«Я посвятил своё искусство отображению жизни русской деревни…» Выполнила: Калинкина Инна Григорьевна МБОУ «Пушкинская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О жизни и творчестве Картинная галерея Тест Об авторе.
Advertisements

Родился 24 июля 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Свои первые художественные навыки Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857),
Шишкин – виртуоз рисунка Автор Батырова Алия Алмазовна ученица 10 А класса МБОУ «Лицей 14» г. Нижнекамска Республики Татарстан Руководитель Рыжкова Ольга.
Цель: продолжить знакомство с творчеством художников-передвижников – познакомить учащихся с портретами кисти Крамского, Ге, Перова; сопоставить литературу.
Эпическая тема в произведениях русской живописи В.Васнецов, М.Врубель, И.Билибин, Н.Рерих.
Факультет : филологический Группа : РС -21 Серикова М. К.
Описание окружающей среды на картине Н.Н.Дубовского «Море» 6 класс.
Алексей Михайлович Грицай Бывают случаи, когда изменения в выборе пейзажного мотива и взгляда на него обозначают и очень важные перемены.
РУССКАЯ живопись XIX века Работу выполнила ученица 8 класса МОУ СОШ п.Заря Палкина Татьяна.
А КТУАЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ. Проект разработали: Хрусталева Т. А., Амосова И. В., Чапорова С. Е., Попкова Т. И., Мамаева.
Мордва – крупнейший финно – угорский народ Урок краеведения в 9 классе Подготовила: Марина Людмила Петровна, учитель географии первой квалификационной.
Жизнь простых людей в творчестве художников 18 века.
Живопись XVIII века. От парусины к портрету.. В средневековой культуре не было светского изоискусства, оно носило культовый характер и было представлено.
Рано погасшая звезда. Башкирцева Мария Константиновна (1858 – 1884) Мария Башкирцева родилась 12 ноября 1858 г. в богатой дворянской семье на Полтавщине.
Бельчикова Н.В. – зам.зав. по УВР Нищик С.В. - руководитель изостудии МДОУ д/с 30.
Портрет петровского времени. й й ф Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению.
Государственное учреждение образования «Средняя школа 1 г. п. Корма» Н.М. Колядко.
ВЫПОЛНИЛА: ОХАПКИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА, УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА МБОУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА 35» Г. ДЗЕРЖИНСК НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Изображение предметного.
Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме: Урок развития речи в 7 классе по картине Е.Широкова "Друзья"
Жизнь и творчество Н.П.Крымова Выполнил.БЕЛОВ.С.А.
Транксрипт:

«Я посвятил своё искусство отображению жизни русской деревни…» Выполнила: Калинкина Инна Григорьевна МБОУ «Пушкинская СОШ»

Свое предназначение в искусстве Ф.В. Сычков видел в том, чтобы раскрывать красоту, неповторимость деревенского бытия, которые чувствовал и понимал глубже, чем многие другие мастера, поскольку вышел из этой среды и никогда не порывал с ней. «Я посвятил свое искусство отображению жизни русской деревни»- писал художник.

Федот Васильевич Сычков

В противоречивую эпоху социальных потрясений и сложных идейно-эстетических исканий Ф.В. Сычков оставался верным продолжателем лучших традиций русской реалистической школы живописи ХIХ века. Художественному мировоззрению мастера оказались чужды авангардистские тенденции, стремление к конструктивистским формам, не имевшим отношения к реальному миру, а затем и ложная патетика искусства сталинской эпохи. Тональностью своего мировосприятия как художника радости бытия ближе к эстетике второго поколения «Мира искусства» с их культом красоты, торжествовавшим над социальным реализмом передвижников.

Родился в 1870 году в селе Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии, ныне Ковылкинского района Республики Мордовия, в бедной крестьянской семье. Рано осиротел. Общее образование получил в трехклассной земской школе.

Но прошло еще несколько лет, прежде чем Сычков взял в руки кисть и вступил на тернистый путь художника. Опираясь на те небольшие знания в области рисунка и живописи, которые он получил у П.Е. Дюмаева, а затем в иконописной артели Д.А. Решетникова, Ф.В. Сычков начал работать самостоятельно, писал иконы, портреты односельчан.

В 1892 году Сычков переступил порог Рисовальной школы, где учился у К.В.Лебедева, И. В. Творожникова, Я.Ф.Ционглинского. Эволюция Сычкова от художника-самоучки до профессионала проходила стремительно. В стенах школы он получил начальные знания в области рисунка и живописи, и уже через год занятий его мастерство становится уверенней, свободней, рисунок более точным. К числу наиболее удачных ранних произведений можно отнести «Портрет младшей сестры художника Екатерины Васильевны Сычковой» (1893). В том, как живописными средствами передана фактура ткани, как согласованы цвета, видна колоссальная работа, которую проделал Сычков за год учебы. В это же время он начал писать заказные портреты. Это было связано с трудностью его материального положения, но перед ним был и блестящий пример работы в заказном портрете ведущих мастеров того времени. Постоянная работа в этом жанре оттачивала мастерство молодого художника.

