Келин Евгений Александрович Учитель биологии, экологии и химии МОУ «Новоямская средняя общеобразовательная школа» Ельниковского района Республики Мордовия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование современных педагогические технологий на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания Борисова Наталья Викторовна Выступление.
Advertisements

Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Современные педагогические технологии Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 1 г.Калининска Саратовской области» Храпкова Ольга Владимировна 2009.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением,
Новые педагогические технологии Технология развития критического мышления.
Значение технологии развития критического мышления в формировании ключевых компетенций студентов на уроках русского языка и литературы Улаханова А.Г.,
Технология развития критического мышления. Критическое мышление «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации,
Т ЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ и русского языка Выполнила: Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ.
Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо » на уроках русского языка и литературы.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
Выполнила Дробязко М. А.. Д.Клустер Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического.
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
Технология развития критического мышления Творческая группа учителей под руководством Ибятовой Л.З. МБОУ СОШ 32 г.о. Самара.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках окружающего мира в начальной школе. Забелина Л. К. МОУ Соловьевская основная.
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы МБОУ УСОШ 4 Бобронниковой Валентины Савельевны.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма Дерябина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 1 г. Зеленокумска»
Смысловое чтение l Каждому ученику постоянно приходится работать с разными текстами. Главная цель этой работы понять прочитанный текст и использовать содержание.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Транксрипт:

Келин Евгений Александрович Учитель биологии, экологии и химии МОУ «Новоямская средняя общеобразовательная школа» Ельниковского района Республики Мордовия Современные педагогические технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Тема педагогического опыта работы: формирование мыслительной деятельности на уроках биологии средствами технологии развития критического мышления.

1. Уметь самостоятельно приобретать знания; 2. Работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; 3. Применять знания на практике для решения разнообразных проблем; 4. Самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; 5. Быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Отсюда возникают вопросы: Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к обучению?

«Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения результата. Это сознательное применение навыков мышления высокого порядка, таких, как анализ, синтез, умение формулировать и решать проблемы, умение делать выводы и оценивать». Критическое мышление это: Особенности: 1. Есть мышление самостоятельное. 2. Информация является отправным пунктом. 3. Начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. 4. Стремится к убедительной аргументации.

Основоположники технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП): Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами: Дженни Стил, Керт Мередис, Чарльзом Темплом, Скоттом Уолтером. В России активно развивают технологию: М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская. По мнению Л.С. Выготского, критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. По моему мнению, критическое мышление-процесс получения новой и объективной информации с учётом психологических, мыслительных и личностных особенностей учащегося.

Цель данной технологии: формирование таких гражданских умений и навыков, как умение вырабатывать своё собственное мнение, осмысливать опыт, работать с информацией, приходить к определённым умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств и принимать взвешенные решения, выражать себя ясно и уверенно. Конечным результатом может служить повышение качества образования, социализация личности ученика, развитие универсальных учебных действий согласно ФГОС. Работая по данной технологии можно успешно развивать УУД: личностные (смыслообразования, ориентация в межличностных отношениях); познавательные (умение ставить учебную задачу, структурировать полученные знания); коммуникативные (умение вступать в диалог); регулятивные (планирование, корректировка плана). Дидактические особенности технологии: 1. Обучение направлено на формирование обобщённых знаний, умение графически оформить текстовый материал, творчески интерпретировать имеющуюся информацию; 2. Появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин; 3. Создаются условия для вариативности и дифференциации; 4. Формируется направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.

Конструктивизм (основа) технологии: трёхфазовая структура урока. Вызов – (восстановление в памяти – пробуждение любопытства), подготавливает, настраивает на ту информацию и процесс, которые предполагаются на следующих этапах. Этот этап усиливает мотивацию учения. Осмысление – осознание значения новой информации (смысловая стадия), предполагает ввод новой информации. Рефлексия (размышление), является особо значимой, так как способствует осознанию новой информации и творческому развитию личности. 1 стадия 2 стадия 3 стадия Вызов ОсмыслениеРефлексия Актуализация имеющихся знаний. Получение новой информации, осмысление её. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Пробуждение интереса к получению информации. Соотнесение с уже имеющимися знаниями. Размышление, рождение нового знания. Постановка учеником собственных целей обучения. Корректировка учеником поставленных целей обучения. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Приемы, которые я использую в данной технологии. 1) «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики – нолики»). 2) Проблемные, «толстые и тонкие» вопросы. 3) Рассказ-предположение по ключевым словам. 4) Перепутанные логические цепочки. 5) Кластеры. Стадия вызова: Стадия осмысления: 1) Методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун», «идеал». 2) Ведение различных записей; бортовой журнал; 3) Поиск ответов на поставленные в первой части урока. Стадия рефлексии: 1) Резюме (Я понял(а), что…). 2) Синквейн; 3) Устный круглый стол; 4) Написание творческих работ; 5) Исследование по отдельным вопросам.

