Подготовила: Ипатова Р.М., учитель русского языка и литературы МБОУ «Богородицкая СОШ» Смоленского района.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русская культура Серебряного века «…Этот мир очарований, этот мир из серебра»
Advertisements

«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ РАСЦВЕТ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Философия – Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Е.Н.Трубецкой,
«Серебряного века» силуэт… Ковальчук Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУСОШ 17 пгт Ильского МО Северский район Краснодарского края.
Дисциплина «Русская литература» «Серебряный век» русской культуры Разработал: студент ВМ-07к Вяткин Ю. Консультант: Шевёлкина О.А. Количество слайдов:
Модернизм Модернизм - (фр. новейший, современный) – это литературное направление, формировавшееся в 1910-е годы и сложившееся в художественное направление.
Основные традиции поэзии серебряного века поэзии серебряного века.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Мастеркласс. Метод ассоциативной интерпретации как способ преодоления трудностей, возникающих при анализе текста.
Серебряный век. Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог. О. Мандельштам.
Выполнили ученицы 11 класса Иванова Мария и Петрова Света.
Серебряный век – блеск, взрыв, яркость, необычность! Критерии для сопоставления. Символисты. Акмеисты. Футуристы. 1. Цель творчества. Расшифровка тайнописи,
ЦЕЛЬ: отметить характерные черты времени рубежа веков; дать понятие о Серебряном веке как явлении русской культуры, основанном на глубинном единстве всех.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
Модернизм в литературе XX века. Модернизм (от франц. moderne-современный)-термин, которым называют литературные направления xx века, использовавшие новые.
Курбанова Ольга Михайловна Преподаватель литературы Профессионального лицея «Молодежная мода» 13.
Обобщение по теме «Серебряный век русской поэзии» Автор: Шплис Ирина Вениаминовна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 41.
«Этот мир очарований, этот мир из серебра» Серебряный век* русской поэзии * Термин предложен Н.Оцупом в статье «Серебряный век» русской поэзии» (1933)
«Серебряный век» русской поэзии - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, а прежде с литературе,
«Серебряный век русской поэзии». Введение Образное выражение «Серебряный век», ставшее почти терминологическим определением эпохи рубежа XIX-XX вв., впервые.
Транксрипт:

Подготовила: Ипатова Р.М., учитель русского языка и литературы МБОУ «Богородицкая СОШ» Смоленского района

Временные рамки Серебряного века можно обозначить лишь условно, но в целом – это период, охватывающий годы с начала 1890 вплоть до начала 1920-х годов.

Основное содержание эпохи, именуемой Серебряным веком. Это эпоха социальных, политических потрясений: *1890 г.- начало эпохи экономического роста, реформа Витте. *1894 г.- начало царствования Николая ll. *С 1902 г.- массовое создание политических партий. *1903 г.- второй съезд РСДРП. * г.- русско-японская война. * г.- первая русская революция. *1906 г.- создание l Государственной Думы; аграрная реформа Столыпина. *1914 г.- начало Первой мировой войны. *1917 г.- Февральская революция; свержение самодержавия; Октябрьская революция.

Судьба литературы Серебряного века трагична: кровь, хаос, беспредел революционных лет и гражданской войны. Одинокий человек, стоящий перед лицом Вечности, Смерти, Вселенной, не может стать героем романа Гончарова или драмы Островского. Только поэтическое слово способно выразить его внутренний мир. Вслушаемся в голоса поэтов начала века. Узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разделяло их.

Хоть мы навек незримыми цепями Прикованы к нездешним берегам, Но и в цепях должны свершить мы сами Тот круг, что боги очертили нам, Все, что на волю высшую согласно, Своею волей чуждую творит, И под личиной вещества бесстрастной Везде огонь божественный горит. Вл. Соловьев. Вл. Соловьев.

Я – бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах. Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах. Моей божественной природы Я не открою никому. Тружусь, как раб, а для свободы Зову я ночь, покой и тьму.

