МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 144» г. Воронеж Жерегеля Мария Артемовна 1 КК Рабочая программа педагога-психолога для детей дошкольного возраста.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МАСТЕР-КЛАСС В РАМКАХ МЕТОДИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ.
Advertisements

«Игровая деятельность – эмоционально- привлекательная форма творческой самореализации ребенка» Л. Пак Составители: старший воспитатель Шибеко Ю.А. воспитатель.
Учебная тема: Развиваем эмоции Творческое название: Умные эмоции «Когда ребенок счастлив и находится в мире с собой, он переносит эти чувства на взаимоотношения.
Задачи и функции педагога-психолога в работе с детьми раннего возраста.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД 23 «РОМАШКА» СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РА ЙОНА МОДЕЛЬ.
УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ, ИГРАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ «РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ.
«Развитие эмоционально-волевой сферы воспитанника»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 182 общеразвивающего вида Педагог-психолог Шуменко Татьяна Валентиновна.
Используемые методики: Ларечиной Е.В. «Дитятко»
Презентация основной образовательной программы дошкольной разновозрастной группы МОУ Козская СОШ.
г.. 1 этап. Ознакомительный: - день открытых дверей; - сайт детского сада. 2 этап. Подготовительный: - работа в Центре игровой поддержки с детьми.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основные направления в работе:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Преемственность: школа – детский сад.» Курочкина Е.И. воспитатель.
Психолого-педагогическая программа «Здравствуйте, это Я!» (повышение степени адаптированности детей раннего возраста к условиям ДОУ) Автор-составитель:
Подготовила: педагог-психолог Горяйнова Н. А.. 1 этап. Ознакомительный: - дни открытых дверей; - сайт детского сада. 2 этап. Подготовительный: - работа.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
СОГБОУ «Вяземская специальная (коррекционная) общеобразовательная начальная школа – детский сад «Сказка» IV вида». «Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Транксрипт:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 144» г. Воронеж Жерегеля Мария Артемовна 1 КК Рабочая программа педагога-психолога для детей дошкольного возраста

Содержание 1. Пояснительная записка. 2. Работа с детьми. 1. Организация текущего и промежуточного мониторинга развития детей ДОУ. 2. Организация адаптации детей в условиях ДОУ. 3. Тематическое планирование рабочей программы: Социально-личностное и эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Интеллектуально-личностное развитие детей дошкольного возраста. 3. Работа с педагогическим коллективом. 4. Работа с родителями.

Пояснительная записка Рабочая программа разработана и реализуется в общеобразовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе федеральных требований. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.

Программа основывается на положениях: 1) фундаментальных исследований отечественной научной психолого- педагогической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста; 2) научных исследований, практических разработок и методических рекомендаций, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования; 3) действующего законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования.

Решение задач психологически-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач программы дошкольного учреждения. Рабочая программа состоит из трех частей: 1. Работа с детьми: 1) Организация текущего и промежуточного мониторинга развития детей ДОУ; 2) Организация адаптации детей в условиях ДОУ; 3) Социально-личностное и эмоциональное развитие детей дошкольного возраста; 4) Интеллектуально-личностное развитие детей дошкольного возраста. 2. Работа с педагогическим коллективом. 3. Работа с родителями.

Цель рабочей программы педагога - психолога ДОУ : повышение осознание ребенком своих эмоциональных проявлений с взрослыми и сверстниками, и тем самым обеспечение всестороннего гармоничного развития личности ребенка, повышение эмоционального комфорта.

Задачи 1 способствовать самопознанию ребенка, помогать осознавать свои характерные особенности и предпочтения; 2 развивать навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе; 3 помогать ребенку, прожить определенное эмоциональное состояние: объяснить, что оно обозначает и дать ему словесное обозначение;.

4 учить ребенка выражать свою любовь к близким, воспитывать интерес к истории своей семьи; 5 воспитывать заботливое отношение к животным, учить понимать их настроение; 6 вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения, корректировать его нежелательные черты характера и в поведении.

7 развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения. Система работы состоит из цикла тематических встреч и рассчитана на четыре года: младшая, средняя, старшая и подготовительная группы. Одну и ту же тему используют в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе обучаться по этой программе.

