1. Общие сведения Фамилия Земкина Имя Людмила Отчество Михайловна Дата (число, месяц, год) рождения 21.03.1979 Место рожденияг.о. Саранск 2. Работа Занимаемая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Advertisements

Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Современные подходы к организации планирования воспитательной работы в соответствии с ФГОС.
Реализация ФГТ как фактор преемственности ДОУ и школы Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 «Солнышко» п. Адамовка Волошина Н.А.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Упорова В.П. МАОУ «СОШ 2» г. Краснокамск. обоснование, разработка и апробация системы использования педагогических подходов и технологий, способствующих.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
ФГОС ООО: организация и содержание образовательного процесса по иностранному языку.
Для родителей обучающихся 5 классов школы МОУ СОШ 9 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
Диагностика – основа качества образования Ястребова О.Н. Из выступления на педагогическом Совет Лицей 1581.
Системно - деятельностный подход в дополнительном образовании.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
любому обществу нужны одаренные люди; задача общества -рассмотреть и развить способности всех его представителей; задача семьи -вовремя увидеть, разглядеть.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью.
Транксрипт:

1. Общие сведения Фамилия Земкина Имя Людмила Отчество Михайловна Дата (число, месяц, год) рождения Место рожденияг.о. Саранск 2. Работа Занимаемая должность в настоящий момент (по штатному расписанию)учитель начальных классов Место работы (название учебного заведения строго по Уставу)МОУ «Гимназия 23» Год приёма на работу в данное учебное заведение 2005 Классное руководство (в каком классе)2Б Педагогический стаж (полных лет)11 Квалификационная категория Первая квалификационная категория Участие в конкурсном отборе учителей общеобразовательных учреждений в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (да – нет, год участия) нет 1. Анкета участника конкурса

3. Образование Образование (с указанием названия и года окончания вуза, факультет) Высшее, педагогическое, в 2001 году закончила МГПИ им. М.Е.Евсевьева, присуждена квалификация учитель начальных классов по специальности « Педагогика и методика начального образования » с дополнительной специальностью « Музыкальное образование » Ученая степень, звание, правительственные и отраслевые награды (название и год получения) нет 4. Семья Семейное положение Замужем Дети (имя и возраст)Олег, 11 лет Являетесь ли Вы продолжателем семейной династии педагогов Да

5. Увлечения Хобби Фотография Спорт, которым увлекаетесь Фитнес, лыжи, ролики 6. Контакты Рабочий адрес (с указанием почтового индекса) г.о. Саранск, ул. Комарова, 7 Домашний адрес (с указанием почтового индекса) г.о. Саранск, ул. Попова, д.60А, кв.9 Рабочий телефон Домашний телефон Факс Рабочая электронная Личная электронная Адрес школьного сайта в Интернете Адрес личного сайта в Интернете Адрес сайта (или страниц), на котором размещен Ваш электронный ресурс

7. Документы (приложить ксерокопии) Паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан) выдан Ленинским РОВД г. Саранска Персональный номер ИНН Номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования

8. Общие вопросы Ваше заветное желание Здоровье и счастье моих родных и близких людей. Ваши кумиры в профессии.Не сотвори себе кумира, но с большим уважением отношусь к опыту работы В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвилли. Победитель конкурса « Учитель года » – это … (продолжите фразу) « Учитель года » – это яркая индивидуальность, творческая личность ». Какими инновациями можете поделиться с коллегами? Формирование готовности к саморегуляции учебной деятельности младших школьников. Ваши пожелания организаторам конкурса.Мы желаем провести этот важный конкурс так, чтобы он запомнился надолго не только его участникам, но и всем зрителям и партнерам, и помог повысить статус профессии учитель. И это особенно важно, ведь от того, какими будут наши учителя, как они будут учить наших детей, таким и представится наше будущее. Искренне желаем вам удачи и успехов!

