МОУ « Амгино- Олекминская средняя общеобразовательная школа» «Технология успеха обучения математике» Соловьева Л.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Г(О)ОУ СПО «Усманский педколледж» Использование информационно- коммуникационых технологий на уроках информатики для активизации познавательной деятельности.
Advertisements

Ситуация успеха как фактор взаимоотношений в системе «учитель – ученик»
Буянова Ольга Викторовна учитель начальных классов.
Методы и приемы, формирующие познавательную активность МБОУ Нижнеингашская средняя общеобразовательная школа 1.
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 7 ПОСЁЛКА ЗАРЕЧНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Активизация познавательной деятельности и творческих способностей учащихся Презентацию подготовила: Просвирнина О.С. учитель музыки МОУ «Средняя школа13»
Дистанционные конкурсы по информатике как средство активизации познавательного интереса школьников Выполнила: Ленкова Н. А. Проверил: Авдеев В. В.
Выполнила Гавриленко Елена Михайловна учитель биологии МОБУ «Дмитриевская основная общеобразовательная школа»
Защита Защита реферата реферата. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Знание только тогда знание, когда.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения.
«Методы, формы, приемы формирования учебной мотивации школьников Методический семинар.
. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности.
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
Новые педагогические технологии Метод проектов Метод проектов Презентацию подготовила учитель начальных классов Снеткова А. С.
Молчанова Л.А. учитель начальных классов МОУ «Гимназия 7» г. Лыткарино Московской обл.
Транксрипт:

МОУ « Амгино- Олекминская средняя общеобразовательная школа» «Технология успеха обучения математике» Соловьева Л.И.

Закончила Рязанский Государственный педагогический институт в 1977 году по специальности « учитель математики средней школы» Педагогический 32 года г – учитель математики МОУ « 1-Нерюктяйинская средняя общеобразовательная школа», С 1978 года учитель математики МОУ « Амгино- Олекминская средняя общеобразовательная школа». Высшая категория, 2005 г Почетный работник общего образования РФ, Отличник образования Республики Саха ( Якутия)

Технология учителя обучению математике Одной из главных задач моей работы является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Добиваться успеха – это значит сформировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов путём формирования их познавательной активности. Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Считаю, что воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы.

«Технология успеха обучения математике» Считаю, что – ведущим субъектом процесса обучения является учитель, а результативность его деятельности на практике будет зависеть не только от содержания и методов обучения, но и личностных качеств, его мировоззрения, профессиональной подготовки. На протяжении ряда лет стремлюсь создать индивидуальную методическую систему, включающую целеполагание, проектирование, использование последовательности ряда известных дидактических и воспитательных методик, уроков, мероприятий, собственные «ноу – хау», учитывая реальные условия работы с различными категориями учащихся, творчески подходить к конструированию содержания предмета в целом: создавать оптимальные тематические планы, изобретать методические приёмы, разрабатывать свои дидактические модули, содержание и последовательность применения средств обучения, способы контроля.

«Технология успеха обучения математике» Проработав некоторое время в школе, я поняла, что современный учитель сочетает в себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии, педагогики. Не говоря о том, что хороший учитель должен обладать ещё и высокими актёрскими способностями. Работая по традиционным методикам, невозможно добиться успеха, воспитать творческую личность. А положительная мотивация при изучении того или иного предмета – это залог успеха в его изучении.

Технология успеха обучения математике Работая над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики», выстроила методическую систему «Технология успеха обучения математике». Цель технологии: Активизировать учебное познание; Ориентировать и формировать личностный смысл учения; Строить логическую структуру учебной информации; Адекватно рассчитывать уровень сложности учебных задач; Учить ребят творчески мыслить, перестраивать известную им информацию, задавая всё чаще им такие вопросы: Почему? Зачем? Как? и т. д.; Индивидуализировать обучение, в связи с интеллектуальными возможностями учеников.

Технология успеха обучения математике Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: проанализировать методическую литературу по данному вопросу; разработать систему уроков, заданий; помочь ученику стать свободной творческой и ответственной личностью; вызвать и поддержать у ребёнка желание учиться; создать обстановку комфортности для ученика; развивать способности мыслить свободно, без страха, творчески; дать возможность каждому расти настолько, насколько он способен. Считаю, что обучение математике должно быть ориентировано не столько на собственно математическое образование, сколько на формирование личности с помощью математики. А логика усвоения математики должна быть «понимающей математикой». Как регулятор отношения к учебной деятельности в целом и познавательной активности в частности в учении необходим успех. Переживание успеха может быть вызвано различными причинами

Технология успеха обучения математике Не случайно в зарубежной психологии выделяется такое направление, как позитивное мышление, основанное на технологии суггестии, внушения. Думай о себе: «Я – умный, способный; у меня есть все данные для преодоления любых препятствий» и пр. – и ты действительно станешь таким. Успех сугубо индивидуален. Значимость его пока всё же определяется нормами, установленными заранее, ученик каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем. Итак, ситуацию успеха нужно создавать в учебной деятельности. Но как и любую деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи:

Технология успеха обучения математике - установка на деятельность (эмоциональная подготовка ученика к решению учебной задачи); - обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения); - сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда). Следовательно, если ситуацию успеха создать последовательно и сознательно, то она должна включать в себя все перечисленные компоненты.

