Системно - деятельностный подход на уроках биологии СКАЖИ МНЕ, И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ, И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОМУ, И Я НАУЧУСЬ. ДАНИЛОВА В.П.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно - деятельностный подход на уроках биологии Из опыта работы учителя биологии МКОУ Утичёвская ООШ Кукарских Т.В.
Advertisements

1 ГОУ СОШ 1692, г. Москва, 2011 г. Системно-деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьника.
1 Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности учащихся начальной школы Рудавина Светлана Евгеньевна.
Использование элементов проектной технологии и коллективных форм работы на уроках в 6-ом классе в рамках перехода на новые ФГОС Учитель биологии высшей.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Юркинская ООШ» Деятельностный подход в обучении как основа организации учебной деятельности младших школьников.
«Системно- деятельностный подход в обучении географии» Степнова Т.Н. –учитель географии. МОУ СОШ п. Кушумский.
1 Деятельностный метод обучения как основа организации учебной деятельности младших школьников.
Системно-деятельностный подход на уроке – требование времени.
1 Деятельностный метод обучения как основа организации учебной деятельности младших школьников.
Статья по теме: Системно-деятельностный подход в обучении математике
Реализация системно- деятельностного подхода в обучении на уроках химии Исраилова Наталья Александровна, учитель химии и биологии МБОУ-СОШ 1.
Системно-деятельностный подход в обучении математики и физики. Учитель математики и физики Скворцова Н.В г.
«Системно - деятельностный подход как главное условие реализации современных целей образования » Познакомиться с системно-деятельностным подходом как основой.
Системно - деятельностный подход в обучении Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие.
Презентация учителя математики Гнатюк Л.С г г.
Учитель биологии МОУ СОШ 55 С.В. Карпова. личностный личностный регулятивный (включающий также действия саморегуляции) регулятивный (включающий также.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
1 СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД- МЕТОДОЛОГИЯ ФГОС. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Семинар для учителей начальных классов и руководителей ШМО начальной школы.
Системно - деятельностный подход в преподавании химии и биологии в условиях реализации стандартов второго поколения.
Организация современного урока с точки зрения системно- деятельностного подхода, на примере урока биологии.
Транксрипт:

Системно - деятельностный подход на уроках биологии СКАЖИ МНЕ, И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ, И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ ДЕЙСТВОВАТЬ САМОМУ, И Я НАУЧУСЬ. ДАНИЛОВА В.П. учитель биологии

« Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее усвоению ». В.Г.Белинский

Задача учителя на современном этапе – не дать объем знаний, а научить учиться. Деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность и логическое мышление.

Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности. Поэтому учитель стоит перед выбором, а именно: как организовать учебную деятельность учащихся; как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; какие методы и средства обучения выбрать; как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

А как это делаю я на уроках биологии.

Для того чтобы учащиеся из урока в урок самостоятельно добывали знания, чтобы у моих учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках использую разнообразные типы деятельности: Исследовательский метод Проектный метод Игровой метод Проблемно - поисковый метод Метод коллективного решения проблем Метод управляемого открытия

Каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы «Что?» и «Как?». В последние годы я успешно использую в своей педагогической деятельности: Терминологические диктанты: вставить пропущенные в тексте термины, дать определения перечисленным терминам, подобрать к терминам определения и т.д. Задания на классификацию: составить классификацию объектов, признаков, процессов, свойств по значимому основанию, определить значимое основание или принцип предложенной классификации, дополнить классификацию примерами и т.д. Задания на интерпретацию текста в графическое изображение: схему, таблицу или слайд, презентацию. Задания на сравнения и сопоставление: сравнивая отдельные объекты или группы организмов, найти сходства и отличия, выделить признаки для сравнения или сопоставления.

Составление характеристик отдельных групп растений или животных, процессов, свойств, органов по аналогии с раннее изученными или по заданному плану; составление презентаций явлений или объектов по плану. Задания, связанные с мыслительными операциями синтеза: объединение в один тип разных классов животных, их графических изображений, растительных объектов в отдельные классы, на основе признаков разных классов выделение признаков вышестоящего таксона. Выделение причинно-следственных связей: определение связи между строением и выполняемыми функциями у органоидов клеток, тканей, органов, выделение причины и следствии явления или процесса. Задания на оценочную деятельность: найти допущенные ошибки при ответе, в тексте, рисунке, оценить ответ, презентацию.

