Цели и содержание программ воспитания. Цели и смыслы современного воспитания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Advertisements

Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа 4» Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Корректировка программы Согласно Закону Об образовании ФГОСу начального общего образования в каждом ОУ должна быть разработана ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
«…переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих.
Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный.
Психологические особенности подросткового возраста.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)- социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством 1 СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа 2» города Донской Тульской области «Духовно-нравственное воспитание.
Транксрипт:

Цели и содержание программ воспитания

Цели и смыслы современного воспитания

В основе современного Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на результаты образования; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены: личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; метапредметные результаты освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); предметные результаты освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. – см. «Программу развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования», «Программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования»Программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования

Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Данный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Интерактивный метод. Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Типы инновационных подходов к обучению Инновационные подходы к обучению делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса. Технологический подход к обучению направлен прежде всего на сообщение учащимся знаний и формирование способов действий по образцу, ориентирован на высокоэффективное репродуктивное обучение. Поисковый подход к обучению направлен прежде всего на формирование у учащихся опыта самостоятельного поиска новых знаний, их применения в новых условиях, формирование опыта творческой деятельности в сочетании с выработкой ценностных ориентации. К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

Уровни познания

Цели образования XXI века: - уметь жить; - уметь работать; - уметь жить вместе; -уметь договариваться; -уметь учиться… …то есть ключевые компетенции

Основные образовательные технологии в рамках системно-деятельностного подхода. - технология создания ситуации успеха, - технология здоровьесбережения, - технология деятельностного метода, - дебаты, - кейс-технология, - технология проблемного диалога, - технология критического мышления, - проектная технология, - ТРИЗ-технология и др.

Национальный воспитательный идеал: Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации»

ФГОС НОО: Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Ведущая роль в создании нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу ОУ. Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи Программы В области формирования личностной культуры, В области формирования социальной культуры, В области формирования семейной культуры.

Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество;... Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике… Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; планета Земля; экологическое сознание… Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Ценности: красота; духовный мир человека; эстетическое развитие, …

Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования Каждое из основных направлений должно обеспечивать присвоение соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России. В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение обучающимися: воспитательных результатов тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность); эффекта последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.). При этом учитывается, что достижение эффекта становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням Первый уровень результатов приобретение обучающимися социальных знаний Второй уровень результатов получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Третий уровень результатов получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 2. Познавательная Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб « Что? Где? Когда? » Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб

ФГОС ООО: Цель и задачи Программы воспитания и социализации обучающихся Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи Программы В области формирования личностной культуры, В области формирования социальной культуры, В области формирования семейной культуры.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека воспитание социальной ответственности и компетентности воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры эстетическое воспитание

Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся Ролевые игры. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности. Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами общественной деятельности. Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами трудовой деятельности.

Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, … Воспитание социальной ответственности и компетентности: позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;… Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания: ценностное отношение к школе, своему селу, городу, народу, России, … Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни: ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;.. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии: понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;.. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание): ценностное отношение к прекрасному;…

Программа должна содержать: 1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе; 2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса; 3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; 4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации обучающихся по каждому из направлений (

5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках образовательного учреждения, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными, в том числе с системой дополнительного образования; 6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также формы участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания; 7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, включающие в том числе рациональную организацию учебно- воспитательного процесса и образовательной среды, физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактику употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактику детского дорожно- транспортного травматизма, организацию системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса;

8) описание деятельности образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся; 9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся (рейтинг, формирование портфолио, установление стипендий, спонсорство и т.п.); 10) критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся (поведение на дорогах, в чрезвычайных ситуациях); 11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; 12)планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. (- по уровням!) Программа воспитания и социализации.pdf Программа воспитания и социализации.pdf

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Согласно Программе, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование «воспитательной системы», «воспитывающей среды», «воспитательного потенциала обучения», «воспитательной деятельности», и т.д. «Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно- нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач», говорится в Программе.

Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях. Подчеркнуто, что общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и молодёжи.

Цель Программы Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

Основные направления организации воспитания и социализации учащихся ОО 1. Гражданско-патриотическое воспитание; 2. Нравственное и духовное воспитание; 3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; 4. Интеллектуальное воспитание; 5. Здоровьесберегающее воспитание; 6. Социокультурное и медиакультурное воспитание; 7. Культуротворческое и эстетическое воспитание; 8. Правовое воспитание и культура безопасности; 9. Воспитание семейных ценностей; 10. Формирование коммуникативной культуры; 11. Экологическое воспитание.

Показатели и индикаторы реализации Программы … В ходе реализации Программы будет сформирован дополнительный вектор на инновационное развитие образования с усиленной воспитательной компонентой в общеобразовательных учреждениях.

Система мероприятий Программы Реализация Программы и ее эффективность обеспечивается реализацией следующих мероприятий: - повышением воспитательного потенциала образовательного процесса; - развитием системы дополнительного образования учащихся; - повышением педагогической культуры родителей; - взаимодействием школы с общественными и традиционными религиозными организациями - готовностью педагогов к решению актуальных задач воспитания; - укреплением партнерских отношений на межведомственной основе с социальными институтами воспитания и социализации несовершеннолетних; - организацией социально значимой и полезной деятельности, включенностью в этот процесс учащихся.

Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляцияответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Портрет выпускника: начальная школа – основная школа Портрет выпускника: начальная школа – основная школа активно познающий мир любознательный, проявляющий исследовательский интерес доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера умеющий учиться, способный к самоорганизации навыки самоорганизации и здорового образа жизни готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения СИСТЕМА «ПРОБ»; ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ избирательность интересов умеет действовать с ориен- тацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый готовый нести ответственность перед самим собой, другими умеет работать в группе и индивидуально осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни готов к выбору

Портрет выпускника: основная школа – старшая школа Портрет выпускника: основная школа – старшая школа ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ НАУК В ИЗБРАННОЙ ОБЛАСТИ ОПЫТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( познавательной, социальной) умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность умеет работать в группе и индивидуально разделяет ценности здорового и безопасного образа жизни избирательность интересов личная профессиональ- ная перспектива осознающий себя личностью готов к сотрудничеству для достижения совместного результата осознанно выполняет правила здо- рового и безопасного образа жизни понимает ценности образования как основы будущего успеха креативный, критически мыслящий

Логика работы с программными документами

оценка воспитательных результатов

Результатом воспитательного процесса являются те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого и реально достигнутого результата. Под эффективностью воспитательного процесса понимается степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами. Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса, или иными словами диагностика, выполняет аналитическую, контрольно–корректирующую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач: а) выявление реального состояния воспитательного процесса; б) выявление возможностей развития воспитательного процесса; в) анализ изменений в воспитательном процессе (изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и педагогической целесообразности); г) определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД, включаемых в следующие три основные блока: самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; смыслоообразование поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва; морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации - учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения.

Оценка методики и результатов учебно- воспитательного процесса складывается из следующих параметров: Взаимоотношения педагога и воспитанников. Организация занятия. Рациональное планирование задач темы и оптимальный выбор заданий для их реализации. Методика преподавания. Содержание и методика работы по формированию сфер личности детей.

Личностные результаты выпускников не подлежат итоговой оценке. В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает три основных компонента: 1) характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; 2) определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка; 3) систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию образовательных задач.

