С П Е Ц И Ф И КА Ц И Я экзаменационной работы по обществознанию единого государственного экзамена 2010 -2011 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сравнительный анализ содержания КИМов по обществознанию (спецификации 2009г, 2010г.) Блошко А.А., руководитель РМО учителей истории Свердловского района.
Advertisements

Об итогах ЕГЭ по обществознанию в 2009 году в Краснодарском крае Голикова Наталья Юрьевна – зам. председателя предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ.
Анализ ЕГЭ-2012 общестознание.. В экзаменационной работе по обществознанию образца 2012 года, содержалось 37 заданий. Из них 20 заданий части 1 (часть.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
ЕГЭ 2015 год Предмет: обществознание (общая характеристика) Учитель истории и обществознания Плотникова И.П. ГБОУ гимназия 192 Калининского района Санкт-
РОССИЯРостовская область Таганрог ТГПИ 2012 (2011) Количество выпускников 11- х классов, сдававших экзамен (408000) (12048) 865 (829) 116.
Об изменениях в ЕГЭ по Обществознанию – 2015
Результаты ЕГЭ 2012 года по обществознанию в Новгородской области.
Общие цифры ЕГЭ по обществознанию Минимальный балл 39 Средний балл 56,3857,11 Количество cдававших Не сдали ЕГЭ, % 3,9.
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (в новой форме) по ИСТОРИИ.
МОУ «СОШ 20». Баулина Т.В.. В 2011 году Сокращено число заданий с выбором ответа (с 24 до 22). Часть А содержит задания двух уровней: 16 заданий базового.
Анализ качества знаний кафедры общественных дисциплин.
Методическая поддержка ГИА-9 (в новой форме) Презентация по предмету: «Биология» Кобозева О.И., учитель высшей квалификационной категории, отличник народного.
ИСТОРИЯ Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого!
ГИА по истории 2012/2013. Документ, определяющий содержание экзаменационной работы Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ О методических особенностях подготовки выпускников XI (XII)
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Семинар для учителей истории и обществознания Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознания 20 ноября 2009 г.
Транксрипт:

С П Е Ц И Ф И КА Ц И Я экзаменационной работы по обществознанию единого государственного экзамена г.

Документы, определяющие содержание экзаменационной работы: 1. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, профильный и базовый уровни (Приказ Минобразования России 1089 от г.). 2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ МО от 30 июня ) 2

Структура экзаменационной работы Системообразующим признаком для каждой части работы является форма заданий: часть 1 содержит задания с выбором ответа часть 2 содержит задания с кратким ответом часть 3 содержит задания с развернутым ответом 3

Распределение заданий по частям работы 2009 г. Части работы Число заданий Макси- мольный первичныйыйыйый. балл % максимального первичныйыйыйыйного балла за задания данной части от максимального первичныйыйыйыйного балла за всю работу, равного 62 Тип заданий Часть ,4 Задания с выбором ответа Часть ,1 Задания с кратким ответом Часть ,5 Задания с развернутым ответом Итого 44 (предъявил. 49)

Распределение заданий по частям работы 2010 г. Части работы Число заданий Макси- мольный первичныйыйыйыйн. балл % максимального первичныйыйыйыйного балла за задания данной части от максимального первичныйыйыйыйного балла за всю работу, равного 59 Тип заданий Часть ,7 Задания с выбором ответа Часть ,9 Задания с кратким ответом Часть ,4 Задания с развернутым ответом Итого 39 (предъявиляется 46)

Распределение заданий по частям работы 2011 г. Части работы Число заданий Макси- мольный первичныйыйыйыйн. балл % максимального первичныйыйыйыйного балла за задания данной части от максимального первичныйыйыйыйного балла за всю работу, равного 59 Тип заданий Часть ,3 Задания с выбором ответа Часть ,3 Задания с кратким ответом Часть ,4 Задания с развернутым ответом Итого 38 (предъявиляется 44)