Нет органов и тканей Хлорелла, ламинария Низшие растения Примеры кластеров на уроках биологии: Таллом Йод, альгиновая кислота, агар- агар Генетика Опыты с горохом Чистые линии Грегор Мендель Ген, аллель Биоинженерия ДНК, хромососы Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.

Приём инсерт (I- interactive, N- notion, S- system, E- effective, R- reading, T- thinking)– маркировка текста на полях значками по мере его чтения. Делает зримым процесс накопления информации. «V» – уже знал «+» – новое «-» – думал иначе «?» – не понял, есть вопросы. Стратегия «Инсерт» на уроке биологии в 9 классе. Тема: «Сущность жизни, свойства живого» Значки Ключевые слова Живые организмы это бактерии, грибы, растения, животные. +Метаболизм-процесс обмена веществ Катаболизм – энергетический обмен. Анаболизм-пластический обмен. –Процессы фотосинтеза и дыхания представляют собой механизмы получения питательных веществ и энергии. ?В чем преимущество дыхания кислородом воздуха?

Использование терминологических карт в технологии развития критического мышления на уроках биологии. При подготовке к сдаче ЕГЭ и вступительных экзаменов в вузы старшеклассники сталкиваются с большим количеством терминов, смысл которых надо объяснить, а иногда и написать. В этом случае знания греческих и латинских корней слов помогает понять значение терминов и выбрать верный вариант ответа даже тогда, когда материал вам незнаком. Это моё нововведение в данной технологии. Работая с тестами можно превратить их из инструментов контроля, в инструмент обучения! Приставка, корень (греческое происхождение) Значение приставки или корня Био-жизнь. Пери-вокруг, около. Фит-, фито-растение, растительный. -троф, трофо--кормящий, питающийся. Псевдо-ложный Экзо-снаружи

Написание эссе, сочинения- рассуждения, научно-исследовательских работ. После чтения текста, его обсуждения или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять. Примеры тем: 1. Зачем нам трансгенные растения? 2. В природе побеждает сильнейший. 3. Утилизация мусора как способ сохранения благоприятной окружающей среды. Научно-исследовательские работы впервые применяются мной в данной технологии. Они учат учеников грамотно ставить задачи, осмысливать методы исследования, правильно излагать результаты своей работы, умению за отведенное регламентом время излагать суть своей работы. Даже чисто реферативная работа безусловно полезна, так как учит работать с литературными источниками. Участвуя в олимпиадах, конкурсах учащиеся показывают хорошие знания и высокие результаты. Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю.

Синквейн как инструмент для синтеза сложной информации, оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Биология Человек Интересная, обыденная Хитрый, умный Открывает, знакомит, интересует Потребляет, не задумываясь, Биология – наука о жизни. Стал диктатором природы! Неизведанная. Глупец. (Богатырёв Д.) (Петяева Л.) Экосистема Стабильная, сложная Поддерживает все живые организмы. Основа биосферы Часть природы. (Кимяева К.)

Приём ФИШБОУН «»Fishbone» С его помощью можно в явлении различать составные части, в событиях выделять причины и последствия, аргументировать ответ и подтверждать его примерами и т. д. Основой для выполнения работы по схеме является проблема, содержащаяся в тексте или рассказе учителя. Её записывают в голове фишбоуна, а вывод, получаемый по ходу работы, записывается в хвосте. Фишбоун на уроке биологии в 9 классе. Тема: «Агроэкосистемы». Причины высокой продуктивности и неустойчивости агроэкосистем. Дополнительное вложение удобрений и физического труда. Отсутствие разветвленных цепей питания, низкое биоразнообразие с преобладанием монокультуры. Агроэкосистема- искуственная система созданная человеком для удовлетворения своих потребностей. Существование агроэкосистем (пшеничное поле, яблоневый сад) ориентировано на получение продукции в кратчайшие сроки. Агроэкосистема не сможет существовать без поддержки человека.

