РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ КАЗАНСКИЙ ( ПРИВОЛЖСКИЙ ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Вопросы перехода на ФГОС из документов об образовании каждой страны ( от законов об образовании до приложений к диплому и учебных планов отдельных.
Advertisements

Родионова С.Е., к.ф.н., доц., Башкирский государственный университет Компетентностная модель бакалавра филологии и ее реализация вузами РФ.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА НА ОСНОВЕ ФГОС ВПО ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА НА ОСНОВЕ.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Особенности проектирования и реализации вузовских образовательных программ на основе ФГОС ВПО.
ВУЗ И РАБОТОДАТЕЛЬ : ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по.
Вузовские основные образовательные программы на основе ФГОС-3 по направлению подготовки «Филология» Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Коммуникация как объект профессиональной деятельности филолога и составляющая подготовки бакалавра и магистра филологии А.А. Чувакин, д.ф.н., проф., зав.
О внесении изменений в законодательство в области образования.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
« Математика и информатика » I курс.12 группа Ефимова Валерия Игоревна Московский Государственный Областной Университет.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Примерная основная образовательная программа «Прикладная филология» Пленум Совета по филологии 7-8 октября 2009 г., Великий Новгород Алексей Андреевич.
ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВУЗА В РАМКАХ ФГОС Методическая конференция ВГТУ 24 февраля 2010г. Профессор, д.ф-м.н. председатель.
Транксрипт:

РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ КАЗАНСКИЙ ( ПРИВОЛЖСКИЙ ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, ОКТЯБРЬ 2010 Г. Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова )

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса Болонский процесс – попытка создания единого образовательного пространства в Европе, конкурентоспособного по отношению к образовательным пространствам Америки, Азии и иных регионов планеты. Е динство образовательного процесса – не унификация, а прозрачность ( понятность ) образовательных систем разных стран по отношению друг к другу.

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса из документов об образовании каждой страны ( от законов об образовании до приложений к диплому и учебных планов отдельных учебных заведений ) должно быть ясно, ЧЕМУ именно, КАК именно и на КАКОМ УРОВНЕ ( с какой глубиной ) обучено то или иное лицо Главная задача :

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ образования ( бакалавр – магистр – доктор ) « прозрачные » классификаторы образовательных программ разных уровней, сопоставимые с соответствующими профессиональными стандартами единый набор критериев для характеристики разных уровней образования ( Европейская рамка квалификаций, ЕРК ) Для этого необходимы :

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса основным критерием оценки образовательных программ становится ответ на вопрос : какие именно профессиональные действия способно совершать обученное лицо ? то есть оценка приобретенных выпускником КОМПЕТЕНЦИЙ

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса « прозрачный » ( понятный для всех участников образовательного процесса ) способ приобретения компетенций – МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА образовательных программ унифицированная оценка сроков обучения – учет трудоемкости учебных программ в КРЕДИТАХ ( ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ ) А следовательно :

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ, МОДУЛЬНЫЙ и КРЕДИТНЫЙ подход – единый и неразрывный принцип создания образовательных программ в рамках Болонского процесса Таким образом :

Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса Наиболее последовательно базовые принципы Болонского процесса на данный момент реализованы в масштабном международном проекте Tuning Educational Structures in Europe Настройка европейских образовательных структур

Краткая характеристика проекта Tuning Educational Structures in Europe Начался в 2000 г. по инициативе ряда университетов европейских стран, поддержанной Европейской Комиссией. Ныне в проекте заняты свыше 200 университетов из примерно 50 стран - участниц Болонского процесса, расположенных на двух континентах – в Европе и Латинской Америке, а также Кыргызстан, Украина, Грузия и Турция. Термин « настройка » в названии проекта ( от англ. tuning) определяет его главный принцип : университеты стремятся не к унификации программ, но к согласованию параметров, лежащих в их основе и облегчающих их понимание вузами - партнерами.

Краткая характеристика проекта Tuning Educational Structures in Europe На первом этапе (2000–2002 гг.) в рамках проекта TUNING началась разработка моделей образовательных программ по девяти предметным областям : бизнес - подготовка, физика, химия, геология, педагогика, европейские исследования, история, математика, сестринское дело ( уход за больными ). В дальнейшем спектр направлений расширился и на третьем этапе проекта (2004–2006 гг.) включал уже 18 позиций. Российская Федерация присоединилась к проекту TUNING в 2006 г. по инициативе Государственного университета – Высшей школы экономики ( ГУ – ВШЭ ), который разработал проект « Настройка образовательных программ в российских вузах » («Tuning Education Programmes in Russian HEIs» – TUNING–Russia).

