Делинквентное поведение у детей и подростков. Девиантное (делинквентное) поведение Девиантное (делинквентное) поведение - (от лат. deviatio - отклонение)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
. это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой.
Advertisements

Антипова Анна Михайловна Бекрицкая Светлана Валерьевна
Сопровождение обучающихся «группы риска» в учебно-воспитательном процессе Кондукова Н.В., социальный педагог МБОУ ООШ 4 города Белово.
Причины правонарушений у подростков. Девиантное поведение- социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.
«Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков» Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но оно есть. Потом.
Дети с девиантным поведением в школе «Уже написаны тысячи томов, посвящённых проблемам девиантного поведения, но до сих пор не совсем ясно, что же это.
Зав. лаб. психологии личности ИПП ПО РАО д. псх. н. Грязнов А. Н.
Девиантное поведение Социальные отклонения Делинквентное поведение Аддиктивное поведение Асоциальное поведение Аномальное поведение Криминальное поведение.
ДИАГНОСТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ Л.С. Самсоненко, к.пс.н., доцент кафедры педагогики и психологии ОГПУ.
Профилактика отклоняющегося поведения у несовершеннолетних.
«Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей». Социального педагога МАОУ СОШ 1 г. Р.п.Красные Баки Жолобовой В.В.
Школа – центральное звено в системе общей профилактики отклоняющего поведения.
Профилактика асоциального поведения учащихся Родительское собрание 20 марта 2012 года МБОУ Каликинская СОШ.
Автор : Чумадина Алина, 11 класс Отклоняющееся поведение.
Профилактическая работа с девиантными детьми Педагог-психолог О.В.Троицкая г.
Семинар классных руководителей на тему «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» Выбери свободу! Подготовила зам. директора по ВР СОШ 1 Худоназарова.
СОЦ. ПЕДАГОГ МОУ «СОШ 17 Г ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Т. Г. ДУНЮШИНА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ МОУ «СОШ 17 г Вольска Саратовской области»
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. социальное поведение, несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью.
8 Отклоняющееся поведение Девиантное поведение Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от норм и стандартов, принятых в данном обществе. Проявляется:
Девиантное и делинквентное поведение подростков Подготовила : Похабова Мария ученица 11 « а » класса БСОШ 1.
Транксрипт:

Делинквентное поведение у детей и подростков

Девиантное (делинквентное) поведение Девиантное (делинквентное) поведение - (от лат. deviatio - отклонение) – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды отклоняющегося поведения - преступность и уголовно ненаказуемое (не противоправное) аморальное поведение. В исследованиях отклоняющегося поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, C.81]. Делинквент - (от лат. delinquens - правонарушитель) - субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия. [Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, C.84].

Отклоняющееся (девиантное) поведение: преступное (криминальное), антисоциальное делинквентное (до преступное), аморальное (безнравственное): корыстное (коррупция), агрессивное (хулиганство, побои), социально пассивное асоциальное (уклонение от обязанностей) деструктивное, политическое преступление Социализированное: негативизм, конфликтность, агрессивность Несоциализированное Латентные правонарушения: безбилетный проезд в транспорте; нарушения ПДД; покупка краденого, контрабанды; мелкие хищения;

Делинквентные действия, распространенные среди несовершеннолетних: наркомания, токсикомания, алкоголизм, угон автотранспорта, побеги и бродяжничество, домашние кражи, хулиганство, подростковый вандализм, агрессивное и аутоагрессивное поведение, сверхценные увлечения. Подростковые девиации, встречающиеся только как болезненные: дисморфомания, дромомания, пиромания, гебоидное поведение.

Девиантным считается поведение, отклоняющееся от норм морали, принятых в определенном обществе на данном уровне социального и культурного развития, и влекущее за собой санкции: изоляцию, наказание, лечение, осуждение и другие формы порицания нарушителя.

Концепции расстройств поведения Аналитическая: Поведение человека определяют стремления к Удовлетворению, Безопасности, Интеграции (единству с окружением). Если окружение: семья или иная группа (школа) не может обеспечить достижения этих целей, то у ребёнка развиваются: Беспомощность, Ощущение эмоциональной изоляции, Чувство угрозы со стороны враждебного окружения. Потеря чувства безопасности приводит к «Базисному страху», который может быть преодолён тремя способами: Установка «К» (поиск любви и/или защиты = покорность); Установка «Против» (агрессия по отношению к окружению); Установка «От» (бегство от окружения) Обычно закрепляется один из способов, проявляющийся в каждой трудной ситуации.

