МОУ « Амгино- Олекминская средняя общеобразовательная школа» «Технология успеха обучения математике» Соловьева Л.И.
Закончила Рязанский Государственный педагогический институт в 1977 году по специальности « учитель математики средней школы» Педагогический 32 года г – учитель математики МОУ « 1-Нерюктяйинская средняя общеобразовательная школа», С 1978 года учитель математики МОУ « Амгино- Олекминская средняя общеобразовательная школа». Высшая категория, 2005 г Почетный работник общего образования РФ, Отличник образования Республики Саха ( Якутия)
Технология учителя обучению математике Одной из главных задач моей работы является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Добиваться успеха – это значит сформировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов путём формирования их познавательной активности. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Считаю, что воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.
«Технология успеха обучения математике» Считаю, что – ведущим субъектом процесса обучения является учитель, а результативность его деятельности на практике будет зависеть не только от содержания и методов обучения, но и личностных качеств, его мировоззрения, профессиональной подготовки. На протяжении ряда лет стремлюсь создать индивидуальную методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу – хау», учитывая реальные условия работы с различными категориями учащихся, творчески подходить к конструированию содержания предмета в целом: создавать оптимальные тематические планы, изобретать методические приёмы, разрабатывать свои дидактические модули, содержание и последовательность применения средств обучения, способы контроля.
«Технология успеха обучения математике» Проработав некоторое время в школе, я поняла, что современный учитель сочетает в себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии, педагогики. Не говоря о том, что хороший учитель должен обладать ещё и высокими актёрскими способностями. Работая по традиционным методикам, невозможно добиться успеха, воспитать творческую личность. А положительная мотивация при изучении того или иного предмета – это залог успеха в его изучении.
Технология успеха обучения математике Работая над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики», выстроила методическую систему «Технология успеха обучения математике». Цель технологии: Активизировать учебное познание; Ориентировать и формировать личностный смысл учения; Строить логическую структуру учебной информации; Адекватно рассчитывать уровень сложности учебных задач; Учить ребят творчески мыслить, перестраивать известную им информацию, задавая всё чаще им такие вопросы: Почему? Зачем? Как? и т. д.; Индивидуализировать обучение, в связи с интеллектуальными возможностями учеников.
Технология успеха обучения математике Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: проанализировать методическую литературу по данному вопросу; разработать систему уроков, заданий; помочь ученику стать свободной творческой и ответственной личностью; вызвать и поддержать у ребёнка желание учиться; создать обстановку комфортности для ученика; развивать способности мыслить свободно, без страха, творчески; дать возможность каждому расти настолько, насколько он способен. Считаю, что обучение математике должно быть ориентировано не столько на собственно математическое образование, сколько на формирование личности с помощью математики. А логика усвоения математики должна быть «понимающей математикой». Как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в частности в учении необходим успех. Переживание успеха может быть вызвано различными причинами
Технология успеха обучения математике Не случайно в зарубежной психологии выделяется такое направление, как позитивное мышление, основанное на технологии суггестии, внушения. Думай о себе: «Я – умный, способный; у меня есть все данные для преодоления любых препятствий» и пр. – и ты действительно станешь таким. Успех сугубо индивидуален. Значимость его пока всё же определяется нормами, установленными заранее, ученик каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем. Итак, ситуацию успеха нужно создавать в учебной деятельности. Но как и любую деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи:
Технология успеха обучения математике - установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи); - обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения); - сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда). Следовательно, если ситуацию успеха создать последовательно и сознательно, то она должна включать в себя все перечисленные компоненты.
Этапы создания ситуации успеха Мотивационный этап. Ставлю задачу - сформировать у ученика установку на успешное усвоение, выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, сформировать мотив достижения: - стремление самостоятельно решать интересные задачи; - попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым; - рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для других людей; - установить новые контакты в ходе выполнения и т. д. 2. Организационный этап. Стараюсь обеспечить ученика условиями для успешного выполнения задания (с учётом индивидуальных способностей и личностных качеств), заинтересовать ученика самим познавательным процессом. На этом этапе некоторые дети переживают состояние конфликта: с одной стороны - необходимость выполнить работу, а с другой – недостаток условий для реализации задачи. К таким условиям можно отнести четыре аспекта: недостаток способностей, трудность задания, отсутствие везения, слабость волевых усилий. Первые два условия можно учесть заранее, стоит лишь подобрать задачи в соответствии с индивидуальными способностями ученика.