Краткая характеристика проекта Tuning Educational Structures in Europe Для всех предметных областей были определены пять основных направлений работы : Формулировка общих ( универсальных ) компетенций, независимых от предметной области ( направления подготовки ВПО ). Формулировка профессиональных компетенций, специфических для каждой предметной области ( направления подготовки ВПО ). Разработка алгоритма учета трудозатрат студентов на обучение в кредитных единицах ECTS (European Credit Transfer System - « Европейская система перевода и накопления кредитов »). Выработка новых образовательных технологий и принципов оценки результатов обучения. Выработка систем повышения качества образования ( создание вузовских структур контроля качества образования ).

Зачем нужны компетенции ? Компетенции выражают идущие в мировом образовании процессы – переход от понятия « квалификация » к понятиям « результат обучения » и « компетентность » ( документы ЮНЕСКО « Реформирование и развитие высшего образования », 1995; « Образование : сокрытое сокровище », 1997; Всемирная конференция по высшему образованию ЮНЕСКО, 1998)

Новые цивилизационные процессы и требования рынка: в современных видах профессиональной деятельности усиливается информационный и творческий подход ; однотипность и взаимозаменяемость работников уступает место персонализации задач ; возрастает роль гибких краткосрочных проектов и коллективов ( временный состав вместо кадрового ); исчезают рабочие места, на которых находятся в течение всей жизни ; разрушается профессиональная замкнутость, нарастает динамика профессий, их глобализация ; профессиональное образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию ;

Выводы для системы образования: происходит изменение профессиональных качеств, востребованных на рынке труда ; ценится не квалификация, а компетентность, т. е. обладание определенными способностями ; компетенция не означает отказа от категории « квалификация », компетенция включает квалификацию, т. е. профессиональные знания и умения ( по : Байденко В. И. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования : экспериментальная учебная авторская программа. М., 2007)

«Вечный» конфликт вузов и работодателей Дядюшка : Скажи, что ты знаешь, к чему чувствуешь себя способным ? Александр : Я знаю богословие, гражданское, уголовное, естественное и народное права, дипломацию, политическую экономию, философию, эстетику, археологию … Дядюшка : Постой, постой ! А умеешь ли ты порядочно писать по - русски ? Теперь пока это нужнее всего … Александр : Вот начало другого проекта. Дядюшка : Отобедай у меня дважды, да только не дописывай другого проекта. Александр : Почему же ? Дядюшка : Да так, ты теперь хорошего ничего не напишешь, а время уйдет. Александр : Как ! Слушавши лекции ? Дядюшка : Они пригодятся тебе со временем, а теперь смотри, читай, учись да делай, что заставят. И.А.Гончаров «Обыкновенная история»: ( Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. С , 54)

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Компетенции – это ожидаемые и измеряемые результаты обучения - конкретные достижения студентов ( выпускников ), которые определяют, что будет способен делать студент ( выпускник ) по завершении всей или части образовательной программы Компетенции – интегральная характеристика обучающегося, т. е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения всей или части образовательной программы.

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Компетенции делятся на две группы : общие ( универсальные ); предметно - специализированные ( профессиональные ). К универсальным компетенциям относятся инструментальные, межличностные и системные.

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Инструментальные компетенции включают когнитивные способности : умения понимать и использовать идеи и умозаключения, управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принимать решения и разрешать проблемы ; навыки работы с компьютером и управления информацией ( способность извлекать и использовать информацию из различных источников ), а также лингвистические и коммуникативные навыки. Межличностные компетенции подразумевают умения осознанно выражать и мотивировать свое отношение к чему - либо, способность к критическому мышлению и самокритике, а также включают социальные навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества : умение работать в группе, принимать на себя социальные и этические обязательства. Системные компетенции описывают основные характеристики мышления, позволяющие осознавать, как различные факторы соотносятся друг с другом, оценивать роль отдельных компонентов в системе, планировать изменения в системе и конструировать новые системы.

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Модуль – … 3) перен. Вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть какой - нибудь системы, организации ( Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999). Различные понимания модуля : часть дисциплины ( дидактическая единица, раздел, глав, тема ), изучение которой заканчивается определенным видом контроля ; учебная дисциплина ( совокупность дидактических единиц ; курс, рассчитанный на несколько семестров ); группа родственных дисциплин, объединенных по тематическому принципу.