Распределение заданий экзаменационной работы по проверяемому содержанию В первой части работы представлены все 8 содержательных линий курса: человек, общество, познание, духовная сфера, право; экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера. Задания сгруппированы в пять блоков-модулей: человек и общество, экономика, социальные отношения, политика, право! Вместо 6 по плану работы 2009 гг. Отбор заданий второй и третьей части по каждому варианту работы определяется проверяемыми ими умениями. 7

В число заданий с развернутым ответом (третья часть работы) входит: Задания С1–С4 объединены в составное задание с фрагментом текста. Задания С1 и С2 преимущественно направлены на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, а также на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний. Задание С3 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на полученные знания. Задание С4 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, аргументацию и формулировку оценочных суждений, связанных с положениями текста. С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в за- данном контексте. С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни; С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. С8 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. С9- мини- сочинение (эссе). 1

В число заданий с развернутым ответом (третья часть работы) входит: Четыре задания (в том числе составное задание с фрагментом текста и четырьмя вопросами к нему), содержательно относящиеся к шести базовым наукам, заявленным в стандарте по обществознанию базового и профильного уровня (философии, политологии, социальной психологии, экономике, правоведению, социологии.) Альтернативное задание, требующее написать мини- сочинение (эссе) по одной теме из 6, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний. Каждая тема-высказывание соотносятся с одной из шести базовых наук (философией, экономикой, социологией, политологией, социальной психологией, правоведению) В каждом варианте работы заданиями С1–С8 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса. 9

В число заданий с развернутым ответом (третья часть работы) входит: Завершает работу альтернативное задание С9, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний. Каждая тема- высказывание соотносится с одной из шести базовых наук обществоведческого курса (философией, экономикой, социологией, политологией, социальной психологией, правоведением). 10

Распределение заданий по основным содержательным блокам (темам, разделам) учебного предмета 2009 г. Содержательные блоки Число заданий Макси- мольный первичныйыйыйыйн. балл % максимального первичныйыйыйыйного балла за задания данного блока содержания от максимального первичныйыйыйыйного балла за всю работу, равного 62 Общество. Духовная жизнь общества 7*6-1012,9** Человек. Познание человеком мира 7* ,9** Социальные отношения 7*6-1012,9 ** Политика 7*6-1012,9 ** Экономическая сфера 7*6-1012,9** Право 7*6-1012,9** Одна из базовых наук нового стандарта (составное задание) 4 задания в составном 1016,1 Содержательная линия по выбору (альтернативное задание) 1 из предложенных 46,5 Итого 44 (предъявляется 49)

Распределение заданий по основным содержательным блокам (темам, разделам) учебного предмета 2010 г. Содержательные блоки Число заданий Макси- мольный первичныйыйыйыйный балл % максимального первичныйыйыйыйного балла за задания данного блока содержания от максимального первичныйыйыйыйного балла за всю работу, равного 59 Человек и общество ,6 Экономика ,9 Социальные отношения ,3 Политика Право ,9 Одна из базовых наук нового стандарта (составное задание) 4 задания в составном 1016,9 Содержательная линия по выбору (альтернативное задание) 1 из предложенных 56,8 Итого

Распределение заданий по видам умений и способам действий Основные умения и способы действий Вся работа Часть 1 (задания с выбором ответа) Часть 2 (задания с кратким ответом) Часть 3 (задания с развернутым ответом) 1. Требования: «Знать/понимать» Требования: «Уметь» характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты, их место и значение в жизни общества как целостной системы 4--4 [ 13

Распределение заданий по видам умений и способам действий 2 Основные умения и способы действий Вся работа Часть 1 (задания с выбором ответа) Часть 2 (задания с кратким ответом) Часть 3 (задания с развернутым ответом) анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями объяснять внутренние и внешние связи причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) 44 14

Распределение заданий по видам умений и способам действий 3 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

Распределение заданий по видам умений и способам действий 4 осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно- популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

Распределение заданий по видам умений и способам действий 5 сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

Распределение заданий по видам умений и способам действий 6 оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности 33 формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам 33 18

Распределение заданий по видам умений и способам действий 7 применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам Подготавливать творческую работу Требования «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» 44 19

Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности Часть 1 содержит задания двух уровней: 17 заданий базового уровня и 7 - повышенного уровня. Часть 2 содержит четыре задания базового уровня (В1, В2, В3 и В5) и два задания повышенного уровня сложности (В4 и В6). Часть 3- два задания базового уровня (С1 и С2) и семь заданий высокого уровня сложности (С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9). 20

Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности 2011 г. Часть 1 содержит задания двух уровней: 16 заданий базового уровня сложности и 6 – повышенного уровня. Часть 2 содержит четыре задания базового уровня (В1, В2, В3 и В5) и три задания повышенного уровня сложности (В4, В6, В7). В части 3 два задания базового уровня (С1 и С2) и семь заданий высокого уровня сложности (С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9). 21

Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности Уровень сложности заданий Число заданий Максимольный первичныйыйыйыйный балл % максимального первичныйыйыйыйного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичныйыйыйыйного балла за всю работу, равного 59 Базовый 23 (22)27(26)45,8(44,1) Повышенный 911(12)18,6(20,3) Высокий 72135,6 Итого 39(38)59100 % 22

План экзаменационной работы зад ани я Об озн ач. зан ия Проверяемые элементы содержания (с кодами по кодификатору) Коды провер яемых элемен тов по кодифи катору Уро вен ь сло жно сти Коды провер яемых требова ний Макс. балл 1А1Системное строение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI века (глобальные проблемы). Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.); общественное и индивидуальное сознание; самосознание индивида и социальное поведение; мировоззрение; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость. 1.1 – 1.4, 1.7 – – Б А2Виды знаний; понятие истины, ее критерии; понятие культуры, фор­мы и разновидности культуры; наука; основные особенности на­учного мышления; естественные и социально-гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль 1.5, 1.6, Б1.5, 1.6, А3Человек и общество. Познание и духовная жизнь (задание на обращение к социальным реалиям) 1.1 – 1.20 Б А4Человек и общество. Познание и духовная жизнь (задание на анализ двух суждений) 1.1 – 1.20 П1.5, 1.6,

зад а- ния Об о- зна ч.з ад ан ия Проверяемые элементы содержания (с кодами по кодификатору) Виды деятел ь- ности: номер по перечн ю Уро- вень слож - ност и Тип задан ия Макс. балл 5А5Экономика и экономическая наука; экономические системы и собственность; роль государства в экономике; экономический рост и развитие; понятие ВВП 2.1, 2.3, Б1.5, А6 Факторы производства и факторные доходы; рынок и рыночный механизм; спрос и предложение; постоянные и переменные затраты; основные источники финансирования бизнеса; рынок труда; безработица 2.2, 2.4, 2.5, 2.8, 2.10, 2.11 Б1.5, А7Финансовые институты; банковская система; ценные бумаги; виды, причины и последствия инфляции; налоги, уплачиваемые гражданами; налоги, уплачиваемые предприятиями; государственный бюджет; мировая экономика 2.6, 2.9, ,2. 17 Б1.5, А8Экономика (задание на обращение к социальным реалиям и графической информации П2.5, А9Экономика (задание на анализ двух суждений П1.5,

зад а- ни я Об о- зна ч. зад ан ия Проверяемые элементы содержания (с кодами по кодификатору) Виды деяте ль- ности: номер по переч ню Уро- вень слож ност и Тип задан ия Мак с. балл 10А1 0 Социальная стратификация и мобильность; социальные группы; молодежь как социальная группа; этнические общности; социальный конфликт; межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения; конституционные принципы (основы) национальной политики в РФ Б1.5, А1 1 Виды социальных норм; социальный контроль; свобода и ответственность; отклоняющееся поведение и его типы; социальная роль; социализация индивида; семья и брак Б1.5, А1 2 Социальные отношения (задание на обращение к социальным реалиям) Б2.5,2. 7, А1 3 Социальные отношения (задание на анализ двух суждений) П1.5,

