Кластерная модель повышения конкурентоспособности национальной экономики. ЯШЕВА ГАЛИНА АРТЕМОВНА Заведующий кафедрой «Экономическая теория и маркетинг»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Advertisements

Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ Кластерный подход в развитии инновационной экономики региона Ноябрь 2009 года.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Виктор Иванович Назаров О приоритетных задачах и направлениях развития потребительского.
Схема соотношения материальной и нематериальной составляющих в себестоимости продукта в зависимости от вида деятельности компании Стратегия промышленного.
1. Что такое бизнес-план 2. Виды бизнес-планов 3. Резюме 4. Характеристика товаров (услуг) 5. Рынок сбыта товаров (услуг) 6. Конкуренция на рынках сбыта.
Основные направления совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
Ассоциация экспортеров Узбекистана Идея создания Ассоциации экспортеров Узбекистана: Концепция и Цели.
Вятская торгово-промышленная палата и ОАО «Корпорация развития Кировской области» тесно взаимодействуют в различных сферах деятельности: Создание и развитие.
Международный опыт в развитии кластеров Александра Карташова главный специалист отдела финансирования и анализа Ассоциации «Некоммерческое партнерство.
Основные направления деятельности Союза Российских Пивоваров на гг. А.О.Артемьев Заместитель Председателя Совета Союза Президент ОАО «Пивоваренная.
Логистика товарных потоков региона Организации Черноморского Экономического Сотрудничества.
Механизмы создания технопарка: принципы, структура, взаимодействие.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Ассоциация субъектов инновационного предпринимательства и инфраструктуры Ubi concordia - ibi victoria Где согласие - там победа (лат.)
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
Транксрипт:

Кластерная модель повышения конкурентоспособности национальной экономики. ЯШЕВА ГАЛИНА АРТЕМОВНА Заведующий кафедрой «Экономическая теория и маркетинг» Витебский государственный технологический университет, доктор экономических наук

Генезис кластера «промышленные районы» в Великобритании (А. Маршалл), «фильеры» технологически связанные сектора во Франции (И. Толенадо и Д. Солье, Е. Лимер), «кейретцу» (keiretsu) в Японии, «блоки развития» в Швеции (Е. Дахмен), территориально-производственные комплексы (которые создавались в бывшем СССР), «кластеры» (М. Портер и др.)

Кластер товаропроизводителей рассматривается как сетевая структура комплементарных, территориально взаимосвязанных отношениями сотрудничества предприятий и организаций (включая специализированных поставщиков, в том числе услуг, а также производителей и продавцов), объединенных вокруг научно- образовательного центра, которая связана отношениями партнерства с местными учреждениями и органами государственного и регионального управления с целью повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики.

Признаки кластеров товаропроизводителей локализация на одной географической территории; агломерация предприятий, организаций и общественных институтов, объединенных горизонтальными и вертикальными связями; комплементарность субъектов, создание производственной цепи; производство «ключевого» товара; присутствие отношений конкуренции и кооперации (коопетиция - сoopetition от сooperation, сompetition ); развитие отношений сетевого сотрудничества между субъектами кластера, а также партнерства между субъектами кластера и органами государственного управления - ГЧП; единая инфраструктура и институциональная среда; объединение предприятий вокруг научно- образовательного центра.

Состав кластера в общем виде МЕСТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Бизнес ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕН НОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Поставщики (в т.ч. услуг), производители, продавцы, покупатели Университеты, школы бизнеса, ассоциации, торгово- промышленные палаты Местные органы управления, правительствен ные организации Научно- образовате льный центр БИЗНЕС

Структура кластера товаропроизводителей (элемент «бизнес») Покупатели Поставщики ресурсов Поставщики услуг Производители дополняющих отраслей ПРОИЗВОДИТЕЛИ Научно- образовательный центр Продавцы

Лесной кластер в Финляндии Виды деятельности Код по классификатору NACE Вес Добавлен -ная стоимост ь 2.Лесоводство, лесозаготовки Добыча энергоносителей Другая добыча 140, Производство молочных продуктов 1550, Производство продуктов из молотого зерна, крахмала 1560, Распиловка и тесание леса, пропитка леса 2010, Производство листов, фанеры, шпона, ДСП 2020, Производство других продуктов из леса 203, 204, 2050, Производство целлюлозы, бумаги, картона 2110, Производство изделий из бумаги и картона 2120, Издательское дело 220, Производство основных химических веществ 2410, Производство других химических продуктов и искусственных волокон , Производство техники и оборудования 290, Производство мебели 3610, Подача, Эл. энергии, газа, пара, воды 400, Строительство целых конструкций, оказание услуг 4501, 45090, Оптовая и розничная торговля 50, 51,520, Наземные / подземные перевозки 600, Водный транспорт Другой вспомогательный транспорт 631,632, 6340, Экономическая деятельность , Образование 800, Досуг, культура и спорт 920, Всего

Кластер лесной и деревообрабатывающей промышленности в Португалии

Состав регионального производственного кластера в Германии

Структура швейного кластера в Украине Ассоциация «Подилля Першы» Власти Кластер производителей одежды Институты Предприятия- производители Обслуживающие сервисные предприятия Государственные структуры и консалтинговые фирмы Региональный центр моды

Потенциальный кластер льна Витебского региона

КЛАСТЕРЫ По степени локализа ции По степени развития кластерных отношений По уровню конкуренто- способности По стадиям жизненно го цикла кластера По охвату участ- ников По степени переработки ключевого продукта По количеству подкласте- ров в составе кластера Локальные Национальные Интернациональные Потенциальные Реальные Высокий уровень Низкий уровень Возникающие В стадии развития В стадии упадка Широкие Узкие Глубокие Мелкие Монокластеры Мегакластеры Типология кластеров

Характеристика сетевого сотрудничества Субъекты сетевого сотрудничества: поставщики и производители производители и продавцы производители – конкуренты производители и научные, образовательные учреждения Признаки сетевого сотрудничества в кластерах: общие цели в области общих интересов; совместное решение общих проблем; свободный поток информации в деловом сообществе; обмен информацией (в т.ч. в области производства, управления, маркетинга, подготовки кадров); отсутствие иерархической подчиненности; общие для кластера, являющегося деловым сообществом, нормы, традиции, правила, доверие между партнерами

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА взаимоотношения сторон зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах, соглашениях о партнерстве и др.); взаимоотношения сторон носят партнерский, то есть равноправный характер; стороны имеют общие цели и четко определенный государственный интерес; четкое определение целей и ролей, разделение полномочий и ответственности, подконтрольность, стратегическое управление; стороны объединяют свои вклады для достижения общих целей; стороны распределяют между собой расходы и риски, участвуют в использовании полученных результатов.

Кластерная модель повышения конкурентоспособности национальной экономики Кластеризация экономики (формирование кластеров товаропроизводителей и развитие партнерских отношений) Повышение конкурентоспособ ности субъектов кластера за счет снижения: трансакционных затрат логистических затрат скидок посредникам налогов Рост ВВП/ВРП и нало- говых поступлений в бюджеты за счет: совместных с членами кластера инвестиций, в т.ч. привлечения иност- ранных инвестиций, государственно-частно- го партнерства в финан- сировании инновацион- ных проектов развития технологий, инфраструк- туры, образования. Развитие малого и сред него бизнеса в регионах за счет: формирования отноше- ний аутсорсинга, когда малые и средние предпри- ятия выполняют продук- цию, работы и услуги для ключевых субъектов кластера; открытия новых зон предпринимательства в цепочке ценностей Увеличение занятости, повышение доходности регионального производства за счет: образования новых субъектов бизнеса вследствие воздействия конкуренции на углубление специализации, на создание новых ниш и расширение кластера; создания недостающих в технологической цепи производств в рамках программ импортозамещения, программ привлечения иностранных инвестиций Экономическое развитие приграничных территорий за счет: обеспечения приграничного сотрудничества кластеров в сфере торговли, сельского хозяйства, туризма, транспорта, инфраструктуры В кластере создаются положительные эффекты (экстерналии) Организационно-экономический механизм создания и развития кластеров в экономике Организационно- правовое обеспечение форми- рования кластеров Финансово- экономическое стимулирование сотрудничества в кластерах Институциональное обеспечение кластерного подхода Активизация инноваций за счет: накопления в кластерах знаний ком- мерческого и производственного характера и быстрой диффузии зна- ний в кластере; создания инноваций благодаря внут- ренней конкуренции между произво- дителями кластера; ускорения внедрения инноваций в результате сотрудничества между поставщиками и производителями; приобретения новшеств в рамках международного технологического сотрудничества кластеров (СП, франчайзинговые предприятия) Рост экспорта в кластере за счет: совместных с субъек- тами кластера марке- тинговых программ по исследованию рынков, позиционированию в сегментах рынка; совместных программ продвиже-ния и сбыта на внешних рынках (создание совместных представительств, торговых домов, логистических центров. Механизмы государствен- но-частного партнерства Экономическое развитие и повышение конкурентоспособности национальной экономики Механизмы формирования партнерских отношений государства и бизнеса в инновационном развитии экономики Механизмы сетевого сотрудничеств а