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ В TUNING: Модуль - совокупность всех видов учебной работы, необходимых для формирования у студента определенной компетенции или группы родственных компетенций Модуль – относительно самостоятельная ( логически завершенная ) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направленных на формирование компетенций, необходимых для присвоения определенной квалификации

Классификация модулей основные модули поддерживающие модули модули организационных и коммуникационных компетенций специализированные модули ( профилирующие / непрофилирующие ) обязательные / факультативные / элективные

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Специфика понятия « модуль » в методологии TUNING: Модуль объединяет различные виды учебной работы – лекции, семинары, практики, самостоятельную работу студента, процедуры отчетности ( контрольные работы, рефераты, зачеты и т. п.). Каждому модулю назначается ограниченное число кредитов в стандартизованных ( для данной программы или для ряда программ ) кратных числах ( например 5, 10, 15 – или 3, 6, 12 и т. п.). Освоение каждого модуля завершается аттестацией ( оценкой результатов ).

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Кредитные ( зачетные ) единицы ECTS При освоении студентами модулей за каждый из них начисляется определенное количество кредитных ( зачетных ) единиц, выступающих в качестве меры трудоемкости обучения. Европейская система перевода и накопления кредитов (European Credit Transfer System, ECTS) – одно из важнейших средств, обеспечивающих мобильность студентов и сопоставимость образовательных программ. В кредитах ECTS учитывается количество времени ( аудиторных занятий, самостоятельной работы, практик и т. п.), необходимое студенту для достижения результатов обучения. Кредиты начисляются в случае успешного освоения студентом определенной части программы ( модуля ) и не зависят от полученной оценки или степени важности модуля для профессиональной подготовки.

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Кредитные ( зачетные ) единицы ECTS Кредит отражает пропорциональное соотношение отдельных модулей в общей структуре образовательной программы. Распределение кредитов осуществляется « вертикально », « сверху »: от общей нагрузки образовательной программы или года обучения к нагрузке циклов обучения и отдельных модулей. Один кредит в оценках проекта TUNING соответствует 25–30 астрономическим часам учебного времени. Трудозатраты студента на протяжении одного академического года не могут превышать 60 кредитов ( зачетных единиц ).

Методология проекта TUNING: алгоритм построения образовательных программ Алгоритм разработки образовательных программ в методологии TUNING представляет собой семь последовательных шагов : Шаг 1. Подтверждение социального « заказа » на программу, определение ее профиля ; Шаг 2. Формулировка целей программы и описание результатов обучения в терминах компетенций ; Шаг 3. Определение универсальных ( общих ) и профессиональных ( предметно - специализированных ) компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы ; Шаг 4. Формирование и описание содержания и структуры программы ( состав модулей и их объем в кредитных единицах ); Шаг 5. Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций ; Шаг 6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций ; Шаг 7. Создание системы оценки, обеспечения и повышения качества обучения

ФГОС ВПО определяет: Направление подготовки, уровень Сроки реализации ООП Требование к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП Болонский процесс и ФГОС

Особенности ФГОС по сравнению с ГОС и ГОС-21 Нет деления на федеральный и др. компоненты Определены виды и задачи деятельности Разработка совместно с работодателями Возможность модульного построения ООП Ориентация на результаты обучения (компетенции) Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% С – не менее 70%

Основные характеристики ФГОС по направлению «Филология» (бакалавриат) Компетентностная модель филолога – современная концепция филологического образования : филолог - специалист, подготовленный ко всем видам работ с различными типами текстов ( включая и устные, и виртуальные ) - то есть обученный созданию, интерпретации ( анализ языковой и литературной информации ), трансформации ( корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование и аннотирование ) и распространению ( осуществление в разнообразных коммуникативных ситуациях устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной ) различных типов текстов ( устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет и иные документы ; официально - деловой, публицистический, рекламный текст и т. п.).

Основные характеристики ФГОС по направлению «Филология» (бакалавриат) Виды профессиональной деятельности: 1.научно-исследовательская в научных, научно-педагогических и иных учреждениях; 2.педагогическая в системе среднего общего и среднего профессионального образования; 3.прикладная (переводческая, редакторская, экспертная, аналитическая и т. п.) в учреждениях образования, культуры, управления, СМИ; в области языковой и социокультурной коммуникации и других сферах социально-гуманитарной деятельности; 4.проектная деятельность в образовательных и культурно- просветительских учреждениях, литературных и литературно- художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно- организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях; 5.организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах.

