Докладчик Р.Р. Кудратов доктор экономических наук, профессор Душанбе - май 2014 год.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Advertisements

«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМА: Группа Всемирного банка World Bank Group Выполнила: студентка 4 курса группа р Умарова М.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
1 Внедрение международных стандартов финансовой отчетности для стимулирования роста частного сектора БАКУ –17 МАЯ 2005г. Фредерик Гьелен, Старший специалист.
Поддержка реформы государственных закупок АБР Подготовлен: Амр Ж. Кари, специалист по закупкам Седьмой региональный форум по государственным закупкам,
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования Российский государственный социальный университет Экономический факультет.
Статистика помощи развитию, распространение информации и эффективность помощи Миша Белкиндас Группа Группы технического содействия в области статистики.
Местное Экономическое Развитие Ефанов В.В. Презентация учебного модуля в рамках совместного проекта IMUG.
ИНИЦИАТИВА В СФЕРЕ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ГРУППОЙ ВСЕМИРНОГО БАНКА И АССОЦИАЦИЕЙ «РОССИЯ» ЭЛЕМЕНТЫ ПЛАНОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ОПЕРАЦИОННОЙ.
Организация экономического сотрудничества и развития ( ОЭСР )
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Москва Декабрь 2011 года Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ Предложения по основным направлениям деятельности Фонда на период.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Совместный Проект Европейского Союза и ООНПродвижение добросовестного управления для достижения социальной справедливости 22 ноября 2012 г.
Транксрипт:

Докладчик Р.Р. Кудратов доктор экономических наук, профессор Душанбе - май 2014 год

Слайд 1 Группа Всемирного Банка включает в себя Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР), Международную Ассоциацию Развития (МАР), Международную Финансовую Корпорацию (МФК), Многостороннее Агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международный Центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), которые объединяет одна центральная задача: помощь заемщикам в снижении бедности. МБРР и МАР предоставляют займы и кредиты правительствам под проекты и программы, способствующие экономическому и социальному прогрессу, путем повышения производительности и продуктивности с целью улучшения условий жизни народа. Наряду с займами кредитами, Всемирный Банк предоставляет рекомендации по мерам политики реформ, техническую помощь, а также оказывает содействие в мобилизации ресурсов.

МБРР был образован в 1945 году и в настоящее время насчитывает 184 страны-участницы. МАР была образована в 1960 году и на данный момент насчитывает 164 стран члена. МАР оказывает помощь беднейшим развивающимся странам, которые не отвечают требованиям МБРР, МАР предоставляет кредиты беднейшим странам, в основном тем, чей валовой национальный продукт на душу населения составляет $925 и меньше (в долларах США, 1997 г.). Исходя из этого критерия, подходящими являются 81 страна, и Таджикистан является одной из них. Это льготные кредиты, срок возврата 40 лет, 10 лет - льготный период при процентной ставке, равной нулю (плата за обслуживание 0,75%). Республика Таджикистан стала членом Группы Всемирного Банка 4 июня 1993 года. В октябре 1996 года в Душанбе был открыт офис Всемирного Банка для осуществления взаимодействия, а затем, в декабре 1998 года он получил статус полноценного странового Офиса.

Начиная с 1996 года, МАР одобрила восемнадцать проектов (плюс три дополнительных кредита) на общую сумму более 400 миллионов долларов США. До настоящего времени банк поддерживает проекты и осуществляет не кредитную деятельность, нацеленную на структурные преобразования, сельское хозяйство и сельское развитие, здравоохранение образование, социальную безопасность, реабилитацию инфраструктуры, управление стихийными бедствиями и другие. С помощью Проектов по поддержке приватизации хозяйств и реабилитации сельской инфраструктуры повысилась сельскохозяйственная продуктивность и права на пользование землей были переданы частным фермерам.

Предлагаемая Банком Стратегия Помощи Стране (СПС) в отношении Таджикистана имеет три основных направления: продолжение устойчивого институционального развития, содействие в развитии частного сектора и удовлетворение неотложных потребностей населения путем более активного участия сообществ. Основная цель стратегии заключается в оказании поддержки при переходе к рыночной экономике с целью улучшения продуктивности, усовершенствования социальных услуг для улучшения показателей по социальным секторам и содействия экономическому росту на основе равенства, а также сокращения уровня бедности.

Создание устойчивых институтов, направленных на развитие рыночной экономики. Учитывая ограниченные средства, выделяемые МАР и во избежание повторения работы, проводимой другими партнерами по развитию, стратегия помощи стране продолжает фокусировать внимание на реформировании сектора государственного управления (включая реформирование госслужбы, таможенных органов и бюджетного процесса), базовом образовании и здравоохранении. Более конкретно, в рамках данной стратегии реализуются два новых инвестиционных проекта: Проект по модернизации системы образования и второй Проект в области здравоохранения. Кроме того, Всемирный Банк будет продолжать поддерживать процесс приватизации в энергетическом секторе.