Позиция учителя: к классу не с ответом ( готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика : за познание мира, ( в специально организованных для этого условиях). Учебная задача- задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность - управляемый учебный процесс. Учебное действие-действие по созданию образа. Образ-слово, рисунок, схема, план Оценочное действие - я умею. У меня получится. Эмоционально-ценностная оценка – Я считаю так то…...( формирование мировоззрения)

Целью деятельностного подхода в обучении является не проверка знаний, а их самостоятельное созидание в процессе продуктивной деятельности. И в этом мне помогают такие приёмы. ДП Установление связи между отдельными элементами и блоками знаний описывать объекты, следуя плану «Задай вопрос» Тест: «Я знаю (умею) / Я не знаю (не умею)» Составление синквейна Составление кластера

Принцип целостного представления о мире. у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире ( природе - обществе - самом себе ), о роли и месте каждой науки в системе наук. Принцип деятельности. формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на « открытие » им нового знания. Принцип творчества ( креативности ). предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Принцип вариативности. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.

План описания 1. Размеры животного 2. Окраска 3. Членение тела на отделы 4. Количество конечностей 5. Различия между конечностями 6. Количество усиков 7. Различия в длине усиков 8. Наличие органов чувств Затем описание сравнивается с описанием в учебнике, добавляется необходимая информация по внешнему строению животного. Обратное задание: составить план описания объекта. Описывать объекты, следуя предложенному плану.

Выберите из перечня, что необходимо растению для фотосинтеза и объясните почему? 1. Углекислый газ; 2 корень; 3. Образовательная ткань в кончике корня; 4. Клетки мякоти листа; 5. Органическое вещество- глюкоза; 6. Замыкающие клетки устьиц; 7 вода; 8. Годичные кольца древесины; 9. Цветок; 10. Эндосперм; 11. Свет; 12. Хлорофилл; 13 Корнеплод; 14. Кислород Развивающие задания могут быть использованы на любом этапе обучения, даже при объяснении нового материала. Однако они наиболее эффективны при отработке и закреплении новых знаний, при усвоении смысла новых понятий, на этапе обобщения и коррекции усвоенного материала.

Черты сравне- ния Водоро сли Мхи Папорот ники Голосе- менные Покрыто- семен- ные Место обитани я строение

Например: Составляем синквейн. В синквейне 5 строк: 1-понятие (слово) Биология 2-прилагательные (два слова) Интересная, значимая 3-глаголы (три слова) Открывает, изучает, экспериментирует 4-предложение (из четырех слов) Помогает понять живую природу 5-существительное (одно слово) Наука

Трансляция Транскрипция ?? Что Где Как ?

Дерево возможных вариантов Для чего нужно движенье Бег, прыжок, ходьба, скольженье Плаванье, полет ………. Как знать- Может лучше полежать ?

Распределите 9 слов в 3 группы по 3 слова: окунь, крылья, бегать, ноги, летать, плавники, овца, плавать, орёл.

Давайте обсудим…. Какое животное здесь лишнее? Почему?

На графиках показана динамика изменений численности популяций разных типов: стабильный, взрывной, колеблющийся Для кого был более характерен взрывной тип изменения численности? 1) пингвинов 2) синиц 3) бабочек 4) жуков

Изучите график, отражающий рост насекомого. В течение каких двух дней его личиночной стадии (нимфы) наблюдается максимальное увеличение размеров животного? 1) 6 – 8 2) 18 – 20 3) 30 – 32 4) 40 – 42

Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Рембрандта «Уроки анатомии доктора Николаса Тюльпа», написанной в 1632 г.? 1) моделирование 2) эксперимент 3) наблюдение 4) измерение

На диаграмме представлен рацион питания млекопитающего. В какой среде обитания должно жить животное, чтобы так питаться? 1) почвенной 2) организменной 3) наземно-воздушной 4) водной листья многолетних растений водные растения

Ученый предположил, что некоторые насекомые похожи на ветки растений потому, что это спасает их от хищников. Как он может подтвердить или опровергнуть это предположение? 1. наблюдения 2. экспериментальным 3. описательным 4. сравнительным

Позвольте закончить мне своё выступление известным анекдотическим диалогом, слегка перефразированный. «Умеете ли Вы играть на флейте?» - спрашивает один приятель другого. «Не знаю, не пробовал», -слышит он в ответ. Действительно, ещё Сократ говорил, что научиться играть на флейте можно, только играя на ней Точно также научиться основным видам деятельности можно, лишь систематически выполняя их в процессе обучения.