Рекомендуемые меры институционального обеспечения кластерного подхода в Беларуси 1. Государственное регулирование посредством создания Комиссии по конкурентоспособности и кластерам при Министерстве экономики Республики Беларусь Комиссии по конкурентоспособности и кластерам при Министерстве экономики Республики Беларусь Комиссий по кластерам при областных комитетах по экономике Комиссий по кластерам при областных комитетах по экономике Основные задачи комиссии по конкурентоспособности и кластерам при Министерстве экономики Республики Беларусь: взаимодействие с правительством, республиканскими и местными органами управления по вопросам разработки национальной кластерной стратегии, законодательной базы кластеров; взаимодействие с правительством, республиканскими и местными органами управления по вопросам разработки национальной кластерной стратегии, законодательной базы кластеров; сбор информации о потенциальных кластерах, об организации кластеров, анализ их деятельности; сбор информации о потенциальных кластерах, об организации кластеров, анализ их деятельности; подготовку предложений по проекту национальной кластерной стратегии. подготовку предложений по проекту национальной кластерной стратегии. Основные задачи комиссии по кластерам при областных комитетах по экономике: организационная поддержка процессов внесения изменений в законодательство Республики Беларусь, направленных на развитие кластеров в регионе; организационная поддержка процессов внесения изменений в законодательство Республики Беларусь, направленных на развитие кластеров в регионе; проведение мероприятий по развитию кластерных инициатив; проведение мероприятий по развитию кластерных инициатив; оценка деятельности по созданию кластеров и повышению их конкурентоспособности с учетом изменяющихся экономических и политических условий; оценка деятельности по созданию кластеров и повышению их конкурентоспособности с учетом изменяющихся экономических и политических условий; содействие в преодолении административных и бюрократических барьеров в организации и развитии кластеров в регионе. содействие в преодолении административных и бюрократических барьеров в организации и развитии кластеров в регионе. 2. Коллегиальное управление посредством создания промышленных ассоциаций (холдингов, ФПГ и др.)

Опыт стран с переходной экономикой поддержки создания кластеров В Словении – образована министерская «группа регулирования кластеров», состоящая из членов Министерства труда и социального дела, Министерства экономики, Министерства строительства и регионального развития, а так же Министерства иностранных дел. В Чешской республике Министерство промышленности и торговли содействовало организации кластеров малого и среднего бизнеса с целью укрепления их положения на рынке. В Индии процесс кластеризации осуществляло национальное Министерство промышленности малого бизнеса, другие национальные министерства, национальные банки. Во Франции поддержку процессов организации кластеров осуществлял Муниципальный совет, отдел экономического развития и регионального интегрирования, Администрация малых и средних предприятий.

Организационно- правовое обеспечение формирования кластеров Промышленная ассоциация Холдинг Финансово-промышленная группа Государственно-частное партнерство (товарищество)

Характеристика организационно-правового обеспечения кластеров в форме ассоциации Содержание и отличительные характеристики Преимущества для участников Недостатки 1. Некоммерческая органи- зация, являющаяся юриди- ческим лицом. 2. Имущественная независимость членов, производственно-хозяйст- венная самостоятельность, простота вхождения в организацию. 3. Совместное решение образовательных, научных и др.задач 4. Контроль за управлением активов, но не за самими активами субъектов кластера 5. Включает как коммерческие, так и некоммерческие организации 1.Научно-техническое развитие субъ-ектов за счет реализации совместных программ научных исследований, образования, а также за счет инновационных программ в рамках партнерства с органами регионального управления и научно- исследовательскими организациями. 2. Расширение экспорта за счет сов-местных (с конкурентами) программ маркетинга. 3. Повышение качества продукции за счет включения в кластер потребителей и лучшего учета его потребностей. 4. Снижение трансакционных издержек в результате доверия и сотрудничества между членами кластера 5. Содействие достижению общих целей участников объединения Необходимость уплаты вступительных и членских взносов на содержание аппарата управления некоммерческой организации субъектов кластера

Характеристика организационно-правового обеспечения кластеров в форме Финансово-промышленной группы Содержание и отличительные характеристики Преимущества для участников Недостатки Объединение юридических лиц (промышленных предприятий и финансовых организаций) на основе договора. ФПГ не является юридическим лицом. Объединение активов участников. Участники владеют акциями головной компании. Отсутствие «ключевого» продукта. Объединение субъектов не основано на принципе законченного производственного цикла. Отсутствие конкуренции внутри группы Единая стратегия достижения общих целей. Расширение источников финансирования Сложности в объединении и управлении активами, особенно убыточных предприятий Сложность в объединении с финансовой организацией

Характеристика организационно-правового обеспечения кластеров в форме холдинга Содержание и отличительные характеристики Преимущества для участников Недостатки Совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. Холдинг не является юридическим лицом. Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики, расположенных в одном или близких регионах, в управляющей компании. Присутствуют отношения и кооперации и конкуренции Повышение конкурентоспособности продукции по цене за счет снижения затрат (трансакционных, логистических, на содержание аппарата управления) и скидок посредникам благодаря вертикальной кооперации. Концентрация инженерного потенциала в холдинге, активизация научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ за счет объединения поставщиков и производителей Рост экспорта за счет совместных маркетинговых программ исследования рынка, позиционирования товара, продвижения и сбыта. Минимизация отрицательного воздействия конкуренции, объединение рисков дочерних структур, входящих в холдинг, что позволяет снизить негативное воздействие рисков Облегчение налоговой нагрузки за счет наличия льгот по налогу на прибыль: при движении имущества внутри холдинга, при инвестиционной деятельности. Возможность получения средств централизованного фонда управляющей компании холдинга его участниками на производственное, научно- техническое развитие, энергосбережение и др. Создание холдинга влечет частичную (в пределах доли передаваемых акций) потерю фактической самостоятельности дочерних предприятий Трудности в объединении активов убыточных предприятий Сложности для управляющей компании в управлении, владея только 25% активов дочерних предприятий Сложность выхода дочерней компании из холдинга Сложность включения образовательных и научно- исследовательских организаций в состав холдинга

Рекомендуемая организационная структура холдинга «ВИТЕБСКИЙ ЛЕН»

Структурное подразделение РУПТП «Орш льнок-т» по выращиванию льна, заготовке и переработке льнотресты РУП «Институт льна НАН Беларуси» Филиал «Кохановск ий льнозавод» Филиал «Плисский льнозавод» Филиал «Верхнедв инский льнозавод» 4 льносеющих хозяйства ОАО «Оршанская льносемстанция» ОАС «Дубровенский льнозавод» Филиал «Миорский льнозавод» Филиал «Поставский льнозавод» Лиоз ненс кий учас ток Лепе льск ий учас ток Толо чинс кий учас ток Глуб окск ий учас ток Льносеющие хозяйства Дубровенского района Участок «Лиозненский льнозавод» Участок «Ореховский льнозавод» Участок «Чашницкий льнозавод» Участок «Сенненский льнозавод» Участок «Бешенковичский льнозавод» Участок «Лепельский льнозавод» Участок «Ушачский льнозавод» Участок «Шумилинский льнозавод» Участок «Браславский льнозавод» Льносеющие хозяйства Докшицкого (3), Поставского (5), Шарковщицкого (5) районов 3 льносеющи х хозяйства 1 льносеющее хозяйство 4 льносеющих хозяйства (Полоцкого района – 1), Верхнедвинского – 3) 5 льносеющих хозяйств (Браславского р-на – 4), Миорского – 1) 13 льносеющих хозяйств Управляющая компания РУПТП «Оршанский льнокомбинат» Торговые сбытовые организации Текстильные предприятия Швейные предприятия Оптовые торгово- закупочные организации Логистический центр Концерн «Беллегпром» Комитет экономики Витебского обл.исполкома Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского обл. исполкома «Витагросервис» Инспекция МНС Витебского обл. исполкома Управление торговли Витебского обл. исполкома Органы регионального управления Учреждения УО «ВГТУ» колледжи и училища по подготовке рабочих УП «Витебское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты» РУП «Вит. центр стандар-тизации, метрологии и сертификации Витебская таможня Витебский центр маркетинга Витебский центр поддер- жки предпринимательства Универсальный испытательный центр продукции текстильной и легкой промышленности Технопарк Полоцкого государственного ун-та Технопарк ВГТУ Региональный центр трансфера технологий Инкубатор малого предпринимательства

Стимулирование сотрудничества в кластерах: Между поставщиками и производителями Между производителями и продавцами Между производителями – конкурентами Между производителями и научными, образовательными учреждениями Между производителями и органами государственного и регионального управления

