Характеристика особых образовательных потребностей и специальных образовательных условий школьников с нарушением интеллектуального развития д.п.н, профессор,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Нижняя Салда.
Advertisements

Постоянная полная интеграция - обучение в обычном классе, при необходимости получают консультативную помощь логопедов, психологов и д.р. специалистов.
Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
27 октября 2011 год Реализация проекта инклюзивного образования в условиях внедрения ФГОС начального образования : критерии эффективности и требования.
Особенности работы учителя начальных классов с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
«Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений»
Цель изучения дисциплины – формирование знаний о нормальном и отклоняющемся развитии человека, как субъекте психической деятельности, о закономерностях.
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат.
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПЛАН Недостатки развития детей с особыми образовательными потребностями Нормативные документы, регламентирующие.
УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ СЕРЖАНТОВА М.В. УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ГЛЕБОВА И.Н. УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МКРТИЧЬЯН К.Р. ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ КАЛЕЙКИНА И.Д. МАДОУ ЦРР Д/С 70 Г.КАЛИНИНГРАД.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ КОРРЕКЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ 7 И 8 ВИДОВ МОУ КРАСНОСЛОБОДСКАЯ СОШ 21 января 2010г.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с общим недоразвитием речи.
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 196» г. Пермь, ул. Стахановская, 51-А тел дошкольное учреждение комбинированного вида для детей.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
«Коррекционно-развивающая работа в школе как условие для развития, реализации внутреннего потенциала детей с нарушениями в развитии»
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Транксрипт:

Характеристика особых образовательных потребностей и специальных образовательных условий школьников с нарушением интеллектуального развития д.п.н, профессор, заведующая кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Московского городского педагогического университета Яковлева Ирина Михайловна

Дети с задержкой психического развития Дети, имеющие нарушение темпа психического развития при наличии потенциальных возможностей. ЗПР употребляется по отношению к детям, имеющим слабо выраженную органическую недостаточность центральной нервной системы. Дети, имеющие нарушение темпа психического развития при наличии потенциальных возможностей. ЗПР употребляется по отношению к детям, имеющим слабо выраженную органическую недостаточность центральной нервной системы. По классификации К.С. Лебединской: ЗПР конституционального происхождения, ЗПР конституционального происхождения, ЗПР соматогенного происхождения, ЗПР соматогенного происхождения, ЗПР психогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения; ЗПР церебрально-органического генеза. ЗПР церебрально-органического генеза.

Умственно отсталые дети Дети со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. При умственной отсталости наблюдается нарушение всех психических функций, при этом страдают также эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Дети со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. При умственной отсталости наблюдается нарушение всех психических функций, при этом страдают также эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Степени умственной отсталости: Степени умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая. легкая, умеренная, тяжелая, глубокая.

Особенности психического развития : недостаточность всех форм мыслительной деятельности; недостаточность всех форм мыслительной деятельности; нарушение речевого развития; нарушение речевого развития; меньшая скорость приема, переработки сенсорной информации; меньшая скорость приема, переработки сенсорной информации; меньший объем информации, запечатляемой и сохраняющейся в памяти; низкая точность запоминания; меньший объем информации, запечатляемой и сохраняющейся в памяти; низкая точность запоминания; снижение как непроизвольного, так и произвольного внимания; снижение как непроизвольного, так и произвольного внимания; отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы; отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы; трудности взаимодействия с окружающей средой и, прежде всего, с окружающими людьми; трудности взаимодействия с окружающей средой и, прежде всего, с окружающими людьми; замедленный темп психического развития в целом, повышенная утомляемость и высокая истощаемость. замедленный темп психического развития в целом, повышенная утомляемость и высокая истощаемость.

Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ - потребности, обусловленные особенностями развития обучающихся, которые существенно затрудняют (или делают невозможным) усвоение основной образовательной программы без создания Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ - потребности, обусловленные особенностями развития обучающихся, которые существенно затрудняют (или делают невозможным) усвоение основной образовательной программы без создания специальных специальных образовательных образовательных условий. условий.

Особые образовательные потребности детей с нарушением интеллектуального развития Потребность в обеспечении доступности учебного материала; Потребность в обеспечении доступности учебного материала; Развитие мотивации к учению и познавательных интересов; Развитие мотивации к учению и познавательных интересов; Формирование социальной компетентности; Формирование социальной компетентности; Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики; Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики; Формирование учебных умений; Формирование учебных умений; Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого; Необходимость в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны взрослого; Охранительный режим. Охранительный режим.

