Игнатикова Светлана Серафимовна МОУ «Гимназия 4» г.о. Электросталь Выступление Выступление на педагогическом совете по теме по теме «Формы проявлений одарённости в детском возрасте».
Цель: - раскрыть понятие одарённости; - рассмотреть критерии для классификации одарённости. Задачи: познакомить с формами проявлений одарённости в детском возрасте.
Государственные программы, Государственные программы, направленные на развитие системы поддержки одарённых детей: 1.Национальная образовательная инициатива (Президента РФ) «Наша новая школа». 2.Федеральный государственный стандарт начального образования второго поколения 3. Федеральная целевая программа «Дети России». 4. «Рабочая концепция одарённости».
Одарённость Одарённые дети Одарённость – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённые дети – дети, которые делают всё немного раньше, немного лучше, немного быстрее и не так, как большинство других детей, а также демонстрируют высокий уровень способностей в одной или нескольких областях.
Классификация одарённости по степени сформированности актуальная одарённость потенциальная одарённость
Это психологическая характеристика ребёнка с достигнутыми показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идёт не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Актуальная одарённость.
Потенциальная одарённость. Это психологическая характеристика ребёнка, который имеет лишь определённые психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
Классификация одарённости по форме проявления явная одарённость скрытая одарённость
Явная одарённость Явная одарённость. Обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчётливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения.
Скрытая одарённость. Проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одарённости такого ребёнка. Многими авторами отмечается, что % учащихся так и не раскрывают своих талантов.
Классификация одарённости по особенности возрастного развития ранняя одарённость поздняя одарённость
Ранняя одарённость Ранняя одарённость. Проявляется ускоренным психическим развитием в первые годы жизни ребёнка. Однако не всегда опережающее развитие в дальнейшем позволяет ставить вопрос о наличии одарённости, а ускоренное «вундеркиндное» развитие, по мнению выдающегося математика А.Н. Колмогорова, не является гарантом достижения в будущем высокого профессионального (творческого) уровня.
Примеры ранней одарённости. Н.А. Римский-Корсаков Ф. Лист Г. Гендель композиторы
Примеры ранней одарённости. Б. Паскаль (математик, физик, религиозный философ, писатель) Б. Спиноза (философ ) К. Линней (ботаник)
Примеры ранней одарённости. С. Дали (художник) М. Нострадамус (врач, астролог) Пикассо (художник)
Примеры ранней одарённости. А.А. Блок Н.Г. Турбина М. И. Цветаева поэты
Поздняя одарённость. Проявляется довольно часто и в зрелом возрасте, зачастую неожиданно не только для окружающих, но и для самого её обладателя.
Примеры поздней одарённости. А.А. Фадеев (писатель) А.В. Суворов (полководец) К.Э. Циолковский (учёный, изобретатель)
Примеры поздней одарённости. К.С. Малевич (художник) И.А. Крылов (баснописец ) А. Бурго (художник) П. Гоген (художник ) А. Матисс (художник )
Классификация одарённости по широте проявления уникальных способностей общая одарённость специальная одарённость
Общая одарённость Общая одарённость. Проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологи считают ядром общей одарённости результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшими аспектами общей одарённости выступает умственная активность и её саморегуляция.
Специальная одарённость. Обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и др.).
Признаки одарённости и черты характера одарённых детей в интеллектуальной сфере (общая одарённость). Высокая познавательная активность, включающая в себя: способность наблюдать за несколькими процессами одновременно, прослеживать сложные причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, рационально работать с различной информацией, используя накопленный опыт и знания. Любознательность. Великолепная память. Высокий уровень развития речи. Раннее начало формирования абстрактного мышления, дети обладают высокой способностью к классификации и систематизации. Им свойственна чрезвычайно развитая интуиция.
Признаки одарённости и черты характера одарённых детей в изобразительном искусстве. Проявляют очень большой интерес к визуальной информации. Проводят много времени за рисованием и лепкой. Демонстрируют опережающую свой возраст умелость, оригинально используют средства художественной выразительности, экспериментируют с использованием традиционных материалов, осознанно строят композицию картин или рисунков, их произведения включают множество деталей. Дети обращаются к рисунку или лепке для выражения своих чувств. Способны дать обоснованную оценку произведениям искусства.