зад а- ни я Обо - знач. зада ния Проверяемые элементы содержания (с кодами по кодификатору) Виды деяте ль- ности: номер по переч ню Уро- вень слож - ност и Тип задан ия Мак с. балл 14А14Понятие власти; государство, его функции; политическая система; средства массовой информации в политической системе; органы государственной власти РФ; федеративное устройство РФ , 4.9, 4.14, 4.15 Б1.5, А15 Типология политических режимов; демократия, ее основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; избирательная кампания в РФ; политический процесс; политическое участие; политическое лидерство , Б1.5, А16Политика (задание на обращение к социальным реалиям) Б А17Политика (задание на анализ двух суждений) П1.5,

18А1 8 Право в системе социальных норм; система российского права; понятие и виды юридической ответственности; Конституция Россий­ской Федерации; основы конституционного строя РФ; законодательство РФ о выборах; законотворческий процесс в РФ; гражданство РФ , 5.17, 5.18 Б А1 9 Субъекты гражданского права; организационно- правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права; порядок приема на работу; порядок заключения и расторжения трудового договора; правовое регулирование отношений супругов; порядок и условия заключения и расторжения брака; особенности административной юрисдикции; воинская обязанность, альтернативная гражданская служба; права и обязанности налогоплательщика , Б

20А20Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени); право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты; споры, порядок их рассмотрения; основные правила и принципы гражданского процесса; особенности уголовного процесса; правоохранительные органы; судебная система , 5.21 Б А21Право (задание на обращение к социальным реалиям) Б2.7, А22Право (задание на анализ двух суждений) П

Об о- зна - ч.за да- ния Проверяемые элементы содержания (с кодами по кодификатору) Вид ы деят ель- ност и: ном ер по пере чню Уро - вен ь сло ж- нос ти Тип задани я Макс. балл 23В1Различное содержание в разных вариантах: выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц -Б В2Различное содержание в разных вариантах: соотнесение видовых понятий с родовыми -Б В3Различное содержание в разных вариантах: классификация путем установления соответствия -Б В4Различное содержание в разных вариантах: осуществление выбора необходимых позиций из предложен­ного списка -П2.2,

Об о- зна - ч.за да- ния Проверяемые элементы содержания (с кодами по кодификатору) Виды деят- ти: номер по переч ню Уро - вен ь сло ж- нос ти Тип задани я Макс. балл 27В5Различное содержание в разных вариантах: дифференциация в социальной информации фактов и мнений -Б В6Различное содержание в разных вариантах: определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту -П В7Различное содержание в разных вариантах: классификация путем установления соответствия - Б

за- да- ни я Обо - зна- ч. зада ния Проверяемые элементы содержания (с кодами по кодификатору) Коды про- веряем ых элемент ов содержа ния по кодифи ка-тору Урове нь сложн ости Тип задани я Макс. балл С1 С2 С3 С4 Различное содержание в разных вариантах: ориентация на вид деятельности (задания на анализ источников) ББВВББВВ 2.5/ ,3, 2.5, 2.7, С5Различное содержание в разных вариантах: задание на перечисление признаков, явлений или на использование понятия в заданном контексте -в С6Различное содержание в разных вариантах: задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах -В С7Различное содержание в разных вариантах: задание-задача -В

за- да- ни я Обо - зна- ч. зада ния Проверяемые элементы содержания (с кодами по кодификатору) Коды про- веряем ых элемент ов содержа ния по кодифи ка-тору Урове нь сложн ости Тип задани я Макс. балл 38С8Различное содержание в различных вариантах: задание на составление плана доклада по определенной теме -В С9Охват всего содержания темами, предлагаемыми на выбор: альтернативное задание, предполагающее написание эссе -В2.1,2.3,

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается одним баллом. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан. Задания части 2 оцениваются от 1 (В1, В2) до 2 (В3-В7) баллов. Задания В3-В7 оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа в верной комбинации ответа) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) - 0 баллов. Каждое задание части 2 считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Задания части 3 оцениваются от двух до пяти баллов. За правильное выполнение заданий С1, С2, С5, С8 присваивается 2 балла; С3, С4, С6, С7, - 3 балла, С9 - 5 баллов. 33

Время выполнения работы Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет: для каждого задания части минуты; для каждого задания части минут; для каждого задания части минут. 34