Меры финансово-экономического стимулирования сотрудничества в кластере 1. Для обеспечения выгодных экономических условий сотрудничества производителей и поставщиков в формировании конкурентных преимуществ по цене, освободить от НДС (или снизить ставку налога) внутренний товарооборот в кластере 2. Для обеспечения льготных условий сотрудничества предприятий - участников кластера и образовательных учреждений в подготовке кадров: не облагать налогами спонсорство научно-технических конференций, персональные стипендии лучшим студентам; обеспечить распределение студентов местных учебных заведений на предприятия кластеров независимо от форм собственности. 3. Для содействия развитию связей в области научных исследований и разработок предоставлять льготу по налогу на прибыль : коммерческим организациям, оказывающим материальную поддержку некоммерческим организациям, к уставным целям которых отнесено содействие образованию и науки; выводить из налогооблагаемой прибыли сумму средств, направленных предприятиями кластера на оплату НИР в целях совершенствования собственного производства.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В КЛАСТЕРЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ: развитие человеческого капитала развитие человеческого капитала активизация инновационно- инвестиционной деятельности активизация инновационно- инвестиционной деятельности совершенствование маркетинга совершенствование маркетинга

ФОРМЫ СЕТЕВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ГЧП В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Создание совместных кафедр, лабораторий, центров моды посредством открытия представительств субъектов кластера в отраслевом вузе или научно-исследовательской организации; Совместная разработка специальных учебных программ переподготовки и повышения квалификации специалистов кластера в учебных заведениях региона; Целевое обучение кадров для региональных кластеров на основе формирования кластерного образовательного заказа, Внедрение систем управления знаниями (передача неформальных знаний) в кластерах, таких как программа обучения внутри отрасли с каскадным эффектом, по которой обучаемые становятся обучающими; система «Kaizen tiean» постоянных усовершенствований в работе; Создание Центров знаний в форме виртуальных организаций на базе отраслевых исследовательских и образовательных организаций кластера Внедрение системы «именных» стипендий и грантов.

Формы сетевого сотрудничества в активизации инноваций Проведение совместных научных исследований в области производства «ключевого» товара в кластере (поставщик, производитель, исследовательская организация); совместные программы технического перевооружения (поставщиков и производителей); сотрудничество в трансфере технологий (приобретение новшеств), в т.ч. путем слияния компаний, создания совместных и франчайзинговых организаций; предоставление ассоциацией (управляющей компанией холдинга) грантов на научно- исследовательские работы, проводимые студенческими творческими группами

Формы ГЧП в инновационном и инвестиционном развитии кластеров предоставление местными органами управления грантов из областного инновационного фонда на разработку новых технологий в кластерах на конкурсной основе; предоставление местными органами управления грантов из областного инновационного фонда на разработку новых технологий в кластерах на конкурсной основе; софинансирование проектов технического развития поставщиков; софинансирование проектов технического развития поставщиков; предоставление государственных капитальных вложений на поддержку высокоэффективных инвестиционных проектов кластеров на конкурсной основе; предоставление государственных капитальных вложений на поддержку высокоэффективных инвестиционных проектов кластеров на конкурсной основе; государственная поддержка развития субъектов малого предпринимательства в кластерах; государственная поддержка развития субъектов малого предпринимательства в кластерах; финансирование проектов создания инновационной и финансовой инфраструктуры для кластеров; финансирование проектов создания инновационной и финансовой инфраструктуры для кластеров; экономические и организационные меры по привлечению иностранных инвесторов в кластеры; экономические и организационные меры по привлечению иностранных инвесторов в кластеры; государственные гарантии банкам под инвестиционные проекты субъектов кластера, в том числе на развитие поставщиков. государственные гарантии банкам под инвестиционные проекты субъектов кластера, в том числе на развитие поставщиков.

Примеры государственно-частных кластерных программ в зарубежных странах научно-исследовательские проекты по производству: оборудования для переработки промышленных отходов (проект «Каталонская кожа»); самолетов (проект «Голландские цветы»). образовательные программы в рамках ГЧП: по материаловедению (г. Сассуоло), изготовлению вина (долина Напа в Испании), программному обеспечению (г. Бангалор).

Формы сетевого сотрудничества в совершенствовании маркетинга Совместные маркетинговые исследования на зарубежных рынках, что позволит сэкономить средства на маркетинг Совместные программы сегментирования рынка и позиционирования товара, которые позволят дифференцировать продукцию и найти ниши на рынке, разделить сегменты между конкурентами кластера, устранить излишнюю конкуренцию на внутреннем рынке, противодействовать зарубежным конкурентам. Совместные программы продвижения товаров на внешнем рынке, включая рекламу, стимулирование сбыта, проведение торгово-промышленных выставок-ярмарок, создание торговых домов, логистических центров и др., что позволит белорусским производителям повысить эффективность затрат на маркетинг и увеличить свой экспорт. Реализация партнерских программ, например: услуги по ремонту одежды в фирменных магазинах тканей и одежды; партнерские программы с взаимной рекламой (обменом рекламой в Интернет).

Что делать? Каковы действия по организации кластеров в экономике Беларуси?

Направления государственной поддержки организации и развития кластеров в экономике Беларуси Подготовка представителей власти, деловых кругов и общественных институтов посредством проведения семинаров, круглых столов, рабочих групп, конференций с целью развития кластерных инициатив. Создание при Министерстве экономики Республики Беларусь комиссии по конкурентоспособности и кластерам, которой рекомендуется осуществлять взаимодействие с правительством, республиканскими и местными органами управления по вопросам разработки законодательной базы кластеров, национальной кластерной стратегии; сбор информации о деятельности кластеров; оценку конкурентоспособности кластеров и его субъектов. Создание в регионах промышленных ассоциаций, способствующих развитию кластеров. Совершенствование законодательства в направлении предоставления экономических стимулов субъектам кластера и стимулирования развития новых сфер предпринимательства в кластерах, развития отношений партнерства.

Благодарю за внимание

Методологические основы кластерной политики Принципы разработки кластерной политики: многоуровневость ее формирования (кластерная политика должна разрабатываться на различных уровнях управления – наднациональном, национальном, региональном, межрегиональном); экономическое стимулирование сетевого сотрудничества в кластерах (политика правительства должна быть ориентирована на косвенные методы поддержки сетевого сотрудничества, а не прямое субсидирование отдельных отраслей промышленности и предприятий); организационное стимулирование сетевого сотрудничества и ГЧП в кластерах (правительство не должно прямо вмешиваться в процессы кластеризации, а создавать организационные условия для развития сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства во всех отраслях); поддержка конкурентоспособных кластеров (целесообразно использовать экономические стимулы льготы, кредиты, гранты и др. для поддержки конкурентоспособных кластеров, в соответствии с принципом реализации партнерских отношений в условиях конкурентной среды). Основная цель кластерной политики: формирование условий для устойчивого развития страны/региона и повышения национальной/региональной конкурентоспособности посредством организации и развития кластеров и формирования в них отношений сетевого сотрудничества и ГЧП.

Задачи кластерной политики 1. стимулирование организации и развития кластеров в стране/регионе : разработка законодательства о кластерах; идентификация и анализ кластеров в стране/регионе; повышение уровня осведомленности субъектов рынка о преимуществах кластерных взаимосвязей и сетевого сотрудничества; инициирование и поддержка процесса организации и развития кластеров (идентификация и вовлечение ключевых субъектов); создание институтов по регулированию процесса организации кластеров в стране/регионе и управление ими; создание и развитие кластерной инфраструктуры в стране/регионе; разработка национальных/региональных программ организации и развития кластеров; финансирование мер по реализации кластерной политики; мониторинг процесса кластеризации и оценка его эффективности. 2. формирование и развитие сетевого сотрудничества и ГЧП в кластерах : экономическое и организационное стимулирование сетевого сотрудничества субъектов кластеров в науке, образовании, маркетинге на уровне местных органов; взаимодействие органов государственного и регионального управления с субъектами кластера; стимулирование развития малого предпринимательства в кластерах; привлечение иностранных инвестиций в кластеры; помощь в международном сотрудничестве на уровне кластеров; координация взаимодействия с другими уровнями власти по вопросам поддержки кластеров; пропаганда сетевого сотрудничества через общественные институты; подготовка информации для субъектов кластеров (о потенциальных кластерах, инвестиционных потребностях, перспективах международного сотрудничества и др.).

Набор стратегических альтернатив кластерных стратегий в зависимости от Стадии жизненного цикла кластера Степени развития кластерных отношений Целей и приоритетов формирования кластерных сетей и сотрудничества 1 1. Возникающий кластер - стратегии просвещение и популяризация кластерного подхода, привлечение иностранных инвестиций в кластер, экономическое стимулирование сетевого сотрудничества. 2. Кластер в стадии развития – поддержка предпринимательства, расширение источников финансирования, трансфер технологий в кластере, проведение совместных маркетинговых исследований и сбыта на внешних рынках, развитие приграничного сотрудничества, проведение совместных разработок новой продукции для субъектов кластера. 3. Кластер в стадии упадка – создание банка инвестиционных проектов в кластере, создание объектов финансовой инфраструктуры в регионе, привлечение иностранных инвестиций в кластер, расширение приграничного сотрудничества и сбыта на внешнем рынке. 1. Потенциальные кластеры - стратегии: просвещение и популяризация кластеров, экономическое образование специалистов органов государственного, регионального управления и менеджеров предприятий, организационное объединение субъектов в некоммерческую организацию, разработка методов экономического стимулирования кластеров и др. 2. Реальные кластеры - стратегии: создание общей деловой инфраструктуры для кластера, привлечение иностранных инвестиций в кластер, осуществление программ совместного сбыта на внешних рынках, совместных научных разработок и др. 1. стратегия национального/регионального кластера, целью которой является повышение конкурентоспособности страны/региона путем выявления кластеров в стране/регионе и создания мер по их развитию. 2. стратегия интернациональных кластеров предполагает создание кластеров путем привлечения иностранных инвесторов и внешних поставщиков. Преимущество этой стратегии заключается в быстром развитии региональной экономики смешанная стратегия объединяет стратегию национального/регионального кластерного развития и стратегию интернационального кластера. Выбор стратегических кластерных альтернатив осуществляется по следующим критериям: осуществимость, достижимость цели, ресурсообеспеченность, минимальный риск, период реализации стратегии.

