Методическая разработка «Современные подходы в изучении народных промыслов с использованием деревянной фактуры объёма на занятиях изостудии» Автор: Шагова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (МОДИФИЦИРОВАННАЯ) ПРОГРАММА ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ» (младший школьный возраст)
Advertisements

Презентация муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 73» г.Красноярска Октябрьского района.
Кружок «Наши руки не знают скуки» Отчёт работы за 1 полугодие Подготовила руководитель кружка Елистратова Светлана Ивановна Белгород г.
Дополнительная образовательная программа Автор: Сунагатуллина Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования 1 категории МБОУ ДОД «ДДТ»
Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ.
« Декоративно – прикладная работа и работа с природным материалом».
Дополнительная образовательная ПРОГРАММА художественно - эстетической направленности возраст детей : 7-10 лет, срок реализации - 2 года возраст детей :
ПРОГРАММА по изобразительному искусству Воспитание мира чувств по изобразительному искусству Краевой Дворец пионеров и школьников.
Художественное развитие младших школьников на уроках изобразительного искусства Выполнил: Воронин В.П., учитель изобразительного искусства МОУ Ветлужская.
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение СОШ с.Курумоч структурное подразделение детский сад «Белочка» Муниципального района Волжский Самарской.
Педагогический стаж -36 лет Учитель изобразительного искусства высшей категории Руководитель районного МО учителей ИЗО и музыки Почётный работник общего.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ЦДОД» г.Балаково Саратовская область Педагог дополнительного Образования.
ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ИСТОРИКО- КУЛЬТУРНЫМ НАСЛЕДИЕМ РОДНОГО КРАЯ «РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ»
Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА ( художественной направленности ) возраст детей : 7-10 лет, срок реализации - 2 года возраст детей :
Педагогический проект «Ненаглядная краса России».
Подготовила: Грахольская Наталья Романовна учитель изобразительного искусства МОУ СОШ 40 г. Тверь.
Формирование духовно – нравственной культуры личности учащихся : первый опыт и находки МОУ СОШ 1 гор. Гвардейска г.
Предмет « Изобразительное искусство». ( Отчёт об обучении на уроках и о внеурочных мероприятиях по предмету учебный год). На уроках и во внеурочных.
«Ремесла Карелии» Учебная тема проекта: «Ремесла Карелии» Авторы: Лазарева И. Н., Шатковская Е.В., Юрчик И. М. Методическая презентация МОУ Суоярвская.
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
Транксрипт:

Методическая разработка «Современные подходы в изучении народных промыслов с использованием деревянной фактуры объёма на занятиях изостудии» Автор: Шагова Татьяна Михайловна Педагог ДО высшей категории МБОУ ДОД «Центр детского творчества» Сормовского района г.Нижнего Новгорода 2014 год Программа изостудии: «Истоки» Срок реализации: 4 года обучения Раздел: «Декоративно-прикладное искусство» Блок: «Роспись деревянных изделий»

Цель. Формирование знаний о традиционных нижегородских промыслах с целью создания индивидуального нового варианта росписи по дереву. Познавая тонкости городецкой росписи на экскурсии в музее «Город мастеров» г. Городца Учащиеся изостудии в «Детском музее» г. Городца «Кот-гармонист» Праздничков Пётр, 9 л.

Задачи. Образовательные. Формировать мотивацию к изучению истории традиционных нижегородских народных промыслов. Изучать характерные особенности росписей по дереву, сравнивать их между собой и применять на практике. Формировать самостоятельную способность к созданию росписи на деревянных изделиях, свободной от фабричных штампов, на базе полученных знаний. Коллекция матрёшек «Народы мира» Учащиеся 3 года обучения Памятник Семёну Ложкарю на фабрике «Золотая хохлома» Технология создания «Хохломы»

Задачи. Развивающие. Развивать характерные особенности работы на объёмных деревянных изделиях. Обогащать традиционное решение народного промысла индивидуальным проявлением замысла каждого учащегося. Развивать фантазию, образное мышление, креативность замысла композиции росписи, творческой самостоятельности. Тарелочки «Городецкие мотивы» Дудина Дарья, 7 лет, Бунтова Анастасия 10 лет, 1 год обучения Учащиеся 3 года обучения изостудии за работой Шедевры экспериментальной мастерской семёновской фабрики «Золотая хохлома»