Изменения в КИМах 2010 г. по сравнению с 2009 г. Сокращено число заданий с выбором ответа (с 30 до 24). На позиции В1, наряду с заданием на заполнение пропущенного элемента схемы, вводится задание на заполнение пропущенного элемента таблицы. Введено новое задание С8, предполагающее составление плана развернутого ответа по определенной теме обществоведческого курса. Мини-сочинение, находившееся ранее на позиции С8, перенесено на позицию С9. Введена новая схема оценивания задания С9 (мини- сочинения), построенная как система критериев, и увеличен до 5-ти баллов максимольный балл за его выполнение. 35

Изменения в КИМах 2011 г. по сравнению с 2010 г. 1) Сокращено число заданий с выбором ответа (с 24 до 22). 2) На позиции В7 вводится еще одно задание на нахождение нужных позиций в списке, относящееся к другой (в сравнении с заданием В4)сфере общества. 3) Изменена форма записи ответов в заданиях В5, В6: вместо комбинации букв ответ записывается в форме комбинации цифр. 4) Уточнены критерии оценивания выполнения задания С8. 5) Уточнены критерии оценивания выполнения задания С9. 36

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена года по обществознанию Код Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭСоответствие стандарту 1Человек и общество 1.1Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции) Общественное и индивидуальное сознание Самосознание индивида и социальное поведение 1.3Мировоззрение, его виды и формы 1.4Виды знаний 1.5 Понятие истины, ее критерии 1.6Мышление и деятельность 1.7Потребности и интересы 1.8 Свобода и необходимость в человеческой деятельности 37

1.9Системное строение общества: элементы и подсистемы 1.10Основные институты общества 1.11Понятие культуры. Формы и разновидности культуры 1.12 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально- гуманитарные науки 1.13Образование, его значение для личности и общества 1.14 Религия 1.15Искусство 1.16Мораль 1.17 Понятие общественного прогресса 1.18 Многовариантность общественного развития (типы обществ) 1.19Угрозы XXI века (глобальные проблемы) 38

2Экономика 2.1Экономика и экономическая наука 2.2Факторы производства и факторные доходы 2.3Экономические системы и собственность 2.4Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. 2.5Постоянные и переменные затраты 2.6{Финансовые институты. {Банковская система 2.7Основные источники финансирования бизнеса 2.8Ценные бумаги 2.9{Рынок труда 39

{Безработица 2.10Виды,причины и последствия инфляции 2.11{Экономический рост и развитие {Понятие ВВП. 2.12Роль государства в экономике. 2.13Налоги. уплачиваемые гражданами. Налоги, уплачиваемые предприятиями. 2.14Государственный бюджет 2.15Мировая экономика 2.16Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. 40

3Социальные отношения 3.1Социальная стратификация и мобильность 3.2Социальные группы 3.3Молодежь как социальная группа 3.4Этнические общности 3.5Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их разрешения 3.6Конституционные принципы (основы)национальной политики в РФ 3.7Социальный конфликт 3.8Виды соц. норм 41

3.9Социальный контроль 3.10Свобода и ответственность 3.11Отклоняющееся поведение и его типы 3.12Социальная роль 3.13Социализация индивида 3.14Семья и брак 42

4Политика 4.1Понятие власти 4.2Государство,его функции. 4.3Политическая система 4.4Типология политических режимов 4.5Демократия,её основные ценности и признаки 4.6Гражданское общество и государство 4.7Политическая элита 4.8Политические партии и движения 4.9СМИ в политической системе 4.10Избирательная кампания в РФ 4.11Политический процесс 4.12Политическое участие 4.13Политическое лидерство 43

4.14Органы государственной власти РФ 4.15Федеральное устройство России 44

5Право 5.1Право в системе социальных норм 5.2Система российского права. Законотворческий процесс в РФ. 5.3Понятие и виды юридической ответственности 5.4Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ 5.5Законодательство РФ о выборах 5.6Субъекты гражданского права 5.7Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности 5.8Имущественные и неимущественные права 5.9Порядок приема на работу.Порядок заключения и расторжения трудового договора 5.10Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака 45