Тематика мероприятий строится в доступной и интересной для детей форме. Для этого используются развивающие игры (на развитие навыков общения), упражнения (на мышечную релаксацию), этюды, рассматривание рисунков, рассказ психолога, рассказы детей, сочинение историй, беседы, моделирование и анализ заданных ситуаций, рисование, мини-конкурсы, игры-соревнования, психогимнастика, релаксационные паузы, физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики, прослушивание музыкальных произведений и др. Форма круга создает ощущение целостности, облегчает взаимопонимание и взаимодействие детей. В начале и в конце занятий может использоваться какая-либо ритуальная игра, упражнения для настроя детей. Почти каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка в индивидуальных альбомах. Детский рисунок итог работы на занятии, который объединяет в себе все эмоции, впечатления, знания и умения, полученные в ходе занятия. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместно­го выполнения ребенком и родителями. Время занятий соответствует нормам Сан ПиН.

Система работы по эмоциональному развитию и коррекции поведения. Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений состоит из 24 занятий и рассчитана на 1 год. (младшая группа детского сада). Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью-15 минут с подгруппой человек. Занятия проводятся в кабинете психолога или в помещении группы, в котором участники могут спокойно располагаться и передвигаться. В содержание каждого занятия входит: развивающие игры этюды рассматривание рисунков чтение художественных произведений рассказ психолога и рассказы детей слушание музыкальных произведений рисование

Система работы по эмоциональному развитию и коррекции социальных отношений разделена на четыре раздела. Работа по этим разделам затрагивает основные сферы социального общения ребенка: общение с самим собой, общение со сверстником, общение с окружающими и взрослыми. В раздел 1.«Я сам» входят темы (Мое имя, Кто такой Я, Мои умные помощники, Мои игрушки, Мои любимые сказки, я хочу, Я могу, Мое настроение,) и собраны игры и упражнения, направленные на: осознание ребенком самого себя, на развитие самооценки в отношении своей внешности, предпочтение и возможностей, на развитие способности анализировать собственную реакцию: настроение, мысли, поведении.

В раздел 2 «Я и другие дети» входят темы (Плохо быть одному, Мы разные, Мы веселимся, смеемся, играем, Говорим руками и телом, Помогаем друг другу, Мальчики и девочки). Игры и упражнения направленные на: развитие чувства симпатии по отношению к сверстнику, на развитие способности понимать индивидуальность других детей, сочувствовать друг другу и взаимодействовать между собой, на развитие желания общаться с ровесниками на языке слов, жестов и движений, усваивая при этом некоторые общие правила и поведения. В раздел 3 «Я и взрослые» вошли темы (Все начинается с мамы, Дружная семья, Маленький помощник, Я в детском саду) собраны игры и упражнения направленные на: развитие у ребенка способности ценить общение с родными и окружающими взрослыми, развитие чувства доверия и привязанности к близким, развитие способности понимать эмоциональное состояние взрослых и умение предлагать им посильную помощь, осознание себя как принимаемого, любимого другими людьми.

В раздел 4 «Я и культура общения» входят темы( Секрет волшебных слов, Мы поссоримся и помиримся, Давай поговорим, Что такое «хорошо» и что такое «плохо»,),состоит из игр и упражнений направленных на: формирование у детей норм социального поведения, умения договориться друг с другом, развитие способности к совместным действиям и умения общаться. В конце года проводиться итоговые занятия на тему- В гостях у сказки, Урок общения, в которых содержаться игры и упражнения, направленные на: повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных за год, на развитие способности принимать ребенком самого себя, формирование адекватной самооценки.

Система работы по эмоциональному развитию состоит из 66 занятий и рассчитана на три года: средняя, старшая, подготовительные группы. Занятия с подгруппой (10-12 человек) проводятся один раз в неделю, их продолжительность составляет от 20 до 30 минут (в зависимости от возраста). Занятия проводятся в кабинете психолога, где участники группы могут спокойно передвигаться. На занятиях используется: развивающие игры (на развитие навыков общения) упражнения(на мышечную релаксацию) этюды рассматривание рисунков рассказ психолога рассказы детей сочинение историй беседы моделирование и анализ заданных ситуаций рисование мини-конкурсы; игры-соревнования

В раздел 1 «Я и Я» входят темы -Тайна моего имени, Автопортрет, Мой внутренний мир, Мой любимый сказочный герой. И собраны игры и упражнения направленные на развитие навыков самообладания и самоанализа, внимания к самому себе, к своим переживаниям и желаниям, способности различать индивидуальные особенности, свои мышечные и эмоциональные ощущения. В раздел 2 «Я и другие» входят темы - Мы так похожи, Мы такие разные, Язык жестов и движений, Давайте жить дружно, Мальчики и девочки. Здесь представлены игры и упражнения направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей людей, формирование внимательного отношения к людям и друг к другу, развитие языка жестов, мимики, пантомимики. В раздел 3 «Я и мои эмоции» входят темы - Радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес, наши эмоции. Здесь игры и упражнения направлены на знакомство детей с различными эмоциональными состояниями людей, развитие адекватно выражать свои эмоции.

