Тема презентации: Малая группа Выполнила: Лабутина Мария 524 гр ППФ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Определение малой группы. Малая группа есть - «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи.
Advertisements

История исследования групп в социальной психологии Презентация сделана на основе материала взятого с сайта
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Тема: «Лидерство в менеджменте». 1. Понятие лидерства 2. Основные формы власти 3. Формы побуждения 4. Стили руководства План.
План. 1. Понятие малой группы в психологии. 2. Социально-психологические процессы в малых группах. 3. Понятие коллектива как малой группы. 4. Социальный.
Малые группы Презентацию составила учитель истории и обществознания МОУ города Кургана «СОШ 56» Кашина Ирина Викторовна.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Автор: Т.М.Краснеева, педагог-психолог МОБУ СОШ 77 Лазаревского района г.Сочи.
Ролевая структура малой группы. Ролевая структура малой группы - это совокупность отношений между индивидами. В этой структуре особое значение имеет распределение.
Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Феномен лидерства и руководства Последнее слово – всегда за первым. Леонид С.Сухоруков.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Психологические особенности Группового мнения. Понятие Групповое мнение это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее.
Выполнил : Курикко В. И.. Термин « групповая динамика » употребляется в трех различных значениях : Определенное направление в исследованиях, школа К.
Психология формирования ученического коллектива. Аннотация Предлагаемая презентация кратко рассматривает психологические особенности, основные этапы и.
Лидерство в системе менеджмента. 1.Лидерство и его роль в системе менеджмента можно выделить следующие основные подходы к его трактовке: это руководящая.
Коррекционно- развивающая работа психолога в начальной школе.
Урок обществознания в 11 классе Политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической.
Управление школой с позиции диалога Шлыкова Т.Д., директор школы.
Транксрипт:

Тема презентации: Малая группа Выполнила: Лабутина Мария 524 гр ППФ

совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. (Р. Мертон)

Осознание отдельными индивидами своей принадлежности к группе Наличие между индивидами определенных отношений Сформированность внутренней организации ( распределение обязанностей, личностных влияний, статусов и т. п) Функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми общностью нормами Изменение в мнениях, установках и поведении индивидов, обусловленное их включенностью в некоторую общность, и т. п.

Исследование американским психологом Н.Триплетом (1887 г.) эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием в социальной психологии.

В 20-е годы 20 века публикуются две крупные работы тех лет (в Германии В.Меде и в США Ф.Оллпорта), которые во многом продолжали линию исследований, начатую Н.Трипплетом. Ф. Оллпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы как совокупности идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях (Отказ рассматривать группу как определенную реальность Ф. Оллпорт объяснил отсутствием адекватных методов исследования).

Важный этап развития психологии малых групп на рубеже - 30-х начала 40-х годов. Проводится ряд оригинальных экспериментальных исследований в лабораторных и полевых условиях, начинают разрабатываться теории группового поведения. М. Шериф проводит лабораторные эксперименты по изучению групповых норм; Т. Ньюк исследует аналогичную проблему, но в полевых условиях; В. Уайт, применяя метод включенного наблюдения, реализует программу изученияживых групп в трущобах большого города; складывается теория черт лидерства и т. п.

Особая роль в развитии психологии малых групп принадлежит К. Левину, который явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динамика». Под его руководством были проведены исследования Р. Леппита и Р. Уальта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, изменения стандартов группового поведения в процессе дискуссии и др. К. Левин одним из первых изучал феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни.

Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп. Возникает практическая потребность изучения закономерностей группового поведения и эффективных приемов управления группами.

К началу 70-х годов можно было выделить 9 крупных подходов, определявших развитие психологии групп, таких как: теория поля интнракционистская концепция теория систем социомерическое направление психоаналитическая ориентация общепсихологический подход эмпирико-статистическое направление формально-модельный подход теория подкрепления.

В нашей стране изучение малых групп имеет давнюю психологическую и непсихологическую традицию. Решающую роль в становлении психологии малых групп в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность В. М. Бехтерева, А. С. Залужского, П. П. Блонский и Д. Б. Эльконин изучали типологию, роли, механизмы, динамику вожачества.