В 1895 году в качестве вольнослушателя он поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств. Учился по классу батальной живописи у Н.Д. Кузнецова и П.О. Ковалевского, придерживавшихся в своей педагогической практике демократических принципов передвижничества.

Ко времени учебы в АХ относится "Портрет Анны Ивановны Сычковой, матери художника" (1898), созданный в лучших традициях художников-демократов. В силуэте маленькой, слегка сгорбившейся фигуры, чувствуется задавленность жизнью. Эта щемящая нота развивается в колорите, выдержанном в серо-черной монохромной гамме. В годы учебы Сычков написал несколько автопортретов. Ранний среди них 1893 года относится ко времени учебы в школе Общества поощрения художеств.

Как многие молодые живописцы того времени, Сычков мечтал учиться в мастерской Репина, с которым был знаком через генерала Арапова еще с той поры, когда только приехал в Петербург и поступил в Школу Общества поощрения художеств. Генерал показывал Репину работы своего талантливого протеже, которого называл не иначе как «мой Рафаэль». Во время вступительных экзаменов в АХ Репин узнал Сычкова, сделал несколько полезных замечаний. Еще не раз обращался он к Репину за советами, в частности, при создании выпускной работы «Вести с войны» (1900). Несмотря на то, что во время обучения в АХ Сычков изучал батальную живопись, после окончания учебы он нашел свое призвание как портретист и жанрист.

Окончание АХ Сычковым в 1900 году пришлось на рубеж веков, с его фейерверком художественных течений и направлений, целой плеядой гениальнейших в своих дерзновенных авангардистских поисках творцов. В контексте сложной эпохи рубежа веков творчество Сычкова кажется традиционным. Он не испытал душевного смятения и растерянности перед наступлением нового. Его отличала четкая жизненная позиция, твердая уверенность в избранном раз и навсегда пути художника-бытописателя русской деревни. В своих художественных исканиях он близок к группе таких живописцев как С.А.Коровин, Ф.А.Малявин, А.Е.Архипов.

Однако было бы ошибочно сводить все творчество Сычкова к «вечному» празднику. Собственные впечатления детства и юности, сопряженные со временем нищеты, унижений, определили демократизм Сычкова, умение сопереживать, тонко понимать суть жизненного уклада русского крестьянства е годы – время творческой зрелости Сычкова.

Размеренный трудовой ритм жизни деревни просто и правдиво он показал в картинах «Мяльщицы льна»(1905), «Возвращение с сенокоса» (1911). Художник не драматизирует, не строит сложной сюжетной завязки, кажется, ему не стоило особого труда и усилий перенести сцены труда на холст. Но в этой непринужденности и естественности построения композиции, предстающей живой реальной действительностью, его самобытность и сила дарования. Способность Сычкова показать каждодневное будничное явление в художественной опоэтизированной форме - свидетельство большого знания, любви и понимания деревенской жизни.

Параллельно с основной линией, посвященной жизни и быту крестьянства, в творчестве Сычкова в 1900-е годы развивается вторая - эта линия связана с парадным заказным портретом. Сычков был в это время необычайно популярным портретистом в Петербурге. Заказчиков, вероятно, привлекало его умение писать быстро и точно, схватывая особенности внешнего облика портретируемых. Среди его «моделей» - банкиры, чиновники, светские дамы. Прекрасным образцом парадного портрета является "Портрет в черном" (1904).

Интересной страницей в творчестве живописца стали детские портреты. К ним он впервые обратился в 900-е годы, если не считать несколько ученических этюдов, где в качестве модели ему позировали дети. И живописные, и выполненные в технике акварели портреты детей показывают серьезное и глубокое понимание автором души ребенка. В них привлекает подкупающе искреннее в своей безыскусной простоте и ясности умение передать душевный мир детей. "Приятели" (1911), "Подружки. Дети" (1916), "Гринька" (1937) принципиально отличаются от портретов крестьянских детей, написанных поздними передвижниками. В них смягчен социальный акцент, нет слащавости и сентиментализма.

Жизнь Сычкова не была богата внешними событиями. Одним из самых ярких его жизненных впечатлений стала поездка за границу в 1908 году. Знакомство с шедеврами западно-европейского искусства стало мощным импульсом для дальнейшей творческой деятельности живописца, подняло ее на качественно новый художественный уровень. Он привез из Италии и Франции много пейзажей- это марины, архитектурные пейзажи Рима, Венеции, Ментоны. Грандиозные сооружения Древнего Рима - арка Константина, Форум, Колизей предстают в них символами былого величия античной империи.

Творческий диапазон Сычкова был достаточно широк. Помимо портретов, пейзажей, жанровых полотен, на протяжении всей жизни он писал натюрморты: от классически ясных по манере исполнения, как, например, «Натюрморт. Фрукты», созданный в 1908 году во время поездки по Италии, до более характерных для него натюрмортов с пейзажным подходом - «Клубника» (1910), «Огурцы»(1917), и др., в которых в несколько ином преломлении звучит все та же тема жизни и быта деревни. Сычков любил поработать в саду, в огороде. С гордостью говорил: «Я - мужик деревенский!». Знание жизненного уклада деревни помогало ему создавать такие свежие, красочные натюрморты.