Задачи. Воспитательные. Воспитывать у каждого учащегося художественно-эстетический вкус, творческую инициативность, креативность подхода в решении поставленных задач. Воспитывать патриотическое отношение к истокам народного мастерства своего края, а через него к историко-культурным ценностям искусства России. Воспитывать в себе умения работать в коллективе, сообща находить решение при создании коллекции на заданную педагогом тему.. Вазы «Архитектурный пейзаж»: Лемескина Арина 13 л., Годяева Наталья 15 л., Растунина Дария 15 л Вдохновляясь изяществом греческих богинь Учащиеся изостудии с педагогом Шаговой Т.М. на выставке картин учеников И.С. Глазунова

Психолого-педагогическое обоснование раздела «Декоративно- прикладное искусство» Учебный план изостудии Нижегородская область «богата» народными ремёслами: роспись и резьба по дереву, лозоплетение, кружевоплетение, вышивание, ткачество, гончарное и чугунно-кованное дело и многие другие. Познавая народное искусство, учащиеся познают историю своего края, своей Родины. Изостудия посещает фабрику «Золотая хохлома» в г. Семёнове.

Раздел «Декоративно-прикладное искусство» Год обуч. темы Наименование темы Всего часов Техника исполнения 16«Искусство подарка»8Солёное тесто 18«Городецкая роспись»10Роспись по дереву 112«Дымковская игрушка»6Лепка из пластилина 28«Матрёшка»9Роспись по дереву 211«Пасхальные сюжеты»12Роспись по дереву 212«Городецкие цветы»12Батик Всего за 2 года по разделу «ДПИ»57 Всего за 2 года по блоку «Роспись деревянных изделий»31 Наблюдаем за работой мастера резьбы по дереву и гончара в музее «Город мастеров» города Городца. Коллекция «Хохлома» учащихся 2 года обучения

Раздел «Декоративно-прикладное искусство» Год обучения темы Наименование темы Всего часов Техника исполнения 37«Наземный и подводный мир в батике»12Батик 39«Городецкие мотивы»9Роспись по дереву 310«Матрёшка-образ русской женщины»9Роспись по дереву 311«Пасхальные яйца: единство православных традиций стран Западной Европы» 9Роспись по дереву 48«Архитектурные композиции в батике»12 батик 410«Романтика вазописи»9Роспись по дереву 412«Нижегородские промыслы»9Роспись по дереву Всего за 3 и 4 года обучения по разделу «ДПИ»69 Всего за 3 и 4 года обучения по блоку «Роспись деревянных изделий»45 На мастер-классе «Роспись по дереву» в музее «Город мастеров». Коллекция «Команда «Фауна» 3 год обучения На мастер-классе по лепке в музее «Город мастеров»

Методологическое обоснование блока «Роспись деревянных изделий» (1 год обучения). Из учебного плана 1 года обучения. Мотивация для изучения «Городецкой росписи» на деревянной тарелочке: Городецкая роспись доступна для изучения детям 6-7 летнего возраста – группам 1 года обучения. Три вида цветков Городца начинают изображать с круга – знакомой геометрической формы. Яркая цветовая гамма, почти без колористических ограничений. Плоское дно тарелки расписывать проще, чем другую поверхность. Композиция узора росписи уже размещена в геометрической фигуре – круге. Углублённое изучение промысла начинается с экскурсии на фабрику «Городецкая роспись» и в музеи города Городец. Наблюдаем за работой мастеров иконописи и росписи по дереву на фабрике «Городецкая роспись».

Методическое обеспечение. Эскиз и тарелочка «Сказочная птица» Калачёва Мария, 7 лет. 1 год обучения Эскиз и тарелочка «Синяя птица» Белоножкина Лада, 8 лет, 1 год обучения Коллекция «Городецкие мотивы» учащихся 1 года обучения

Методологическое обоснование блока «Роспись деревянных изделий» (2 год обучения). Из учебного плана 2 года обучения. Мотивация к изучению матрёшечного промысла: Эмоциональное восприятие от приобщения к созданию всеми любимой матрёшки. Воспитание художественно-эстетического вкуса в создании изделий народных промыслов. Развитие образного мышления и творческой фантазии. Изучение стилевых особенностей одежды разных персонажей с её сезонными и национальными особенностями. Развитие знаний работы на деревянной поверхности и усложнённом по форме объёме. Углублённое изучение матрёшечного промысла начинается с экскурсии на фабрику «Золотая хохлома» и в музеи города Семёнова. Наблюдаем весь процесс создания матрёшки: от «белья» до шедевра на фабрике «Золотая хохлома».

