Роль кафедры «Профилактика заболеваний, здорового образа жизни и эпидемиологии» в профессиональном обучении врачей Роль кафедры «Профилактика заболеваний, здорового образа жизни и эпидемиологии» в профессиональном обучении врачей С.Н. Алексеенко, М.Г. Авдеева ГБОУ ВПО Кубанский Государственный Медицинский Университет Министерства Здравоохранения Российской Федерации
Здоровье населения представляет собой важнейший источник благосостояния, экономического и культурного развития общества
Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года Концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года Государственные документы по проблеме Здорового Образа Жизни
10
8
Популяция: 142 миллиона Площадь: 17 миллионов км 2 Рождаемость: 11,3 на Общая смертность: 14,6 на
11
Проблемы профилактики маломощность учреждений, недостаток кадров, недостаток финансирования, низкий уровень заработной платы сотрудников несамостоятельность (вхождение в структуру других учреждений)
Европейская стратегия профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями обеспечение образования и профессиональной подготовки работающих и будущих работников здравоохранения с целью углубления их знаний для профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями (НИЗ); вооружение населения соответствующими знаниями; использование существующих людских ресурсов с большей отдачей, например, посредством расширения возможностей в области укрепления здоровья и профилактики в работе медицинских сестер, стоматологов и фармацевтов
Концепции здорового образа жизни (сохранения и укрепления здоровья) в КубГМУ КубГМУ - Вуз здорового образа жизни
Концепции для трех уровней обучения профилактике заболеваний и здоровому образу жизни Концепция обучения профилактике заболеваний, укреплению, сохранению и формированию здоровья надо дипломном уровне Концепция здорового образа жизни (сохранение, укрепление и формирование здоровья) студентов Кубанского государственного медицинского университета) Концепция послевузовского профессионального образования в интернатуре и ординатуре по дисциплине «Формирование здорового образа жизни»
Обучение эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей Формирование ответственного отношения к своему здоровью и принципов ответственного родительства - у студентов Динамическое наблюдение за пациентами группы риска развития неинфекционных заболеваний Оценка функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей Компетенции:
ЗОЖ информационно- аналитический научно–методический здоровьесберегающей инфраструктуры просветительно- воспитательный административно- правовой физкультурно- спортивный Программа включает основные модули: профилактически-оздоровительный организационно-массовых мероприятий
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта нового поколения выпускники медицинского ВУЗа, независимо от полученной специальности, должны обладать необходимыми компетенциями в области профилактической деятельности
Кафедра «Профилактика заболеваний, здорового образа жизни и эпидемиологии» Кафедра образована 1 сентября 2013 года. Является пилотным проектом по преподаванию предметов –«Основы здорового образа жизни» –«Профилактика заболеваний» как самостоятельных учебных дисциплин в вузах России Также преподается дисциплина –«Эпидемиология»
Кафедра «Профилактика заболеваний, здорового образа жизни и эпидемиологии» Преподавание данных учебных дисциплин ведется на всех факультетах: лечебном, педиатрическом, стоматологическом, медико-профилактическом фармацевтическом (очная и заочная формы обучения)
Основы здорового образа жизни
Объем учебной дисциплины (модуля) «Основы здорового образа жизни» Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц Семестр 3 часов Аудиторные занятия (всего), в том числе 48 Лекции (Л) 14 Практические занятия (ПЗ) 34 Семинары (С) -- Лабораторные работы (ЛР) -- Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе 24 Курсовая работа -- Доклад (сообщение, презентация) 22 Подготовка к занятиям 12 Подготовка к текущему контролю 88 Подготовка к промежуточному контролю 22 Вид промежуточной аттестации зачет экзамен -- ИТОГО: Общая трудоемкость часов 72 зачетных единиц 2 2
Ступени процесса модификации образа жизни полноценное и сбалансированное питание отказ от табакокурения физическая активность 11
Ступени процесса модификации образа жизни отказ от злоупотребления алкоголем, экология жилища и рабочего места профилактика наркомании 22 соблюдение режима труда и отдыха
Ступени процесса модификации образа жизни регулярное прохождение медицинских осмотров психогигиена- ническая гармония в семье и в рабочей среде 33 предупреждение инфекций, передающих-ся половым путем
Задачи формирования здорового образа жизни формирование убеждения в престижности здорового поведения и воспитание потребности в здоровом образе жизни; создание необходимой инфраструктуры по формированию здорового образа жизни и диспансеризации здоровых (включая здравпункт и Центр здоровья); использование инновационных методов и способов воздействия на коллектив для выбора здорового поведения; обеспечение максимально возможного научного и методического сопровождения деятельности по формированию здорового образа жизни; разработка и внедрение эффективных программ (в т.ч. интегрированных в образовательные дисциплины) на кафедрах и факультетах по формированию здорового образа жизни; усовершенствование необходимой материально-технической базы, обеспечивающей деятельность по формированию здорового образа жизни; систематизирование занятий физической культурой и спортом; создание постоянно действующей системы информирования и обучения студентов и профессорско-преподавательского состава по вопросам сохранения и укрепления здоровья, включая создание постоянно действующего Интернет-ресурса по формированию ЗОЖ; повышение эффективности работы системы оказания социально-психологической помощи.
Профилактика заболеваний
Объем учебной дисциплины (модуля) «Профилактика заболеваний» Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц Семестр 7 часов Аудиторные занятия (всего), в том числе 48 Лекции (Л) 14 Практические занятия (ПЗ) 34 Семинары (С) -- Лабораторные работы (ЛР) -- Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе 24 Курсовая работа -- Доклад (сообщение, презентация) 22 Подготовка к занятиям 12 Подготовка к текущему контролю 88 Подготовка к промежуточному контролю 22 Вид промежуточной аттестации зачет экзамен -- ИТОГО: Общая трудоемкость часов 72 зачетных единиц 2 2
Направления обучения профилактике Гигиеническое обучение и воспитание населения Планирование семьи Профилактические мероприятия для детей и подростков Профилактическая работа поликлиники Диспансерный метод в работе женских консультаций Факторы риска, стратегия профилактики и диспансеризация при –Болезнях системы кровообращения –Злокачественных новообразованиях –Травматизме –Болезнях органов дыхания –Туберкулезе –Инфекционных заболеваниях –Алкоголизме, наркомании, токсикомании, табакокурении –Болезнях органов пищеварения –Болезнях костно-мышечной системы
Последипломная подготовка интернатура и ординатура Формирование здорового образа жизни Дисциплины по выбору: –Интернатура – 36 часов (1 ЗЕТ) –Ординатура – 72 часа (2 ЗЕТ)
Эпидемиология
Объем учебной дисциплины (модуля) «Эпидемиология» Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц Семестр 11 часов Аудиторные занятия (всего), в том числе 72 Лекции (Л) 21 Практические занятия (ПЗ) 51 Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе 36 Работа с компьютерной правовой поисковой системой Класса «Гарант», Консультант 44 Доклад (сообщение, презентация) Расчетно-графическая работа (УИРС) Подготовка к занятиям 10 Подготовка к текущему контролю 88 Подготовка к промежуточному контролю 22 Вид промежуточной аттестации зачет экзамен -- ИТОГО: Общая трудоемкость часов 108 зачетных единиц 3 3
Таким образом, реализация разработанной системы образования в области профилактики в медицинском ВУЗе обеспечивает уровень знаний о формировании здорового образа жизни в контексте профессиональной деятельности будущих врачей, одним из направлений которой является профилактика заболеваний и укрепление здоровья, как у населения, так и личного здоровья
Благодарю за внимание!