« Формирование готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема». 3. Описание опыта работы « Формирование готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема». Актуальность проблемы формирования готовности младших школьников к саморегуляции определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, которые задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Анализ психолого-педагогических работ показал, что без целенаправленного развития готовности младшего школьника к саморегуляции невозможно достижение «умения учиться». Нами была определена проблема: каковы организационно-педагогические условия формирования готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности? Ключевая идея нашего исследования: условием результативности учебной деятельности младшего школьника является саморегуляция, или внутренняя психическая активность по инициации, построению, поддержанию и управлению учебной деятельностью и познавательной активностью, а необходимой предпосылкой – готовность к саморегуляции, формирующаяся в процессе целенаправленной деятельности субъектов воспитательно-образовательной деятельности. Цель: выявить и обосновать организационно-педагогические условия формирования готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности. Задачи : 1. Определить психолого-педагогическую сущность проблемы формирования готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности. 2. Проанализировать содержание образовательных программ начальной школы с позиций исследуемого процесса. 3. Уточнить структуру готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности, определить критерии, показатели и уровни ее сформированности. 4. Разработать и реализовать в образовательном процессе начальной школы организационно- педагогические условия процесса формирования готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности.

Нами выявлены организационно-педагогические условия формирования готовности к саморегуляции учебной деятельности: использование возможностей образовательных программ начальной школы, организовано психолого-педагогическое сопровождение воспитательно- образовательного процесса в начальной школе, включение младших школьников в практико-ориентированную деятельность. Определены основные понятия: Саморегуляция - это способность человека сознательно направлять и контролировать свои собственные действия в соответствии с целью. Саморегуляция учебной деятельности – это система самоорганизации личностью своего поведения, направленного на самообучение и самовоспитание, обеспечивающая эффективность функционирования личности в учебной деятельности, в целом в жизнедеятельности. Готовность младших школьников к саморегуляции учебной деятельности представляет собой интегративное и динамичное личностное образование, формирующееся в процессе включения в учебную деятельность, обеспечивающее ее результативность посредством внутренней мотивации, осознания целей обучения, самоорганизации и самоконтроля.

Определена структура компонентов, критериев и показателей готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности. Критерий Показатели Методики измерения Внутренняя мотивация учебной деятельности Потребностно- мотивационный Степень сформированности мотивации учебной деятельности Методика изучения школьной мотивации по Лускановой Н.Г. Шкала оценки адаптации для определения эмоциональногго профиля младших школьников Способность к субъект- субъектному взаимодействию Эмоциональный Характер социальных контактов(способность сохранять доброжелательное отношение к собеседнику) Соблюдение норм и правил. Шкала оценки адаптации для определения эмоционального профиля младших школьников Переход от организации и контроля к самоорганизации и самоконтролю Когнитивно- деятельностный Понимание инструкции, планирование деятельности Схема анализа самоорганизации деятельности. Рефлексивная позиция ученика Оценочно-рефлексивный Самоконтроль деятельности. Самооценка деятельности. Оценка учебных и личностных достижений. Схема анализа самоорганизации деятельности. Тест Дембо- Рубинштейна. Портфолио достижений.

Основные компоненты модели саморегуляции (В.И. Моросанова) -- цели деятельности, -- модель значимых условий, -- программа исполнительских действий, -- критерии успешности, -- оценивание результатов, гибкость,самостоятельность. осознание цели выделение условий для достижения цели обдумывание способов своих действий оценивание результатов

Основу готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности представляет совокупность личностных качеств

Был проведён анализ образовательных программ: «Школа России» (под ред. А. Плешакова), «Школа 2100», Систем развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, Л.В. Занкова. На наш взгляд программа «Школа 2100» имеет больше перспективы. Данная система воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации; способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты; развивает желание и умение учиться. Построение учебников с учетом психологической специфики возраста позволяют реализовать личностно-ориентированный, культурно-ориентированный, системно-деятельностный подходы, что способствует формированию готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности. Исходя из анализа специальной литературы, на наш взгляд русский язык как учебный предмет имеет большие возможности для развития саморегуляции учебной деятельности учащихся.