Основные характеристики ФГОС по направлению «Филология» (бакалавриат) Задачи профессиональной деятельности (выдержка): научно - исследовательская деятельность : научные исследования в области филологии с применением полученных теоретических и практических знаний ; анализ и интерпретация на основе существующих научных концепций отдельных языковых, литературных и коммуникативных явлений и процессов, всех типов текстов, включая художественные, с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов ; сбор научной информации, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований ; участие в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня ; выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований ; устное, письменное и виртуальное ( размещение в информационных сетях ) представление материалов собственных исследований ;

Основные характеристики ФГОС по направлению «Филология» (бакалавриат) Профессиональные компетенции (выдержка): в научно - исследовательской деятельности : способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка ( языков ) и литературы ( литератур ), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно - исследовательской деятельности ( ПК -5); способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов ( ПК -6); владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания ; знание основных библиографических источников и поисковых систем ( ПК -7); владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального ( размещение в информационных сетях ) представления материалов собственных исследований ( ПК -8);

Основные характеристики ФГОС по направлению «Филология» (бакалавриат) Профессиональные компетенции (выдержка): общепрофессиональные компетенции : способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка ( языков ) и литературы ( литератур ), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии ( ПК -1); владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий ( ПК -2); свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме ( ПК -3); владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке ( ПК -4);

Основные характеристики ФГОС по направлению «Филология» (бакалавриат) Общекультурные компетенции (выдержка): владение культурой мышления ; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ( ОК -1); готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе ( ОК -3); умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности ( ОК -5); стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства ( ОК -6); умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних ( ОК -7)…

Основные характеристики ФГОС по направлению «Филология» (бакалавриат) Код УЦ ООП Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий зач. ед. Б.1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Базовая часть В результате изучения базовой части цикла студент должен : История знать : Философия уметь : владеть : Иностранный язык … Вариативная часть (50%), в т. ч. дисциплины по выбору обучающихся ( не менее 30% вариативной части )

Основные характеристики ФГОС по направлению «Филология» (бакалавриат) Разделызач. ед. Б.4. Физическая культура 2 Б.5. Учебная и производственная практики Б.6. Итоговая государственная аттестация 12 Общая трудоемкость основной образовательной программы 240 Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций

Работодатели во ФГОС: 4.3. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно - педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей ; 8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем : o разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей ; o регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности ( стратегии ) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей ; 8.4. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины и так далее.

Модули во ФГОС (примеры): 6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую ( обязательную ) часть и вариативную ( профильную ), устанавливаемую вузом. Вариативная ( профильная ) часть дает возможность расширения и ( или ) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых ( обязательных ) дисциплин ( модулей ), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и ( или ) для продолжения профессионального образования в магистратуре Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ), материалы, обеспечивающие качество подготовки и воспитания обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. и т. п. – везде, где речь идет о дисциплинах и курсах

Расхождения принципов ФГОС и TUNING Образовательные программы на основе ФГОС структурируются по циклам дисциплин (ГСЭ, ЕН, ПД), а не по модулям, как в TUNING. Перечни компетенций для предметной области (направления подготовки) в TUNING единые для бакалавра и магистра, во ФГОС – раздельные. В TUNING бакалавр и магистр различаются по уровню освоения компетенций. В TUNING перечень компетенций представляет собой МАКСИМУМ для каждой предметной области; ФГОС лимитирует МИНИМАЛЬНЫЙ набор компетенций для направления подготовки. Кредитные (зачетные) единицы во ФГОС приравнены к академическим часам, объем циклов и дисциплин «механически» пересчитывается в соотношении 1:36.

Проект Tempus SM_SCM-T035B (RU) Срок реализации МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ГУМАНИТАРНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ TUNING-ECTS ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ A Russian Tuning-ECTS based-model for the Implementation of the Bologna Process in Human Sciences (RHUSTE)

Алгоритм сопряжения российских ООП с программами в рамках TUNING Имеющиеся во ФГОС дисциплины разделены на проблемно- тематические области, каждой дисциплине присвоен одинаковый объем кредитов. Например: Социально-гуманитарная18 Философия6 Социология3 Политология3 Культурология3 Спецкурсы3 Экономико-управленческая12 Экономика6 Основы менеджмента3 Правоведение3 Коммуникативная27 Русский язык и академическая коммуникация 6 Иностранный язык21 Теоретические основы исторического знания 15 Теория и методология истории6 История исторической науки6 Спецкурс3

Алгоритм сопряжения российских ООП с программами в рамках TUNING Показано место каждой области в учебном процессе, например: 1 сем.2 сем.3 сем.4 сем.5 сем.6 сем.7 сем.8 сем. СГ К 1 6 К 2 3 К ЭУ 6 ТОИЗ 6 6 6

РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗОВЫХ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ КАЗАНСКИЙ ( ПРИВОЛЖСКИЙ ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, ОКТЯБРЬ 2010 Г. Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова )