Аккредитация в мировых системах образования. Аккредитация в РФ Запрягаев Сергей Александрович проф., д.физ-мат. н. Руководитель программ аккредитации АКУР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Advertisements

РЕСУРС РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2011 – 2015 ГОДЫ РЕСУРС РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.
Взаимодействие библиотечной практики и профессионального образования как условие подготовки компетентных специалистов библиотечно- информационной сферы.
Образовательные программы и их профессионально- общественная аккредитация.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Тренинг 1: Задачи и цели аккредитации Международный Департамент 9 декабря 2011 г.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Понятие качества профессионального образования и обучения О.Н. Олейникова Д.п.н., профессор Директор Центра изучения проблем профессионального образования.
КРИТЕРИИ / СТАНДАРТЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ АККРЕДИТАЦИИ Алматы, март 2009 г. Ш.А.Искакова, эксперт НАЦ МОН РК, директор НИИ проблем качества образования НАО.
Разработка моделей профессионально- общественной аккредитации Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) С.Ю.Рощин,
Об условиях обеспечения качества реализации образовательных программ в рамках деятельности университетов-участников УШОС Федеральная служба по надзору.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Современные подходы к оценке качества профессионального образования : позиция работодателей Национальное агентство развития квалификаций
ВЕБИНАР РТЦ Института образования НИУ ВШЭ 26 июня 2014 года Формирование независимой системы оценки качества образования в среднем профессиональном образовании.
Семкина Т.А. заместитель генерального директора АККОРК НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЕВРОПЕЙСКИМИ СТАНДАРТАМИ Москва, 29 сентября.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Рубин Юрий Борисович член-корреспондент Российской академии образования, председатель Аккредитационного совета АККОРК, член Совета директоров EFQUEL, доктор.
Различные подходы к представлению системы менеджмента качества в теории управления качеством. Модель управления качеством, получившая широкое распространение.
Министерство регионального развития Российской Федерации О подготовке кадров в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства г. Санкт-Петербург.
Транксрипт:

Аккредитация в мировых системах образования. Аккредитация в РФ Запрягаев Сергей Александрович проф., д.физ-мат. н. Руководитель программ аккредитации АКУР

Основные темы 1. Введение 2.Аккредитация. История. 3. Глобальные системы ВО 4. Аккредитация в США 5. Качество и аккредитация. Культура качества. 6. Рейтинги и аккредитация 7. Аккредитация в Европе 8. Аккредитация в РФ 9. Институты профессионально – общественной и общественной аккредитация в РФ 10. Аккредитация АКУР 11. Заключение

1. Введение

Наиболее значимые факторы для получения образования за рубежом Качество образования Репутация университета Безопасность проживания Международная квалификация Карьера

Число обучающихся в регионах мира по программам послесреднего образования (млн. чел) Африка АзияЕвропа Центральн ая и Южная Америк а Северная Америка ОкеанияВесь мир 20079, 0470, 5432, 8417,7519, 111, , , 8523,3118, 927, 2715,620,63 68, 6 % рост 217%203%74%144%22%116% 120% Северная Америка включает США и Канаду, но исключает Мексику. Источник данных: U.S. Department of Education, Census Bureau, and United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (Unesco) От элитарного образования к массовому Сохранено ли КАЧЕСТВО?

Как обеспечить и «измерить» качество образования? Элитарное образование ( до 80 –х годов ) Массовое высшее образование Системы обеспечения качества (внутренние) Школы,ISO, традиции… Аккредитация программная, институциональная Внешняя оценка

2. Аккредитация. История

Аккредитация « Фабрики дипломов» в США (XIX-XX век) Как обеспечить доверие к учебному заведению? –Рассмотрев его деятельность (заинтересованными сторонами) публично заявить о надежности его деятельности

Аккредитация США 1900 Япония 1950 EU 199 х Россия (начало) 199x Большинство стран

3. Глобальные системы высшего образования

Глобальные системы высшего образования

Число иностранных студентов в США Source: Institute of International Education

International Students in China 127, % 2 India 104, % 3 South Korea 72, % 4 Canada 28, % 5 Taiwan 26, % 6 Japan 24, % 7 Saudi Arabia 15, % 8 Mexico 13, % 9 Vietnam 13, % 10 Turkey 12, % 23 Pakistan 5, % 24 Venezuela 4, % 25 Russia 4, % 26 Iran 4, % 27 Italy 4, % 54 Ukraine 1, % 55 South Africa 1, % 56 United Arab Emirates 1, % 57 Lebanon 1, % 58 Ethiopia 1, % рейтинги