Вышедшие в 30-е – 40-е годы труды А. С. Макаренко ознаменовали собой принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем коллектива. В работах Макаренко реализуются важнейшие методологические принципы исследования социальной группы: деятельности, системности, развития. В этих исследованиях разнообразно представлена феноменология малой группы, организация, структура и управление (включая руководство и лидерство),нормативная регуляция поведения, сплоченность, психологический климат, мотивация групповой деятельности, эмоциональные и деловые отношения, личность в динамике приобретения качественных новообразований в связи с развитием самой группы.

70-е годы составили второй этап в развитии отечественной групповой психологии. В это десятилетие оформилось несколько крупных исследовательских подходов, среди которых стратометрическая и параметрическая концепции коллектива. На протяжении третьего этапа (80-е годы) продолжались и усиливались тенденции постановки и решения методологических вопросов групповой психологии, укрепления и расширения ее теоретического фундамента. Появляется ряд итоговых публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству, групповой интеграции и эффективности, социально – психологическому тренингу, психологическому климату, поведению личности в группе, внутригрупповым и межгрупповым отношениям.

Социометрическое направление связано с изучением межличностных отношений в малой группе с помощью социометрии и на основе социометрической теории человеческих отношений, предложенной Морено. Интеракционистический подход ориентирован на исследование процесса межличностного взаимодействия членов группы при решении ими какой – либо задачи. Этот подход представлен в основном в работах К. Левина и Р. Бейлза.

Стратометрический подход разработан А. В. Петровским и реализован в стратометрической концепции коллектива. В нем описывается коллектив как группа высокого уровня развития, и выделяются страты (слои) взаимоотношений. Таких страт выделено 3: отношения к содержанию совместной деятельности (первый, глубинный слой) отношения опосредованные содержанием совместной деятельности(второй, средний слой) эмоционально – непосредственные отношения (третий, поверхностный слой).

Параметрометрический подход к коллективу разработан Л. И. Уманским и его последователями. Здесь так же обсуждается структура и развитие группы как коллектива, выделяются уровни развития группы как коллектива и обращается внимание на динамические процессы, происходящие в группе по мере ее превращения в развитый коллектив. В качестве уровней развития группы называются дифузная группа, группа - кооперация, группа – корпорация и коллектив. Особое внимание в характеристике уровня развития группы как коллектива обращается на организованность (А. С. Чернышев) и эмоциональное единство( А. Н. Лутошкин). Организационно-управленческий подход отличается тем, что малая группа рассматривается как объект и субъект управления в реально существующих организация х.

Тренинговый подход к изучению малых групп состоит в том, что в малой группе организуется и проводится социально – психологический тренинг, и она с одной стороны используется в психотерапевтической или психокоррекционных целях, а с другой – становится объектом научного изучения как реально существующая малая группа.

однородная (гомогенная) гетерогенная Состав группы:

Анализ структурных характеристик состоит в выделении определенных систем внутригрупповых отношений, иерархически располагающихся в «пространстве» группового функционирования.

1. Формально – статусное. Например, студент – преподаватель - декан – ректор. 2. Социометрическое характеризует субординацию позиций индивидов в системе межличностных предпочтений и представляется как в классическом варианте социометрической структуры группы. 3. Коммуникативное фиксирует соподчиненность позиций индивидов в зависимости от расположения последних в системах информационных потоков, касающихся групп. 4. Отношение власти. Позиции социальной власти отражают субординацию вертикальных расположений индивидов к зависимости от способности оказывать влияние в группе. 5. Лидерство. Оно определяется иерархией позиций индивидов и вкладов жизнедеятельность группы.

Верхний предел малой группы – это максимально возможный ее объем, а именно 50 человек. Диады состоят из 2 человек, отличаются некоторыми чертами : Являются очень хрупкими В таких группах создаются условия для более глубокого эмоционального удовлетворения Требуют устойчивых отношений между партнерами Отношения между партнерами должны быть упорядоченными и позитивными

В триадах устанавливаются более сложные отношения, чем в диадах. Это обусловлено тем, что рано или поздно происходит сближение между двумя членами группы и исключение из него третьего.