«Матрёшка – русская национальная игрушка». Изучаем характерные особенности русского национального костюма и его современные интерпретации в музее «Город мастеров» города Городец и в других музеях Нижегородской и соседних областей. Коллекция матрёшек «Славянский базар» учащихся 2 года обучения. Коллекция яиц «Матрёшки» учащихся 2 года обучения. 2 место в районной выставке ДПИ –Лебедева Софья, 7 лет

Методическое обеспечение. Эскиз росписи яйца, Десятнюк Руслана. 10 лет Эскиз росписи яйца, Грехова Софья, 9 лет 2 место на областном конкурсе «Подводный мир», роспись яйца, Шагова Надежда, 9 лет

Мотивация к изучению росписи яиц на подставке: Яйцо – символ начала, зарождения жизни; Яйцо – символически связано с Рождеством, с Пасхой; Яйцо – один из вариантов для передачи изображения по изучению религиозно – мифологического жанра; Яйцо – сложная эллипсоидная сужающаяся форма, которая по сложности не уступает место объёмной форме матрёшки, а в психологическом смысле поднимает её на «ступеньку» выше; Изучение древнеславянской технике росписи яиц: «Писанки»; Паломнические экскурсии по храмам городов: Нижний Новгород, Дивеево. Суздаль, Муром, Владимир. Эскиз росписи яйца, Скороходова Екатерина, 10 лет Коллекция яиц «Пасха Красная», учащиеся 3 года обучения Яйцо «Пасхальный звон», Крохина Елизавета, 9 лет Яйцо «Золотые купола». Десятнюк Руслана, 10 лет

Методологическое обоснование блока «Роспись деревянных изделий (3 год обучения). Из учебного плана 3 года обучения «Золотые врата» г. Владимира Учащиеся изостудии и родители на экскурсии в городе Владимире. «Храм Покрова на реке Нерль.

Методическое обеспечение.

Мотивация к росписи деревянного изделия «Городецкие мотивы»: Менее успешные учащиеся расписывают тарелочку «Городецкие мотивы» ; Более успешные расписывают тарелочку «Хохлома» или расписывают вазу; Посещение музея «Художественные промыслы» г. Нижнего Новгорода; Экскурсии на фабрики и в музеи народных промыслов гг. Семёнов и Городец. Победы на районных и городских выставках декоративно-прикладного искусства. Ваза «Луна юности» Данилова Александра, 14 лет Вазы «Япония» и тарелочки «Хохлома», 3 год обучения

Мотивация к росписи деревянных изделий «Матрёшки»: Разделить учащихся на группы (по дружеской привязанности или по способностям) для росписи разных коллекций матрёшек – принцип «один за всех и все за одного»; Посетить фабрики и музеи народных промыслов; Использовать раздаточный материал: коллекции кукол с журналами «Костюмы народов России» и «Костюмы народов мира». Коллекция матрёшек «Народы мира», учащиеся 3 года обучения Эскиз и матрёшка «Индия» Десятнюк Руслана, 10 лет Эскиз и матрёшка «Прованс» Татаринова Анна, 9 лет Эскиз и матрёшка «Япония» Грехова Совья, 9 лет

Мотивация к росписи яиц на подставке: Изучение религиозно-мифологического жанра; Изучение христианских традиций стран Западной Европы; Экскурсии по храмам в городах: Нижний Новгород, Муром, Суздаль, Дивеево, Владимир; Экскурсия в «Этнографический музей русского быта» на Щёлковском хуторе Н.Новгорода; Изучение легенды о граде Китеже и уникальному озеру Светлояр. Мечеть Н. Новгорода Храм Адвентистов 7 дня Н. Новгорода Синагога Н. Новгорода В храме Кришны Н. Новгорода Учащиеся изостудии в старообрядческой церкви на Щёлковском хуторе.

