У РОК – ИГРА ПО БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВУ А. П. П ЛАТОНОВА рассказ «Юшка», сказка – быль «Неизвестный цветок»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Андрей Платонович Платонов ( ) Тема урока: «Найди ключ к человеку… перед тобой откроется сокровище» Проблема: «Как научиться быть человеком?»
Advertisements

УРОК - РАЗМЫШЛЕНИЕ ПО РАССКАЗУ А.П. ПЛАТОНОВА «ЮШКА» Без доброты и сострадания нет человека…
Подготовил вс.- т Вьюгин А. А. и Красин И. А.. Как вы уже знаете сегодня большинство из нас уезжает на каникулы. Поэтому сегодня мы сыграем в игру по.
А.П. Платонов рассказ «Юшка» (7 класс) «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Приволжская средняя общеобразовательная школа 3.
Рассказ А. П. Платонова «Юшка». Андрей Платонович Платонов ( )
«Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П.Платонова «Юшка» Урок литературы на тему: на тему:
СКАЗКА –БЫЛЬ А.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК» СКАЗКА –БЫЛЬ А.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК»
А. П. Платонов рассказ «Юшка» (7 класс) «Величие простых сердец» Федеральное Государственное Казённое Общеобразовательное Учреждение «Ставропольское Президентское.
Литература 7 класс Учитель-Курочкина С.И.. АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ(КЛИМЕНТОВ) Платонов был писатель, пожелавший разобраться в самых сложных,
А.П.Платонов рассказ «Юшка» (7 класс) «Величие простых сердец» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым.
Выполнили ученицы Муниципального Общеобразовательного Учреждения «Средняя общеобразовательная школа 10» Самаева Ксения и Кузьмина Татьяна.
ТЕМА УРОКА : « МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК » В ТВОРЧЕСТВЕ А. П. ПЛАТОНОВА ( ПО РАССКАЗУ « ЮШКА »).
Валентин Петрович Катаев. Цели урока: -обобщить знания детей о творчестве В. Катаева, -пробудить интерес к творчеству писателя, -воспитывать трудолюбие,
Художественный мир Андрея Платонова К уроку литературы в 4 классе 900igr.net.
Целеполагание. О чем мы будем говорить? Добро и зло… За этими словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Добро и зло… За этими словами скрыта.
Андрей Платонович Платонов. ( ) Рассказ «Никита»
О чём эта сказка-быль? Что в ней реального, а что сказочного? Кто является главным героем (героями) этого произведения? Как вы думаете, зачем автор написал.
Меня зовут домовенок Буковка! Давай с тобой дружить. Хочешь научиться хорошо читать? Играй в эти игры с родителями и друзьями!
Подготовила учитель русского языка и литературы Байко В. В.
Транксрипт:

У РОК – ИГРА ПО БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВУ А. П. П ЛАТОНОВА рассказ «Юшка», сказка – быль «Неизвестный цветок»

Цель урока: естественное, без принуждения приобщение школьников к миру нравственных и эстетических ценностей А. П. Платонова, возможность выявить знание текста и литературоведческого материала, стимуляция интеллектуального роста личности, развитие коммуникативных навыков. Описание игры: настоящая игра может быть организована до или после изучения данной темы. Для участия в игре формируются две команды, которые придумывают соответствующие теме названия. Разумеется, они должны иметь непосредственное отношение к тематике игры. Команды отвечают на вопросы поочередно. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. В перерывах между вопросами участники игры выполняют различные конкурсные задания. Оборудование: чистые листы бумаги, карандаши, ручки; таблички для вписывания названий команд; конверты с конкурсными заданиями.

Ход урока: Вступительное слово учителя. Учитель. Все творчество А. П. Платонова нацелено на то, чтобы пробудить интерес и уважение, бережное отношение к любому, даже самому «пропащему» человеку. Но писатель не требует слепой любви. Он учит своих читателей всегда видеть в человеке хорошее. И, наконец, Платонов активно защищает человека от посягательств других людей. Юшка, один из самых униженных его героев, говорит своему обидчику: « Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня, значит, тоже нельзя».

ПЛАТОНОВ Андрей Платонович ( )

Один из своих рассказов Платонов назвал «Сокровенный человек». Писатель был уверен: найди ключ к человеку, пробуди его доверие – и перед тобой откроется сокровище. Герои Платонова не похожи на многих других людей. Мальчик Митя разрыхляет пальцами землю у каждого ржаного колоска («Сухой хлеб»), «песчаная учительница упорно сажает деревья», Вася сыплет горстями песок на рельсы, чтобы поезд преодолел подъем, рассказчик изо дня в день берет на паровоз слепого машиниста, Юшка каждый год идет пешком в Москву, чтобы отдать накопленные за год деньги на воспитание девочки- сироты. Они верят, что маленькие добрые дела, которые совершает чистый сердцем человек, могут изменить мир, сделать его добрее и лучше. Герои произведений Платонова не похожи на других, потому что они не хотят жить в мире по волчьим законам: они хотят нести людям добро, помогать несчастным и одиноким. Трудно живется им часто потому, что люди привыкли думать только о себе и обижать слабых и беззащитных.

В ОПРОСЫ ПО БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ. Когда и где родился писатель? Как настоящая фамилия писателя Платонова? Сколько детей было в семье Платоновых? В каком возрасте писатель начал работать? Кем работал А. П. Платонов? В каком техникуме учился А. П. Платонов? В каком журнале начал печатать А. П. Платонов свои первые рассказы, стихотворения? В каких журналах и газетах города Воронежа печатался А. П. Платонов? О ком писал свои произведения А. П. Платонов? Какую комиссию возглавлял А. П. Платонов в годах? Как относилась критика к произведениям А. П. Платонова? Кем был А. Платонов во время Великой Отечественной войны? При чьей поддержке выходят две книги сказок А. П. Платонова? Какую жизнь прожил А. П. Платонов?

З АДАНИЕ «У ЗНАЙ СЕБЯ » К ОМАНДАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОПИСАНИЕ, ПО КОТОРОМУ НУЖНО УГАДАТЬ ОДНОГО ГЕРОЯ РАССКАЗА, А ПОТОМ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ЭТОГО ГЕРОЯ. Карточка для команды «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы» Кто это? 2. Как вас звали на самом деле? 3. Почему, как вам кажется, дети обижали вас? 4. Что помогало вам жить и сохранять доброжелательность к людям?

З АДАНИЕ «У ЗНАЙ СЕБЯ » Карточка для команды «Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое чистое лицо ее было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно готовы были вот- вот наполниться слезами» Кто это? 2. Кем вы были Юшке? 3. Где вы учились? 4. Какую профессию вы получили?

В ОПРОСЫ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А. П. П ЛАТОНОВА. Как начинается рассказ Платонова «Юшка»? Где он работал? Какие были у него обязанности в кузнице? Сколько лет он проработал в кузнице? Где он жил? Какое у него было жалованье? На что Юшка тратил свое жалованье? Как относились к Юшке люди? Как Юшка реагировал на это? Как сам Юшка относился к людям? Куда каждое лето уходил Юшка? Чем болел Юшка? Как умер Юшка? Как стали люди жить без Юшки? Почему им стало хуже жить без него? Когда появилась в кузнице незнакомая девушка?

Как стала жить воспитанница Юшки? Как ее называли в городе? От чьего лица ведется повествование? Какую важнейшую тему поднимает Платонов в рассказе «Юшка»? Каков жанр произведения «Неизвестный цветок»? Какое знакомое нам произведение было написано в жанре сказки- были? Где рос неизвестный цветок? Какая земля была там? Чем питался маленький цветок, который вырос между камнем и глиной? Почему у цветка листья были разного цвета: одна жилка синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета? Как жилось цветку? Каким был его венчик? Как девочка Даша увидела цветок? Где жила девочка Даша? Как звали маленький цветок? Как Даша решила помочь маленькому цветку? Как изменился пустырь на следующее лето? Почему новый цветок был еще прекраснее?

З АДАНИЕ «И СПРАВЬ ОШИБКИ ». Командам вручаются тексты – отрывки из рассказа «Юшка». В каждом тексте допущены фактические ошибки. Представители команд вслух читают отрывки, находят и исправляют неточности. Сколько ошибок будет исправлено, столько очков и получат команды. Таким образом, максимальное количество баллов, которое можно набрать в ходе данного конкурса, - 3.

Карточка для команды 1. «По дороге Юшка отдыхал. Он садился в тень подорожного дерева и дремал в покое и тепле. Отдохнув и отдышавшись в лесу, он не помнил более об обидах и шел весело дальше, как здоровый человек. Юшке было пятьдесят лет от роду, но болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени, так что всем он казался ветхим стариком».

Карточка для команды 2. «И так каждый месяц уходил Юшка через поля, леса и реки в дальнюю деревню или в Москву, где его ожидал кто-то или никто не ждал, - об этом всем в городе было известно. Через месяц Юшка обыкновенно возвращался обратно в город и работал с утра до вечера в мастерской. Он снова начинал жить по- прежнему, и опять дети и взрослые, жители улицы, потешались над Юшкой, упрекали его за безответную глупость и терзали его».

З АДАНИЕ «Т ОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ». Каждая команда получает одинаковый список слов, и команды должны дать толкование каждого слова. За каждое правильное истолкование – 1 балл. - томиться; - тучная земля; - превозмогать; - глодать; - мерцающий; - благоухание; - ботанический сад; - минувший; - стеснившиеся;

По горизонтали: 1.Место, где рос неизвестный цветок? 2. Кто первым нашел неизвестный цветок? 3. Во что запечатала девочка письмо маме? По вертикали: 1. Кто удобрил землю на пустыре? 2. Кто работал с Юшкой двадцать пять лет? 3.Место, где работал главный герой рассказа Платонова? 4. Настоящее имя главного героя рассказа Платонова? 5. Профессия девушки-сироты? З АДАНИЕ «Р АЗГАДАЙ КРОССВОРД ». К ОМАНДАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ РАЗГАДАТЬ КРОССВОРД.

Т ЕСТ ДЛЯ ИГРОКОВ. 1. Слова Б. Л. Пастернака: «Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра» - можно отнести к: А)Юшке. Б)Даше, дочери кузнеца; В)детям; 2. Юшка не разгневался на несправедливость прохожего, а только рассердился, потому что: А)был пуглив от природы; Б)был очень добр по природе; В)притерпелся к человеческой жестокости; 3.«Глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». Это сказано: А)о прохожем; Б)о кузнеце; В)о Юшке;

4.Автор: А)презирает Юшку за непротивление злу; Б)считает его нравственным человеком, так как но побеждает зло добром; В)жалеет; 5. Странность Юшки объясняется: А)его незащищенностью; Б)безотказностью; В)безграничной добротой; 6.«Без Юшки жить стало хуже людям», ибо: А)ушел добрый человек, терпимый к слабостям других; Б)не на ком стало срывать злобу и обиду; В)это был человек, который брался за любую работу;

7. Юшка оставил после себя: А)память о своем трудолюбии; Б)девушку-сироту, которую он выучил; В)память о своей безответности; 8. Жанр произведения: А)очерк; Б)повесть; В)рассказ; 9. Название произведения: А)указывает на главного героя; Б)определяет его тематику; В)имеет обобщающий смысл;

П ОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