В более крупных группах меньше согласия, но так же напряженности. Эти различия, скорей всего, связаны с тем для крупных групп решение организационных проблем необходимо. Крупные оказывают большее давление на своих участников, усиливая конформизм. В таких группах наблюдается неравенство между участниками, каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений. Поэтому не удивительно, что участники более крупных групп меньше удовлетворены своей ролью в совместных дискуссиях, чем члены малой группы.

Имеются данные, что группы с четным числом участников отличаются от групп с нечетным составом. В первых группах в большей степени проявляются разногласия, поэтому менее устойчивы. Такие группы могут распадаться на фракции с равным числом членов. Это невозможно в группах с нечетным числом членов: у них одна из сторон всегда имеет численное преимущество.

Согласно точке зрения некоторых исследований, числопять имеет особое значение. Группы из пяти человек обычно не сталкиваются с проблемами. Участники не страдают от непрочности и напряженности, свойственных диадам и триадам. Каждый удовлетворен своей ролью и в случае разногласий группа не распадается. В таких группах диссиденты получают большую поддержку со стороны некоторых ее членов, им не угрожает полный разрыв со всей группой. Вследствие увеличения размера группы среди ее членов появляется тенденция меньше общаться друг с другом и чаще обращаться к лидеру, роль которого возрастает.

Лабораторные – естественные Лабораторные – группы, специально создаваемые для выполнения заданий в экспериментальных условиях. Речь идет о группах, укомплектованных случайными людьми на время эксперимента. Естественные – группы, функционирующие в реальных жизненных условиях. Речь идет преимущественно о сложившихся группах.

Организационные (формальные, официальные) – спонтанные (неформальные, неофициальные) Обе разновидности относятся к естественным, но первые из них представляют собой элементарные ячейки социальной организации, а вторые – зарождаются непроизвольно, стихийно. Различие между этими группами относительно.

Открытые – закрытые. В основе подобного различия – степень открытости, доступности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества.

Группы членства – референтные группы. Основой подобного деления является степень значимости группы для личности с точки зрения ее ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на систему ее установок. В первом случае группа рассматривается, просто как место пребывания личности, не связанное с ее установками и ценностными ориентациями Во втором – нормы и ценности группы личность разделяет, соотносит с ними свои установки ( причем делает вне зависимости от участия в данной группе).

Модели, эталоны должного с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов поведения. Это определенные правила, которые выработанные группой, принятые ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, т. к. любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких – то социально значимых явлений.

Это механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь выполнения и соблюдения норм. Санкции бывают: Поощрительные и запретительные Позитивные и негативные. Система санкций предназначена для того, чтобы обеспечить соблюдение норм.

Статус или позиция – место индивида в системе групповой жизни, социальная позиция, связанная с определенными правилами и обязанностями.

Свой статус человек сравнивает с положением других людей товарищей по работе, друзей, родственников, бывших сокурсников и др. Социальный статус, если он достаточно высок, может быть предметом гордости и глубокой личной самоудовлетворенности или напротив, если он низок, вызывать отрицательные эмоции, переживания и т. д. Социальный статус отражается как во внутренней позиции ( в установках ценностях, ориентациях), так и вовне неком облике (одежде, манере поведения, жаргоне…) При любом изменении социальной позиции человека серьезным изменениям подвергается сама личность, собственное Я, самосознание, самооценка. Трансформируется и система социальных отношений, меняются реакции окружающих людей, нормативная структура их ожиданий в отношении к данной личности.

Каждого человека характеризует не один, а несколько статусов. Выделяют ключевой, главный или интегральный статус, характерный для данного индивида. Р. Мертон ввел понятие «статусный набор», которое применяется для обозначения всей совокупности статусов данного человека. Главным для жизнедеятельности человека выступает тот статус, который определяет ценности и установки, образ жизни, круг знакомых, манеру поведения личности.

Социально - групповой статус – это положение индивида в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы ( расы, нации, пола, класса, слоя, религии, профессии и д. т.) Личный статус – это положение индивида в малой группе( семье, школьном классе, студенческой группе, и т. п.)

Роль – нормативно заданный и одобренный образец поведения. Статус и роль связаны между собой. Например семья, в ней есть позиция (статус) матери, отца … Предписанный статус определяется как навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Обусловлен полом, расой, этническим происхождение, социальным положением семьи, местом рождения и т. д. Достигаемый (приобретенный) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается средством удачи и везения.