В раздел 4 «Я и животные» входят темы - Мой ласковый и нежный зверь, общение с животными. Здесь игры и упражнения направлены на развитие умения видеть отличия человека от животного, особенности общения разных животных между собой, умения изображать животных, используя различные выразительные средства, на снятие страха перед животными. В раздел 5 «Я и моя семья» вошли темы - С кем я живу, Правила домашнего этикета. Здесь игры и упражнения направлены на осознание ребенком своего места в семье и понимание внутрисемейных отношений, на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого домочадцами члена семьи, на развитие интереса к истории своей семьи. В конце года проводятся итоговые занятия по темам - Путешествие в сказку, Я знаю, умею, могу. Здесь игры и упражнения направлены на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребенком самого себя и оптимизацию самооценки ребенка.

1. Организация текущего и промежуточного мониторинга развития детей ДОУ. Задачи психологического обследования с письменного разрешения родителей: 1. Определение умственного развития как показателя интеллектуального развития (познавательные УУД ). (Методики «Рисунок человека», «Рисунок несуществующего животного» и др.). 2. Выявление уровня развития мелкой и крупной моторики ребенка- дошкольника (Методики «Бирюльки», «Свободный рисунок» и др.). 3. Изучение эмоционально-личностной сферы ребенка, особенностей его общения и взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми (педагогами, родителями), (личностные УУД). ( Методики «Рисунок семьи», «Два дома», «Пиктограмма» и многие другие).

Организация адаптации детей в условиях ДОУ. При поступлении в дошкольное образовательное учреж­дение (ДОУ) все дети переживают адаптационный стресс. Цель занятий - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определя­ются основные задачи занятий: > преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду; > обучение воспитателей методам проведения групповых за­нятий в адаптационный период; > формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Параллельно с решением основных задач решаются за­дачи комплексного развития детей: > снятие эмоционального и мышечного напряжения; > снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии; > развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; > развитие внимания, восприятия, речи, воображения; > развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, коор­динации движений; > развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песен­ки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быст­ро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объ­единяют детей, задают положительный эмоциональный на­строй. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на кон­такт со взрослыми и сверстниками. Как правило, занятие начинается с упражнений, требу­ющих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотво­рения. Эти упражнения создают положительный эмоцио­нальный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу.

В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, сво­бодно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. В ходе практической работы было замечено, что от быст­рой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляют­ся и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упраж­нения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-иг­ровым сюжетом.

Работа с педагогическим коллективом. Мероприятия: - консультации и беседы; - практические семинары; - семинары-практикуму; - психологические игры; - психологические тренинги; - выступления на педагогических советах; - участие в педагогических консилиумах на различные темы.

Работа с родителями Мероприятия: - консультации и беседы; - практические семинары; - семинары-практикуму; - деловые игры; - психологические тренинги; - выступления на родительских собраниях.

Ожидаемые результаты Группа раннего возраста Снижение уровня заболеваемости детей в период адаптации; Развитие позитивного отношения к детскому саду у детей и их родителей; Раннее коммуникативное развитие детей; Создание информационной базы по адаптации детей (листы адаптации, рекомендации для родителей, анкеты и др.); Создание картотеки коммуникативных игр для детей в период адаптации; Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ, повышение их психолого-педагогической грамотности; Оказание помощи родителям в формировании правильного отношения к развитию своего ребенка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

Младшая группа Пройдя подготовку по данной системе работы, дети младшей группы овладеют следующими знаниями и умениями. Знать: имена всех детей в группе; для чего человеку в процессе общения и познания окружающего мира нужны глаза, уши, рот, нос; названия некоторых базовых эмоций; чем отличаются мальчики и девочки по внешности и поведении; как можно проявлять заботу и выражать свою любовь по отношению к маме и к другим членам семьи; состав своей семьи; основные правила этикета; основные способы разрешения межличностных конфликтов. Уметь: определять свои отличительные способности во внешности; определять свои предпочтения к игрушкам, сказкам и сказочным персонажам; взаимодействовать друг с другом в процессе игрового общения; выражать свои мысли, чувства при помощи мимики, жестов, осанки, позы; проявлять любовь и внимание к членам семьи добрыми делами и хорошими поступками; общаться со взрослыми в процессе совместной деятельности; правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка); отличать хорошие поступки от плохих; пользоваться правилами и нормами поведения; употреблять в речи «волшебные слова».

