Регулятивные универсальные учебные действия. Психологическое содержание и условия развития Три аспекта развития способности к регуляции своей деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Регуляция учебной деятельности. В подростковом возрасте в связи со становлением субъектности учебной деятельности регулятивные универсальные учебные действия.
Advertisements

Регуляция деятельности младших подростков в рамках внедрения новых образовательных стандартов (регулятивные УУД)
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Отбор и систематизация средств формирования УУД. УУД - УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Борисова Марина Владимировна учитель начальных классов МОУ «Гимназия 23» г.о. Саранск Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия 23» г.о. Саранск.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Стандарты второго поколения Объединение трех систем требований: к структуре к структуре к условиям реализации к условиям реализации к результатам освоения.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Коновалова Олеся Викторовна учитель начальных классов МБОУ «СОШ1» г.Николаевск-на-Амуре, 2012г.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Методическая проблема школы: Урок, как универсальное пространство развития личности ученика.
Транксрипт:

Регулятивные универсальные учебные действия

Психологическое содержание и условия развития Три аспекта развития способности к регуляции своей деятельности (применительно к подростковому возрасту): - формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе; - развитие регуляции учебной деятельности; - саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний.

Регулятивные универсальные умения : - способность справляться с жизненными задачами; - планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты; - контролировать своё время и управлять им; - решать задачи; - принимать решения и вести переговоры. Наиболее важными умениями, связанными с самореализацией личности в школьном возрасте, выступают самооценка и выстраивание стратегии в отношении учения.

Целеполагание и построение жизненных планов Построение жизненных планов во временной перспективе является психологическим новообразованием подросткового возраста. Развитие способности к целеполаганию во временной перспективе принципиально меняет ход развития подростка. Из развития, осуществляемого преимущественно в форме воспитания и обучения, оно преобразуется в подлинное саморазвитие на основе осознанных личностью жизненных целей и планов их достижения.

Самоопределение личности, составляющее центральное новообразование старшего подросткового возраста, неотделимо от формирования жизненных планов, выполняющих важнейшую функцию целенаправленной саморегуляции поведения на основе предвидения отдалённых событий будущего. Построение жизненной перспективы предполагает составление жизненных планов, включающих последовательность этапных целей и задач в их взаимосвязи, планирование путей и средств их достижения. Благодаря жизненной перспективе появляется принципиально новый тип саморегуляции личности – целевая регуляция, включающая отдалённые жизненные планы, с которыми соотносятся конкретные цели.

Показатели сформированности способности к целеполаганию : 1. Количество целей для каждой из сфер жизнедеятельности 2. Содержание цели. 3. Конкретность цели. 4. Временная перспектива Краткосрочные цели Долгосрочные цели Неопределённые цели 5. Степень активности субъекта в достижении поставленных целей Активные цели Цели-желания

Основные тенденции развития целеполагания, задающие критерии его сформированности в подростковом возрасте: 1. Происходит изменение содержания целей во всех сферах жизнедеятельности подростков. 2. Возрастает удельный вес конкретных целей и уменьшается число неопределённых целей-желаний. 3. В сфере школьной жизни происходит переориентация подростков с целей процессуального характера на цели- достижения. 4. Цели-желания постепенно начинают замещаться активными целями. 5. Цели сопровождаются составлением плана их достижения. 6. Неопределённость временной перспективы целеполагания сменяется более чётким временным планированием.

Регуляция учебной деятельности В подростковом возрасте в связи со становлением субъектности учебной деятельности регулятивные универсальные учебные действия приобретают качество саморегуляции. В концепции осознанной регуляции человеком своей деятельности О.А. Конопкин выделяет следующие компоненты функциональной структуры системы саморегуляции: - цели деятельности, - модели значимых условий, - программы исполнительских действий, - критерии успешности, - оценка и коррекция результатов.

Регуляторный опыт, необходимый для становления способности саморегуляции, включает: - Ценностный опыт; - Опыт рефлексии; - Опыт привычной активации; - Операциональный опыт; - Опыт сотрудничества в совместном решении задач.

Развитие саморегуляции предполагает формирование таких личностных качеств, как - самостоятельность - инициативность - ответственность - относительная независимость - устойчивость в отношении воздействий среды.

