Разработка вузовских основных образовательных программ на основе ФГОС: опыт и проблемы Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Учебно-методический семинар «Проблемы перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)третьего поколения» июня 2011г.,
Advertisements

Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Вузовские основные образовательные программы на основе ФГОС-3 по направлению подготовки «Филология» Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Документы, регламентирующие практику Докл. Матына Л.И.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
ВУЗ И РАБОТОДАТЕЛЬ : ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ГУМАНИТАРНОЙ СФЕРЕ Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Родионова С.Е., к.ф.н.,доц., филологический факультет Алгоритм создания вузовской ООП магистра.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Родионова С.Е., к.ф.н., доц., Башкирский государственный университет Компетентностная модель бакалавра филологии и ее реализация вузами РФ.
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Новосибирский государственный технический университет.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМ. Н.А.РИМСКОГО-КОРСАКОВА РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН на основе Федеральных государственных.
Результаты экспертизы образовательных программ. 1. Участие работодателей в разработке и реализации ООП. 2. Профили подготовки бакалавров и магистерские.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
Транксрипт:

Разработка вузовских основных образовательных программ на основе ФГОС: опыт и проблемы Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова ) Разработка вузовских основных образовательных программ на основе ФГОС: опыт и проблемы Учебный центр подготовки руководителей марта 2011 г., г. Санкт - Петербург

Ближайшие задачи вузов : Статья 17 Федерального закона от г ФЗ ( о ФГОС ) в редакции Статьи 6 Федерального закона от г ФЗ : Прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30 декабря 2010 года. Приказ Рособразования от 10 февраля 2010 г. 109: внутривузовскую нормативно-правовую и организационно-методическую базу 5.2. Разработать в 2010 году внутривузовскую нормативно-правовую и организационно-методическую базу для обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. выполнение требований к условиям реализации 5.3. Обеспечить в вузе и его филиалах выполнение требований к условиям реализации основных образовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

ФГОС: схема реализации ФГОС по направлению подготовки ВПО ( определяет 50% содержания подготовки бакалавра, 30% магистра ) ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по направлению подготовки создана базовым вузом - разработчиком ФГОС, рекомендательный имеет рекомендательный характер ВУЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по конкретному профилю подготовки разрабатывается вузом / факультетом комплекс документов представляет собой комплекс документов

Определение ООП: Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин ( модулей ) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Статья 9 п. 6.2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года 3266-I « Об образовании » Статья 5 п. 5 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125- ФЗ « О высшем и послевузовском профессиональном образовании »

Содержание ООП: 1. Учебный план 2. Годовой календарный учебный график 5. Материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся ( например, фонды контрольных заданий ) 6. Методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии ( например, УМК ) 3. Рабочие программы учебных курсов 4. Программы учебной и производственной практик в компетентностном формате

Европейский алгоритм построения образовательных программ (методология проекта Tuning Educational Structures in Europe ): Шаг 1. Подтверждение социального « заказа » на программу, определение ее профиля ; Шаг 2. Формулировка целей программы и описание результатов обучения ; Шаг 3. Определение универсальных ( общих ) и профессиональных ( предметно - специализированных ) компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы ; Шаг 4. Формирование и описание содержания и структуры программы ( состав модулей и их объем в кредитных единицах ); Шаг 5. Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций ; Шаг 6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций ; Шаг 7. Создание системы оценки и обеспечения качества обучения.

Российская «адаптация» болонских схем: Tuning Российская практика 1. Подтверждение социального заказа на программу Сотрудничество с работодателями не ведется или ведется формально 2. Формулировка целей программы и описание результатов обучения Цели программы и описание результатов обучения в ООП отсутствуют 3. Определение универсальных и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы Общекультурные и профессиональные компетенции механически копируются из ФГОС, не уточняются применительно к ООП 4. Формирование и описание содержания и структуры программы ( состав модулей и их объем в кредитных единицах ) Учебный план в дисциплинарном формате дублирует предшествующую пятилетнюю версию ; зачетные единицы автоматически пересчитываются из прежнего объема часов 5. Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций Не ведется 6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций Не ведется или ведется формально ( воспроизводятся прежние методы и технологии оценивания ) 7. Создание системы оценки и обеспечения качества обучения Не существует или не учитывает специфику конкретных ООП

Цели ООП и компетентностная модель выпускника : 1. Что представляет собой наш выпускник ? Например : Филолог – специалист, подготовленный ко всем видам работ с различными типами текстов ( письменных, устных и виртуальных, включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов ): способный к созданию, интерпретации ( анализ языковой и литературной информации ), трансформации ( корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование и аннотирование ) и распространению ( осуществление в разнообразных коммуникативных ситуациях устной и письменной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной ) различных типов текстов ( устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет и иные документы ; официально - деловой, публицистический, рекламный текст и т. п.).