Коллекция яиц «Пасха Красная» учащиеся изостудии 3 года обучения Победитель районной выставки ДПИ Годяева Наталья, 13 л. Победитель творческого конкурса Зорина Екатерина, 12 л. Награды коллектива изостудии (педагог Шагова Т.М.)

Методологическое обоснование блока «Роспись деревянных изделий» (4 год обучения). Из учебного плана 4 года обучения. Мотивация к росписи сахарниц: Посещение фабрики «Золотая хохлома» в г. Семёнове. Посещение краеведческих музеев разных городов и Выставочного комплекса Н. Новгорода. Просмотр презентаций, репродукций, фотографий и изделий народных промыслов. Коллекция сахарниц «Хохлома». Учащиеся 4 года обучения Коллекция сахарниц «Гжель», учащиеся 4 года обучения Грамота Департамента образования Шаговой Т.М.

Методическое обеспечение. Эскиз и вазы «Времена года», учащиеся 4 года обучения: Скрябина Елизавета 11 л. и Барнаева Анастасия 13 л.

Мотивация к росписи ваз: Изучение древнегреческой вазописи: «Чернофигурной» и Краснофигурной»; Изучение российских промыслов: «Жостово», «Гжель», «Хохлома», «Полх-Майдан»; Посещение фабрик и музеев г. Семёнов и г. Городец; Изучение древнерусского белокаменного и деревянного зодчества. Коллекция ваз «Архитектурный пейзаж», учащиеся 4 года обучения Коллекция ваз «Родные просторы», учащиеся 4 года обучения Эскиз и ваза «Замок над водой» Годяева Наталья, 15 лет Эскиз и ваза «Золотые купола» Поцелуйко Екатерина, 15 лет

Эскиз к вазе «Олимпийская хохлома» Барнаева Анастасия, 14 лет Ваза «Олимпийская хохлома» Барнаева Анастасия, 14 лет Вазы «Олимпийская символика», учащиеся 4 года обучения Вазы «Олимпийская символика» с другой стороны Ваза «Спящая сова» Соколова Алиса, 15 лет Ваза «Бодрствующая сова» Соколова Алиса, 15 лет

Ожидаемые результаты освоения блока «Роспись деревянных изделий». Самостоятельно определять последовательность выполнения задания на любом этапе его изготовления. Самостоятельно анализировать характерные особенности изделий народных промыслов Нижегородской области и России. Воспитывается патриотическое отношение к достижениям и наследиям российской национальной культуры. Возникает желание творить красоту своими руками во всех сферах искусства и в других деятельностях человека. Развивается чувство прекрасного, высокого художественно-эстетического вкуса. Развивается фантазия, ассоативное, пространственное и творческое мышление. Статья из опыта работы Шаговой Т.М. «Люби свой край – цени и знай» «Рок звёзды», учащиеся 4 года обучения (вариант росписи деревянных изделий) «Команда Айболита», учащиеся 4 года обучения (вариант росписи деревянных изделий)

Принципы образовательных технологий, методы и формы организации деятельности учащихся. Технология сотрудничества предполагает: Гуманизация учебного процесса – всегда на занятиях присутствует атмосфера доброжелательности и взаимопонимания. Возрастной и индивидуальный подходы – выбор форм, методов, приёмов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей. Ученье без принуждения - - повышению мотивации и развитию творческих способностей способствуют внеклассные занятия, проходящие в музеях, на выставках и экскурсиях. Любить свой край – любить весь мир. Приобщение к мировой художественной культуре через познание творческого наследия своей страны, своего края. Один за всех и все за одного. Творческий успех от совместной работы зависит от целеустремлённости, трудолюбия. мастерства каждой отдельной личности. 1 место в районных и 3 место в 9-х городских педагогических чтениях «Развитие личности ребёнка в условиях школьного и семейного воспитания» 2013 год. Благодарность Департамента образования г. Н.Новгорода Шаговой Т.М. за вклад в образование.

Анализ анкетирования «Отношение учащихся к занятиям в ИЗО студии» Почему ты занимаешься в изостудии? Нравятся ли тебе занятия в изостудии? Участвуешь ли ты в экскурсиях изостудии? Твое отношение к экскурсиям

Спасибо за внимание Познакомиться с результатами работы изостудии Шаговой Т.М. можно по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Коминтерна, д. 250 МБОУ ДОД «Центр детского творчества»