5.11Особенности административной юрисдикции 5.12Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты 5.13Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени) 5.14Споры,порядок их рассмотрения 5.15Основные правила и принципы гражданского процесса 5.16Особенности уголовного процесса Законотворческий процесс в РФ 5.17Гражданство РФ 46

5.18Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба 5.19Права и обязанности налогоплательщика 5.20Правоохранительные органы. Судебная система 47

Сравнительный анализ кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ в 2010 – 2011 году 48

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2010 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Человек и общество Общественное и индивидуальное сознание Экономика 2.3 Экономические системы и собственность 2.3 Экономические системы 2.6 Финансовые институты 2.6 Финансовые институты. Банковская система 2.7. Банковская система 2.9 Рынок труда.2.9. Рынок труда. Безработица 2.10 Безработица Экономический рост и развитие Экономический рост и развитие. Понятие ВВП Понятие ВВП Налоги, уплачиваемые гражданами. Налоги, уплачиваемые предприятиями Налоги 49

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2010 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Социальные отношения (без изменений) Политика (без изменений) Право 5.2 Система российского права.5.2. Система российского права. Законотворческий процесс 5.17 Законотворческий процесс 50

Демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию г.г. новые типы заданий 51

В1 B1 Запишите слово, пропущенное в таблице. Государственная власть в Российской Федерации Ветви власти Высшие органы государственной власти РФ Законодательная Федеральное Собрание РФ Исполнительная 52

C8 Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах С8 53

Найдите в приведенном списке примеры циклической безработицы и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) С появлением компьютеров секретари-машинистки оказались не востребованными на рынке труда. 2) Экономический кризис привел к росту безработицы на предприятиях различных отраслей. 3) Сотрудники разорившегося в условиях острой конкуренции предприятия потеряли свою работу. 4) С уменьшением заказов на стадии рецессии экономики строительная фирма начала увольнение сотрудников. 5) С завершением сбора урожая фруктов в садоводческом хозяйстве сезонные рабочие получили расчет и отправились домой. В7 54

Указания по оцениванию по заданию С8 При анализе ответа учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - полнота отражения основного содержания в плане; - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. Формулировки пунктов плана корректны. Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа. ИЛИ Отдельные формулировки пунктов плана не отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. План по содержанию и структуре не раскрывает предложенной темы

Критерии оценивания ответа на задание С9 Баллы (5) К1Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа дает представление о его понимании 1 Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании. -- Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. 0 К2Представление и пояснение собственной позиции Представлена и пояснена собственная позиция выпускника 1 Представлена без пояснения собственная позиция выпускника (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания). ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена. 0 56

К3 Характер и уровень приводимых суждений и аргументов Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал. В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы. 3 При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала. ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал. ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений выводов. ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации 2 Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация. 1 Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации. ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису. 0 57

Сравнительный анализ кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по ИСТОРИИ в 2010 – 2011 году 58

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2010 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 История России с древности до конца XVI в. (начала XVII в.)Восточные славяне во второй половине первого тысячелетия Древнерусское государство (IX – первая половина XII вв.) Международные связи Древней Руси. Влияние Византии и народов Степи * Международные связи Древней Руси. Русские земли и княжества в XII – середине XV вв Причины распада Древнерусского государства. Владимиро-Суздальское княжество; Новгород Великий; Галицко- Волынское княжество: политический строй, развитие хозяйства, культура Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества Монгольское завоевание и его влияние на историю нашей страны. Экспансия с Запада и ее роль в истории народов Руси и Прибалтики * Монгольское завоевание. Экспансия с Запада Образование Золотой Орды. Русь и Орда * Образование монгольского государства. Русь и Орда Роль церкви в консолидации русских земель. 59

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2010 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ * Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества Куликовская битва и ее значение. Зарождение национального самосознания. Российское государство во второй половине XV – начале XVII вв Судебник 1497 г. Формы землевладения и категории населения. Начало закрепощения крестьян Формы землевладения и категории населения. Начало закрепощения крестьян Россия при Иване IV. Реформы середины XVI в. Складывание идеологии самодержавия Иван IV. Реформы середины XVI в Политика опричнины Опричнина Смута конца XVI – начала XVII вв. (причины, сущность, последствия). Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Начало династии Романовых * Смута конца XVI – начала XVII вв. (причины, сущность, последствия). Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Первые Романовы. 60