Что даёт технология развития критического мышления учителю: 1. Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; 2. Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; 3. Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; 4. Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей. 1. Повышение эффективности восприятия информации, интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; 2. Умение критически мыслить; 3. Умение ответственно относиться к собственному образованию, работать в сотрудничестве с другими; 4. Повышение качества образования учеников; 5. Желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Что даёт технология развития критического мышления ученику:

Трудности, которые может испытывать педагог, работая в данной технологии. 1. Реализовать полностью урок в данной технологии в рамках классно - урочной системы очень сложно (как и другой любой). Иногда урок приходится сдваивать, формировать модуль. 2. Не все дети способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать. 3. Большие моральные, временные и материальные затраты. Подготовка к уроку (качественная) требует много времени и обилия информации, используется много бумаги и краски. Учащемуся готовится целый пакет заданий и текстов. 4. Затруднения в выставлении оценок. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен). Несмотря на это, работая по технологии критического мышления на уроках биологии открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся!

Суть технологии развития критического мышления: Технология развития критического мышления Трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Приёмы: кластеры, «инсерт», «фишбоун», резюме, круглый стол, синквейн и т.д Трудности: сдваивание уроков, работа с большими объёмами информации, затруднение в выставлении оценок. Оценивание: качественное (вербальная в форме суждений; невербальная в форме жестов и мимики); количественное (отметка, баллы, рейтинг). Учитель перестаёт быть главным источником информации.

Результат изменений. Показатели за последние три учебных года. Качество знаний по биологии (%) Обученность (%) учебный год 100 %46% учебный год 100% учебный год 100%73

Высокие результаты демонстрируют учащиеся по итогам предметных олимпиад, участия в конкурсах и конференциях. Достижения учащихся «Новоямской СОШ» Ельниковского района, Республики Мордовия. Фамилия, имя Учебный год Класс ПредметТип участия Уровень Место 1Тимошенко Александр Биология ОлимпиадаРеспубликанский Призер 2Тимошенко Александр Экология ОлимпиадаРеспубликанский Победитель 3Тимошенко Александр Экология Форум «Одаренные дети» Республиканский Гран-при 4Тимошенко Александр Экология ОлимпиадаВсероссийский Призер 5Тимошенко Александр Экология«Школьники города-науке XXI века» Республиканская конференция Призер 6Бертякова Дарья за 9Экология ОлимпиадаРеспубликанский Призер 7Бертякова Дарья за 9Биология ОлимпиадаРеспубликанский Призер 8Бертякова Дарья за 9Экология ОлимпиадаРеспубликанский Призер 9Петяева Любовь за 9Экология ОлимпиадаРайонный Победитель 10Богатырёв Евгений за 9Биология ОлимпиадаРайонный Победитель 11Петяева Любовь за 9Экология ОлимпиадаРеспубликанский Призер 12Богатырев Евгений за 9Биология ОлимпиадаРеспубликанский Победитель 13Богатырев Евгений за 9Экология ОлимпиадаРеспубликанский Призер

Фамилия, имя Учебный год Класс ПредметТип участия Уровень Место 1Кузнеченкова Екатерина Экология ОлимпиадаРеспубликанский Победитель 2Коженова Александра Экология ОлимпиадаРеспубликанский Победитель 3Кузнецова Наталья за 9Экология Олимпиада Всероссийский Призер 4Кузнеченкова Екатерина Экология ОлимпиадаВсероссийский Победитель 5Коженова Александра Экология ОлимпиадаВсероссийский Призер 6Тимошенко Александр Экология ОлимпиадаВсероссийский Призер 7Долгачёва Ирина Экология ОлимпиадаВсероссийский Призер 8Кузнецова Наталья Экология ОлимпиадаРеспубликанский Победитель 9Ельмеева Анна Экология ОлимпиадаВсероссийский Призер 10Кузнецова Наталья Экология ОлимпиадаВсероссийский Абсолютный победитель 11Кузнеченкова Екатерина Экология ОлимпиадаВсероссийский Призер 12Коломасова Анастасия Экология ОлимпиадаРеспубликанский Победитель 13Ельмеева Анна Экология ОлимпиадаРеспубликанский Победитель 14Белова Яна Экология ОлимпиадаВсероссийский Призер 15Ельмеева Анна Экология ОлимпиадаВсероссийский Призер 16Сулейманова Эльнара Экология ОлимпиадаВсероссийский Призер Достижения учащихся «Республиканский лицей для одарённых детей» г. Саранск, Республика Мордовия.

Ученик-главная фигура учебно-воспитательного процесса. Задача учителя отыскать средства для реализации учеником внутренней свободы учиться и проявлять инициативу в этом процессе!

Использованная литература, Интернет – источники, рекомендуемая литература. 1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, – 284 с. 2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», – 192 с. 3. С. И. Заир – Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке», Москва «Просвещение», Д. Халперн «Психология критического мышления» Санкт – Петербург, 5. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, Т. И. Шамова, Т. Давыденко Управление образовательным процессом в адаптивной школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», Развитие критического мышления через чтение и письмо 8. Развитие критического мышления через чтение и письмо -