Технология успеха обучения математике Везение зависит от внешних условий, в то время как волевые усилия являются фактором подконтрольным (прежде всего для самого субъекта деятельности), в отличие от способностей, везения и трудности задания. Следовательно, волевое усилие, или самоорганизация, является единственной контролирующей попыткой улучшить результат деятельности. Здесь особенно нужна помощь учителя, а точнее, организованная им специальная ситуация, которая поможет ребёнку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, сомнения.
Структуру учебного успеха можно представить в виде схемы Я Зависит от моей системы ценностей Я самЯ с другими Зависит от моей природы хоч у мог у знаю умею
Технология успеха обучения математике Успех ученика, конечно же, зависит от того объёма знаний по предмету, которым ученик владеет. Но только одни знания – факты, числа, теории – не могут обеспечить настоящий успех в учении. С этой информацией надо уметь работать – превращать тексты в таблицы и графики, «читать» чертежи и графики, анализировать полученные данные, делать доклады и рефераты, уметь работать со справочной литературой… Учебный успех зависит ещё и от того, что человек «может». Есть ученики, для которых последовательное, логически выдержанное изложение материала вызывает затруднение, но зато они быстро и безошибочно находят решение интуитивно. Есть ученики, которые легче расскажут, чем напишут, а есть, кому устные ответы даются труднее, но зато письменно они чётко и полно изложат свои мысли.
Технология успеха обучения математике Конкретные обстоятельства обуславливают использование тех или иных приёмов ситуации успеха. К ним, в частности, я отношу эмоциональную разгрузку, смену задания по желанию ученика, помощь класса; обращение к учителю, к более сильному ученику; «подсказка» (работа с учебником) и т. п. Одной из главных задач моей работы является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Добиваться успеха – это значит сформировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов путём формирования их познавательной активности.
Технология успеха обучения математике Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Считаю, что воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы. Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто стараюсь передать свой опыт, но и укрепить веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не даю остановиться в своём развитии более способным детям, учу воспитывать силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных задач. Всё это есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционно - построенные уроки, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения.
Технология успеха обучения математике В своей работе применяю: уроки - лекции, уроки – путешествия, уроки – турниры, уроки решения «ключевых задач», уроки – консультации, зачётные уроки, интегрированные уроки. Для подготовки таких уроков даю творческие задания: составить увлекательный и содержательный рассказ, сочинить сказку, стихотворение, отразив в них основные положения темы урока. Без знания основных правил, умения решать задачи темы, невозможно справиться с домашним заданием. А желание получить хорошую оценку опять-таки стимулирует мыслительную и познавательную деятельность школьника. В конце концов дети увлекаются самим процессом учения, и мотив – быть первым и получить хорошую оценку переходит в мотив: хочу глубже изучить материал данной темы.
Технология успеха обучения математике Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны: - самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы; - отстаивать своё мнение; - принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; - задавать вопросы своим товарищам и учителям; - рецензировать ответы товарищей; - оценивать ответы и письменные работы товарищей; - заниматься обучением отстающих; - объяснять более слабым ученикам непонятные места; - самостоятельно выбирать посильное задание; - находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи; - проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия; - решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения.
Технология успеха обучения математике Успешности обучения математике нельзя добиться только при использовании классно-урочной формы, необходима планомерная и системная внеклассная, индивидуальная работа с учащимися. Повысить интерес и добиться поставленных задач урока мне помогают современные информационно – коммуникационные средства обучения. Широко использую уроки – презентации. Основа такого урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными видеофильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы Power Point, в общую презентацию. Презентации позволяют наглядно показать сложные объёмные фигуры, легко вернуться на те моменты, которые были недопоняты, разобрать их ещё раз. Работа над созданием таких уроков развивает информационно-компьютерные компетенции и мои и моих учеников, расширяет круг пользователей накопленным материалом, так как эти презентации будут использованы другими преподавателями в своей работе. Считаю, что использование компьютера в учебном процессе, способствует повышению интереса школьников к изучению математического материала, расширяет и углубляет знания в области математики, что в свою очередь позволяет улучшить качество знаний по предмету.