Психолингводидактический анализ ресурсов учебников русского языка Компоненты саморегуляции Программы. Класс (год, кол-во упр.) Пл., % М., % Пр., % О.р., % Г., % С., % « Школа Росси » 1 кл. (2011 г., 596)1,36,23,76,72,71 1 кл. (2009 г., 603)12,71,92,51,91 2 кл. (2009 г., 459)4,64,45,21,94,41,5 3 кл. (2010 г., 690)6,2 52,53,91,6 4 кл. (2010 г., 666)34,83,63,832,1 « Школа 2100 » 1 кл. (2011 г., 465)3,57,34,34,62,4- 1 кл. (2009 г., 465)3,57,34,34,62,4- 2 кл. (2009 г., 550)9,41214,197,52,8 3 кл. (2010 г., 654)8,814,612,314,95,73,7 4 кл. (2010 г., 555)9,614,2119,68,24,6 « Систем Л.В.Занкова » 1 кл. (2011 г., 479)4,910,26,410,62,71,6 1 кл. (2009 г., 475)4,610,36,510,72,71,6 2 кл. (2009 г., 487)10,81615,411,77,12,8 3 кл. (2010 г., 514)13,416,315,311,56,83,9 4 кл. (2008 г., 408)10,217,414,7115,64,9 Психолингводидактическ ий анализ ресурсов учебников русского языка. Цель: определить, на какую деятельность с позиции саморегуляции опираются задания в учебниках. планирование – Пл. моделирование – М. программирование – Пр. оценка результатов – О.р. гибкость – Г. самостоятельность – С. Полученные данные в ходе исследования занесены в таблицу, где указано процентное соотношение заданий, направленных на развитие отдельных компонентов саморегуляции, относительное количеству упражнений для учебников каждого класса

Педагогическая модель процесса формирования готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности Цель: повышение уровня готовности к саморегуляции учебной деятельности Задачи и принципы Компоненты: готовность к саморегуляции, внутренняя мотивация учебной деятельности, способность к установлению субъект- субъектных отношений, переход от организации и контроля к самоорганизации и самоконтролю, рефлексивная позиция ученика Технологическое и содержательное наполнение Этапы: адаптационный этап, ориентационно-поисковый этап, регуляционно-прогностический этап Критерии и показатели сформированности компонентов готовности саморегуляции: потребностно-мотивационный, эмоциональный, когнитивно-деятельностный, оценочно- рефлексивный Результат: сформированность совокупности личностных качеств, обеспечивающих результативность учебной деятельности. Целевой блок Содержательно- процессуальный блок Результативный блок

Процесс формирования готовности к саморегуляции учебной деятельности осуществлялся поэтапно, что соответствовало возрастным особенностям младших школьников.

Для проверки выдвинутой нами педагогической идеи была проведена опытно - экспериментальная работа, которая осуществлялась совместно с кафедрой Факультета психологии и дефектологии МГПИ им. М.Е.Евсевьева. Куратором данной работы была кандидат психологических наук, доцент Винокурова Г.А. Диагностика осуществлялась студентами кафедры на основе принципов комплексности, обоснованности и точности информации. В ходе констатирующего этапа эксперимента осуществлено изучение актуального уровня сформированности готовности младших школьников к саморегуляции деятельности с позиции разработанных критериев, определены две группы: в «Группу 1» вошли младшие школьники, обучающиеся по традиционной программе «Школа 2100»., а в «Группу 2» – обучающиеся по программе «Школа России». Результаты констатирующего этапа показали, что готовность младших школьников к саморегуляции учебной деятельности в обеих группах сформирована недостаточно, о чем свидетельствуют неустойчивость познавательных интересов, внешняя мотивация, недостаточные умения управлять эмоциями, затруднения при организации учебной деятельности и осуществлении самоконтроля. Целью формирующего этапа выступила реализация организационно- педагогических условий процесса формирования готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Была проведена промежуточная диагностика. На заключительном этапе были получены результаты. Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что в Группе 1 уровень сформированности готовности младших школьников к саморегуляции стал выше, чем в Группе 2. Достоверность различий показателей до и после эксперимента определялась по критерию Стьюдента.