Этапы создания ситуации успеха Мотивационный этап. Ставлю задачу - сформировать у ученика установку на успешное усвоение, выполнение учебного задания, при этом ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, сформировать мотив достижения: - стремление самостоятельно решать интересные задачи; - попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым; - рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для других людей; - установить новые контакты в ходе выполнения и т. д. 2. Организационный этап. Стараюсь обеспечить ученика условиями для успешного выполнения задания (с учётом индивидуальных способностей и личностных качеств), заинтересовать ученика самим познавательным процессом. На этом этапе некоторые дети переживают состояние конфликта: с одной стороны - необходимость выполнить работу, а с другой – недостаток условий для реализации задачи. К таким условиям можно отнести четыре аспекта: недостаток способностей, трудность задания, отсутствие везения, слабость волевых усилий. Первые два условия можно учесть заранее, стоит лишь подобрать задачи в соответствии с индивидуальными способностями ученика.

Технология успеха обучения математике Везение зависит от внешних условий, в то время как волевые усилия являются фактором подконтрольным (прежде всего для самого субъекта деятельности), в отличие от способностей, везения и трудности задания. Следовательно, волевое усилие, или самоорганизация, является единственной контролирующей попыткой улучшить результат деятельности. Здесь особенно нужна помощь учителя, а точнее, организованная им специальная ситуация, которая поможет ребёнку правильно включиться в работу, преодолеть утомление, усталость, сомнения.

Структуру учебного успеха можно представить в виде схемы Я Зависит от моей системы ценностей Я самЯ с другими Зависит от моей природы хоч у мог у знаю умею

Технология успеха обучения математике Успех ученика, конечно же, зависит от того объёма знаний по предмету, которым ученик владеет. Но только одни знания – факты, числа, теории – не могут обеспечить настоящий успех в учении. С этой информацией надо уметь работать – превращать тексты в таблицы и графики, «читать» чертежи и графики, анализировать полученные данные, делать доклады и рефераты, уметь работать со справочной литературой… Учебный успех зависит ещё и от того, что человек «может». Есть ученики, для которых последовательное, логически выдержанное изложение материала вызывает затруднение, но зато они быстро и безошибочно находят решение интуитивно. Есть ученики, которые легче расскажут, чем напишут, а есть, кому устные ответы даются труднее, но зато письменно они чётко и полно изложат свои мысли.

Технология успеха обучения математике Конкретные обстоятельства обуславливают использование тех или иных приёмов ситуации успеха. К ним, в частности, я отношу эмоциональную разгрузку, смену задания по желанию ученика, помощь класса; обращение к учителю, к более сильному ученику; «подсказка» (работа с учебником) и т. п. Одной из главных задач моей работы является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Добиваться успеха – это значит сформировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов путём формирования их познавательной активности.

Технология успеха обучения математике Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Считаю, что воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы. Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто стараюсь передать свой опыт, но и укрепить веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не даю остановиться в своём развитии более способным детям, учу воспитывать силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных задач. Всё это есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционно - построенные уроки, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения.

Технология успеха обучения математике В своей работе применяю: уроки - лекции, уроки – путешествия, уроки – турниры, уроки решения «ключевых задач», уроки – консультации, зачётные уроки, интегрированные уроки. Для подготовки таких уроков даю творческие задания: составить увлекательный и содержательный рассказ, сочинить сказку, стихотворение, отразив в них основные положения темы урока. Без знания основных правил, умения решать задачи темы, невозможно справиться с домашним заданием. А желание получить хорошую оценку опять-таки стимулирует мыслительную и познавательную деятельность школьника. В конце концов дети увлекаются самим процессом учения, и мотив – быть первым и получить хорошую оценку переходит в мотив: хочу глубже изучить материал данной темы.

Технология успеха обучения математике Наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны: - самостоятельно объяснять окружающие явления и процессы; - отстаивать своё мнение; - принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; - задавать вопросы своим товарищам и учителям; - рецензировать ответы товарищей; - оценивать ответы и письменные работы товарищей; - заниматься обучением отстающих; - объяснять более слабым ученикам непонятные места; - самостоятельно выбирать посильное задание; - находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи; - проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия; - решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения.

Технология успеха обучения математике Успешности обучения математике нельзя добиться только при использовании классно-урочной формы, необходима планомерная и системная внеклассная, индивидуальная работа с учащимися. Повысить интерес и добиться поставленных задач урока мне помогают современные информационно – коммуникационные средства обучения. Широко использую уроки – презентации. Основа такого урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными видеофильмами. Поиск материалов к уроку проводится заранее. Все подобранные материалы объединяются, чаще всего при помощи программы Power Point, в общую презентацию. Презентации позволяют наглядно показать сложные объёмные фигуры, легко вернуться на те моменты, которые были недопоняты, разобрать их ещё раз. Работа над созданием таких уроков развивает информационно-компьютерные компетенции и мои и моих учеников, расширяет круг пользователей накопленным материалом, так как эти презентации будут использованы другими преподавателями в своей работе. Считаю, что использование компьютера в учебном процессе, способствует повышению интереса школьников к изучению математического материала, расширяет и углубляет знания в области математики, что в свою очередь позволяет улучшить качество знаний по предмету.