Специальные образовательные условия Создание индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы; Создание индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы; Использование специальных методов и приемов, облегчающих усвоение учебного материала; Использование специальных методов и приемов, облегчающих усвоение учебного материала; Введение специальных коррекционных курсов, включение в процесс обучения коррекционно-развивающих упражнений; Введение специальных коррекционных курсов, включение в процесс обучения коррекционно-развивающих упражнений; Обеспечение трудовой подготовки. Обеспечение трудовой подготовки.

Обеспечение доступности учебного материала 1. снижение объема и глубины изучаемого материала; 2. увеличение количества времени на изучение трудных разделов и тем; 3. структурная простота учебного материала; 4. Наличие пропедевтических (подготовительных) периодов; 5. увеличение количества вариативных упражнений для закрепления учебного материала;

6. Использование специальных методов и приемов: широкая опора на наглядность, предметно-практическую деятельность для формирования абстрактных понятий, метод «малых порций», стимулирующие методы, игровые приемы, использование памяток и инструкционных карт и др.

7. Межпредметные и внутрипредметные связи. 8. Использование учебников, рабочих тетрадей, рабочих тетрадей, дидактических дидактических материалов, материалов, специализированных специализированных компьютерных программ. компьютерных программ.

Формирование социальной компетентности Развитие коммуникативных навыков; Развитие коммуникативных навыков; Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира; Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира; Расширение кругозора; Расширение кругозора; Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации: навыков самообслуживания, ориентировки в ближайшем окружении и др. Овладение морально-этическими нормами поведения. Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации: навыков самообслуживания, ориентировки в ближайшем окружении и др. Овладение морально-этическими нормами поведения. Формирование готовности к трудовой (профессионально-трудовой) деятельности. Формирование готовности к трудовой (профессионально-трудовой) деятельности.

Специальные коррекционные курсы Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности Социально-бытовая ориентировка Социально-бытовая ориентировка Развитие психомоторики Развитие психомоторики и сенсорных процессов и сенсорных процессов Коррекционная ритмика Коррекционная ритмика ЛФК ЛФК Логопедические Логопедические занятия занятия

Охранительный режим Охранительный режим – режим, щадящий нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающий его от излишнего перевозбуждения и утомления. Охранительный режим – режим, щадящий нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающий его от излишнего перевозбуждения и утомления.Условия: четкий режим дня; четкий режим дня; предотвращение перегрузок; предотвращение перегрузок; создание в школьном коллективе атмосферы принятия ребенка с ОВЗ; создание в школьном коллективе атмосферы принятия ребенка с ОВЗ; профилактика и снятие конфликтных ситуаций. профилактика и снятие конфликтных ситуаций.

Формы инклюзивного и интегрированного обучения школьников с нарушением интеллектуального развития Постоянная полная инклюзия Постоянная полная инклюзия Постоянная неполная инклюзия («гибкие классы») Постоянная неполная инклюзия («гибкие классы») Специальный класс Специальный класс Занятия в учреждениях дополнительного образования (в условиях интеграции) Занятия в учреждениях дополнительного образования (в условиях интеграции)

Постоянная полная инклюзия Полная инклюзия полезна ребенку, у которого уровень психофизического и речевого развития близок к возрастной норме, а сам он психологически готов к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками. Полная инклюзия полезна ребенку, у которого уровень психофизического и речевого развития близок к возрастной норме, а сам он психологически готов к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками. Число детей с ОВЗ в классе при обучении в условиях полной инклюзии не должно превышать трех, при условии, что все они одной нозологии (например, трое детей с ЗПР.), также рекомендуется снизить число нормально развивающихся школьников. Число детей с ОВЗ в классе при обучении в условиях полной инклюзии не должно превышать трех, при условии, что все они одной нозологии (например, трое детей с ЗПР.), также рекомендуется снизить число нормально развивающихся школьников.