Уровни готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности Группы 1 и Группы 2 до и после эксперимента (средний срез по классу) Группы Критерии готовности младших школьников к саморегуляции деятельности Потребностно- мотивационный Эмоциональный Когнитивно- деятельностный Оценочно- рефлексивный До ОЭРПосле ОЭР До ОЭР После ОЭР До ОЭРПосле ОЭР До ОЭРПосле ОЭР Группа 12,443,22,492,891,83,62,562,9 Прирост 0,760,41,80,41 Группа 21,992,592,32,461,83,222,42,77 Прирост 0,60,161,420,37

Выводы: Выделены направления в решении проблемы саморегуляции младших школьников. Проанализированы возможности основных образовательных программ начальной школы в формировании готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности. Определена сущность понятия «готовность младших школьников к саморегуляции учебной деятельности Разработана педагогическая модель процесса формирования готовности к саморегуляции учебной деятельности младших школьников Определены, реализованы и экспериментально подтверждены организационно- педагогические условия формирования готовности к саморегуляции учебной деятельности Разработано программно-методическое обеспечение, представленное диагностическим комплектом, программами «Начни с себя», методическими рекомендациями для учителей начальных классов

4. Статья по теме своей работы. В условиях стремительного изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего и среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека. Актуальность проблемы формирования готовности младших школьников к саморегуляции определяется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, которые задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Анализ психолого-педагогических работ показал, что без целенаправленного развития готовности младшего школьника к саморегуляции невозможно достижение «умения учиться», предполагающего полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Готовность младших школьников к саморегуляции учебной деятельности представляет собой интегративное и динамичное личностное образование, формирующееся в процессе включения в учебную деятельность, обеспечивающее ее результативность посредством внутренней мотивации, осознания целей обучения, самоорганизации и самоконтроля. Готовность к саморегуляции учебной деятельности предполагает развитие у обучающихся широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке), что является первым шагом к самообразованию и самовоспитанию. Каковы же организационно-педагогические условия формирования готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности?

Организационно-педагогические условия формирования готовности к саморегуляции учебной деятельности: Использование возможностей образовательных программ начальной школы, обеспечивающих осознание младшими школьниками целей обучения, внутреннее планирование и контроль учебной деятельности, становление субъектности ученика. Организовано психолого-педагогическое сопровождение воспитательно- образовательного процесса в начальной школе, позволяющее осуществлять личностно ориентированный подход в обучении на основе учета особенностей психического развития, уровня познавательных интересов, коммуникативных и учебных умений и навыков младших школьников. Включение младших школьников в практико-ориентированную деятельность, способствующей формированию у младших школьников активности, общительности, целенаправленности и рефлексивной позиции.

Анализ позволил выявить возможности образовательных программ в формировании готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности. В результате проведённого анализа основной упор в программе «Школа России» делается на память школьников, репродуктивное мышление, формальное исполнение правил и на тщательную отработку навыков учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе. При этом программа «Школа России» не обеспечивает в полной мере формирование готовности к саморегуляции учебной деятельности, так как ориентиры задает учитель, что приводит к снижению познавательной активности, потери значимости формирования рефлексивных действий. Система развивающего обучения Л.В. Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Дидактические принципы этой системы: быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали». Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова целенаправленному формированию готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности: учащиеся самостоятельно ставят перед собой задачу, учатся находить ее решение, контролировать и оценивать свои действия, при этом основной акцент сдвигается на формирование рефлексивной позиции ученика. Программа «Школа 2100» построена на основе концепции «педагогики здравого смысла» Данная система воспитывает интерес к познанию, к поиску новых источников информации; способствует проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты; развивает желание и умение учиться. Построение учебников с учетом психологической специфики возраста позволяют реализовать личностно-ориентированный, культурно-ориентированный, системно-деятельностный подходы, что способствует формированию готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно- образовательного процесса начальной школы включает: диагностическую деятельность, повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей в осуществлении личностно-ориентированного подхода к обучению младших школьников. С целью повышения профессиональной компетентности педагогов организовываются проблемные семинары, на которых педагоги обогащают психолого-педагогические знания, анализируют результаты психолого- педагогических диагностик, знакомятся с педагогическими средствами и методами, способствующими формированию готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности. В ходе семинаров педагоги осознавали, что успешная реализация личностного подхода зависит от уровня их профессиональной компетентности: глубины психологических знаний возрастных и индивидуальных особенностей детей; умений использовать результаты психолого-педагогической диагностики; умений создавать условия для формирования готовности к саморегуляции средствами своего предмета.