Кластеры в Беларуси являются потенциальными, а не реальными во-первых, большинство кластеров не имеют юридического оформления; во-вторых, слабые отношения сотрудничества с субъектами кластерной инфраструктуры – образовательными, научно-исследовательскими, маркетинговыми организациями; в-третьих, не развиты партнерские отношения с местными органами государственного управления; в-четвертых, нет отношений сотрудничества с конкурентами в области общих целей (технического развития поставщиков, образования, научных и маркетинговых исследований и освоения внешних рынков); в-пятых, неинтенсивные информационные и кооперационные связи в технологической цепи кластера.

ЗАДАЧИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Факторы конкурентных преимуществ кластеров Задачи кластерной политики 1 Задача - организация и развитие кластеров Политико-правовые Разработка законодательства по кластерам Государственные программы создания кластеров Экономические Экономическое стимулирование субъектов кластера и сетевого сотрудничества Финансирование кластерных проектов в рамках совместных и государственно-частных программ 2 Задача - развитие кластерных связей и сетевого сотрудничества Ресурсы Привлечение иностранных инвестиций в перспективные кластеры Формирование и продвижение кластерных инициатив Развитие человеческого капитала Экономическое образование субъектов кластера и специалистов государственных учреждений Финансирование совместных научных исследований Создание информационного поля для субъектов кластера Спрос Разработка программ развития поставщиков Размещение государственных заказов на предприятиях кластера Контроль качества продукции и услуг, поставляемых производителями кластера в рамках программы государственных закупок Спонсирование сертификации продукции, поставляемой кластером Конкуренция Программы развития конкурентной среды Привлечение иностранных инвестиций в кластеры Взаимосвязи Создание инфраструктурного обеспечения кластерных связей Взаимодействие местных органов с субъектами кластера Лоббирование интересов субъектов кластера Организация совместного (с субъектами кластера) маркетинга Организация совместного сбыта на внешних рынках Неформальные соглашения членов кластера о позиционировании продуктов в сегментах рынка Трансферт технологий в кластере Формирование сотрудничества внутри кластеров

Категориальный аппарат кластерного подхода Кластерный подход к управлению конкурентоспособностью предприятий состоит в разработке новой промышленной политики стимулирования организации и развития кластеров на основе формирования отношений сетевого сотрудничества и государственно- частного партнерства (кластерной политики) и включает исследование кластеров, кластерную стратегию и методы ее обеспечения Кластерный подход к управлению конкурентоспособностью предприятий состоит в разработке новой промышленной политики стимулирования организации и развития кластеров на основе формирования отношений сетевого сотрудничества и государственно- частного партнерства (кластерной политики) и включает исследование кластеров, кластерную стратегию и методы ее обеспечения Кластеризация представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными и общественными институтами, а также субъектами бизнеса с целью объединения участников в некоммерческие организации и установления между субъектами кластера неформальных взаимоотношений и сетевого сотрудничества Кластеризация представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными и общественными институтами, а также субъектами бизнеса с целью объединения участников в некоммерческие организации и установления между субъектами кластера неформальных взаимоотношений и сетевого сотрудничества

Модель процесса организации и управления кластерами в Республике Беларусь

Обоснование организационно-правового обеспечения кластеров в форме ассоциации Критерии ОбоснованиеПравовая основа 1. Достижение общих целей участников объединения Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями п.1 ст. 121 Гражданского кодекса 2.Производственно- хозяйственная самостоятельность и имущественная независимость Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация является юридическим лицом. Статус юридического лица позволяет ассоциациям лоббировать интересы своих участников перед органами государственной власти п.3 ст.121 Гражданского кодекса 3. Решение образовательных и научных задач Допускает создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций. Это дает возможность входить в состав ассоциации таких некоммерческих организаций кластерной инфраструктуры, как научно-исследовательские организации, вузы, центры поддержки бизнеса п. 4 ст. 46 Гражданского кодекса 4. Простота вхождения в организацию Член ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации по окончании финансового года. С согласия членов ассоциации в нее может войти новый участник п.2 ст. 123 Гражданского кодекса

Основная цель Промышленной Ассоциации : обеспечение конкурентоспособности предприятий – членов ассоциации за счет организации и развития кластерной работы на базе благоприятных экономических, социальных, правовых и других условий. Функции Промышленной Ассоциации: представление интересов субъектов кластера в органах государственного управления для лоббирования законодательства; представление интересов субъектов кластера в органах государственного управления для лоббирования законодательства; учреждение кредитных союзов для членов кластера и схем микрофинансирования; учреждение кредитных союзов для членов кластера и схем микрофинансирования; помощь в проведении совместных научных исследований по совершенствованию технологии, продукции, дизайна; помощь в проведении совместных научных исследований по совершенствованию технологии, продукции, дизайна; помощь в проведении реструктуризации предприятий кластера; помощь в проведении реструктуризации предприятий кластера; оказание консультационных, информационных, юридических услуг; оказание консультационных, информационных, юридических услуг; содействие внедрению международных стандартов серии ИСО ; содействие внедрению международных стандартов серии ИСО ; проведение обучающих семинаров для субъектов кластера; проведение обучающих семинаров для субъектов кластера; организация центров по специальному образованию в рамках совместных программ с университетами и техническими колледжами; организация центров по специальному образованию в рамках совместных программ с университетами и техническими колледжами; исследование кластеров и сетевого сотрудничества в регионе; исследование кластеров и сетевого сотрудничества в регионе; разработка бизнес-планов и организация инвестиционных форумов для участников кластера; разработка бизнес-планов и организация инвестиционных форумов для участников кластера; привлечение иностранных инвестиций в кластеры; привлечение иностранных инвестиций в кластеры; координация стратегий развития всех участников Промышленной Ассоциации и продвижения их продукции на внешнем рынке. координация стратегий развития всех участников Промышленной Ассоциации и продвижения их продукции на внешнем рынке.

Организационная структура Ассоциации производителей товаров легкой промышленности ПРАВЛЕНИЕ: Председатель Ассоциации Секретарь ДИРЕКЦИЯ: Директор Заместители Гл. бухгалтер Секретарь Бухгалтерия Координатор кластера обуви Центр инжиниринга и трансфера технологий Образовательный центр Центр моды Координатор кластера льна Координатор кластера одежды Юрист Бизнес- информационный центр

Структура и направления деятельности Исполнительного комитета Промышленной Ассоциации Общее собрание Правление Исполнительный комитет Подкомитет качества Координация проекта «Качество в регионе» в соответствии с ISO 9000, СЕ Консультативная поддержка предприятий в использовании инструментария обеспечения качества продукции Подкомитет по социально- экономическому развитию: Проведение форумов поддержки кластерных инициатив Продвижение реформ Реализация в различных сферах поддержки общественного развития Подкомитет членства в кластере: Изучение отношения членов ассоциации к их деятельности и достижениям Привлечение членов в ассоциацию Контроль времени платежей вступительных и членских взносов Подкомитет по контролю за деятельностью кластеров: Осуществление контроля за деятельностью кластеров Предоставление помощи при создании кластеров Помощь по управлению решений текущих вопросов Организация совместных исследований, совместного сбыта, маркетинга Финансовый подкомитет: Контроль исполнения финансовых операций Вопросы формирования бюджета Контроль переменных затрат 16 6

Структура и функции бизнес-информационного центра Бизнес-информационный центр Сектор исследований и анализа Сектор консультаций и поддержки Сектор продвижения кластеров Проведение кластерного анализа Выбор и поддержка кластерных программ в регионе Проведение деятельности по созданию сети со связанными организациями и институтами Поддержка распространения кластеров и анализ их деятельности Развитие деятельности по изучению опыта кластеризации Консультация предприятий по вопросам организации кластеров и кластерной работы Посредничество в создании совместных проектов путем определения связей между поставщиками через анализ промышленности и цепочек ценности Организация и поддержка совместных проектов Создание и поддержка конкурентоспособности кластеров Мониторинг и оценка Бенчмаркинг Региональные форумы, конференции, круглые столы Облегчение взаимодействия частного и общественных секторов в вопросах улучшения бизнес- среды Информационные группы по вовлечению в организацию и управление кластерами

