> ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ «ЭКОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ» «ЭКОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ» Виктория Анатольевна САМКОВА, к.п.н., ведущий научный сотрудник Института.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательная модель «Экология в системе культуры» СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ: цели, задачи, содержание Самкова Виктория Анатольевна, к.п.н., с.н.с. лаборатории.
Advertisements

Тема: «Проблемы экологического образования» Выполнила ученица 11«А» класса Сомова Валентина.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ.
Использование историко - культурного потенциала Санкт - Петербурга при формировании духовно - нравственных ценностей подрастающего поколения Егорова Ирина.
Ситникова Светлана Анатольевна, учитель биологии высшей категории.
Назначение ОО БЖД – формирование учащихся мировоззрения и культуры безопасности, адекватных современной эпохе цивилизации Задачи: 1.Ознакомление с особенностями.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
МОУ средняя общеобразовательная школа 22 Экологическая, природоохранная и здоровьесберегающая деятельность. п. Горный Красносулинский район 2010– 2011.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ 16 г. Королёва М.О. Бычкова Ольга Владимировна.
Духовная сфера общества ч.2 Главатских В.Ю., учитель обществознания МАОУ «Лицей 6» г. Миасс.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Урок обществознания 10 класс Учитель Мельникова Т.В. г. Торжок.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основные категории педагогики. Основные категории педагогики. Воспитание. Модели взаимодействия.Обучение.Развитие.Формирование.Дидактика.Формирование.Иерархическая.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
Экологическое образование и воспитание в школе. Подготовила Иванова И.К. учитель биологии и экологии МОУ СОШ п. Пятидорожное.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Транксрипт:

> ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ «ЭКОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ» «ЭКОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ» Виктория Анатольевна САМКОВА, к.п.н., ведущий научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, редактор журнала «БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ»

«Человек» - звучит только в хоре Каждая форма жизни уникальна и требует защиты независимо от ее практической ценности для человека. Это слова, выбитые позолоченными буквами на пяти языках на стене главного здания ЮНЕП (Международная организация по охране окружающей среды), г.Найроби, Кения. Они являются лейтмотивом Всемирной хартии природы, принятой ООН в 1982 г.

3 > Человек в окружающей среде вещество вещество энергияэнергия информация информация

Жизнь это передача информации из поколения в поколение. «Культурный геном» система ценностей, передаваемых из поколение в поколение.

Слайд 5.

6 > Культура Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.

> Экология Экология (от греч. óikos) – наука о взаимодействии биологических систем (преимущественно организменного и надорганизменного уровня) между собой и с окружающей средой. Возникла как биологическая дисциплина, однако с середины ХХ в. cтала пониматься более широко.

Культура это внебиологический, специфически человеческий способ деятельности, доминирующими факторами которого в современном мире являются социальные и экологические процессы, кризис которых требует выработки деятельного общепланетарного сознания, что возможно лишь в результате взаимодействия культур.

«Экология не междисциплинарная наука, а проблема человеческой культуры. Причины гибели экологических систем и человеческих культурных ценностей одни и те же, они в главном, в культурном уровне общества. Без высокого уровня культуры никакие законы и постановления не будут действенными…». Д.С.Лихачев Экология «проблема человеческой культуры»

11 Знания Знания Умения Умения Ценности и компетенции компетенции компетенции компетенции Умения Умения Знания Знания ТРАДИЦИОННАЯ ИЕРАРХИЯ СОВРЕМЕННАЯ ИЕРАРХИЯ Иерархия целей образования

12 воспитание экологической ответственности как меры свободы человека в условиях экологической необходимости. ЦЕЛЬ: воспитание экологической ответственности как меры свободы человека в условиях экологической необходимости. ЗАДАЧИ: воспитание экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений) и отношений; воспитание экологически ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений) и отношений; развитие личной ответственности за состояние окружающей среды, которая выражается в умении принимать грамотные решения в ситуациях выбора; развитие личной ответственности за состояние окружающей среды, которая выражается в умении принимать грамотные решения в ситуациях выбора; формирование системы научных знаний о природных и социоприродных системах, условиях их устойчивого развития; формирование системы научных знаний о природных и социоприродных системах, условиях их устойчивого развития; вовлечение учащихся в разнообразную педагогически организованную деятельность экологического характера. вовлечение учащихся в разнообразную педагогически организованную деятельность экологического характера. Цели и задачи экологического образования

13 Ответственность способность совершать действия (поступки) и готовность отвечать за их последствия. Экологическая ответственность проявляется в отношениях проявляется в отношениях к себе, своему физическому, духовному и психическому здоровью к другим людям, их физическому, духовному и психическому состоянию к различным природным и социо- природным объектам ко времени (к прошлому, настоящему, будущему)

Культурно-исторический подход Л.С.Выготского изучает личность как продукт освоения индивидом ценностей культуры. Экологическая теория восприятия окружающий мир воспринимается человеком целостно (а не физически, химически, биологически и т.д.)

