ФИО студентов: Юханова Аттурина Валиковна Семериков Владислав Алексеевич Курс 4, семестр 7 ФИО и звание преподавателя: Баринова Оксана Владимировна, Психолог, Кандидат психологических наук. Доцент кафедры общей психологии МГППУ Форма обучения: заочно-дистанционная
Кто такой педагог-психолог? Если говорить профессиональным языком, то педагог- психолог сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием. А если говорить своим (свободным) языком, то педагог- психолог, это специалист, который может профессиональным оком взглянуть на проблему ребенка и его семьи и помочь найти решение. Это своего рода проводник, который несет фонарь, пока ребенок и его семья не выйдут на свет.
Главной целью психолого-педагогического сопровождения является сопровождение ребенка и его семьи а так же создание условий для развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Эта профессия имеет огромное значение в жизни ребёнка и его родителей. Родители, даже если видят какие-то отклонения в развитии чада или проблемы в общении со сверстниками, зачастую не знают, как ему помочь. На помощь в решении сложных ситуаций приходит педагог-психолог, который на основе имеющегося опыта, знаний может повернуть происходящее в нужное русло. Каждый маленький человек это уже индивидуальность, которая сталкивается с недетскими проблемами непонимание окружающих, проблемы в общении со сверстниками, отставание от школьной программы, излишняя зажатость или агрессивность, отклонения в личностном развитии. Если учителя не знают, как наладить атмосферу в коллективе, то психолог обязан оказать необходимую психологическую и педагогическую помощь не только ученикам, но и их родителям. Социальная значимость профессии в обществе
содействие формированию и поддержка благоприятного психологического климата в детском и педагогическом коллективах. поиск способов и форм реализации потребностей детей в условиях «Зеркального». проведение психологической диагностики разного профиля и назначения (для детей и вожатых). Задачи психолого-педагогического обеспечения: содействие в создании благоприятных условий для полноценного раскрытия личности ребенка, для выявления его способностей в различных сферах деятельности.
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и социализации: проблемы выбора образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями; психологическое обеспечение образовательных программ. развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов. обучение педагогического персонала основам психологических решений, психологии групп и детства, возрастным особенностям детей и т.п. проведение развивающей и психокоррекционной работы с детьми и педагогическим персоналом.
Личностные качества педагога-психолога общеобразовательного пространства Педагогическая направленность, как комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание; Эмпатия, выражающаяся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости, верности своим обещаниям; Педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе;
Личностные качества педагога-психолога общеобразовательного пространства Педагогическая зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом; Педагогический оптимизм, основанный на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы; Культура профессионального общения, предполагающую организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»; Педагогическая рефлексия, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью.
Личностные качества педагога-психолога общеобразовательного пространства На мой взгляд педагог-психолог должен иметь такие личностные качества как: готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию (т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии), педагогический такт (в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его психологической деятельности и направленности) адекватность самооценки и уровня притязаний, определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности
определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность, остроумие, ораторские способности, артистичность натуры Личностные качества педагога-психолога общеобразовательного пространства
способность делать учебный материал доступным; творчество в работе; педагогически-волевое влияние на учащихся; способность организовать коллектив учащихся; интерес и любовь к детям; содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность; педагогический такт; способность связать учебный предмет с жизнью; наблюдательность; педагогическая требовательность. Отечественный психолог, специалист в области педагогической психологии Ф. Н. Гоноболин дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности:
Профессиональные качества педагога-психолога общеобразовательного пространства Гностические навыки и умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей. Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п.
Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях. Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др. Профессиональные качества педагога-психолога общеобразовательного пространства
Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога-психолога является тип педагогической центрации т.е. избирательной направленности педагога на разные стороны педагогического процесса.
конформная - центрация на интересах, мнениях коллег; эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я гуманистическая - центрация на интересах детей. Педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся; центрация на интересах, требованиях администрации. Характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности; центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников. методическая, или познавательная - центрация на содержании, средствах и методике преподавания. Выделяются 6 типов центрации:
профилактическая работа; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); Виды деятельности по психолого-педагогическому обеспечению:
психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений); разработка и создание дидактического и стимульного материалов; издательская деятельность; исследовательская деятельность.