В будущем Всемирный Банк будет оказывать содействие росту на основе равенства через развитие частного сектора. Основное внимание уделяется экономическому росту и созданию рабочих мест посредством улучшения инвестиционного климата. Учитывая что многие из этих требований имеют долгосрочный характер, упор стратегии будет сделан на содействие в развитии малых и средних предприятий и малых частных семейных фермерских хозяйств. Другим направлением поддержки будет удовлетворение неотложных потребностей населения через более активное участие на уровне местных общин. Поддержка деятельности общин будет осуществляться через инвестиции в микро-проекты и доступ к микро-кредитам с целью более полного наделения полномочиями и обеспечения интеграции общества. Опыт показывает, что участие общин приводит к усовершенствованию управления и системы предоставления государственных услуг через рациональное и более эффективное использование выделяемых средств.

Другим наиболее важным партнёром Республики Таджикистан является Азиатский Банк Развития который, осуществляющим многостороннюю деятельность, направленную на сокращение уровня бедности. В 1966 году, когда АБР был учрежден, в его состав входили 31 страна- член Банка, а в настоящее время - это количество возросло до 63 стран, как внутри, так и за пределами Азиатского и Тихоокеанского регионов. Штаб-квартира АБР находится в Маниле, Филиппины. АБР имеет 23 представительства по всему миру и насчитывает почти 2000 штатных сотрудников, представляющих почти 50 стран.

Главной задачей Азиатскою Банка Развития является сокращение уровня бедности через устойчивый экономический рост в интересах бедных слоев населения, обеспечение развития социальной сферы и эффективной системы управления. В этой связи деятельность АБР способствует экономическому росту, развитию человеческих ресурсов, и направлена на улучшение положения женщин, а также защиту окружающей среды. Осуществляя свою деятельность, АБР стремится повысить управленческий потенциал государственного сектора Республики, развить человеческие ресурсы и способствует эффективному использованию природных ресурсов.

Программы кредитования АБР поддерживают инвестиции, направленные на развитие. АБР предоставляет кредиты различного типа и на разных условиях кредитования. Около 80% кредитования осуществляется из Стандартных Капитальных Ресурсов Банка, что включает оплаченный капитал, резервы, средства, полученные за счет заимствований Банка, и накопленный нераспределенный доход. Кредиты, выделяемые из средств стандартных капитальных ресурсов, не являются льготными и предоставляются тем странам-членам банка, которые достигли сравнительно высокого уровня экономического развития. АБР также предоставляет кредиты из специальных фондов банка, включая Азиатский Фонд Развития (АDF), которые предоставляются на льготных условиях странам-членам АБР с низким ВНП на душу населения и слабой способностью погашения долга. Азиатский Фонд Развития пополняется за счет периодических добровольных вкладов доноров. Деятельность технической помощи, финансируемая в виде грантов или кредитов, помогает максимально увеличить вклад АБР в развитии стран- членов АБР. Большая часть технической помощи выделяется на подготовку кредитных проектов, на оказание консультативной помощи на проведение законодательных и политических реформ, укрепление фискальной политики, достижение эффективного управления, создание потенциала и рационального использования природных ресурсов.

Наиболее успешным проектом реализованным Азиатском Банком в Республике Таджикистан является Проект «Устойчивое развитие хлопкового сектора». Правительством Республики Таджикистан было заключено Кредитное соглашение с Азиатским Банком Развития, в соответствии с которых Правительству Республики Таджикистан был выделен льготный кредит в размере 5,50 млн. грант АБР в размере 6,50 млн. $ США для реализации Проекта «Устойчивое развитие хлопкового сектора». Целю Проекта являлось способствование развитию экономической устойчивой хлопковой отрасли в двух основных хлопкосеющих областях Таджикистана, Хатлонской и Согдийской. Проект был нацелен на значительное улучшение финансовой жизнеспособности хлопковых хозяйств, на основе рыночных цен, реструктурированного долга в Восейском и Яванском районах Хатлонской области, и Мастчинском и Зафарабадском районах Согдийской области.

Задачами Проекта являлось решение трех ключевых результата для достижения желаемой цели. Первые два ключевых результата будут получены на уровне 4 отобранных хлопкосеющих районов, они включают (i) стратегии, меры политики и механизмы для эффективного обращения и разрешения фермерских долгов, и (ii) участвующие коммерческие банки оказывали подходящие финансовые продукты и услуги хлопковым фермам с реорганизованным долгом. На уровне маркетинга были получены конечные результаты, это применение стандартов классификации и сбыта, создание СП Правительством с международном признанной организацией по классификации хлопка, и таможенных складов по международным стандартом.

В рамках Проекта должны были выполнены анализ каждой фермы, процессы разрешения долга, меры реформ политики, и поддержки процессов информирования общественности, а также обеспечить подходящие финансовые продукты и услуги реструктурированным пилотным хлопковым хозяйствам. В рамках стратегии развития рынка, Проект обеспечил принятие международно признанных стандартов качества для хлопка волокна, Международных Стандартов Классификации Хлопка, путем (i) классификации общего объема хлопка, выращенного в стране, международно - признанной аккредитованной организации; (ii) пересмотра формулы ценообразования на экспортный хлопок, применяемой в Таджикской Универсальной Товарно - Сырьевой Бирже, с целью отражения различий по качеству хлопка волокна; (iii) рационализации регуляторной роли агентства ТаджикСТАНДАРТ; и (iv) проведения общенациональной компании по повышению информированности всех заинтересованных сторон. Проект также инфицировал открытие двух таможенных складов, которые должны отвечать международным требованиям, и которые будут управляться частным сектором.