3. Итоговый этап. На этом этапе ставлю основную цель: организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания. Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Другими словами, ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Очень важно отметить достижения ученика, показать своё уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше. Важным условием осознанного отношения не столько к отметке, сколько к результатам учебной деятельности является рефлексия: размышления о себе, своей работе, динамике познания. Итоговый этап, синтезируя черты первых двух, имеет психолого- педагогический характер, поскольку логически следует из результатов исполнительного этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности. Особого внимания требуют к себе слабоуспевающие ученики, к которым можно применить завышенную, или авансированную оценку, позитивное рецензирование и т. п., соблюдая при этом чувство меры, чтобы ученик не переоценил свои способности. Как показала практика, в силу индивидуальных различий, учащиеся по-разному реагируют на предложенные учителем ситуации. Для некоторых групп школьников ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор, пока не реализуется основная задача: ученик испытывает чувство удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями.
Эффективность ситуации успеха в учебной деятельности проверяется не только наличием активного отношения к учёбе, но и умением самого школьника создавать себе условия для успешной деятельности. Я должна, как учитель не столько учить, сколько помогать найти знания, необходимые для развития личности конкретного ученика. В итоге подчеркну, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством оптимизации образовательного процесса, когда она: организуется на всех этапах учебного процесса; усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе; реализуется с учётом индивидуальных особенностей учащихся, что находит своё отражение в подборе приёмов и средств в работе с конкретным учеником; формирует у субъекта положительные эмоции в деятельности чувство успеха, вызванное преодолением трудностей, предложенных учителем эмоции радости, интеллектуального подъёма в процессе решения учебных задач удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим учеником осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления формирование устойчивой потребности в самообразовании.
Результатом моей работы является: Развиваются как ОУУН, так и специальные. Повышается уровень качества знаний по предмету (приложение 1). Повышается интерес к изучаемому предмету: а) Увеличивается число участников в школьных, районных олимпиадах (призёры математических олимпиад 2006 г. – 1 ученик, 2007 г. - 2 учащихся, 2008 г.- 3 учащихся), во Всероссийском конкурсе по математике «Кенгуру», в «Неделе математики», занимающихся научно-исследовательской деятельностью по математике. б) Принимаем активное участие во Всероссийских Дистанционных конкурсах
Приложение 1. Динамика успеваемости учащихся ( в течении 4 х лет)
Цикличность алгоритма ситуации успеха циклымотивацииситуацииитогрезультат 1 Учитель формирует у ученика мотив к достижению успеха в конкретной учебной ситуации Педагог обеспечивает ученика заданием, соответствующим способностям; при необходимости оказывает помощь в ходе выполнения Ученик испытывает положительные эмоции в результате успешно выполненного задания Положительные эмоции внушают уверенность в своих силах, мотивируют ученика на выполнение нового задания 2Ученик испытывает желание вновь достичь успеха в учебной деятельности, готов на определённые усилия для этого Учитель предлагает задание, решение которого требует определённых волевых усилий и/или напряжённой мыслитель- ной деятельности Ученик испытывает результат своих усилий, сравнивает свою оценку с оценкой педагога, уточняет причины расхождения Удовлетворение от преодоления трудностей оставляет более глубокое впечатление и закрепляет успех; появляется желание подтвердить и упрочить положительные результаты
Цикличность алгоритма ситуации успеха 3 Мотив достижения из внешнего побуждения становится внутренним стимулом; ученика начинает привлекать процесс поиска истины Из предлагаемых педагогом вариантов ученик сам определяет себе объём и степень трудности учебной задачи, формируя индивидуальный стиль деятельности Воспитывается осознанное отношение к учению, формируется объективное отношение к результатам работы; выявляются сильные и слабые стороны стиля учения Осознание уровня своих знаний Умений возможностей; понимание необходимости повышать свой образова-тельный уровень 4 Внутренняя потребность в самообразованиии самосовершенствовании Самостоятельное обеспечение себя условиями для достижения успеха в деятельности Ученик оценивает свои действия как основу для дальнейшего позитивного развития Умение самосто- ятельно ставить себе задачи для дальнейшего со- вершенствова- ния и создание ситуации успеха в деятельности как самому себе, так и окружающим