социально-культурный, определяется образовательным уровнем родителей и их ценностными установками; социально-экономический, определяется имущественными характеристиками семьи; бытовой, определяется условиями проживания, особенностями образа жизни семьи.
семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека; семья влияет на формирование психологического пола ребенка; семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка; семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами; в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека; семья играет большую роль в процессе социального развития человека.
В области формирования семейной культуры: формирование отношения к семье как основе российского общества; формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; знакомство обучающегося с культурно- историческими и этническими традициями российской семьи.
Личность свободная, с высоким уровнем самосознания. Принимающая понятие гражданственности, как ответственности за будущее своей страны. Личность гуманная, милосердная, способная к состраданию, готовая прийти на помощь. Личность толерантная, доброжелательная. Личность духовная, с потребностью в познании и самопознании. 5. Личность творческая, с развитой способностью к креативному мышлению, с потребностью в знаниях, с развитым интеллектом. 6. Личность трудолюбивая, обладающая знаниями основ экономики и предпринимательства.
повышение степени участия родительской общественности в образовательном процессе, управлении образовательным учреждением, в формировании социального заказа на образование; организацию взаимоотношений семьи и школы, в зависимости от потребностей, ожиданий, намерений, от социальных и экономических возможностей родителей и обучающихся; расширение возможностей выбора семьёй дополнительных образовательных услуг для своих детей (реализации социального заказа); качественные изменения педагогического просвещения населения в зависимости от потребностей и социальных особенностей семей; повышение качества образования и степени удовлетворенности всех участников образовательного процесса.
Формирование единства требований к учащимся в семье и в образовательном учреждении. Ознакомление родителей (их законных представителей) с законами, защищающими семью и ребенка. Создание единой воспитательной среды, созданной авторитетом родителей и учителей. В такой среде ослабляется или совсем нивелируется негативное влияние улицы, средств массовой информации. Коррекция недостатков в процессе формировании личности ребенка. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных условиях с возможностью психологической поддержки. Повышение педагогической грамотности родителей, обеспечивающей знание психологических особенностей ребенка
Наблюдение стремление (отсутствие стремления) к установлению адекватных контактов с ребенком; форма и характер взаимодействия с ребенком; особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.); особенности применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз); особенности использования разнообразных форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком; выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный контакт, т. е. через кого-то
Индивидуальные беседы Беседа-интервью один из специальных методов анализа ситуации с целью создания альтернативного варианта переживания значимой проблемы и определения возможного выхода из «тупиковой ситуации». Как часть диагностической процедуры беседа включается в процесс консультирования семьи.
Тестирование «Семейная социограмма» Методика PARI (Parental Attitude Research Instrument) Исследовательский инструмент родительских позиций и отношений
Анкетирование исследование личностных особенностей родителей и определение психологического типа; оценку интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик адаптационных механизмов, способности переносить длительный стресс; анализ внутрисемейных отношений и определение уровня интегрированности семей данной категории; установление типа родительско-детских отношений, детско- родительских отношений и причин их нарушений; определение модели семейного воспитания; изучение динамики детско-родительских и родительско- детских отношений под воздействием коррекции.
Психологическое консультирование семей с проблемными взаимоотно- шениями с детьми психолого-педагогическое консультирование; семейное консультирование; профориентированное консультирование.
Деловые игры Методика «Лесенка для детей» Методика «Два дома» Анализ детских рисунков «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», «Кинетический рисунок семьи». Анализ документации
Семьи, в которых традиционно сложился высокий уровень межличностных отношений наблюдается здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих физических, умственных и творческих способностей. Семьи с устойчивыми «ровными» взаимоотношениями. Семьи, в которых часто возникают конфликтные ситуации между родителями, между родителями и детьми. Члены семьи самостоятельно не могут решить конфликтные ситуации. Воспитание детей происходит стихийно. Благополучные только внешне семьи. Неблагополучные семьи.
управляющий совет,призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления образовательным учреждением; общешкольный родительский комитет; классный родительский комитет; профильные родительские объединения; «Совет отцов»; родительские конференции; родительские собрания; круглые столы с приглашением всех участников образовательного процесса и представителей общественных организаций. Здесь могут принимать участие специалисты по решению какой-либо проблемы, которые могут помочь найти оптимальный вариант ее решения.