Включение младших школьников в практико-ориентированную деятельность осуществляется использованием метода проектов, технологии развития критического мышления, составления интеллект-карт, что обеспечивает формирование познавательной мотивации, осознание младшими школьниками целей обучения, формирование внутреннего планирования и контроля учебной деятельности, становление субъектной позиции ученика, обеспечивается переход от внешне- к внутренне мотивированной учебной деятельности. Включение младших школьников в практико-ориентированную деятельность должно отвечать потребностям младших школьников в познании, общении, разнообразной деятельности. Конечным результатом процесса формирования готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности является совокупность качеств личности: активность, общительность, целенаправленность, осознанность, обеспечивающих эффективное выполнение учебной деятельности. Итак, результативность учебной деятельности младших школьников, зависит от ряда условий, в которых осуществляется учет индивидуальных особенностей психического развития, познавательных процессов, что обеспечит полноценное формирование готовности младших школьников к саморегуляции учебной деятельности.

5. Творческая работа – педагогическое эссе. Раздумывая над темой эссе, я задавалась вопросом: «Что значит для меня быть учителем…?» Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. У.Уорд Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы, владеют навыками исследовательской работы, могут самостоятельно принимать решения. Другими словами, от школы сегодня ждут не просто вооруженных знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными. "Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву - одна из труднейших и важнейших задач дидактики", - писал К.Д.Ушинский. Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. Для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие их общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся. Ситуация в российском образовании в целом продолжает оставаться сложной, непростой. А это значит: легко потерять профессиональные, нравственные и духовные ориентиры, которые составляют стержень профессии учителя. Школе сегодня живётся трудно. Она отражает и несёт в себе все проблемы нашего общества. В нелегких современных условиях существования российского образования я отдаю свои знания, силы, талант и свою любовь моим ученикам. Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, наполненный тревожными раздумьями, а часто и неудачами. Очень хочется научить детей верить в себя, а для этого нужно самому учителю верить в своего ученика, отдавать ему свою любовь, теплоту сердца, свет души. Как и любой учитель, я стремлюсь научить детей тому, что знаю сама, показать им то, что имеет в себе каждый из них. С моей точки зрения, учитель – это добрый, верный друг, тот, к кому можно обратиться за помощью, просто обсудить интересные темы, вместе посмеяться, а может сочинить рецепт нового блюда… Получив высшее педагогическое образование и проработав в школе 11 лет, считаю себя учителем со сложившимися педагогическими взглядами. Может быть, они будут еще меняться, но одно я знаю точно: каждый человек – это неповторимый микромир, существующий, развивающийся, анализирующий, совершающий и исправляющий свои ошибки, стремящийся к достижению одному ему известных высот, создающий по кирпичику свою философию, свой взгляд на мир и на место человека в этом мире. Мир и микромир. Как тесно они связаны! И вот наступает момент, когда твой микромир испытывает неодолимую потребность раскрыться. Так, на мой взгляд, люди выбирают профессию педагога.

