах, перед населением Связь с предметной областью «Искусство» с целью опоры на образное восприятие младших школьников; с курсом «Этно- художественная куьтура» (авторский коллектив под руководством Т.Я.Шпкаловой) с целью опоры на народные, этнические традиции; с курсом «Основы духовно- нравственной культуры» для развития чувства красоты нравственных норм, культуры речевого общения Формирование социального опыта учащихся на основе связи обучения с внеурочной и внешкольной деятельностью: системно-деятельностный подход.

Предмлетные области Связь с внеурочной деятельностью Формы связи с социальной средой Возможности межпредметных связей Математика и информатика Кружки «занимательная математика», по освоению и практическому применению компьютерной грамотности; преобразовательная деятельность и развитие пространственного воображения с применением математических знаний(расчет площади, планирование размещения наглядных пособий с учетом имеющихся площадей Применение математических знаний при благоустройстве школьной территории и ближайшего социума: расчет площади и определение форм клумб, рабаток при озеленении; планирование спортивных, игровых площадок; участие в муниципальных математических олимпиадах Связь с курсом «Технология» с целью применения математических знаний в процессе проектной, конструкторской деятельности: с курсом «Окружающий мир» при организации расчетов, планировании природоохранной деятельности учащихся, проведении элементов социологических исследований в процессе учебно- исследовательской деятельности

Организация единого социализирующего пространства муниципального района Общеобразова- тельные учебные заведения Учреждения дополнительного образования детей (опыт интеллектуального, технического, художественного творчества, делового взаимодействия и др.) Администрация района (создание условий социализации) Учреждения культуры (опыт поиска необходимой информации, восприятия художественных произведений, коммуникативной деят- ельности) Детские общественные организации (опыт социальной активности, проявления самостоятельности, отвественности, управления) Спорткомплексы (развитие потребности занятий спортом, опыт выбора видов спорта) Муниципальная служба (психолого-педагогическая и практическая подготовка учителя)

Как известно, первичная социализация осуществляется в семье. Именно здесь складываются первые представления о мире, о добре и зле, здесь ребенок осознает себя. С первых дней обучения в школе ребенок может встретиться с проблемами из-за новой социальной роли. Продлению барьеров социализации служат функции процесса воспитания Первая функция - компенсация недостатков первичной социализации. 28

Создание каждому ребенку ситуации успешности. А для этого - включение ребенка в ту деятельность, которая позволит ему самореализоваться, почувствовать себя значимым для других. Особенно актуальным становится тезис Л.И.Новиковой: создать каждому «эффект старшего друга», не обязательно это должен быть старший по возрасту. 29

«Эффект старшего друга» состоит в том, что у каждого должен быть человек, с кем он может посоветоваться, кому готов открыть душу. Хорошо, если таким «старшим другом» будет кто-нибудь из родителей, близких родственников, учителей, руководителей творческого коллектива, кто- нибудь из одноклассников. 30

Следующая функция по управлению процессом социализации личности - предупреждение или коррекция детских комплексов: Ребенок неуверен в себе из-за неуспешности в учебной деятельности; испытывает дискомфорт из-за недоброжелательного отношения сверстников, физических недостатков все это и вызывает детские комплексы и может привести к формированию выученной беспомощности, препятствовать самоактуализации и самоутверждению личности. неудовлетворенности своим внешним обликом (слишком маленький, очень высокий, толстый, медлительный и т.п.) 31

Особую значимость приобретают функции воспитания, связанные с открытостью, синергетичностью образовательного пространства, основанные на взаимодействии с социальной средой. Связь с социумом предполагает две разнонаправленные функции воспитания. С одной стороны, связь с социальным окружением предполагает активное использование потенциальных возможностей социальной среды для обогащения социального опыта детей. Организация целостного муниципального социализирующего пространства –с целью реализации потенциальных ресурсов 32

С другой стороны,, необходимо предупредить и по возможности нивелировать влияние негативных факторов социальной среды. Это влияние проявляется не только в распространении наркомании, проституции в молодежной среде, не только в росте преступности, беспризорности, но и в массированном воздействии средств массовой информации на неокрепшие души детей. Причем воздействие подчас прямо противоположное тем целям духовно-нравственного развития, которые выдвигает воспитательная система образовательного учреждения. 33

Мы стремимся развивать доброжелательность и сострадание, отзывчивость и милосердие, терпимость к другому мнению, к другой культуре, толерантность как проявление нравственной ценности. И в это же время культ силы и насилия, жестокости и неразборчивости средств достижения цели пронизывает телевизионные фильмы и шоу. Некоторые телепередачи как будто специально рассчитаны на утверждение прямо противоположных установок на бездуховность, эгоцентризм, унижение окружающих, стремление отвергнуть все и всех, кто может помешать в достижении эгоистической цели. Некоторые телепередачи как будто специально рассчитаны на утверждение прямо противоположных установок на бездуховность, эгоцентризм, унижение окружающих, стремление отвергнуть все и всех, кто может помешать в достижении эгоистической цели. Даже детские передачи, популярные мультфильмы не лишены сцен жестокости и насилия. 34

Не унижая, не критикуя низменные, с нашей точки зрения, пристрастия, предпочтения учащихся, приобщить их ко всему богатству народной, национальной культуры, истинным образцам художественного творчества, расширяется кругозор учащихся и поощряется вдумчивое, избирательное отношение к тому, что преподносит социальная действительность. При этом приобретает значение принцип регионализации, проявляющийся в опоре на трудовые и художественные народные традиции, в приобщении к искусству мастеров, к народной педагогике. Только в этом случае мы воспитаем не потребителей искусства, а ценителей, трансляторов, хранителей и создателей культурных ценностей. Что может противопоставить воспитательная деятельность? 35

Продуктивна интеграция воспитательного, социализирующего потенциала на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования. В итоге формируются, по определению А.В. Мудрика, «центры кристаллизации» Таким центром кристаллизации может стать образовательное пространство школы, и довольно часто общеобразовательная школа становится своеобразным культурным центром на селе, в муниципальном районе Продуктивна интеграция воспитательного, социализирующего потенциала на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования. В итоге формируются, по определению А.В. Мудрика, «центры кристаллизации» Таким центром кристаллизации может стать образовательное пространство школы, и довольно часто общеобразовательная школа становится своеобразным культурным центром на селе, в муниципальном районе 36

создает условия для развития индивидуальных способностей каждого, самоопределения, самоутверждения в социокультурном пространстве, тем самым способствуя позитивной социализации подрастающего поколения. Пролетарская средняя школа. Новгородская область определяет развитие позитивных потребностей детей и населения микрорайона, города, Становясь подобным «центром кристаллизации», образовательное пространство школы 37

определении общих и частных задач социализации с учетом психологических особенностей возрастного развития, потенциала предметных областей, внеурочной и внешкольной деятельности для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования. воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях: целевой установки на обеспечение условий позитивной социализации в форме интеграции; гуманизации позиции педагога, способного с уважением и оптимистической позицией принять ребенка, проявить эмпатию, создать благоприятный нравственно- психологический климат в коллективе;

41 Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет: Пусть будет добрым ум у Вас, А сердце мудрым будет С.Маршак С Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ Зарецкая И.И., Сологуб В.А.