Annual Expenditure on Higher Education Institutions Per Student for All Services, 2006 (U.S. Dollars) Annual expenditures on institutions per student (including R&D activities) Annual expenditures on institutions per student (excluding R&D activities) Australia$15,016$9,982 Austria$15,148$10,541 Brazil$10,294$10,067 Britain$15,447$9,714 France$11,568$8,016 Germany$13,016$7,996 Norway$16,235$10,730 Poland$5,224$4,468 Russia$4,279$3,948 South Korea$8,564$7,517 Spain$11,087$7,845 Sweden$16,991$8,855 Switzerland$22,230$12,783 United States$25,109$22,384 Source: Almanac of Higher Education, 2010

4. Аккредитация в США

Система образования США

Классификация Карнеги 2000 Университеты, присуждающие PhD Университеты и колледжи, присваивающие магистра Колледжи, присваивающие бакалавра Колледжи, дающие степень ассоциата Специализированные Колледжи коренных жителей Extensive Intensive -110 Тип I Тип II Гуманитарные Общие На основе Асс

Цели аккредитации Подтверждение соответствия стандартам и критериям конкретного агентства Оказание помощи студентам Обеспечение передачи кредита Обеспечение частных инвестиций Защита учреждений от внешнего давления Определение целей для развития и совершенствования Вовлечение ППС в планирование Установление критериев для профессиональной деятельности

Процедуры аккредитации Агентство в сотрудничестве с учреждениями образования устанавливает стандарты требований и критерии их выполнения. Учреждение готовит всестороннюю самооценку Посещение учреждения группой экспертов Агентство принимает решение о статусе аккредитации Агентство помещает название учреждения в открыто публикуемый список Агентство непрерывно контролирует выполнение стандартов учреждением Агентство периодически оценивает учреждение

Типы аккредитации Аккредитация Институциональная Специализированная Обычно на 10 лет Обычно на 5 лет

Органы аккредитации Профессиональные ассоциации Аккредитационные агентства Региональные Национальные Департамент Образования ABET ACM IEEE ….

4 типа аккредитующих организаций Региональные. Аккредитуют общественные и частные, в основном некоммерческие двух-и четырех- летние учреждения. Национальные ( связанные с аккредитацией религиозных образовательных учреждений). Национальные (связанные с аккредитацией должностей некоммерческих организаций). Организации осуществляющие программную аккредитацию. (Аккредитация конкретных программ, например, права, медицины, техники и профессий связанных со здоровьем).

4 основных функции аккредитации в США Обеспечение качества.Обеспечение качества. Аккредитованный статуса является сигналом для студентов и общественности, что учреждение или программа отвечает по крайней мере пороговым требованиям, для преподавателей, к учебному плану, библиотеке, финансовой стабильности и организации услуг для студентов. Доступ к федеральным и государственным фондам Доступ к федеральным и государственным фондам Обеспечение доверия частного сектора Обеспечение доверия частного сектора (оценка соискателя должности, направление на обучение, пожертвования) Поддержка передачи кредита Поддержка передачи кредита (при условиях)

US Department of Education (USDE) США не имеют Федерального Министерства образования или иного центрального органа власти, осуществляющего контроль над учреждениями высшего образования USDE Признает агентства штатов USDE Осуществляет надзор за профессионально – техническим образованием и образованием медицинских сестер Признаваемые агентства должны отвечать набору требований USDE и CHEA Агентства могут вести аккредитацию без признания Департаментом

Аккредитация в США Не обеспечивает автоматического принятия учреждением кредита, полученного в другом учреждении! Не дает гарантию приема на работу дипломированного выпускника!