Предпосылки организации кластеров в Витебском регионе Предпосылки Факты, их подтверждающие Наличие: 1. Условий экономической целесообразности организации кластеров Ухудшение финансовых показателей, высокая степень износа основных средств, низкая инновационно- инвестиционная активность, низкий уровень конкурентоспособности предприятий отрасли в среднем 47,5 % 2. Местных факторов производства сырьевые ресурсы, материалы, средства труда, специализированные учебные и исследовательские учреждения, квалифицированные трудовые ресурсы 3. Взаимосвязанных и сопутствующих отраслей сельское хозяйство первичная обработка льна (коэффициент полных затрат 0,137); первичная обработка льна льняная отрасль (0,423); льняная текстильная (0,524); льняная трикотажная (0,193); текстильная швейная (0,202); текстильная обувная (0,391); машиностроительная обувная (0,018); химическая текстильная (0,131) 4. Высокого уровня конкуренции в отрасли показатели интенсивности конкуренции (Uс) в подотрасли первичная обработка льна (Uс = 0,8), швейной отрасли (Uс = 0,49)

Модель управления проектным циклом 1 этап – анализ предпосылок кластеров в регионе: обзор социально-экономических показателей и учет приоритетов региональной политики; статистический анализ инновационной активности в регионе; SWOT и базовый анализ промышленности; анализ конкурентоспособности предприятий; анализ кластеров. 2 этап – идентификация: первоначальное формулирование идеи проекта; отбор идей проектов с целью дальнейшего изучения и проверки по критерию соответствия национальным /региональным стратегическим целям. 3 этап – формулирование: формулирование целей проекта; разработка плана действий; проверка на выполнимость и устойчивость в ходе обсуждения. 4 этап – финансирование: обоснование необходимых финансовых ресурсов; обоснование источников финансирования. 5 этап – осуществление: организация выполнения проекта; мониторинг проекта. 6 этап – оценка: анализ выполнения целевых показателей; предложения по корректирующим действиям. 1. Анализ 6. Оценка 5. Реализация 2. Идентификация 3. Формулирование целей 4. Финансирование

Алгоритм разработки кластерного проекта Результаты Мероприятия РесурсыРасходы Предпосылки Вертикальнаялогика Вертикальнаялогика Горизонтальная логика Логика содействия Индикаторы Средства проверки Предположения Цель проекта Общая цель 1. Анализ предпосылок кластеров в регионе: оценка интенсивности конкуренции и конкурентный анализ рынка; статистический анализ инновационной активности в регионе; анализ конкурентоспособности предприятий; анализ факторных условий для развития кластеров в регионе; идентификация и структурирование кластеров; анализ конкурентоспособности кластеров. 2. О пределение идеи проекта: организация кластера в регионе (или для уже созданных кластеров развитие трансграничного сотрудничества кластера, организация интернационального кластера и др.); 3. П ланирование: построение логико- структурной матрицы кластерного проекта 4. Ф инансирование: Источники: местный бюджет (вкладом могут быть собственность, финансы, оказание услуг, гарантии банкам, налоговые и иные льготы); средства предприятий и организаций кластера (финансы, имущество, менеджмент, профессиональный опыт); средства международных организаций 5. Осуществление: организационная структура управления программой, направления мониторинга и его показатели, которые определены по методологии сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard (BSC); 6. О ценка: определены инструмент оценки (логико-структурная матрица), показатели оценки кластерной программы и конкурентоспособности кластера, а также механизм корректировки программы. Логико-структурная матрица

Логико-структурная матрица проекта «Организация кластеров предприятий легкой промышленности в Витебском регионе» Логика содействия Индикаторы Средства проверки Предположения Общая це ль Высокий уровень конкурентоспособн ости предприятий легкой промышленности Витебского региона Средний уровень конкурентоспособности предприятий вырастет с 39% в 2006 г. до 43% к 2007 году Средний уровень конкурентоспособности предприятий вырастет с 39% в 2006 г. до 43% к 2007 году Статистика предприятий и результаты социологических исследований Статистика предприятий и результаты социологических исследований Цель п ро ек та Организованы 3 кластера предприятий легкой промышленности в Витебском регионе Организационные соглашения предприятий с Промышленной ассоциацией об участии в кластерах Организационные соглашения предприятий с Промышленной ассоциацией об участии в кластерах Организационные соглашения предприятий Организационные соглашения предприятий Развиваются неформальные связи между субъектами кластера Развиваются неформальные связи между субъектами кластера Субъекты кластера пользуются услугами Промышленной ассоциации Субъекты кластера пользуются услугами Промышленной ассоциации Создание кластеров в регионе повысит конкурентоспособность предприятий Создание кластеров в регионе повысит конкурентоспособность предприятий Свидетельство о государственной регистрации Промышленной ассоциации Документы (Устав промышленной ассоциации, Свидетельство о государственной регистрации Промышленной ассоциации) Результ ат ы 1. Разработана методика кластерного анализа К году 1 методика Одна методика Методика кластерного анализа будет подготовлена 2. Разработана Программа экономического обучения менеджеров предприятий и специалистов гос. учреждений До г - Программа До г - Программа Одна программа Программа экономического обучения будет подготовлена 3. Разработаны информационные материалы о преимуществах объединения в кластеры До г будут подготовлены макеты информационного проспекта о преимуществах кластеров, макеты объявлений в прессе и на web-сайте Один макет информационного проспекта о преимуществах кластеров, два макета объявлений в прессе и на web-сайте Информационные материалы о преимуществах объединения в кластеры будут подготовлены 4. Разработано Положение о кластерах До г. - Положение Одно Положение Одно Положение Положение о кластерах будет подготовлено 5. Разработаны Учредительные документы Промышленной ассоциации До г. - Учредительные документы Промышленной ассоциации Один комплект Учредительных документов Учредительные документы Промышленной ассоциации будут разработаны 6. Разработано Положение о бизнес- информационном центре До г. - Положение о бизнес-информационном центре Одно Положение Положение о бизнес-информационном центре будет разработано 7. Принято решение местных властей по экономическому стимулированию субъектов кластера К г. - решение местных властей по экономическому стимулированию субъектов кластера Одно Решение Решение местных властей по экономическому стимулированию субъектов кластера будет принято 8. Создана комиссия по кластерам при Витебском облисполкоме К г. - комиссия по кластерам при Витебском облисполкоме Одна комиссия Активное включение местных органов в процесс кластеризации. Комиссия по кластерам при Витебском облисполкоме будет создана 9. Зарегистрирована Промышленная ассоциация К г. будет зарегистрирована промышленная ассоциация Одна Промышленная ассоциация Промышленная ассоциация будет зарегистрирована

10. Создан бизнес- информационный центр К г. будет создан бизнес- информационный центр Один бизнес-информационный центр Бизнес-информационный центр будет создан Меро прия тия Ресурсы Расходы, евро КЕСВГТУДГУ Местный бюджет Всего 1. Организовать заграничные командировки для обмена опытом Командировочные расходы (3 чел. на 30 дней) Заграничные командировки для обмена опытом будут организованы Заграничные командировки для обмена опытом будут организованы.2. Провести кластерный анализ Человеческие ресурсы Кластерный анализ будет проведен Кластерный анализ будет проведен 3. Организовать 20 обучающих семинаров Человеческие ресурсы, компьютер, бумага, канцелярские принадлежности, аренда помещений Человеческие ресурсы, компьютер, бумага, канцелярские принадлежности, аренда помещений Обучающие семинары будут организованы, менеджеры готовы пройти обучение Обучающие семинары будут организованы, менеджеры готовы пройти обучение 4. Подготовить и издать информационные материалы о преимуществах кластеров Человеческие ресурсы, компьютер, бумага, услуги Информационные материалы о преимуществах кластеров будут подготовлены, информация о преимуществах кластеров дойдет до целевых групп Информационные материалы о преимуществах кластеров будут подготовлены, информация о преимуществах кластеров дойдет до целевых групп 5. Разработать юридические, нормативные документы для кластерной инфраструктуры Человеческие ресурсы Юридические, нормативные документы для кластерной инфраструктуры будут разработаны 6. Заключить договор аренда помещения для офиса промышленной ассоциации Стоимость аренды, мебели, оргтехники Стоимость аренды, мебели, оргтехники Помещений для Промышленной ассоциации будет найдено и оборудовано Помещений для Промышленной ассоциации будет найдено и оборудовано 7. Избрать управляющий комитет ассоциации Человеческие ресурсы Орган управления ассоциации будет создан Орган управления ассоциации будет создан 8. Провести государственную регистрацию Промышленной ассоциации Государственная пошлина Промышленная ассоциация будет зарегистрирована 9. Получить решение Витебского комитета по экономике о создании комиссии по кластерам Местные органы поддерживают кластерные инициативы. Специалисты готовы работать в комиссии по кластерам 10. Заключить договоры найма со специалистами БИЦ Специалисты готовы работать в БИЦ 11. Подписать организационные соглашения участников кластера Предприятия готовы объединиться в Промышленную ассоциацию. Организационное соглашения участников кластера будет подписано Предприятия готовы объединиться в Промышленную ассоциацию. Организационное соглашения участников кластера будет подписано Предпосылки Низкий уровень конкурентоспособности предприятий легкой промышленности Витебского региона