Самоэффективность – убеждение личности в способности человека успешно реализовать поведение, необходимое для достижения ожидаемых результатов. Три характеристики самоэффективности: Уровень – как представления человека о своих возможностях достижения цели определённой сложности; Сила – как степень уверенности человека в своей возможности осуществлять определённую деятельность; Широта – перенос убеждений в своей самоэффективности, сформированных в одной сфере деятельности, на другие сферы.

Источники формирования самоэффективности: - личный опыт достижений; - косвенный (чужой) опыт; - вербальные убеждения; - эмоциональное или физиологическое состояние.

Влияние самоорганизации на успешность школьного обучения. Основные компоненты самоорганизации : - Целеполагание - Анализ ситуации - Планирование - Самоконтроль - Коррекция - Волевые усилия Целеполагание – возникновение, выделение, определение и осознавание целей.

Функция контроля действий в учебной деятельности – это обеспечение эффективности учебных действий путём обнаружения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие. Коррекция действий направлена на изменение содержания и последовательности операций в ответ на изменившиеся условия действия и на регуляцию действия во времени.

Действие оценки направлено на определение правильности системы учебных действий. Функции оценки и самооценки в учебной деятельности: - информировать ученика о выполнении им программы и предоставлять ему обратную связь; - стимулировать учение.

Саморегуляция эмоциональных состояний тревожности также составляет условие успешной учебной деятельности школьника, которая нередко сопряжена с высокими интеллектуальными и эмоциональными нагрузками. Плановые стрессогенные события: - экзамены - контрольные работы - устные ответы у доски и т.д.

Сохранение высокого уровня эффективного самоуправления и саморегуляции определяется возможностями учащегося совладания со стрессом, владения им навыками саморегуляции

Рекомендации по формированию регулятивных действий Учитель должен планировать своё взаимодействие с учеником, ориентируясь на необходимость: Инициации внутренних мотивов учения школьника; Поощрения действий самоорганизации; Использования групповых коллективных форм работы.

Значимыми ориентирами в формировании действия оценки являются: - акцент на достижения ученика; - выделение универсальных учебных действий как объекта оценки; - сопровождение формирования самооценки учащегося как основы постановки целей; - формирование рефлексивности оценки и самооценки.

Рекомендации по формированию действия оценки: - с самого начала обучения учитель должен ставить перед учащимися задачу оценивания своей деятельности; - необходимо развивать самооценку, мотивацию саморазвития; - предметом оценивания должны стать учебные действия учащегося и их результаты, способы действия, способы учебного сотрудничества (ретроспективная оценка) и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка); - необходимо формировать у учащегося установку на улучшение результатов деятельности;

- оценка должна основываться на содержательных, объективированных и осознанных критериях, которые могут быть даны учителем в готовом виде, выработаны совместно с учащимися или выработаны учащимися самостоятельно; - необходимо формировать у учащихся умение анализировать причины неудач в выполнении деятельности и ставить задачи на освоение тех звеньев действия (способов действия), которые обеспечат его правильное выполнение; - способствовать развитию умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности;

- необходимо чётко различать объективные и субъективные критерии оценки; оценка учащегося соотносится с оценкой учителя только по объективным критериям, причём оценочное суждение учащегося предваряет оценку учителя; - организовывать учебное сотрудничество на основе соблюдения принципов уважения личности учащегося, принятия, доверия и признания индивидуальности каждого ребёнка.

Формирование способности к самоорганизации и саморегуляции составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, принятии ответственности за свой личностный выбор, обеспечивает основу самоопределения и самореализации.

Задание «Общее планирование времени. Планируем свой день» Хронокарта Часы суток сонбыт Занятия в школе Самосто ятельна я работа (домашние задания ) Кружки, секции прогулк а Развлеч ения (ТВ, компью тер, кино и пр.) Общени е с друзьям и транспо рт … … Всего часов

Задание «Оцениваем свою работу» Критерии оценки письменных работ по математике Выполнение задач. Все ли поставленные задачи выполнены? Выполнены все Выполнены частично Не выполнены Есть ли графическая схема задачи? Есть Есть, но с неточностями Нет/ неверная Правильно ли составлена математическая формула? Соответствует ли она графической схеме? Правильно Частично правильно Неверно Правильно ли сделаны вычисления? Правильно 1 ошибка 2 и более ошибки Выполнена ли проверка результатов? Да, верно Да, с 1- 2 ошибками Проверка выполнена неверно