Признаки одарённости и черты характера одарённых детей в музыкальной сфере. Проявляют необыкновенный интерес к музыкальным занятиям. Чутко реагируют на характер и настроение музыки, легко повторяют её ритм, узнают знакомые мелодии по первым звукам, с удовольствием подпевают. Сочиняют собственные оригинальные мелодии. Стремятся пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. Легко обучаются игре на каком-либо музыкальном инструменте, являются хорошими исполнителями вокальных или инструментальных произведений, стремятся выразить настроение в пении или музыке. Способны с лёгкостью запоминать и воспроизводить сложные музыкальные произведения или отрывки.
Признаки лидерской одарённости и черты характера одарённых детей. Легко приспосабливаются к новым жизненным ситуациям. Способны непринуждённо общаться с другими детьми и взрослыми, в окружении посторонних людей сохраняют уверенность в себе. Они точно улавливают причины поступков других людей, мотивы их поведения; хорошо понимают недосказанное. В общении со сверстниками проявляют инициативу, обладают даром убеждения, способны внушать свои идеи окружающим. Имеют тенденцию руководить играми или занятиями других детей.
Признаки одарённости и черты характера одарённых детей в спортивной сфере. Присутствие большого интереса к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; наличие хорошей зрительно-моторной координации. Любят движение (бег, прыжки, лазание), обладают широким диапазоном движения. Они легко переключаются от медленного движения к быстрому, от плавного к резкому. Прекрасно удерживают равновесие при выполнении двигательных упражнений, отлично владеют своим телом. Любят участвовать в спортивных играх и состязаниях (часто выигрывают); ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. Физически выносливее сверстников, их отличает высокий энергетический уровень, при этом спят они меньше обычного, но не ощущают упадка сил.
И в заключении… Наша вера в возможности одарённого ребёнка один из важнейших источников его настоящих и будущих успехов. Из позитивного окружения, которое создают ребёнку взрослые, он возьмёт то, что ему необходимо.
Список литературы. 1.Безумные грани таланта: энциклопедия патографий / Автор-составитель А.В. Шувалов. – М.: Издательство АСТ: Издательство Астрель: ЛЮКС, 2004.–1222 с. 2.Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни / Н.П. Бехтерева. М.; СПб.: АСТ, Сова, Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности/ под редакцией В.Д. Шадриков - М., Колмогоров в воспоминаниях / Под ред. А.Н. Ширяева. М.: Наука, Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы / В.В. Кумарин. М.: Народное образование, Кумарина Г.Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности-способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов: актуальные вопросы теории и практики / Г.Ф. Кумарина. – М.: УМЦ «Перспектива», – 172 с. 7.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (4 февраля 2010 г.) 8.Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: детская одаренность и домашнее обучение / А.И. Савенков. – Ярославль: Академия развития, – 352 с. 9.Судзуки С. Взращенные с любовью: классический подход к воспитанию талантов / С. Судзуки; пер. с англ. С.Э. Борич. – Минск: Попурри, – 192 с.
Список литературы. 10.Токарь И.Е. Детская одаренность: психолого-педагогические аспекты изучения проблемы / И.Е. Токарь, Н.Е. Зарубина // Логопед в детском саду. – – 2. – С. 5 – Токарь И.Е. Одаренные дети: на грани риска / И.Е. Токарь, Н.Е. Зарубина // Коррекционно- развивающее образование. – – 1. - С. 3 – Туник Е.Е. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников / Е.Е. Туник, В.П. Опутникова. – СПб.: Речь, – 104 с. 13.Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы / / 14.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, – 31 с. 15.Фримэн Дж. Ваш умный ребёнок / Дж. Фримэн; пер. с англ. И.С. Авериной, Е.С. Беловой, Е.Н. Задориной [и др.]. М.: Семья и школа, Эфроимсон В.П. Генетика гениальности / В.П. Эфроимсон. – М.: Тайдекс Ко, – 376 с (оформление слайдов, картинки)