Постоянная неполная инклюзия В «гибких» классах организуется совместное обучение детей с ОВЗ и сохранным развитием тем предметам, которые не вызывают у них трудностей, и раздельное – дисциплинам, являющимся объективно трудными для учащихся с ОВЗ. Например, в начальных классах специальный педагог помимо коррекционно-развивающих занятий проводит с детьми с нарушением интеллекта уроки по математике, русскому языку, чтению. Обучение математике, русскому языку и чтению осуществляется по программам специальной (коррекционной) школы VIII вида (адаптированным образовательным программам). Целесообразно также использовать учебники, разработанные в соответствии с этими программами. Контроль знаний учащихся производится в соответствии с программными требованиями. В «гибких» классах организуется совместное обучение детей с ОВЗ и сохранным развитием тем предметам, которые не вызывают у них трудностей, и раздельное – дисциплинам, являющимся объективно трудными для учащихся с ОВЗ. Например, в начальных классах специальный педагог помимо коррекционно-развивающих занятий проводит с детьми с нарушением интеллекта уроки по математике, русскому языку, чтению. Обучение математике, русскому языку и чтению осуществляется по программам специальной (коррекционной) школы VIII вида (адаптированным образовательным программам). Целесообразно также использовать учебники, разработанные в соответствии с этими программами. Контроль знаний учащихся производится в соответствии с программными требованиями.

Специальный класс Обучение в таких классах ведется по программам специальных (коррекционных) учреждений VII-VIII вида специальным педагогом. Школьники в первую половину дня обучаются в специальном классе, а на переменах и во вторую половину дня могут беспрепятственно общаться с учащимися других классов. В школе должна вестись специальная работа по организации систематического участия детей специальных классов в общих праздниках, совместных уроках (занятиях), экскурсиях, походах. Поэтому в команду специалистов сопровождения включаются воспитатели групп продленного дня, организаторы внеклассной работы. Обучение в таких классах ведется по программам специальных (коррекционных) учреждений VII-VIII вида специальным педагогом. Школьники в первую половину дня обучаются в специальном классе, а на переменах и во вторую половину дня могут беспрепятственно общаться с учащимися других классов. В школе должна вестись специальная работа по организации систематического участия детей специальных классов в общих праздниках, совместных уроках (занятиях), экскурсиях, походах. Поэтому в команду специалистов сопровождения включаются воспитатели групп продленного дня, организаторы внеклассной работы.

Занятия в учреждениях дополнительного образования (в условиях интеграции) Школьник, обучаясь в первую половину дня в специальной (коррекционной) школе, во вторую половину дня может реализовать себя, осваивая дополнительные образовательные программы, в том числе по физической культуре, спорту, туризму и краеведению, художественной самодеятельности. При этом педагоги дополнительного образования включаются в психолого-педагогическое сопровождение, они должны быть подготовлены к работе с таким ребенком. Школьник, обучаясь в первую половину дня в специальной (коррекционной) школе, во вторую половину дня может реализовать себя, осваивая дополнительные образовательные программы, в том числе по физической культуре, спорту, туризму и краеведению, художественной самодеятельности. При этом педагоги дополнительного образования включаются в психолого-педагогическое сопровождение, они должны быть подготовлены к работе с таким ребенком.

Литература : Кукушкина О.И. Использование компьютерных технологий в области развития представлений о мире //Дефектология. – – Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. - М.: Академия, Обучение детей с нарушением интеллектуального развития: Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: ВЛАДОС, 2011 Резникова Е.В. Особенности социального развития учащихся с умственной недостаточностью, вовлеченных в интегрированное обучение в общеобразовательной школе // Дефектология. – Специальная педагогика/ Под ред Н.М. Назаровой. - Т.3. Педагогические системы специального образования. – М.: Академия, Специальная психология. / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2005 Шевчук Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении//Дефектология. – Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития. – М., Трофимова В.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде. – Самара, Учебные программы, учебники для специальных (коррекционных) школ Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. – М., 1999 Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с ЗПР. – М., 1990 Ямбург Е.А., Забрамная С.Д. Управление службой сопровождения детей в условиях образовательной организации. – М.: Бослен, 2013.

Испытываете ли Вы трудности при обучении детей в классе, когда в нем присутствуют дети с ОВЗ?

Если у Вас возникают трудности в организации и реализации учебного процесса, когда в классе присутствуют дети с ОВЗ, то в чем они выражаются?

Хотели бы Вы и дальше работать в инклюзивном классе?