В наше время ученые, педагоги, психологи очень часто обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Я часто задаю себе вопрос: «Какие качества учителя должны быть не зависящими от времени, а какие качества должны быть необходимыми учителю - педагогу в связи с требованием «нового» времени?». Так, например, всего несколько лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо каждому современному учителю. Учителю нужно понять, что мир современного ученика ограничить пространством парты, доски и мела сегодня просто безнравственно! Усадить за компьютер, для прохождения какого либо теста, уже не актуально… На мой взгляд, миссия педагога состоит в том, чтобы разработать сообразно запросам времени учебные программы, создать пособия и учебные материалы для организации образовательной деятельности, основанной на самостоятельности выбора решения, творческой реализации поставленных целей, направленной на развитие креативности и лабильности мышления школьников. Миссия современного учителя заключается еще и в способности изменить функции педагога-монополиста по передаче и интерпретации знаний на новый образ педагога, в котором он выступает, как консультант, воспитатель, сподвижник идеи исследования, руководитель проектов. Реалии глобальной взаимозависимости экономических, социальных и политических процессов происходящих в России сегодня актуальны как никогда раньше. Главной задачей учителя я считаю не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа, грамотного использования и оформления. Многие утверждают, что наиболее привлекает человека деятельность, результатов которой не приходится долго ждать. Результаты работы школьного учителя можно оценить лишь по прошествии длительного времени. Однако они не всегда зависят от того, сколько любви и тепла учитель вложил в своих учеников. Это тоже испытание, которое не всем под силу. И, тем не менее, работа учителя, наполненная энергией, высоким смыслом, приносит удовлетворение, а успехи учеников воспринимаются как свои собственные. Замечательно, что нет похожих друг на друга детей, тем интереснее с ними работать, так как каждый требует внимания и заботы. Приходят на ум мудрые слова: «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно». Почему? Потому что процесс воспитания ребенка требует внимания, терпения и чуткости. Особенно это важно в современное время, когда меняются приоритеты и ценности. Задача учителя помочь ребёнку выбрать правильный путь развития, научить ребёнка жить в наше непростое время. Я всегда готова сделать шаг навстречу ребёнку, завести разговор на интересующую его тему, стараюсь обойтись без нравоучений, но не так-то это просто быть Учителем. И все же это мой сознательный выбор. Я строю свою жизнь так, чтобы достойно носить имя Учителя. И каждый мой день – это очередной шаг к этому высокому званию.

6. Дополнительные материалы Сценарий родительского собрания. Тема: «Развитие саморегуляции и планирования у младших школьников» Цели и задачи: 1. Дать родителям информацию об обучении ребенка планированию своих действий. 2. Обучить приемам проверки и оценки своей работы. 3. Дать советы по организации дня младшего школьника. 1. Обучение ребенка планированию своих действий. При несформированности умения планировать и организовывать деятельность ребенка нужно обязательно учить этому. Планирование должно стать обязательным, но коротким этапом, предваряющим каждое действие. «В двух словах скажи, как будешь решать эту задачу» - подобными предложениями взрослый может побуждать ребенка к планированию своих действий. Однако, выделяя в каждом детском действии отдельный этап планирования как подготовки к действию, взрослый должен следить за тем, чтобы планы были реализованы, чтобы действие не подменялось его планированием. Планировать следует не только умственные, но и бытовые, повседневные действия. Так, принимаясь за уроки, ребенок должен решить, в какой последовательности он их будет выполнять. Этот общий план нужно не только составить, но и материально закрепить: достать все, что нужно для приготовления уроков, сложить учебники и тетради на рабочем месте именно в той последовательности, которая намечена в плане. Все организационные моменты деятельности должны быть доведены до автоматизма – подобные островки действий – автоматизмов позволяют упорядочить хаотичное поведение неорганизованного ребенка. С чего начать, какой именно участок детской неорганизованности упорядочить и автоматизировать в первую очередь – приготовление уроков, утренний ритуал сборов в школу, вечернюю уборку игрушек, собирание портфеля, - решайте сами. Главное – не хвататься за все сразу и не рассчитывать на быстрый успех, но последовательно отрабатывать каждый отдельный автоматизм. Родители должны хорошо понимать, что ребенок, не владеющий навыками самоорганизации, нуждается сначала в максимальной, а потом в постепенно убывающей помощи взрослых. Однако будьте внимательны: если малышу все время трудно выполнять даже самые доброжелательные организационные требования взрослых, то он их выполнять не станет. Следовательно, завышены требования взрослых, то он их выполнять не станет. Следовательно, завышены требования, взрослые торопятся, проявляют неуместное нетерпение. И вероятно, не отдают себе отчета в том, что низкий уровень организации деятельности школьника – это расплата за их собственные педагогические упущения в дошкольном воспитании ребенка.