Ожидаемым воздействием Проекта являлось развитие экономически устойчивого хлопкового сектора в двух основных хлопкосеющих районах Таджикистана, таких как Сугд и Хатлон. Результатом воздействия является устойчивое улучшение финансовой жизнеспособности реорганизованных хлопковых хозяйств в Яванском и Восейском районах Хатлонской области, в Масчинском и Зафарабадском районах Согдийской области, с учётом рыночных принципов. Проект состоял из 4 компонентов: (i) разрешение долгов хозяйств в указанных районах; (ii) новый механизм финансирования сельского хозяйства; (iii) развитие рынка; и (iv) управление проектом.

Компонент 1 – Разрешение долгов фермерских хозяйств. С самого начала реализации Проекта, было предпринято много больших шагов в сфере разрешения долгов фермерских хозяйств, включая крупные внешние заимствования по государственным гарантиям, и действия Международного Валютного Фонда по проведению программы мониторинга персонала и аудита Национального Банка Таджикистана. АБР в то время подготавливал программный для развития сектора кредит для реструктуризации хлопкового сектора, на базе рыночного и широко-секторного подхода к вопросу разрешения долгов фермерских хозяйств. Реализация предложенного программного для развития сектора кредитного проекта в последствии должна была в значительной мере определить требуемые изменения в масштабе и механизме реализации компонента 1 данного Проекта.

Компонент 2 – Новые механизмы финансирования сельского хозяйства. По субзаемным соглашениям Правительство представило кредит в объеме $3 миллиона для кредитования хозяйств, которые завершили процесс разрешения долгов. Каждое субзаемное соглашение было выдано на срок в 7 лет с льготным периодом в 2 года, и годовой ставкой в 4%.

Компонент 3 - Развитие рынка. Несколько мер было предпринято по Проекту для регулирования сортности и маркетинга, создания СП между Правительством и международно признанной независимой компанией контроллером по хлопку, и также таможенный склад будет предпринято в рамках проекта. В апреле 2006 года Правительство приняло постановление о переходе с текущего межгосударственного стандарта ГОСТ к принятию Международных стандартов классификации хлопка (МСКХ). Для полной реализации МСХК необходимо было провести еще три другие меры политических реформ, это: (i) отстранить ТаджикСТАНДАРТ от функции классификации хлопка и разрешить международной компании устанавливать сорта и классифицировать весь хлопок, сырец и волокно, произведенный в стране, по завершению лабораторий; (ii) государственные органы как Таможенные органы и ТУТБ будут признавать новые отчеты по сертификатам независимой инспекционной компании; и (iii) пересмотр процесса формирования экспортных цен в ТУТБ для отражения различий по качеству хлопка волокна.

В рамках стратегии развития рынка, Проект обеспечил принятие международно-признанных стандартов качества для хлопка волокна, Международных Стандартов Классификации Хлопка, путем : (i) классификации всего хлопка, выращенного в стране, международно-признанной аккредитованной организации; (ii) пересмотра формулы ценообразования на экспортный хлопок, применяемой в Таджикской Универсальной Товарно-сырьевой Бирже, с целью отражения различий по качеству хлопка волокна; (iii) рационализации регуляторной роли агентства ТаджикСТАНДАРТ; и (iv) проведения широких программ по повышению информированности всех заинтересованных сторон. Проект также инфицировал открытие двух таможенных складов, которые отвечают международным требованиям, и которые будут управляться частным сектором.

Экономическая цена на хлопок сырец увеличилась с $330/т без проекта до $430/т с проектом – увеличение на 30%. Базисный экономический анализ дает экономическую внутреннюю норма доходности в 28.7%. Тестирование на чувствительность показала, что норма доходности останется выше уровня в 20% при снижении на 10% средней урожайности хлопка, достигнутой проектом (т.е. урожайность в 2,4 т/га снизится до 2,16 т/га, мировые цены на хлопок-волокно снизятся на 10% в течении периода охваченного анализом, или из-за сочетания снижения общемировых цен на волокно и снижения урожайности).

Также до определенной степени выгоды проекта в экономическом анализе были занижены, так как влияние проекта приведет к более высокой стоимости хлопка получаемым Таджикистаном на международных рынках. При валовом производстве в тонн хлопка сырца, увеличение экономической цены под влиянием проекта за хлопок-сырец находящегося у хозяйства, приведет к возрастающей экономической выгоде для Республики Таджикистан в сумме 146 млн. сомони ($ 45 млн.) в год. В данном расчете не принималось во внимание возможные изменения в структуре культур и увеличение урожайности, которые наверняка будут происходить в менее регулируемой среде и при возникновении дополнительных стимулов в виде увеличения цены на продукцию находящейся у хозяйства производителей.