Концепции расстройств поведения Гуманистическая : Основная потребность человека – поиск смысла жизни. Если она не удовлетворена, возникает «экзистенциальная пустота». Стремление к смыслу – это фундаментальная мотивация к жизни. Если стремление к смыслу невозможно или чем-либо блокировано, возникает «ноогенный невроз». Его проявления – апатия и скука. Возникают чрезмерная саморефлексия и чрезмерное внимание к удовлетворению своих желаний. Это порождает депрессии, наркомании и агрессию. Аномальная личность имеет фаталистическую позицию, человек не рассматривает себя как ответственного за события собственной жизни. (Виктор Франкл)

Концепции расстройств поведения Социологическая - Р. Мертон (последователь Эмиля Дюркгейма): Расстройства поведения - следствие рассогласования социальных ценностей и возможностей их достижения (парадигма Мертона). Пути достижения успеха при неравенстве возможностей: Конформизм (полное принятие социальных целей); Инновация (стремление к цели «любой ценой», в т. ч. криминальным поведением); Ритуализм (воспроизведение стереотипных действий); Ретризм (отказ от выполнения социальных норм); Конфликт (отрицание социальных норм) Личность, с раннего возраста помещенная в девиантную субкультуру (ретристскую, конфликтную, криминальную) будет проявлять данное поведение с большой вероятностью.

Ситуационные реакции и расстройства поведения Психологические (ситуационные) реакции – отклонения в поведении ребёнка (подростка), которые проявляются в определённой среде (семья, школа), имеют чёткую психологическую направленность в адрес определённых лиц, не ведут к нарушению социальной адаптации и не сопровождаются соматовегетативными расстройствами. Если реакции 1. Распространяются за пределы ситуации и среды, где они возникли, 2. Поведение утрачивает психологическую понятность, 3. Присоединяются невротические расстройства: (раздражительность, колебания настроения, нарушения сна, соматовегетативные расстройства), 4. Нарастает социальная дезадаптация, то они считаются ПАТОЛОГИЧЕСКИМИ

Нарушения поведения у здоровых детей Возникают эпизодически и наблюдаются менее 6 месяцев подряд. Связаны с недостаточным удовлетворением основной социальной потребности ребёнка: ощущать свою важность и значимость, то есть чувствовать свою интеллектуальную, коммуникативную состоятельность, а также состоятельность в коллективной деятельности. Преследуют 4 цели: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. Дети выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах, сознают, что ведут себя неправильно.

Коррекция непатологического поведения Для грамотного взаимодействия с нарушителем дисциплины необходимо: Распознать истинную цель поступка; В соответствии с нею выбрать способ немедленного вмешательства в ситуацию, чтобы прекратить нарушение; Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем. Критерий компетентности педагогического общения – сохранение внутренней свободы партнера по общению.

Как распознать болезненное изменение поведения Постоянное и устойчивое поведение, нарушающее права других лиц или соответствующие возрасту нормы и правила (3:12 мес. или 1:6 мес.) Агрессия по отношению к людям и животным Хулиганские поступки, угрозы, устрашения Инициация драк Использование оружия или подручные средства для причинения вреда Физическая жестокость к людям или животным Воровство или вымогательство Принуждение других заниматься с ним сексом Разрушение собственности Умышленное разрушение чужой собственности Поджоги Обман или воровство Проникает в дом другого человека или автомобиль Лжёт, чтобы получить награду, завоевать благосклонность или избежать выполнения обязательств Крадёт предметы большой ценности или совершает подлог Серьёзные нарушения правил Побеги из дома, частые прогулы школьных занятий

Помощь детям с расстройствами поведения 1. Комплексная диагностика, включающая социальное обследование семьи, характеристика от воспитателя или школьного учителя, сведения от правоохранительных органов или органов социальной защиты 2. Получение сведений о поведении у родителей или опекуна 3. Логопедическое обследование 4. Обследование дефектолога (уровень школьных знаний и возможные причины школьной неуспеваемости) 5. Изучение медицинской документации 6. Медицинское обследование для выявления признаков повреждения или дисфункции головного мозга

Помощь детям с расстройствами поведения Коррекция нарушений внутрисемейных отношений Коррекция социального неблагополучия Коррекционно-воспитательная работа с детьми и подростками (выведение из под отрицательного влияния микросреды, социализация с формированием положительных интересов: учебных, спортивных, профессиональных) Организация рационального досуга Индивидуальная и групповая психотерапия Медикаментозная коррекция сопутствующих церебральных дисфункций