Эгополонез. Живи, Живое! Под солнца бубны Живи, Живое! Под солнца бубны Смелее, люди, в свой полонез! Смелее, люди, в свой полонез! Как плодоносны: как златотрубны Как плодоносны: как златотрубны Снопы ржавые моих поэз! Снопы ржавые моих поэз! И наслажденье, и Красота! И наслажденье, и Красота! Все жертвы мира во имя Эго! Все жертвы мира во имя Эго! Живи, Живое!- поют уста. Живи, Живое!- поют уста. Во всей вселенной нас только двое, Во всей вселенной нас только двое, И эти двое- всегда одно: И эти двое- всегда одно: Я и Желанье! Живи, Живое!- Я и Желанье! Живи, Живое!- Тебе бессмертье предрешено Тебе бессмертье предрешено

А вы могли бы?А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. а вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

Я в этот мир пришел, чтобы видеть солнце И синий кругозор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце И выси гор. Я в этот мир пришел, чтоб видеть море И пышный цвет долин. Я заключил миры в едином взоре, Я властелин. Я победил холодное забвенье, Создав мечту свою. Я каждый миг исполнен откровенья, Всегда пою. Мою мечту страданья пробудили, Мою мечту страданья пробудили, Но я любим за то. Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто. Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце, А если день погас, Я буду петь… Я буду петь о солнце В предсмертный час!

Автор, годы жизни Поэтическая Я - концепция Вл. Соловьёв ( ) «…Мы навек незримыми цепями прикованы к нездешним берегам»; «…И в цепях должны свершить мы сами тот круг, что боги очертили нам» Ф. Сологуб (1863 – 1927) «Я – бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах». Игорь Северянин ( ) «Во всей вселенной нас только двое, И эти двое - всегда одно…» В. Маяковский ( ) «Я сразу смазал карту будня…» К. Бальмонт ( ) «Я заключил миры в едином взоре, Я властелин»; «Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто».

Обилие талантов и многообразие художественных поисков Поражает стремительность, с которой появляются новые эстетические направления, течения, школы. Искусствоведческая и литературная критика переполнены всевозможными самоназваниями: «символизм», «акмеизм», «адамизм», «кларизм», «футуризм», «будетляне», «кубофутуризм», «кубизм», «эгофутуризм», «лучизм», «имажинизм, «супернатурализм», «супрематизм», «лимитизм» и др.

Человек этой кризисной эпохи понимал, что живет в особое время, предчувствовал катастрофу, находился в состоянии растерянности, осознавал свое роковое одиночество. В художественной культуре получило распространение декадентство. Декадентство (лат.- упадок)- явление в культуре конца 19 - начала 20 веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний. Модернизм (фр.- новейший)- художественно- эстетическая система, характеризующаяся разрывом с традициями реализма, бунтарско - эпатирующим миросозерцанием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью.

Символизм - одно из модернистских течений в русской поэзии ( ) Символ - окно «Символ только тогда в бесконечность истинный символ, когда (Ф.Сологуб) он неисчерпаем и бес- пределен в своем значении» (Вяч. Иванов ) СИМВОЛ Недосказанность, Расчет на читателя утаенность смысла (творца, соавтора)

Акмеизм (греч. аkme - высшая степень чего- либо)- модернистское течение Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии. Предметность и четкость образов, отточенность деталей. Перекличка с минувшими литератур- ными эпохами. Н.С.Гумилев, С.М.Городецкий, М.А.Кузмин, А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам,Г.В.Иванов. «Цех поэтов», ж. «Аполлон».

Футуризм (лат.futurum - будущее) - авангардистское течение начала 20 в. (1910-е годы) Бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы. Отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее. Бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы. Поиски «раскрепощенного», «самовитого» слова. Кубофутуристы: Д.Д. Н.Д.Бурлюки, В.Хлебников, В.В.Каменский, А.Е.Крученых, В.В.Маяковский, Е.Г.Гуро. Эгофутурист(ego-я) - И.Северянин.

Критерии для сопоставления Символисты Акмеисты Футуристы 1. ЦЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество. Возвращение поэзии ясности, вещности. Вызов традиции. 2. Отношение к миру Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты. Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких вещных знаков. Одержимость идеей разрушения старого мира. 3. Отношение к слову. Понимание слова как многосмысленного послания, вести, элемента тайнописи. Стремление придать слову определенное, точное значение. Интерес к «самовитому слову», словесным деформациям, создание неологизмов. 4. Особенности формы. Господство намеков и иносказания, знаковое наполнение обычных слов, изысканная образность, музыкальность, легкость слога. Конкретная образность, «прекрасная ясность». Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа.

Гумилёв Н.С. Африканский дневник //Огонёк. – 1987 год Гумилёв Н.С. Избранное. М.: Просвещение, 1989 год. Карсалова Е.В., Лебедев А.В., Шаповалова Ю.М. Серебряный век русской поэзии: Пособие для учителей. – М.: Новая школа, 1996 год. Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс.: Серебряный век русской поэзии: В 2 ч./ Под ред. Л. Г. Максидоновой. – М.: Владос, 2000 год. Лукницкая В. Перед тобой земля. Л., 1988 год. Материалы Интернет - ресурсов