5. Качество и аккредитация. Культура качества

Как определить «качество»? Качество – это соответствие требованиям Качество – это соответствие требованиям Качество – это соответствие всем необходимым техническим требованиям, которые определены в рабочих чертежах, технических условиях и других подобных документах Качество – это соответствие всем необходимым техническим требованиям, которые определены в рабочих чертежах, технических условиях и других подобных документах Качество определяется покупателем; покупатель хочет иметь изделия и услуги, которые в течение всего срока их службы удовлетворяют его или ее потребностям и ожиданиям по цене, соответствующей ценности Качество определяется покупателем; покупатель хочет иметь изделия и услуги, которые в течение всего срока их службы удовлетворяют его или ее потребностям и ожиданиям по цене, соответствующей ценности Качество - отсутствие несоответствий Качество - отсутствие несоответствий Качество подобно современному искусству. Мы скорее всего не способны точно определить, что это такое, но часто (почти всегда) узнаем, что это именно «оно», когда его видим. Нет общепризнанного определения понятия качества высшего образования. Есть национальные традиции, представления

«Пирамида» качества Контроль качества Цель: не допустить негодные изделия к потребителю Управление качеством Цель: увеличить выход годных изделий в технологических процессах Постоянное повышение качества Цель: повысить качество труда во всех подразделениях предприятия Планирование качества Цель: обеспечить наиболее полное удовлетворение запросов потребителя Экология качества Цель: эффективное сочетание требований обеспечения качества и экологических требований в работе предприятия Культура качества

Три аксиомы процессного подхода «Любая деятельность может рассматриваться, как технологический процесс и потому может быть улучшена». «Производство должно рассматриваться как система, находящаяся в стабильном или нестабильном состоянии. Потому решать конкретные проблемы –не достаточно, … необходимы фундаментальные изменения». «Высшее руководство должно во всех случаях принимать на себя ответственность за деятельность предприятия».

Процессный подход Вход Выход Процесс Измерение АнализКорректировка Цели Потребитель

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА Университет ВХОД – абитуриенты Уровень знаний ВЫХОД – выпускники Уровень знаний Цели Обратная связь для оценки эффективности процессов Обратная связь для оценки качества предоставления образовательных услуг

Стандарты ИСО серии 9000 Отправная точка - Британские стандарты BS 5750 (1979 г).Отправная точка - Британские стандарты BS 5750 (1979 г). Первый стандарт ИСО серии 9000 – 1987 год.Первый стандарт ИСО серии 9000 – 1987 год. Вторая версия стандартов ИСО серии год.Вторая версия стандартов ИСО серии год. Третья версия стандартов ИСО серии 9000 в основе которой лежит процессный подход год.Третья версия стандартов ИСО серии 9000 в основе которой лежит процессный подход год.

Миссия, политика в области качества, программа качества Руководство по качеству ВУЗа Общие документированные процедуры Документированные процедуры подразделений Записи по процессам Положения о подразделениях, рабочие и должностные инструкции Структура документации СМК

Независимое подтверждение Система обеспечения качества на основе ISO не получила широкого распространения в академической среде

6. Рейтинги и аккредитация

Рейтинги 1. Shanghai Academic Ranking of World Universities (ARWU). Shanghai Ranking Consultancy, China 2. Times Higher Education World University Ranking, Times Higher Education 1. In cooperation with Quacquarelli Symonds until In cooperation with Thomson Reuters as of World Best University Ranking- US News& World Report in cooperation with Quacquarelli Symonds, US 4. Global Universities Ranking – Reitor, Russia 5. EU University-Based Research Assessment – AUBR Working Group, European Commission 6. Leiden Ranking – Leiden University, The Netherlands 7. Performance Ranking of Scientific Papers for World Universities – Higher Education Accreditation and Evaluation Council, Taiwan

Рейтинги 8. CHE University Ranking – Center for Higher Education Development/ die Zeit, Germany 9. CHE Excellence Ranking - Center for Higher Education Development/ die Zeit, Germany 10.U-Map classification – CHEPS, University of Twente, The Netherands 11.U-Maltirank ranking – EU funded project 12. Assessment of Higher Education Learning Outcomes (AHELO) – Organization for Economic Cooperation and Development (OECD) 13. Webometrics Ranking of World Universities – Cybermetrics lab, Spain

Рейтинги 1 000

7. Аккредитация в Европе

EHEA млн

Проект EHEA 1. Качество студентов 2. Качество исследований 3. Индикаторы уровня ресурсов 4. Индикаторы качества управления

Сети агентств по обеспечению качества высшего образования INQAAHE = The International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education CEE Network = The Central and Eastern European Network of Quality Assurance Agencies in Higher Education ENQA = The European Association for Quality Assurance in Higher Education APQN = The Asia-Pacific Quality Network EAQAN = The Eurasian Quality Assurance Network (ECOKO)