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2010 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 История России XVII–XVIII вв.Россия в XVII в Общественно-политическое устройство (самодержавие, сословная структура общества). Соборное уложение 1649 г. Система крепостного права Самодержавие. Соборное уложение 1649 г. Система крепостного права Расширение территории Российского государства в XVII в * Внешняя политика России в XVII в. Россия в первой половине XVIII в Преобразования Петра I (социально-экономические, государственно-административные, военные). Утверждение абсолютизма Петровские преобразования. Абсолютизм Внешняя политика в первой четверти XVIII в. Северная война. Образование Российской империи * Северная война. Провозглашение империи Изменения в культуре и быту в Петровскую эпоху Россия в период дворцовых переворотов Дворцовые перевороты. 61

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2010 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Россия во второй половине XVIII в Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам * Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя Экономика России второй половины XVIII в. Расцвет крепостничества Экономика России второй половины XVIII в. Господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений Россия в войнах второй половины XVIII в. Присоединение новых территорий 2.3.4* Россия в войнах второй половины XVIII в Внутренняя и внешняя политика Павла I. Россия в XIX в.Россия в 1801–1860 гг Внутренняя и внешняя политика Александра I Внутренняя политика Александра I. М. М. Сперанский Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии 1813 – 1814 гг * Отечественная война 1812 г. 62

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2010 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Декабристы.3.1.3* Движение декабристов Социально-экономическое развитие дореформенной России. Начало промышленного переворота. Аграрный вопрос в середине XIX в Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота Общественная мысль в 1830-е – 1850-е гг.; «охранительное» направление, славянофилы и западники, сторонники общинного социализма * Консерваторы, славянофилы и западники. Русский утопический социализм Народы России в первой половине XIX в. Национальная политика самодержавия. Кавказская война Внешняя политика во второй четверти XIX в. Крымская война * Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война Развитие культуры в первой половине XIX в * Культура народов России в первой половине XIX в. 63

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2010 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Россия в 1860-е – 1890-е гг Внутренняя политика Александра II. Реформы 1860-х – 1870-х гг Реформы 1860-х – 1870-х гг Внутренняя политика Александра III Политика контрреформ Социально-экономическое развитие в пореформенный период. Завершение промышленного переворота. Возникновение торгово- промышленных монополий Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве Идейные течения, политические партии и общественное движение в 1860-х– 1890-х гг. Консерваторы, либералы. Эволюция народничества. Начало рабочего движения. Российская социал-демократия * Общественные движения второй половины XIX в.* Основные направления и события внешней политики России в 1860-х – 1890-х гг. Расширение территории империи. Участие в военных союзах * Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов*. 64

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2010 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Народы Российской империи во второй половине XIX в. Национальная политика самодержавия Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру * Культура народов России во второй половине XIX в. Вклад российской культуры XIX в. в мировую культуру*. Россия в XX – начале XXI вв. Россия в 1900–1916 гг Россия в начале XX века: самодержавие и общество; сословный строй; экономическое и политическое развитие; проблемы модернизации. Реформы С.Ю. Витте. Русско-японская война Россия в начале XX века: нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. 65

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2010 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Россия в 1917–1920 гг Революция 1917 г. От Февраля к Октябрю. Двоевластие: Временное правительство и Советы. Кризисы Временного правительства Революция 1917 г. Временное правительство и Советы Провозглашение и утверждение советской власти. Учредительное собрание. Внутренняя и внешняя политика советского правительства в 1917–1920 гг. Формирование однопартийной системы Провозглашение и утверждение советской власти. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры Гражданская война: участники, этапы, основные фронты. Интервенция. «Военный коммунизм». Итоги и последствия Гражданской войны * Гражданская война. Интервенция. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны. Советская Россия, СССР в 1920-е – 1930-е гг Кризис начала 1920-х гг. Переход к новой экономической политике Переход к новой экономической политике Образование СССР. Выбор путей объединения. Национальная политика в 1920-е – 1930-е гг Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально- государственное строительство. 66