2. Обучение ребенка приемам проверки и оценки своей работы. Для развития навыков успешной учебы наиболее важны: 1) привычка к регулярному и точному исполнению своих обязанностей; 2) самоконтроль. Первое качество гарантирует аккуратное и добросовестное выполнение всех очередных и внеочередных заданий, который учащийся получает в школе и дома. Второе качество позволяет постоянно соотносить выполняемую работу с теми задачами, которые ставятся перед ребенком. Если у младшего школьника есть проблемы с вниманием и самоконтролем, его нужно обучить различным приемам проверки и оценки своей работы. Прием «Найди мои ошибки» Родители могут сформировать операции контроля у своего ребенка с помощью такого простейшего приема. Сначала взрослый пишет небольшие тексты (желательно занимательные для ребенка) с множеством грубых ошибок. Нельзя делать ошибки на орфографические правила, еще не известные ребенку. Можно использовать не только орфографический, но и математический материал: выписывать столбики примеров с решениями, примерно треть которых неверна. Ребенок должен выполнить роль учителя: красным карандашом исправить ошибки. После того как ребенок научится находить по крайней мере половину ошибок, сделанных взрослым, малышу предлагается взять на себя роль взрослого. Теперь ребенок сам пишет тексты с нарочитыми ошибками и на несколько дней откладывает эти задания самому себе, а потом проверяет собственную работу. Родители, конечно должны активно интересоваться, как их сын или дочь пользуются этим приемом. При каждом положительном сдвиге хвалить, поощрять, эмоционально поддерживать. На третьем этапе самоконтроль, организованный в шутливо-игровой форме, переходит в серьезный, деловой самоконтроль домашних заданий. Поручить ребенку проверить собственное домашнее задание следует лишь после того, как будут хорошо отлажены приёмы проверки.

3. Рекомендации по организации дня младшего школьника. Пробуждение Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивает одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. «Вставай, опоздаешь ». Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его «лежебокой», не вступать в спор по поводу «последних минуток». Можно решить вопрос по другому: поставить стрелку на 5 минут раньше: «Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще 5 минут». Эти слова создают атмосферу теплоты и добра. Можно включить погромче радио. Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает. Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: «Через 10 минут тебе надо выходить в школу». Выход в школу Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки, лучше протянуть их молча, чем пускаться в пространное рассуждение о его забывчивости и безответственности. Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: «Пусть все сегодня будет хорошо». Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: «Увидимся в два часа», чем: «После школы нигде не шляйся, сразу домой». Возвращение из школы Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы. -Как дела в школе? -Нормально. -А что сегодня делали? - А ничего. Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей («Им нужны мои оценки, а не я»). Понаблюдай за ребенком, какие эмоции «написаны» у него на лице. («День был трудный»? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?»). Вечером, когда домой приходит отец, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. За ужином, когда вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью. Пора спать Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободиться от страхов, тревоги, спокойно заснет. 4. Заключительная часть Учитель подводит итоги, отвечает на вопросы родителей, дает родителям возможность высказать свое мнение по обсуждаемым вопросам.

Тематическое планирование курса «Начни себя» Программа элективного курса «Начни с себя» (формирование навыков саморегуляции учебной деятельности у младших школьников) Тематическое планирование курса «Начни себя» наименование темзадачичасы 1Вводное занятие Формирование положительной мотивации к занятиям, разработка правил, ритуалов 1 ч 2Я - это кто Формирование интереса к собственной личности, сплоченности группы, актуализация рефлексивных процессов 1 ч 3Разговоры и не только Умение общаться с взрослыми и сверстниками 1 ч 4Дотянись до звезд Умение контролировать свое поведение и эмоциональное состояние. Обучение навыкам самоконтроля. 1 ч 5Могу-хочу-надо Учить оценивать свои возможности. Развитие навыков самоконтроля. 2 ч 6Игры по правилам Развитие произвольного внимания. Формирование умения подчиняться требованиям группы, соблюдать правила игры. Развитие познавательной активности. 4 ч 7Вижу цель Понимание инструкции, планирование деятельности. Осознанное и целенаправленное выполнение деятельности, с представлением о способах самоорганизации деятельности. 4 ч 8Как найти выход из трудной ситуации. Формирование навыков самоконтроля, саморегуляции, целеполагания. 1 ч 9Как добиться удачи Самоконтроль деятельности. Самооценка деятельности. Оценка учебных и личностных достижений. 1 ч 10Заключительное занятие Рефлексия.1 ч Итого:17 ч