Европейские кодексы добросовестной практики Кодекс добросовестной практики для членов Европейского Консорциума по аккредитации в высшем образовании Берлин 2006 год. Включает 17 стандартов, обязательных для всех Членов Консорциума См. стр Информационных материалов.Руководство по добросовестной Практике для членов INQAAHE 2004 г. Включает 10 положений См. стр Информационных материалов

Стандарты и процедуры ENQA 1. Европейские стандарты и рекомендации для внутренней гарантии качества высших учебных заведений 2. Европейские стандарты для внешней гарантии качества высшего образования 3. Европейские стандарты для агентств гарантии качества

8. Аккредитация в РФ

Возможные причины внимания к «качеству» в РФ Снижение «качества» - наблюдаемый факт Рост числа поставщиков. Доступность. Экономический кризис «Провал рынка» образовательных услуг. Отставание в информационной сфере. Адаптация программ под слабых студентов. Неконкурентоспособность на мировом рынке. Массовость высшего образования. Кадровая проблема. Многолетнее «реформирование». Лабораторное и научное оборудование. Глобализация и интернационализация … (MOOCs)

Постановление 2620-р Совершенствование структуры и сети –прикладной бакалавриат; –высокое качество программ магистратуры; –новая модель аспирантуры Повышение результативности деятельности (… система качества …) Развитие кадрового потенциала –эффективный контракт Новые принципы распределения контрольных цифр

Количественные характеристики (тыс чел) лет Вузы с призн. неэфф студенты Привед. конт студ/преп. 9,4 9,910,51111,512

Повышения эффективности и качества ( эффективный контракт ) Число рос. Ун-тов. в Уд. вес РФ в числе публикаций в мировых научных журналах, "Сеть науки"(Web of Science) % 2,32,44 2,52,622,75 Уд. вес вузов во внутренних затратах на исследования % 1010,711,41212,713,5 Уд.вес числа обучающихся «прикладной бакалавр» % 5,310,215,120,125,130 Отн. средней з-платы ППС к средней по региону %

Типы аккредитации в РФ (новый закон) Аккредитация Государственная Профессионально - общественная. Общественная

Цель государственной аккредитации (ст. 92) Целью государственной аккредитации образовательного учреждения является : установление его государственного статуса (типа, вида, категории), подтверждение уровня реализуемых образовательных программ и их направленности, подтверждение соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

Аккредитация Государственная Профессионально- общественная Общественная Аккредитующий орган Аккредитующе е агентство Эксперты ФГОС Эксперты Профессиональные стандарты Профессиональные стандарты Профессиональные стандарты Профессиональные стандарты Аккред агентство Эксперты Стандарты Критерии Стандарты Критерии Стандарты Критерии Стандарты Критерии Тип: программная Тип: программная, институциональная

Профессиональный стандарт В настоящее время в России осуществляется масштабное обновление национальной системы квалификаций работников и формирование системы профессиональных стандартов, затрагивающее практически все отрасли российской экономики и социальной сферы. Планируется, что в ближайшем будущем профессиональные стандарты заменят квалификационные справочники. До 2015 г. Правительство РФ планирует разработать до 800 стандартов (в текущем 2013 году – более 300), которые станут основой для расчета тарифных ставок и систем оплаты труда работников.

Профессиональный стандарт Профессиональный стандарт - квалификационный уровень работника, позволяющий ему выполнять свои должностные (профессиональные) обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к конкретной должности (профессии). Профессиональные стандарты являются основой разработки образовательных стандартов, методических материалов, программ профессионального обучения работников и установления квалификационных уровней. Профессиональные стандарты разрабатываются по должностям (профессиям) или на группу родственных должностей (профессий) с учетом базовой технологической компетенции, являющихся общей для различных должностей служащих (профессий рабочих) и схожим по психо-физиологическим требованиям.