3. Итоговый этап. На этом этапе ставлю основную цель: организовать работу таким образом, чтобы обратить результат выполненной работы в стимул, в осознанный мотив для следующего учебного задания. Как показывает практика, результативный этап оказывается наиболее болезненным. Итог учебной работы обычно сводится к отметке. Другими словами, ученик ждёт, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности. Очень важно отметить достижения ученика, показать своё уважительное отношение к труду, чтобы у него появилось желание с охотой учиться дальше. Важным условием осознанного отношения не столько к отметке, сколько к результатам учебной деятельности является рефлексия: размышления о себе, своей работе, динамике познания. Итоговый этап, синтезируя черты первых двух, имеет психолого- педагогический характер, поскольку логически следует из результатов исполнительного этапа и служит основой для формирования мотивов будущей деятельности. Особого внимания требуют к себе слабоуспевающие ученики, к которым можно применить завышенную, или авансированную оценку, позитивное рецензирование и т. п., соблюдая при этом чувство меры, чтобы ученик не переоценил свои способности. Как показала практика, в силу индивидуальных различий, учащиеся по-разному реагируют на предложенные учителем ситуации. Для некоторых групп школьников ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор, пока не реализуется основная задача: ученик испытывает чувство удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями.

Эффективность ситуации успеха в учебной деятельности проверяется не только наличием активного отношения к учёбе, но и умением самого школьника создавать себе условия для успешной деятельности. Я должна, как учитель не столько учить, сколько помогать найти знания, необходимые для развития личности конкретного ученика. В итоге подчеркну, что ситуация успеха только тогда становится действенным средством оптимизации образовательного процесса, когда она: организуется на всех этапах учебного процесса; усложняет учебные и воспитательные задачи, стоящие на каждом этапе; реализуется с учётом индивидуальных особенностей учащихся, что находит своё отражение в подборе приёмов и средств в работе с конкретным учеником; формирует у субъекта положительные эмоции в деятельности чувство успеха, вызванное преодолением трудностей, предложенных учителем эмоции радости, интеллектуального подъёма в процессе решения учебных задач удовлетворение, вызванное преодолением трудностей, выбранных самим учеником осознание недостаточности уровня своих знаний, умений в ситуациях преодоления формирование устойчивой потребности в самообразовании.

Результатом моей работы является: Развиваются как ОУУН, так и специальные. Повышается уровень качества знаний по предмету (приложение 1). Повышается интерес к изучаемому предмету: а) Увеличивается число участников в школьных, районных олимпиадах (призёры математических олимпиад 2006 г. – 1 ученик, 2007 г. - 2 учащихся, 2008 г.- 3 учащихся), во Всероссийском конкурсе по математике «Кенгуру», в «Неделе математики», занимающихся научно-исследовательской деятельностью по математике. б) Принимаем активное участие во Всероссийских Дистанционных конкурсах

Приложение 1. Динамика успеваемости учащихся ( в течении 4 х лет)

Цикличность алгоритма ситуации успеха циклымотивацииситуацииитогрезультат 1 Учитель формирует у ученика мотив к достижению успеха в конкретной учебной ситуации Педагог обеспечивает ученика заданием, соответствующим способностям; при необходимости оказывает помощь в ходе выполнения Ученик испытывает положительные эмоции в результате успешно выполненного задания Положительные эмоции внушают уверенность в своих силах, мотивируют ученика на выполнение нового задания 2Ученик испытывает желание вновь достичь успеха в учебной деятельности, готов на определённые усилия для этого Учитель предлагает задание, решение которого требует определённых волевых усилий и/или напряжённой мыслитель- ной деятельности Ученик испытывает результат своих усилий, сравнивает свою оценку с оценкой педагога, уточняет причины расхождения Удовлетворение от преодоления трудностей оставляет более глубокое впечатление и закрепляет успех; появляется желание подтвердить и упрочить положительные результаты

Цикличность алгоритма ситуации успеха 3 Мотив достижения из внешнего побуждения становится внутренним стимулом; ученика начинает привлекать процесс поиска истины Из предлагаемых педагогом вариантов ученик сам определяет себе объём и степень трудности учебной задачи, формируя индивидуальный стиль деятельности Воспитывается осознанное отношение к учению, формируется объективное отношение к результатам работы; выявляются сильные и слабые стороны стиля учения Осознание уровня своих знаний Умений возможностей; понимание необходимости повышать свой образова-тельный уровень 4 Внутренняя потребность в самообразованиии самосовершенствовании Самостоятельное обеспечение себя условиями для достижения успеха в деятельности Ученик оценивает свои действия как основу для дальнейшего позитивного развития Умение самосто- ятельно ставить себе задачи для дальнейшего со- вершенствова- ния и создание ситуации успеха в деятельности как самому себе, так и окружающим