Схема организационного создания кластера Совместное заседание областного исполнительного комитета и Промышленной ассоциации для подготовки создания кластера Встреча представителей предприятий – основателей кластера Организационное соглашение для создания условий по координации работы кластера Решение о юридическ ой регистрац ии членов Промышл енной ассоциаци и Привлеч ение предпри ятий для работы в кластере Подготовка и издание информаци онных материалов о преимущест вах кластеров Подготовка для совместной производственной деятельности Избрание Правлени я Промышл енной ассоциации Создани е бизнес- информа ционног о центра, Центра моды

«Дерево стратегий» по кластеризации в Витебской области Мероприятия Стратегии Зареги стриро вана промы шленн ая ассоци ация Разраб отан Кодекс корпор ативног о поведе ния Разработаны юридические, нормативные документы для кластерной инфраструктуры Стратегия методического обеспечения анализа кластеров Обоснованы методы экономического стимулирования кластерных связей и сетевого сотрудничества Местные органы гос. управления осведомлены об экономических методах стимулирования кластеров Разработан ы Учредитель ные документы Промышле нной ассоциации Разработ аны информа ционные материал ы о преимущ ествах объедине ния в кластеры Разработана Программа экономическ ого обучения менеджеров предприятий и специалисто в гос. учреждений Разработа но Положени е о бизнес- информац ионном центре Созданы субъекты кластерной инфраструкту ры Подписано организацио нное соглашение участников кластера Дополнительные цели выделены курсивом Предпринимат ели и органы гос. управления осведомлены о преимущества х кластеров Разработана методика идентифика ции и структуриро вания кластеров Принято решение местных властей по экономическому стимулированию субъектов кластера Выявлен ы потенциал ьные кластеры Создана комисси я по кластера м при Витебск ом облиспо лкоме Стратегия информационного обеспечения кластеров Стратегия правового обеспечения организации кластеров Стратегия экономического стимулирования кластеров Высокий уровень конкурентоспособности предприятий легкой промышленности Витебского региона Стратегия инфраструктурного обеспечения кластеров Создан бизнес - инфор мацио нный центр Проведена идентифика ция и структуриро вание кластеров Стратегия улучшения финансового состояния предприятий Стратегия активизации инновационной деятельности Стратегия повышения эффективности маркетинга Стратегия организации кластеров в Витебском регионе

Направления сетевого сотрудничества и ГЧП в формировании факторов конкурентоспособности 1. В активизации инноваций Сотрудничество в образовании реализуется в совместных образовательных программах в местных университетах, которые организуются местными органами управления; обмене неформальными (неявными) знаниями, Сотрудничество в научных исследованиях и разработках : совместное (с отраслевыми вузами и исследовательскими организациями) выполнение исследовательских работ, конструирование и разработка новых продуктов, совершенствование методов производства, предоставление местными органами грантов на научные исследования для субъектов кластеров; Сотрудничество в инвестиционной деятельности : совместное (в т.ч. средства предприятий, кредиты, средства местных бюджетов) финансирование инновационных проектов (например, технического развития поставщиков); информационная и организационная помощь властей для привлечения иностранных инвестиций в кластеры, а также средств международных доноров. Сотрудничество в трансфере технологий заключается в приобретении новшеств, в т.ч. путем слияния компаний, создания совместных и франчайзинговых организаций; финансирование местными органами проектов создания инновационной инфраструктуры (венчурных фондов, технопарков и др.)

Направления сетевого сотрудничества и ГЧП в формировании факторов конкурентоспособности. В совершенствовании маркетинга совместные с членами кластера, а также местными маркетинговыми фирмами исследования рынка, проведение рекламы, совместное участие в зарубежных выставках, создание совместных товаропроводящих сетей на зарубежных рынках; помощь ассоциации (холдинга) в экспорте продукции субъектов кластера.

Учреждения Комитет экономики Витебского обл.исполкома Инспекция Министерства по налогам и сборам Витебского облисполкома Управление бытового обслуживания населения Витебского обл. исполкома Управление торговли Витебского обл. исполкома Органы региональног о управления УО «ВГТУ» колледжи и училища по подготовке рабочих УП «Витебское отделение Белорусской торгово- промышленной палаты» РУП «Вит. центр стандартизации, метрологии и сертификации» Витебская таможня Витебский центр маркетинга Витебский центр поддержки предпринимательс тва Универсальный испытательный центр продукции текстильной и легкой промышленности Технопарк Полоцкого государственного университета Региональный центр трансфера технологий Финансовые учреждения Подкладочные ткани и утеплители Системы разработки и дизайна одежды Фурнитура Гладильное оборудование Машиностроите льное оборудование Ткани верха Машиностроит ельное оборудование Ткацкие станки Дизайнерские и конструкторско- технологические услуги Швейные машины Специальные механические средства Женская верхняя одежда, легкое платье Ремонт швейных изделий Мужская верхняя одежда Детская одежда Текстильная галантерея Постельное и столовое белье Индивидуальный пошив швейных изделий Концерн «Беллегпром» Электрическая, тепловая энергия Торговые организации Потенциальный кластер одежды Витебского региона

Органы региональног о управления Тепло, электроэнергия УО «ВГТУ» колледжи и училища по подготовке рабочих УП «Витебское отделение Белорусской торгово-промыш- ленной палаты» РУП «Вит. центр стандартизации, метрологии и сертификации Витебская таможня Витебский центр маркетинга Витебский центр поддержки предпринимательс тва Универсальный испытательный центр продукции текстильной и легкой промышленности Технопарк Полоцкого государственного ун-та Региональный центр трансфера технологий Финансовые учреждения Учреждения Колодки Системы разработки и дизайна обуви Фурнитура Коробки, этикетки, вкладыши Дубильное оборудование, шкуры Специальное оборудование Выделанная кожа Кожевенные заводы Машины для выделки кож Оборудование для работы с пластиком Дизайнерские и конструкторско- технологические услуги Швейные машины Пресса для приклеивания подошв Машиностроительно е оборудование Подошвы, задники, стелечные узлы Специальное оборудование Текстильные и искусственные материалы верха Ткацкое и специальное оборудование Специальные механические средства Комитет экономики Витебского обл.исполкома Инспекция Министерства по налогам и сборам Витебского облисполкома Управление бытового обслуживания населения Витебского обл. исполкома Управление торговли Витебского обл. исполкома Женская модельная обувь Мужская модельная обувь Детская обувь Спортивная обувь Обувь из искусственных материалов Индивидуальн ый пошив обуви Кожаная галантерея Ремонт обуви Концерн «Беллегпром» Торговые организации Потенциальный кластер обуви Витебского региона

Проблемы сотрудничества предприятий легкой промышленности и причины, их вызвавшие Проблемы сотрудничества предприятий Причины 1. Слабые связи между предприятиями и высшими образовательными, научными учреждениями, а также отсутствие отношений сотрудничества с конкурентами в области общих интересов Менталитет руководителей, непросвещенность и непонимание преимуществ совместных действий, наличие только отношений соперничества 2. Неадекватность образовательных программ потребностям организаций в проведении курсов-семинаров по современным технологиям, в т.ч. производственным и управленческим Нет соответствующих организационных форм сотрудничества со сферой образования, отсутствие гибкости в формировании учебных планов образовательных учреждений 3. Отсутствие партнерских отношений с местными органами государственного управления Менталитет руководителей бизнеса и чиновников местных органов управления; отсутствие в Беларуси законодательной базы, регулирующей отношения ГЧП, осторожность в поведении участников, непонимание преимуществ такого сотрудничества 4. Отсутствие некоммерческой организации, объединяющей участников кластера Непросвещенность бизнеса и власти о преимуществах кластерных связей, сетевого сотрудничества и ГЧП в рамках некоммерческой организации, отсутствие Закона о некоммерческой организации, Закона о кластерах

Гистограмма типов предприятий по количеству партнеров

Результаты анализа проблем сотрудничества и ГЧП предприятий легкой промышленности Вопросы, характеризующие сотрудничество Оценка (% ответивших) положительноотрицательно 1. Существуют ли отношения сотрудничества Вашей организации с конкурентами ? Существуют ли длительные отношения сотрудничества с образовательными, научно-исследовательскими организациями ? Существуют ли партнерские отношения Вашей организации с местными органами государственного управления ? Соответствуют ли образовательные и научно-технические программы региона Вашим потребностям ? Удовлетворены ли Вы связями с исследовательскими и образовательными учреждениями региона ? Хотели бы Вы увеличить уровень сотрудничества с Конкурентами: образовательными учреждениями научно-исследовательскими организациями ? Тесно ли связана исследовательские структуры Вашей организации с исследовательскими отраслевыми организациями ? Считаете ли Вы необходимым создать некоммерческую организацию, которая будет оказывать содействие в научно- исследовательской, маркетинговой деятельности, оказывать протекционистскую поддержку ? 5446