Структурная схема ПО - модели Работодатели. Объединение Профессиональные стандарты Аккредитующий орган Исполнительный орган Критерии Независимое Аккред Агентство Критерии Аккред Агентства Эксперты Аккред Агентства Проф. эксперты Экспертная организация Привлекаемые стандарты Привлеченные эксперты Аккред статус Программа образовательного учреждения

9. Институты профессионально – общественной и общественной аккредитации в РФ

Организации АККОРК (Агентство по общественному контролю качества образования и развитию карьеры. Ассоциация юристов РФ Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования raee.ru/accreditation.php Национальный центр общественно- профессиональной аккредитации ( Йошкар-Ола) АКУР

10. Аккредитация АКУР

Цели АКУР аккредитации поддержания роли и признания общественной аккредитации; диверсификации систем обеспечения качества; создания необходимых условий работы для группы университетов самостоятельно проектирующих академические программы; решения межотраслевых проблем в системе высшего образования; развития инновационных элементов в системе высшего образования; поддержки реформирования процессов управления учебно- методической, общественной и культурной деятельности университетов; защиты национального фундаментального университетского образования; установления прямых контактов с работодателями и учета их мнения; поддержки выпускников на рынке труда.

Статусы АУКР аккредитации 1. Базовая члены АКУР не члены АКУР 2. Базовая для зарубежного вуза 3. Международная (совместная) 4. Российская образовательная программа высшего качества

Международые сети Аккредитационных агентств Российская сеть аккредитационных агентств Аккред агентство Федеральный орган управления образования Учебное заведение или программа

Аккредитационное агентство АКУР

Схема достижения акккредитационного статуса

Стандарты 1. Миссия учреждения 2. Цели образовательной программы 3.Планирование, формирование и оценка образовательной программы 4. Содержание образовательной программы 5. Методическое обеспечение образовательной программы 6. Организация и управление учебного процесса 7. Кадры 8. Студенты 9. Ресурсы программы 10. Социокультурная среда, обеспечивающая становление и развитие личности 11. Реализация научной работы в учебном процессе 12. Система обеспечения культуры качества 13. Выпускники и трудоустройство 14. Информационное продвижение программы

Стандарт 1. Критерий 1.1 Учреждение имеет ясно сформулированную, опубликованную миссию, принятую в соответствии с уставом учреждения. Миссия легкодоступна для ознакомления абитуриентам, общественности и иными заинтересованным сторонам, в том числе и в сети Интернет.

Стандарт 1. Миссия учреждения Критерий 1.1 Приложите к отчету копию текста миссии учреждения. Укажите пункт Устава учреждения, определяющего порядок принятия миссии и ссылку на электронный текст Устава в Сети. Приведите варианты доступа к тексту миссии для абитуриентов, обучающихся и сотрудников учреждения. Адрес текста миссии в Интернете (если имеется) Критерий 1.4 Выписка из протокола Совета или иного управляющего органа о принятии или корректировки текста миссии Продемонстрируйте факт информирования органов власти о содержании миссии учреждения Приведите уместные свидетельства того, что миссия понята штатом и студентами Критерий 1.7 Приведите ссылки на имеющиеся внутренние документы учреждения, обеспечивающие выполнение критерия

11. Заключение

Что может дать ОА в РФ? укрепить репутацию и привлекательность программы; привлечь внимание работодателя к программе, что способствует решению проблемы трудоустройства выпускников программы; расширить возможности мобильности студентов и ППС ; обеспечить эффективное знакомство с образцами лучшей практики во всех компонентах программы обеспечить конкурентное преимущество при приеме; привлечь спонсорские средств для выполнения целевых работ; служить основанием для защиты программы при реализации межотраслевых или «непрофильных» программ, а также программ вузов, имеющих право на формирование самостоятельных (вне ФГОС) и не имеющих госаккредитации программ.

Что тормозит развитие системы общественной аккредитации? отсутствие необходимых финансовых средств; высокая репутация образовательного учреждения; потенциальная невозможность выполнить критерии, основанные на неформальных оценках экспертов; отсутствие законодательного определения статуса ОА; интернационализация и профессионализация критериев общественной аккредитации; высокая загруженность преподавательского состава учебной и научной работой и его низкая мотивированность в выполнении дополнительных процедур, связанных с самообследованием программы.

Угрозы развития системы ОА? Создание системы ОА «сверху» Возможность появление бизнес структур, зарабатывающих на «продаже» сертификатов …..

Выводы Аккредитация – одна из форм обеспечения качества в системе высшего образования. Аккредитация – признанная мировая технология независимого подтверждения качества процессов, условий и результатов подготовки профессионалов. Общественная аккредитация – независимое признание заинтересованными сторонами Международная аккредитация – гарантия конкурентоспособности на рынке образовательных услуг

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!