Официальные – неофициальные. Деловые – личностные. Рациональные – эмоциональные. Руководства – подчинения. Психологический климат группы – нравственно – эмоциональный тон межличностных отношений.

Групповая динамика – совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т. е. ее развитие.

Феномен группового давления Процессы лидерства Принятия групповых решений

Конформность – это психологическая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру «подчинения» индивида групповому давлению. Феномен группового давления получил наименование феномена конформизма. Мера конформности – мера подчинения группе, в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт.

Внешнее подчинение Сознательное приспособление к мнению группы, сопровождающемся острым внутренним конфликтом Сознательное приспособление к мнению группы без ярко выраженного внутреннего конфликта

Внутреннее подчинение Часть индивидуумов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его не только в данной ситуации, но и за ее пределами. Виды внутреннего подчинения: Бездумное принятие неверного мнения группы на том основании, чтобольшинство всегда право Принятие мнения группы посредством выработки собственной логики объяснения сделанного выбора.

Выделают специфический случай конформности – негативизм – когда индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы. Таким образом, индивид зависим от группы, т. к. ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение. Согласно М. Шоу и Ф. Костназо между возрастом и конформностью есть зависимость, своего максимума конформность достигает к 12 – 13 годам, затем постепенно снижается.

Главным интегралом является совместная деятельность. Сплоченность не есть совместимость. Совместимость членов означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Сплоченность группы означает, что данный состав группы не просто возможен, но что он интегрирован наилучшим образом, что в нем достигнута особая степень развития отношений, а именно такая степень, при которой все члены группы в наибольшей мере разделяют цели групповой деятельности и те ценности, которые связанны с этой деятельностью.

А. В. Петровским были разработаны принципы исследования сплоченности группы. Всю структуру малой группы можно рассмотреть как состоящую из трех основных слоев страт: 1. Внешний уровень групповой структура, где даны непосредственные эмоциональные межличностные отношения. 2. Представляющий собой более глубокое образование, обозначаемое термином ценностно – ориентированное единство, которое характеризуется тем, что отношения здесь носят опосредованный характер, они опосредованы совместной деятельностью. 3. Групповой структуры расположен еще глубже и предполагает еще большее включение индивида в совместную групповую деятельность.

Важным параметром групповой динамики является стиль лидерства. Лидерство – это процесс осуществления влияния на поведение участников группы, в основе которого лежат отношения доминирования и подчинения.

Основанная на вознаграждении Основанная на принуждении Экспертная (исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить какую – либо потребность) Эталонная (власть примера) Формы власти: Законная (исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его, исполнителя, долг – подчинятся им)

Понятие стиля лидерства впервые предложил К. Левин. Стиль лидерства – это своеобразный процесс осуществления влияния на поведение людей, проявляющийся в особенностях совокупности приемов и методов, применяемых лидером с целью оказания указанного влияния.

1. Демократический – решение принимается группой. Указанный стиль лидерства наиболее эффективен в слабо структурированных ситуациях. Более ориентирован на межличностные отношения, решение творческих задач. При таком стиле лидер стремится управлять группой совместно с подчиненными, предоставляя им свободу действия, организуя обсуждение своих решений, поддерживая их инициативу.

2. Авторитарный – решение принимает руководитель. Этот стиль лидерства наиболее эффективен в хорошо упорядоченных ситуациях, когда деятельность носит алгоритмизуемый характер (по заданной системе правил). Демонстрирующий этот стиль лидер действует по отношению к ведомым властно, жестко закрепляет роли участников, осуществляет детальный контроль, сосредоточивает в свои руках все основные функции управления.

3. Попустительский - участники группы ведут себя в соответствии со своими желаниями, их активность носит спонтанный характер. Очень эффективен в ситуациях поиска наиболее продуктивных направлений групповой активности. При этом стиле лидер устраняется от активного управления группой, ведет себя как рядовой участник, предоставляет участникам группы полную свободу.