Октябрь 1917 года он встретил признанным сложившимся мастером. Однако для него, как и для большинства творческой интеллигенции того времени, это событие стало непростым испытанием. В Петрограде была разграблена его мастерская, погибли многие работы. И все-таки он принял новую власть как истинно народную, участвовал в оформлении революционных праздников, писал плакаты, портреты вождей.

Конец х гг. – время, когда Сычков создавал, в основном, варианты или повторения своих ранних работ, продолжая разрабатывать любимую и характерную для него тему праздников, варьируя сюжеты дореволюционных картин - «Подружки» (1920), «Праздничный день» (1927), «Праздничный день. Подруги. Зима» (1929) и ряд других. Его живописный стиль эволюционировал в это время в сторону большей колористической яркости.

В 1930-е гг., когда была образована мордовская автономия, особое место в творчестве живописца заняла национальная тема. Впрочем, обращение к этой теме нельзя рассматривать как реверанс в сторону властей, поскольку мордовская этно-культура давно вызывала интерес у мастера, о чем свидетельствуют многочисленные фотографии из архива Сычкова. В отличие от русских крестьянок, мордовки продолжали носить национальную одежду и в советский период. Десятки набросков, этюдов мордовского национального костюма, предшествовавших созданию таких известных картин как «Учительница-мордовка» (1937), «Трактористки-мордовки» (1938).

Во второй половине 30-х годов тематика искусства Сычкова расширяется за счет обращения к советской действительности. Созданные им в это время полотна «Выходной день в колхозе» (1936) «Колхозный базар» (1936) и др.

Феномен Сычкова как творческой личности - в приверженности критериям, обретенным им в начале творческого пути, верности одной теме - теме жизни и быта русской деревни, пропущенной через призму его художнического видения крестьянского бытия как устоявшихся вековых традиций. Они ломались на его глазах в советский период, но он не желал живописать тот усредненный тип советской колхозницы в фуфайке или сереньком пиджачке,что было визуальным олицетворением равенства полов. В его архиве сохранился большой фотодокументальный материал. На фотографиях 1940-х годов женщины пляшут под гармошку, одеты в серые платки, кирзовые сапоги, мешковатые пиджаки. Лица те же, что и на полотнах мастера более раннего периода - открытые, задорные, смешливые. Художник активно использовал в своей работе, как вспомогательный материал, фотографии. Но изображал свои модели традиционно в русских сарафанах, ярких платках, бусах. Им создана галерея блестящих портретов русских крестьянок.

Произведения х годов можно рассматривать и как результат настоящего подвижничества мастера. Известно, что в это время он имел серьезные проблемы со зрением. Для него – художника - это было подлинной трагедией. Но, несмотря на это, с духовным стоицизмом, отвергая недуг, он продолжал работать. «Не хочется быть старым,- писал Сычков в одном из писем художнику Е. М. Чепцову. - Как говорят, художники не могут стареть, их работы должны быть всегда молоды и интересны». На восьмом десятке жизни он создал такие полные свежести чувств полотна, как «Возвращение из школы» (1945), «Встреча героя» (1952).

Последние два года перед смертью Сычков жил в Саранске. Он работал по-прежнему много, с упоением, вдохновенно. Для него живопись была настоящим источником радости. «Жизнь на земле так прекрасна…но жизнь художника в полном смысле есть самая интересная из всех занятий…» - строки из письма Ф.В. Сычкова могут быть эпиграфом к творчеству этого живописца, влюбленного в окружающий мир.

Ф. В. Сычков умер в Саранске в 1958 году. С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова около 600 произведений, включая этюды и эскизы). В 1970 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, был издан приказ Министерства культуры Мордовской АССР об открытии на родине художника мемориального музея. Дом-музей Ф. В. Сычкова был открыт 11 марта 1970 года в с. Кочелаеве после некоторой реконструкции помещений.

Галерея

Акулька Блондинка-кокетка

Бой-баба В цветущем огороде

Венеция. Рабочий поселок Возвращение из школы

Возвращение с сенокоса Гринька. Этюд

Девичья улыбка Девочка в огороде

Девочка, собирающая полевые цветы Девушка в красном платке

Девушка в оранжевом платке Девушка в платке

Девушка в синим платке Девушка

Деревенская красавица Дети в Мальвах

Женский портрет Жница

За работой. Подруги Крестьянская девушка

Зимний вечер. Этюд Зимняя дорога

Клубника Колхозный базар

Ледоход Настя за вязанием

Натюрморт. Вина и фрукты Огурцы

Полевые цветы Праздничный день. Подруги

Плясунья Соня Подружки. Дети

Приятели Проска

Рим. Храм Весты С гор

Собираются в гости Трактористки-мордовки

Трудный переход Школьница-отличница

У изгороди. Зима У изгороди. Лето

Спасибо за внимание!