Во взаимодействии ОО и семьи могут быть допущены ошибки, которые существенно снижают его результативность: Несогласованность действий семьи и образовательной организации. Эпизодический характер контактов. Раздел «сфер влияния». Иногда родители убеждены, что их задача обеспечить материальное благополучие ребенка, а воспитывать его должна ОО. С другой стороны, ряд педагогов считает, что задача ОО дать детям знания, а забота о воспитании детей дело семьи. В результате в жизни ребенка появляется пространство, свободное от воспитательных воздействий как семьи, так и организации. Система «руководящих указаний» как основа взаимодействия, тотальный контроль, неоправданное вмешательство в жизнь семьи со стороны ОО и в деятельность ОО со стороны семьи. В этом случае и педагоги, и родители убеждены, что только они знают, как воспитывать ребенка. Первые при этом ссылаются на свое педагогическое образование, вторые на то, что лучше них никто их ребенка не знает. Педагогический пессимизм. В этом случае педагоги убеждены в том, что ОО не может преодолеть негативного влияния семьи. Поэтому любые попытки совместной работы с семьей рассматриваются как заранее обреченные на провал.

Формированию гуманитарной атмосферы воспитания поможет выполнение следующих рекомендаций по бесконфликтному общению учителя с родителями обучающегося: не обвинять родителей в недостатках поведения и учебы их ребенка, а обращаться за информацией о причинах такого поведения; не начинать с негативной информации, а отыскивать для начала беседы даже малейшие положительные факты; не давать отрицательных характеристик ребенка, а показывать ближайшие перспективы его совершенствования; не сравнивать с другими детьми или семьями, а показывать динамику изменений в самом ребенке; не требовать от родителей принятия мер, а советовать или рекомендовать им определенные действия (иногда просить о них); не раздражаться в ответ на претензии со стороны родителей, а конкретизировать их критику в свой адрес, выслушивать пожелания; не собственный авторитет (удовлетворение амбиций), а развитие ребенка должно быть в центре внимания при взаимодействии педагога с родителями. Взаимодействие семьи и образовательной организации на конструктивной основе создает благоприятные условия для социализации ребенка.

Критерии оценки: НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Отсутствие у учащихся интереса к учебной программе, что выражается в систематической недокомплектации объединения. Открытые конфликты с учащимися на занятиях и с коллегами. КРИТИЧЕСКИЙ. Устойчивый интерес к предмету имеют отдельные воспитанники. Наличие проблемы с набором детей в объединении. При возникающих конфликтах на занятиях педагог находит решение для выхода из них. УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Часть учащихся имеет устойчивый интерес к программе, но все-таки есть проблемы с набором детей в объединение. Отсутствие конфликтов с обучающимися на занятиях. ХОРОШИЙ. Большинство детей объединения имеют устойчивый интерес к программе. Продолжительность обучения детей в объединении соответствует срокам учебной программы. На занятиях проявляется уважительные взаимоотношения педагога и воспитанников. ВЫСОКИЙ. Уважительные взаимоотношения педагога и воспитанников. Организовано сотрудничество с группой учащихся. ОПТИМАЛЬНЫЙ. Уважительные взаимоотношения педагога и воспитанников. Организовано сотрудничество с группой учащихся и сотворчество с отдельными воспитанниками.

Мониторинг воспитания в дополнительном образовании

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам. Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест. Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, развитие УУД и метапредметныхзнаний, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.

Развиваем личностные УУД: методическое пособие для педагогов образовательных организаций 1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию Потребностно-информационный подход 1.1. Навык самоорганизации Пошаговый план реализации проекта Вопросы, направляющие обучение Умения и качества, необходимые человеку 21-го века 1.2. Коммуникативные и рефлексивные навыки Метод открытого тренинга Методы обучения 1.3. Навык сотрудничества 2. Сформированность мотивации к обучению и познанию Мифы мотивации Альтернатива оценке

3. Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества Технология создания ситуации успеха Пирамида обучения Исторический взгляд и современный поиск инновационных технологий и методик в образовании 4. Сформированность основ гражданской идентичности Методический материал «Технология формирования толерантности у старшеклассников (на классных часах)», автор - Раздобурдина Елена Алексеевна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ 40 с УИОП» г. Воркуты 5. Диагностика личностных результатов Методика векторного моделирования образовательной среды Метод «Метаплан» (по С.С. Кашлеву) Ролевая игра Заключение Использованная литература