Теория черт Концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером не может быть любой человек, но лишь такой который обладает определенным набором личностных качеств, набором или совокупностью определенных психологических черт. Ситуационная теория лидерства в основном лидерство – продукт ситуации. Лидером может стать тот, кто в определенной ситуации может актуализировать у себя необходимые в данный момент черты характера. Синтетическая теория лидерства Лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер, как субъект управления этим процессом. Лидерство интерпретируется как функция группы, хотя структура личности лидера не должна сбрасываться со счета.

Лидер Руководитель Осуществляет регуляцию межличностных отношений. Регуляция официальных отношений группы. Возникает стихийно.Не является стихийным, назначается либо выбирается. Менее стабильно.Стабильно. Не обладает санкциями.Обладает санкциями. Сфера деятельности – группа. Представляет группу в более широкой социальной системе. Чисто психологическая характеристика поведения. Социальная характеристика отношений в группе.

Одна из главных задач, которую решают группы - это принятие решений по сложным вопросам. Для этого используют разнообразные способы организации и проведения групповой дискуссии. Метод синектики Брейнсторминг Совещание Формы:

Метод групповой дискуссии особенно полезен при обсуждении проблем, при принятии решений по вопросам, относительно которых не существует единого мнения, не может быть единственно правильной точки зрения. Смысл коллективного обсуждения в том, чтобы уяснить суть вопроса, с разных сторон обсудить его и найти возможные решения, оценить и взвесить каждое из них. Главное в дискуссиях то, что члены группы учатся в них логически рассуждать, четко излагать и аргументировано отстаивать свое мнение, убеждать и слушать других. В коллективных дискуссиях члены группы начинают лучше понимать друг друга и точнее формулировать свои мысли.

Техника брейнсторминга основана на следующем: 1. Подбор в дискуссионную группу ограниченного числа участников, которые хорошо разбираются в обсуждаемом вопросе. 2. Четкое распределение между ними ролей в процессе групповой дискуссии. Роли: генератор идей критик арбитр систематизатор 3. Введение четких правил взаимодействия членов группы в процессе их совместной работы. Правила: не выходить за пределы отведенной групповой роли не критиковать других членов группы как личностей с вниманием и уважением относиться к любому предложению 4. Поэтапность групповой работы. На каждом этапе решается обозначенная задача.

Метод синетики был предложен У. Гордоном в переводе на русский соединение разнородного Синекторы – зачинщики групповой дискуссии или ее ведущие. Они активно включаются в дискуссию, стараются высказать как можно больше разнообразных мнений по поводу обсуждаемой проблемы. Другие участники включаются в дискуссию синекторов и стараются сблизить их позиции, отбросить крайности и найти компромисс.

оценивается результатами работы и удовлетворенностью ее участников. Факторы: Размер Состав Характер групповых норм Уровень сплоченности Конфликтность группы Статус Функциональные роли

Эффективность деятельности группы зависит от степени сходства личностных особенностей, точек зрения, подходов, которые участники группы проявляют при решении проблемы – это условно можно назвать композиционными характеристиками состава группы. Важным параметром является содержание групповых норм. Принятые в группе нормы регулируют поведение каждого, служат средством оценки тех или иных возможностей и способов действия.

Сплоченность группы – это характеристика взаимного тяготения членов группы друг к другу и к группе в целом. К числу групповых параметром, связанны со сплоченностью, относиться конфликтность группы. Если конфликты конструктивны, способствуют выявлению потенциала каждого участника, то их разрешение приводит повышению эффективности групповой деятельности. Если по своему характеру они являются неконструктивными, то это негативно сказывается на эффективности групповой деятельности.

Статус – социальная позиция человека,связанная с определенными правами и обязанностями. Статусы: Приписанные (данный от рождения) Приобретенный (достигнутый) Эта переменная определяется разными факторами: Старшинство в должностной иерархии Уровень образования Социальные таланты Информированность Накопленный опыт

Следующим фактором из числа определяющих эффективность групповой деятельности является соответствие ролевого поведения участников группы достижению ее целей и социальному взаимодействию. Существуют 2 основные направленности ролей для создания нормального функционирования группы: Целевые роли – обеспечивают возможность выбора групповых задач и выполнение их.(инициирование деятельности, поиск информации, сбор мнений обобщением..) Поддерживающие – они реализуют поддержку и активацию жизнедеятельности группы. (обеспечение участников, установление критериев, исполнение и др)