Синкретический культурный комплекс Мифологическая картина мира Элементы искусства Знания о природе – прообраз научных представлений Религия Искусство Философия Наука Отношение человека к окружающему миру К У Л Ь Т У Р А

16 >Приобщение школьников к культурному опыту человечества, отражающему взаимодействие в системе «природа-человек-общество» религияискусство философия наука Образовательная модель «ЭКОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ»

«Концертный зал науки» Анализ международного опыта показывает преподавание естественных наук должно включать не только собственно естественнонаучные знания, но и так называемый «Концертный зал науки». Урок должен включать и живой рассказ, и музыку, и обращение к шедеврам живописи. Такой подход обеспечивает эмоционально- эстетическое воспитание и развитие школьников, что является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом.

18 Эрнст Геккель ( ) Э.Геккель со своим ассистентом Н.Миклухо- Маклаем на Ланзаротте (Лансароте). Канарские острова, 1866.

19 «Красота форм Книга «Красота форм в природе» в природе» публиковалась с 1899 по 1904 год в виде комплектов из 10-ти оттисков. Первое полное издание 1904 г.

20

21

22 > ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

1 образец древней наскальной живописи аборигенов Австралии; 2 доисторический наскальный рисунок «Человек, держащий на руках ребенка» (пещера Когул, Испания); 3 рисунок ребенка 3,5 лет

24 Морис Эшер. Мозаика II. 1957

Вильям Шиммель. Альбом «Дети Земли: Письмо из дома»

Музыка, кино, театр и другие виды искусства Истоки музыки в звуках природы. Экологический джаз Пола Винтера. «Микрокосмос», «Генезис», «Магия колдовства» (Клод Нуридзани, Мари Перену)

Мультфильм «Букашки» 01 - Тишина!.mp Тишина!.mp4 (Франция, 2007)

Фотографы-натуралисты вклад в природоохранное просвещение

Отношение человека к природе в религии

В настоящее время под экологическим образованием часто понимают изучение последствий хозяйственной деятельности человека. По выражению профессора М.В.Гусева, это всё равно, что изучать религию по руинам храмов. Для изучения природы в ее живой и сложной организации – не разрушенного, а целостного храма во всём его великолепии – необходимо естественнонаучное образование, знание законов функционирования природных систем на всех уровнях, от молекулярного до эволюционного.

Экология в системе наук Естественно-математические науки Общественные науки Технические науки Экология

Дмитрий Сергеевич Лихачев «Экология представляет собой взгляд на мир как на дом. Природа дом, в котором живет человек. Но культура тоже дом для человека, причем дом, создаваемый самим человеком. Сюда входят самые разнообразные явления материально воплощенные в виде идей и различного рода духовных ценностей». (из статьи «Экология культуры»)

Никита Николаевич Моисеев «Преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно. Тем более невозможно поддержание состояния равновесия, если общество не будет преобразовывать самое себя, свою нравственность, менталитет, а будет опираться только на технические решения.» (из статьи «Экологическое образование и экологизация образования»)

Самый приближенный математический расчет параметров биосферы потребовал бы большего времени, чем весь период существования нашей планеты как твердого тела. Рудольф Шлихтер. «Слепая власть», 1937.

Учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию модели «Экология в системе культуры» Концепция и комплект программ Концепция и комплект программ Учебные пособия для учащихся (учебники) Рабочие тетради Методические рекомендации для учителя Пособие для проведения практических занятий в природе Комплект плакатов

Основная школа «Экология 5-9» Воспитание ответственного отношения к себе, окружающему миру (природному и социальному окружению); формирование устойчивых мотивов

В основе изучения курса включение школьников в различные виды педагогически организованной деятельности: исследовательскую творческую игровую практико-ориентированную пропагандистскую

5 кл. – «Живая планета» 6 кл. – «Природа. Человек. Культура» 7 кл. – «Среды жизни на планете» 8 кл. – «Человек и экосистем ы » 9 кл. – «Город, в котором я живу»

Рис. 36. След полугодовалого медвежонка на влажном песке (Тверская область, Торопецкий район)

Таблицы «Введение в экологию. 5-9 классы» Изд-ва «Спектр» - «Экзамен» ПЛАКАТЫ-Введение в экологию_Методика.pdf ПЛАКАТЫ-Введение в экологию_Методика.pdf

Опыт регионов Брянск – модуль «Заповедная брянщина» Липецк – модуль «Экология Липецкой области» Экопром-Липецк Экопром-Липецк

Сайт «Экологическое воспитание» - эковоспитание.рф

Журнал «Биология в школе» для экологического образования Научно-методический журнал Издается с 1927 года ISSN: Периодичность: 10 номеров в год 54

В масштабах Вселенной наша планета так же мала и беззащитна, как капля воды.

Благодарю за внимание! Контакты: Сайт издательства « Академкнига/учебник» Редакция журнала «Биология в школе» - Skype (viktosha0160) - консультации для учителей каждый вторник с до (время московское)