«В последние годы сложилась иллюзия, что лидеры бизнеса придут и скажут: чему и как надо учить. Этого не произойдет. Думаю, что предметом договоренности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетентностный подход в современном европейском образовательном пространстве Д-р пед. н., проф. Тарева Е.Г.
Advertisements

Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
«Планируемые результаты освоения ООП НОО» Копотева Г.Л.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Современное высшее образование: формирование компетентности специалиста.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
1. Положение об организации учебного процесса в СВФУ с использованием системы зачетных единиц 2. Положение о кредитно- модульной организации учебного процесса.
Требования к результатам освоения образовательных программ.
ГОУ ВПО Кузбасская государственная педагогическая академия Разработка учебного плана на компетентностной основе _________________________________________.
С ИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Семинар для педагогов МБОУСОШ6.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
Теоретические и прикладные проблемы измерения компетенций Хван Андриан Андрианович Кузбасская государственная педагогическая академия г. Новокузнецк.
Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Пермский государственный технический университет.
Транксрипт:

«В последние годы сложилась иллюзия, что лидеры бизнеса придут и скажут: чему и как надо учить. Этого не произойдет. Думаю, что предметом договоренности могут стать только результаты обучения. Должны встретиться интересы сторон: тех, кто использует – потребляет – квалификации выпускников, и тех, кто их готовит. Пока эти стороны не слышат друг друга. Я думаю, что основная проблема в отсутствии языка. Языка, на котором мир академический и учебный может разговаривать с миром технологическим и производственным» «…нужно как бы распаковать систему образования. Она должна стать открытой и прозрачной для своих потребителей к требованиям экономики, а не быть вещью в себе». А.Волков, журнал «Эксперт», 2007

Сущность и назначение компетентностного подхода. Компетенции: сущность понятия. Пути внедрения компетентностного подхода. Внедрение компетентностного подхода в ИИЯ МГПУ

Компетенции/компетентности – единый (согласованный) «язык» для описания академических и профессиональных профилей и уровней высшего образования. «Язык» компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования За рубежом «Обучение на основе компетенций» Competence Based Approach; Lapproche par compétences В России Компетентностный подход

«Обучение на основе компетенций» Компетентностный подход Компетенции – современный методологический инструмент для «болонского» обновления в европейских вузах учебных планов и программ; путь к расширению академического и профессионального признания и мобильности, к увеличению сопоставимости и совместимости дипломов и квалификаций создание «наднационального», «надстранового» типа результатов обучения, т.е. компетенций.

Проблема Хорошее владение набором теоретических знаний НО: Трудности в использовании этих знаний для решения конкретных жизненных и профессиональныхзадач или проблемных ситуаций. Знаю что, но не знаю как… РАНЬШЕ

Проблема Ориентир на собирательный образ студента НО: Неспособность действовать самостоятельно, ответственно, ориентироваться на собственные ресурсы. Знаю, что надо делать, но не знаю, как бы поступил лично я…

При компетентностном подходе Личность – субъект истории, активный деятель. Образование – механизм формирования образа мира и человека в нем. Абсолютизация условий, в которых обучающийся развивает свои природные силы. Знаю что, знаю как и что бы сделал я лично!

Цели обучения: усвоение студентом социального опыта необходимого для жизнедеятельности в обществе; формирование мировоззрения в виде целостной картины мира; развитие умения осознанно планировать свое развитие, самостоятельно учиться; развитие в обучающемся системы индивидуально своеобразных личностных качеств и свойств, способствующих саморазвитию: мотивации, рефлексии, системных знаний и т.д.

Цель Результат подготовленность? образованность? общая культура? воспитанность? КОМПЕТЕНЦИИКОМПЕТЕНЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Цель обучения –формирование КОМПЕТЕНЦИЙ внутренних потенциальных личностных новообразований: знаний, навыков, умений, представлений, программ действий, систем ценностей и отношений КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Результат Результат освоения отдельных учебных предметов = знания + навыки + умения Квалификационные характеристики Квалификационные характеристики (требования работодателей к выпускнику) Компетенции = Личностные характеристики Личностные характеристики (ценностные ориентации, мотивация, способности) ВЫВОД: Компетенции включают не только когнитивную и операционально-действенную составляющие, но и мотивационную, эстетическую, социальную и поведенческую + +

знание и понимание знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать) знание как действовать знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям) Компетенции = знание как быть знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). ВЫВОД: Компетенции – это сочетание характеристик, которые описывают уровень, в соответствии с которым человек способен эти компетенции реализовать + + Общеевропейский проект TUNING

диктует изменение цели образования, содержания образования, результата образования новая система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся – современные компетенции

ЦЕЛЬЦЕЛЬ Компетенции РЕЗУЛЬТАТРЕЗУЛЬТАТ УМКД формулировка целей; содержание дисциплины; описание процесса обучения Основная образовательная программа Учебный план модульное построение; набор дисциплин; количество кредитовТехнологии инновационные; интерактивные; личностно ориентированные самостоятельная работа; контроль

общекультурные компетенции профессиональные компетенции

Отбор компетенций 1.Исходный список из 85 компетенций (на 11 языках); 2.В университете опрос выпускников (150 ), работодателей (30), преподавателей (15); 3.Составление и совмещение рейтингов компетенций, множественная обработка данных 4.Выработка списка компетен- ций и их классификация 1.Исследования аналитических центров, УМО, анализ требований ГОС ВПО (1, 2 поколения) 2.Выявление списка компетенций 3.Сравнение с компетенциями проекта TUNING 4.Выработка списка компетенций и их классификация. 5.Стилистическая правка дескрипторов

разработка УМКД в соответствии с компетентностным подходом; разработка учебников, учебных пособий, нацеленных на формирование компетенций; подготовка преподавателей, готовых к работе в условиях компетентностного подхода; разработка методов обучения, обеспечивающих формирование у студентов профессионально значимых компетенций

Компетентностный формат УМКД: 1.основан на выделении той совокупности / системы компетенций, которые формируются в результате освоения дисциплины (модуля); 2.в зависимости от компетенций формулируются: цели, содержание, структура дисциплины (модуля), определяются формы и виды промежуточной и итоговой аттестации.

При отборе компетенций: 1)решение принимает автор/авторы УМКД с учетом требований стандарта и ООП, 2)учитывается степень соответствия содержания дисциплины (модуля) планируемому результату (компетенции), 3)принимается решение о формировании как компетенции целиком, так и определенной части компетенции. 4)принимаются во внимание: содержательные особенности дисциплины, роль дисциплины в подготовке выпускника к выполнению профессиональных задач, учебный цикл ООП (общенаучный / профессиональный), базовая или вариативная части циклов, к состав которых входит дисциплина (отражено в учебном плане).

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.