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2010 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Политическая жизнь в 1920-е – 1930-е гг. Внутрипартийная борьба. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г Свертывание новой экономической политики. Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация «Культурная революция» (утверждение новой идеологии, ликвидация неграмотности, развитие образования, науки, художественной культуры) «Культурная революция» (ликвидация неграмотности, создание системы образования). Идеологические основы советского общества и культура в 20–30-х гг Внешняя политика советского государства в 1920-е – 1930-е гг. СССР на начальном этапе Второй мировой войны * Внешнеполитическая стратегия СССР 20–30-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны. 67

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2010 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2011 Великая Отечественная война 1941–1945 гг Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны * Причины и этапы Великой Отечественной войны Фашистский «новый порядок» на оккупированных территориях. Партизанское движение * Геноцид на оккупированных территориях. Партизанское движение Антигитлеровская коалиция.4.4.4* СССР в антигитлеровской коалиции Завершение Великой Отечественной и Второй мировой войны. Итоги войны * Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира. Итоги Великой Отечественной войны. СССР в 1945–1991 гг СССР в первое послевоенное десятилетие: восстановление хозяйства, идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику * СССР в первое послевоенное десятилетие. Восстановление экономики, идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику. 68

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2010 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Политическая жизнь страны в середине 1950-х гг. XX съезд КПСС и его значение. Реформы в социально-экономической сфере. Политика мирного сосуществования * XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг. Политика мирного сосуществования СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Конституция 1977 г. Нарастание кризисных явлений в советском обществе. Внешняя политика: установление военно-стратегического паритета СССР и США, политика разрядки международной напряженности * «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституция 1977 г. Достижение военно–стратегического паритета СССР и США, политика разрядки СССР во второй половине 1980-х гг. Политика перестройки и гласности. Попытки реформ экономики и политической системы. Внешняя политика: «новое политическое мышление». События 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ * Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 80- е гг. Политика перестройки и гласности. «Новое политическое мышление». События августа 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР. 69

Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ 2010 Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Развитие советской науки и культуры в 1950-х – 1980-х гг * Особенности развития советской культуры в 1950-х – 1980-х гг. Россия в 1992–2010 гг Россия в системе современных международных отношений * Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе. 70

КИМ КИМ Знать/понимать: 1.0Знание дат и периодизации отечественной истории 1.1 даты и периодизацию истории, пространственные и временны́е рамки изучаемых исторических событий; 2.0Знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса основные факты, явления, процессы, характеризующие целостность истории; 3.0Знание исторических понятий, терминов понятия (термины); 4.0Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов историческую обусловленность общественных явлений, процессов. Сравнительный анализ проверяемых умений и видов познавательной деятельности 71

КИМ КИМ Уметь: 5.1Установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений, процессов определять последовательность исторических событий; 5.2Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; 5.3Группировка исторической информации группировать исторические явления и события по заданному признаку; 5.4Систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса систематизировать историческую информацию на основе представлений об общих закономерностях исторического процесса; Сравнительный анализ проверяемых умений и видов познавательной деятельности 72

КИМ КИМ Выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; устанавливать причинно- следственные связи между явлениями; 5.6Анализ исторической ситуации; умение устанавливать комплекс причинно-следственных связей устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; 5.7Анализ исторических версий и оценок; умение различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; 6.1Умение извлекать информацию из источника проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; Сравнительный анализ проверяемых умений и видов познавательной деятельности 73

КИМ КИМ Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника осуществлять внешнюю критику источника (характеризовать авторство, время, обстоятельства и цели создания источника) 6.3Выявление сущности описанной в источнике проблемы в историческом контексте 6.4Анализ позиции автора и участников описываемых в источнике событий осуществлять внутреннюю критику источника (анализировать позицию автора и участников описываемых в источнике событий); использовать принципы структурно- функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Сравнительный анализ проверяемых умений и видов познавательной деятельности 74