Структура и механизм взаимодействия участников маркетинговой потребительской сети

Формирование источников экономического эффекта кластеризации Факторы конкурентоспо собности предприятий Влияние сетевого сотрудничества и ГЧП на конкурентоспособность субъектов кластера Источники экономического эффекта кластеризации Менеджмент Создание некоммерческих организаций позволит субъектам кластера заключать партнерские соглашения о позиционировании в целевых сегментах рынка, совместно использовать ресурсы, лоббировать интересы субъектов кластера перед местными органами власти. Механизм саморегулирования в кластере повысит эффективность управления Снижение себестоимости продукции. Улучшение финансового состояния предприятий Материально- техническое обеспечение Близость поставщиков сокращает время поставки, сложившиеся неформальные отношения позволят снизить трансакционные издержки и получать более качественные материально-технические ресурсы по низкой цене Снижение себестоимости продукции. Повышение качества продукции. Рост произво дительности труда Организация производства Сотрудничество с субподрядчиками будет способствовать своевременному получению информации для принятия управленческих решений. Привлечение потребителей к процессу конструирования и разработки продукции будет содействовать большей потребительской удовлетворенности Повышение эффективности маркетинга. Улучшение потре бительских свойств продукции, освоение новой продукции. Рост произво дительности труда Инновационная деятельность Сотрудничество предприятий в области научных исследований приведет к быстрому распространению инноваций, развитию уникальных способностей и созданию новых производств, ускорению процесса технического обновления за счет: улучшения методов решения сложных задач; большой гибкости и скорости разработок и внедрения инноваций; привлечения инвестиций в кластер; разделения рисков; внутренней специализации и стандартизации гибких предпринимательских структур малого бизнеса в составе кластера; приобретения новшеств в рамках международного технологического сотрудничества; установления устойчивых связей, обмена информацией и новыми технологиями среди малых и средних предприятий и усиление сотрудничества на уровне правительственных учреждений и компаний Активизация инновационной деятельности. Повышение качества и конкурентоспособности товаров Совместные программы в области научных исследований создадут возможность доступа к общему фонду технических и организационных знаний, позволят снизить расходы на научные исследования и разработки. Увеличатся информационные потоки между конкурирующими предприятиями ввиду близкого географического расположения, что будет способствовать быстрому распространению инноваций Рост производительности труда. Создание инновационных товаров

Продолжение таблицы Человеческий капитал Доступ к общему фонду технических и организационных знаний, коллективное обучение, накопление знаний и передача неформальных знаний, которые включают «ноу-хау» и навыки, приобретенные индивидуальным опытом, обеспечат развитие человеческого капитала. Диффузия «ноу-хау» происходит за счет миграции в кластере высококвалифицированного персонала, проведения обучающих семинаров для участников кластеров, прозрачности информации. Совместные образовательные программы позволят снизить затраты на повышение квалификации и переподготовку персонала Повышение производительности труда и конкурентоспособности товаров Финансовое состояние Предоставление налоговых льгот, льготных кредитов и субсидий за счет местных бюджетов, совместное финансирование проектов, привлечение иностранных инвесторов в кластер создадут дополнительные источники финансирования Снижение себестоимости продукции. Улучшение финансового состояния предприятий Маркетинг и продажи Сотрудничество с потребителями позволит своевременно получать данные об интенсивности спроса, потребительских предпочтениях и отреагировать в своих маркетинговых стратегиях. Это позволит создать адекватный потребностям покупателей новый товар или улучшить свойства существующих, планировать эффективный ассортимент, сформировать потребительские предпочтения за счет креативной рекламы, улучшить качество обслуживания покупателей за счет предложения дополнительных услуг, увеличить объем продаж за счет мероприятий по стимулированию сбыта. Позиционирование в целевых сегментах рынка устранит негативные последствия прямой конкуренции. Совместное проведение маркетинговых исследований и совместных программ выхода на внешние рынки позволят сэкономить маркетинговый бюджет, расширить старые рынки, формировать и осваивать новые, оттеснять иностранных производителей, формировать новые потребности, увеличить объем экспорта. Совместные программы в области обслуживания позволят повысить качество обслуживания и снизить затраты на него Снижение себестоимости продукции. Повышение конкурентоспособности товаров. Увеличение экспорта

Формирование конкурентоспособности в единой производственной цепи кластера Поставщики сырья, оборудования, компонентов, услуг Производите ли готовой продукции Производите ли побочной продукции Торговые посредники, потребители Факторы конкурентоспособнос ти субъектов кластера Материально- техническое обеспечение Менеджмент Организация производства Активизация инноваций Конкурентоспособность персонала Финансовое состояние Маркетинговые исследования и сбыт

Содержание Кодекса корпоративного поведения цель корпоративного поведения (защита интересов субъектов кластера); цель корпоративного поведения (защита интересов субъектов кластера); принципы и нормы поведения участников (добровольность участия в кластере; сотрудничество в области общих целей; реальная возможность осуществлять свои права, связанные с участием в кластере; равное отношение к субъектам кластера; доверие к кластеру, основанное на равном отношении кластера к субъектам; обеспечение подотчетности руководства кластера его субъектам); принципы и нормы поведения участников (добровольность участия в кластере; сотрудничество в области общих целей; реальная возможность осуществлять свои права, связанные с участием в кластере; равное отношение к субъектам кластера; доверие к кластеру, основанное на равном отношении кластера к субъектам; обеспечение подотчетности руководства кластера его субъектам); обязанности и ответственность участников кластера; обязанности и ответственность участников кластера; организация деятельности органов управления кластером; организация деятельности органов управления кластером; урегулирование корпоративных конфликтов (выявление корпоративных конфликтов на ранних стадиях; учет корпоративных конфликтов; предупреждение и урегулирование конфликтов на основе законодательства и внутренних нормах и правилах). урегулирование корпоративных конфликтов (выявление корпоративных конфликтов на ранних стадиях; учет корпоративных конфликтов; предупреждение и урегулирование конфликтов на основе законодательства и внутренних нормах и правилах).

Прогноз и анализ уровня конкурентоспособности предприятий легкой промышленности Отрасли Уровень конкурентоспособн ости предприятий в 2008 г., % Прогноз уровня конкурентоспособности предприятий на 2015 г., % Отклонение, проц. пункты колич. оценка качеств. оценка колич.оценка Швейная 51,18 низкий 64,63 средний 13,45 Обувная 49,29 низкий 59,31 средний 10,02 Текстильная 45,92 низкий 63,45 средний 17,53 Трикотажная 49,1 низкий 62,11 средний 13,01 Итого по легкой про- мышленности 48,87 низкий 62,38 средний 13,51

Модель формирования конкурентоспособности субъекта кластера

Анализ субъектов кластера льна Предприятия Код ОКОНХКоэффициент силы связей Добавленная стоимость *, млн р. Производители Льносеющие предприятия (14 ед.)211901, Льнозаводы (19 ед.)171121, РУПТП «Оршанский льноком­бинат»17117, 17133, , Поставщики ОАО «Нафтан»112200, РУП «Витебскэнерго»111800, ОАО «Полимир»131300, РТЗУП «Витебсксортсемовощ»712110, РУПП Витебское МРП143260, ООО «Имельда»172100,03240 Покупатели ОАО «Витебские ковры»171210,12450 ОАО «Чаровница»171510,15280 Творческая мастерская «Лея» ИП172100,8614 ОАО «Красный октябрь»173710,0423 СООО «Белвест»173710,0569 СООО «Марко»173710,05113 ООО «Сан Марко»173710,034 ООО «Витебская обувь»173710,036 ОАО «Витебский универмаг»712700,0430 РДТУП «Витебсктекстильторг»712700,0280 ЧУП «Витебская универсальная база»712700,01423 Магазин «Ткани»712700,0134 ЧУП «Лепельский Кооппромторг»712700,013 ЧТУП «Лиозненский промторг»712700,012 УПК «Полоцк-торг»712700,0114 ОАО «Дом торговли»712700,0121 ОАО «Торговый дом «Лукомль»712700,0123 Строительные организации (18)620000,00435 Учреждения РНУП «Институт льна НАНБ»951200,970 УО «ВГТУ»921100,110 Колледжи и училища по подготовке специалистов и рабочих УП «Витебское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты»198000,055 Витебская таможня ,053 РУП «Витебский центр стандартизации, метрологии и сертификации»198000,0510 ГИДУП «Витебский центр маркетинга» ЗАО «Витебский центр поддержки предпринимательства» , Всего *

Анализ конкурентоспособности кластеров Витебской области Индексы показателей Кластеры льнаобувиодежды 1. Добавленная стоимость 1,00,610,15 2. Численность работающих в кластере 1,00,670,78 3. Доля кластера в объеме промышленного производства региона 1,00,760,2 4. Объем экспорта кластера 0,801,00,5 5. Количество уровней переработки продукта 1,00,930,71 6. Количество образовательных и исследовательских организаций 1,00,5 7. Количество субъектов в кластере 0,320,871,0 Конкурентоспособность кластера, коэффициент 0,820,760,47