Средняя группа Пройдя подготовку по системе работы «Давай познакомимся!», дети средней группы будут знать и уметь следующее. Знать: имена всех детей в группе; для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения; чем отличаются мальчики и девочки по внешности и поведении; названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, гнев, горе, интерес); отличия человека от животного; как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками; состав своей семьи. Уметь: отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей; опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настро­ение окружающих; правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства; оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности; делиться с друзьями сладостями и игрушками; различать эмоции по схемам-пиктограммам; передавать заданное эмоциональное состояние при помощи ми­мики, пантомимики, интонации; наблюдать за животными; изображать их голоса, характерные движения, настроения; употреблять в речи «волшебные» слова (спасибо, пожалуйста, извините и т. п.); правильно определять свою роль в семье (сын, дочь, внук, внучка).

Старшая группа Пройдя подготовку по системе работы «Давай познакомимся!», старшей группы будут знать и уметь следующее. Знать: как можно объяснить имена некоторых сказочных персонажей; различия между мальчиками и девочками в основных чертах характера и поведении; о существовании индивидуальных особенностей своих сверст­ ников; важность различных профессий (на примере родителей); какие достоинства собственного поведения помогают при обще­нии с окружающими и какие недостатки этому общению мешают. Уметь: осознавать свое тело и его специфические особенности; понимать и описывать свои желания и чувства; осознавать свои физические и эмоциональные ощущения; различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений; воспроизводить выразительные позы и движения; сравнивать эмоции; контролировать свои эмоциональные реакции; подражать характерным движениям, позе, эмоциональным реак­циям животных и видеть их аналогии в человеческом поведении; оценивать поступки и видеть достоинства и недостатки собст­венного поведения, и поведения окружающих взрослых в быту; уступать друг другу в конфликтных ситуациях; останавливать другого ребенка, если он делает что-то плохое; вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности; выражать благодарность за проявление к ним внимания и доброты.

Подготовительная группа Пройдя подготовку по системе работы «Давай познакомимся!», дети подготовительной группы будут знать и уметь следующее. Знать: что означают их имена; что такое «мужественность» и «женственность», понимать осо­бенности общения с партнерами противоположного пола; об относительности в оценке чувств; о связи и взаимозависимости человека и животного; какие существуют особенности общения разных животных между собой; историю собственной семьи. Уметь: понимать свою индивидуальность, свой внешний и внутренний мир; устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и ре­шать конфликтные ситуации, находить компромиссные реше­ния; выражать свои чувства, и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, интонацию; понимать своего собеседника по выражению его лица, позе, эмо­циям, жестам; рисовать пиктограммы, обозначающие различные эмоции; переносить доброту, чуткость, бескорыстие из мира животных в общение с людьми; принимать гостей у себя дома; общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, вы­сказывать свое мнение о друзьях, замечая их хорошие и плохие поступки; оказывать помощь другим детям в трудной ситуации; рисовать свое генеалогическое древо.

Методическое обеспечение психологического кабинета От рождения до школы / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, - М.: Мозаика-Синтез, Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, с. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, с. Пазухина И.А. : Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект. Изд. Детство-Пресс, 2008 г., 96 с. Пазухина И.А. (сост.) Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 46 лет. Изд. Детство- Пресс, 2008 г., 272 с. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению М.: Книголюб, с. (Психологическая служба).

Основы сказкотерапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, 2007 Изд: Речь – 176 с.Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Речь Романова Е.С, Потемкина О. Графические методы в психологической диагностике, Издательство «Дидакт», 1991, 164 с. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. Серия «Первые шаги». Изд. дом «Литература», С- Пб, 2009, 50 с. Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивноси в детском возрасте. - М.: ТЦ Сфера, с. (Библиотека практического психолога) Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня)/Е.В. Жердева. - Ростов-н/Д: Феникс, с. – (Мир вашего ребенка) Симановский А,Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./М,В. Душин, В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», с., ил. – (Серия: «Вместе учимся, играем»).

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г.В, Соколов, В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», с., ил. – (Серия: «Вместе учимся, играем»). Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники Г.В, Соколов, В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития: Академия Холдинг», с., ил. – (Игра, обучение, развитие, развлечение). Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: «Академия развития», с., ил. Субботина Л.Ю. Развитие вображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/Художник В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», с., ил. – (Серия: «Вместе учимся, играем»)