Сравнительная характеристика кластеров и других объединений бизнеса Формы объедине ний Содержание и отличительные характеристики Преимущества для участников Недостатки Финансо во-про- мышленна я группа Объединение промышленных предприятий и финансовых организаций. Объединение активов участников; отсутствие «ключевого» продукта; объединение субъектов не основано на принципе законченного производственного цикла; отсутствие конкуренции внутри группы Единая стратегия достижения общих целей; расширение источников финансирования Сложности в объединении и управлении активами 2. Территор иально- производст венный комплекс Представляет комплекс разнородных производств, использующих местные ресурсы. Отсутствие «ключевого» продукта, объединение субъектов не основано на принципе законченного производственного цикла; присутствуют отношения кооперации, нет конкуренции Использование местных ресурсов; преимущества кооперации Административные методы управления; ориентация на решение местных проблем; отсутствие неформальных отношений и сотрудничества между субъектами 3. Технопарк и Агломерация наукоемких фирм, группирующихся вокруг крупного университета, института. Отсутствие «ключевого» продукта, объединение субъектов не основано на принципе законченного производственного цикла; нет объединения активов субъектов; присутствуют отношения конкуренции, нет отношений сотрудничества Эффективная инфраструктура; высокий научный уровень исследований; налоговые, таможенные льготы и др. меры экономической поддержки Неразвитость венчурного финансирования субъектов; отсутствие отношений партнерства с местными властями

Продолжение таблицы Маркетин говые потребитель ские сети Объединение сбытовых агентов – физических лиц, которое создает глобальная корпорация. Отсутствие «ключевого» продукта; объединение субъектов не основано на принципе законченного производственного цикла; нет объединения активов субъектов; отсутствие локализации и агломерации субъектов Независимость агентов; свободный режим дня; мотивация в увеличении объема продаж и строительстве сети; наличие неформальных связей, доверия, что позволяет развивать сеть Проблема сбыта из-за высокой цены, сложность создания сети 5. Отраслевые объединени я - концерны Объединение юридических лиц по принципу принадлежности к определенной отрасли промышленности. Отсутствие неформальных отношений и сетевого сотрудничества; отсутствие «ключевого» продукта, объединение субъектов не основано на принципе законченного производственного цикла; нет объединения активов субъектов; отсутствие локализации и агломерации субъектов Организационное и финансовое обеспечение научно-технических программ; расширение экспорта за счет совместных с МИД действий по увеличению квот, созданию товаропроводящих сетей за границей, организации выставок-ярмарок; содействие предприятиям в создании систем управления качеством Необходимость уплаты взносов на содержание концерна; очередность в получении средств из инновационного фонда на техническое развитие участника 6. Кластеры товаропрои зводителей Регионально-отраслевое объединение предприятий и организаций по технологической цепи. Контроль за управлением активов, но не за самими активами субъектов кластера; создание наряду с формальными связями неформальных связей и сотрудничества в научных исследованиях, образовании, маркетинге Научно-техническое развитие субъектов за счет реализации совместных программ научных исследований, образования, а также за счет инновационных программ в рамках партнерства с органами регионального управления; расширение экспорта за счет совместных (с конкурентами) программ маркетинга; повышение качества продукции за счет включения в кластер потребителей и лучшего учета его потребностей; снижение трансакционных издержек в результате доверия и сотрудничества между членами кластера Необходимость уплаты вступительных и членских взносов на содержание некоммерческой организации субъектов кластера

Сравнительный анализ кластерного и отраслевого подходов к повышению конкурентоспособности Направления сравнения Отраслевой подход Кластерный подход Характер отношений между субъектами Преимущественно формальные отношения между субъектами Преимущественно неформальные отношения между субъектами кластера Состав субъектов Группы однородных предприятий Группы взаимодополняющих и неоднородных предприятий (кластеры) Степень переработки продукта Включает производителей законченных изделий Включает поставщиков, заказчиков, поставщиков услуг, производителей и специализированные учреждения Отношения конкуренции Акцент на прямых и косвенных конкурентов Объединяет множество взаимосвязанных отраслей промышленности, использующих общую технологию, навыки, информацию, заказчиков и каналы сбыта Отношения сотрудничества Нежелание сотрудничать с конкурентами Большинство участников – это не прямые конкуренты, но имеют общие потребности и проблемы Меры государственной поддержки Диалог с правительством часто сводится к субсидиям, защите и ограничению конкуренции Совместные проекты в области научных исследований, маркетинга, что ведёт к повышению производительности и конкурентоспособности. Форум для более конструктивного и эффективного диалога бизнеса и правительства посредством представительства промышленных ассоциаций Стимулы к инновациям Инновации за счет горизонтальных отношений и конкурентной взаимозависимости Инновации посредством горизонтальных и вертикальных взаимоотношений между разноотраслевыми предприятиями, тесных связей с потребителями, совместных научных исследований и маркетинга

Методика идентификации и структурирования кластера 1. Идентификация субъектов кластера: определение «ключевого» продукта в регионе на основе статистических данных, анализ взаимосвязанных отраслей в регионе на основе коэффициента полных затрат (формула 1). (1) где К пз коэффициент полных затрат; Е – единичная матрица; А – матрица коэффициентов прямых затрат. выявление конкурирующих производителей «ключевого» продукта на основе статистических данных, идентификация поставщиков ресурсов и услуг в связанных отраслях с применением углубленного интервью, определение покупателей продукции. 2. Структурирование кластера: Определение силы связей между субъектами кластера для уточнения состава кластера на основе коэффициента силы связей (формула 2). (2) где Кс – коэффициент силы связей; РПскл - объем поставок/снабжения продукции сектора для данного кластера, руб.; РПо – общий объем реализации продукции сектора, руб. Построение схемы кластера товаропроизводителей на основе величины коэффициента силы связей (формула 3) (3) Идентификация производителей побочных продуктов или услуг и организаций инфраструктуры

Различие между статистическим кластерным анализом и анализом промышленных кластеров Направления сравнения Статистический кластерный анализ Анализ промышленных кластеров Задача анализа Разработка типологии или классификации Исследование полезных концептуальных схем группирования объектов Представление гипотез на основе исследования данных Проверка гипотез или исследования для определения действительно ли типы (группы), выделенные тем или иным способом, присутствуют в имеющихся данных Идентификация кластеров товаропроизводителей для разработки методов содействия его развитию Методы анализа Метод полных связей Метод максимального локального расстояния Метод Ворда Центроидный метод Идентификация кластера Структурирование кластеров Анализ конкурентоспособности кластера Алгоритм последовательной кластеризации (инструменты) Агломеративные (последовательное объединение исходных элементов с соответствующим уменьшением числа кластеров) Дивизимные (увеличение числа кластеров путем разделения одного) Анкетирование субъектов кластера Определение тесноты связей Анализ качества связей Построение схемы кластера

Оценка конкурентоспособности кластера где Ок – оценка конкурентоспособности кластера, к - т ; Дст – индекс добавленной стоимости всех субъектов кластера ; Ч – индекс числа занятых работников в кластере ; Уп – индекс количества уровней переработки продукта в цепочке ценностей ; d – индекс доли кластера в объеме промышленного производства региона ; р – индекс темпов роста объема продаж в кластере. Критерий отбора перспективного кластера определяется по формуле (2).

Кластерная методология, принятая в странах-участниках ОЭСР Страна Уровень анализа Методы кластерного анализа Кластерная концепция (понятие кластерного подхода) микромезомакро Затраты /вы пус к диаграмма сходс т в о факт ы другое Австралияхххх Производственные сети, инновационные сети, сети взаимодействия Австрияххх Патентные данные и интенсивност ь торговли Промышленные районы Маршалла Бельгияхх Научно-метрический Производственные сети или цепочки, инновации и сотрудничество Канадахххх Системы нововведений Данияххххх Области ресурсов Финляндияххх Кластеры как уникальные сочетания компаний, связанных знаниями (информацией) Германияхххх Схожие компании и стили создания новшеств Италияхх Потоки информации (знаний) в промышленности Мексикаххх Системы нововведений Нидерландыхххх Цепочки ценностей и производственные сети Испанияххх Системы нововведений Швецияхх Системы взаимозависимых компаний в различных отраслях промышленности Швейцарияхххх Патентные данные Системы нововведений Соединённое Королевс тво ххх Региональные системы нововведений СШАххх Производственные цепочки и инновационные сети

Основные этапы формирования ГЧП в Беларуси: формирование и выражение инициативы государством; формирование институтов ГЧП (информационные центры, система подготовки и аттестации специалистов, система инструментов венчурного финансирования на первоначальную проработку проектов и т.д.); принятие закона о государственно-частном партнерстве; предложения частного бизнеса по реализации выдвинутой инициативы; диалог (согласование существенных условий) государства и частного бизнеса по поводу будущего проекта ГЧП; закрепление достигнутых договоренностей в контракте между государством и частным бизнесом; реализация проектов ГЧП; анализ полученных результатов ГЧП; разработка новых (более совершенных) моделей ГЧП; и снова формирование инициатив.