Цели ООП и компетентностная модель выпускника : 2. Что для этого он должен уметь ( какими компетенциями обладать )? Пример из ФГОС по направлению подготовки ВПО « Филология » - профессиональные компетенции для прикладной деятельности : владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов ( ПК -12); владение базовыми навыками доработки и обработки ( например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование ) различных типов текстов ( ПК -13); владение навыками перевода различных типов текстов ( в основном научных и публицистических, а также документов ) с иностранных языков и на иностранные языки ; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках ( ПК -14); Дополнительные профильные компетенции ( формулируются вузом ), например : представление о диалектном разнообразии, социальной стратификации и стилистических ресурсах русского / родного языка ; знание родственных связей русского / родного языка и его типологических соотношений с другими языками, его истории, современного состояния и тенденций развития ; умение анализировать русский / родной язык в его истории и современном состоянии, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания, коммуникативистики и когнитивной лингвистики, психо -, этно - и социолингвистики ; ориентироваться в основных этапах истории науки о языке и дискуссионных вопросах современного языкознания ; знание литературы и фольклора в их историческом развитии и современном состоянии ;

Цели ООП и компетентностная модель выпускника : 3. Чему именно мы должны для этого его научить ( какие именно части / модули / дисциплины должны входить в учебный план )? а ) анализ прежнего учебного плана на его соответствие целям и результатам обучения, заявленным во ФГОС ; б ) разработка НОВОГО учебного плана, сохраняющего преемственность по отношению к старому, но НЕ ТОЖДЕСТВЕННОГО ему. 4. Каково должно быть взаимное соотношение частей / модулей / дисциплин учебного плана ( сколько зачетных единиц отвести на каждую часть )? а ) распределение зачетных единиц должно вестись « сверху », исходя из целей ООП и результатов обучения, а не « снизу », с максимальным сохранением объема часов из старого учебного плана ; б ) сокращение сроков обучения на год ( бакалавр вместо специалиста ) должно сопровождаться ИЗМЕНЕНИЕМ технологий и методик обучения. 5. Какими именно способами сформировать компетенции ? Как их оценить ? а ) активные формы обучения, самостоятельная работа студента ; б ) изменение концепции и процедуры ИГА ; в ) понятные преподавателям и студентам способы оценки качества обучения.

Структура ООП: дополнительные разделы, предлагаемые разработчиками ФГОС и экспертами УМО 1. Цель ( миссия ) ООП. 2. Компетенции, формируемые в результате освоения ООП ВПО. ( дополняются и конкретизируются компетенции, имеющиеся во ФГОС ) 3. Ресурсное обеспечение ООП ( если нужно оговорить особо ) Кадровое обеспечение Материально - техническое обеспечение Учебно - методическое и информационное обеспечение. 4. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально - личностных компетенций выпускников ( единый внутривузовский документ ). 5. Нормативно - методическое обеспечение образовательных технологий и системы оценки качества освоения обучающимися ООП бакалавриата Требования к итоговой государственной аттестации Процедуры и механизмы контроля качества реализации ООП.

Типичные ошибки при разработке ООП : 1. Выбор излишне большого количества профилей подготовки, не соотнесенного с материально - технической базой вуза и количеством бюджетных мест на данном направлении подготовки ВПО. 2. Излишняя детализация и некорректность формулировок названий профилей, устанавливаемых вузом самостоятельно. 3. Отсутствие логичных образовательных траекторий ( профильных и индивидуальных ). Эклектичность набора курсов по выбору. 4. Излишнее дробление курсов учебного плана ( дисциплины объемом менее 2 ЗЕ ); дробление зачетных единиц по формам работы ( например : процедура сдачи зачета – 0,5 ЗЕ ). 5. Излишняя формализованность подходов к обучению ( требование одинакового процентного соотношения лекционных и практических занятий для всех учебных дисицплин ). 6. Отсутствие различий в ООП бакалавра и магистра по типам курсов, уровню их изучения, образовательным технологиям. 7. Невыполнимые сроки разработки ООП, особенно программ дисциплин.

Разработка программ учебных дисциплин. В рабочих программах дисциплин ( модулей ) должны быть отражены : цели освоения дисциплин ( модулей ); место дисциплины ( модуля ) в ООП : указывается часть ООП и образовательный блок ( при его наличии ), к которому относится данная дисциплина ( модуль ); дается описание логической и содержательно - методической взаимосвязи с другими частями ООП ( блоками, модулями, дисциплинами, практиками ); указываются требования к « входным » компетенциям обучающегося, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин ( модулей ); указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины ( модуля ) необходимо как предшествующей ; общая трудоемкость дисциплин ( модулей ) ( в зачетных единицах и в академических часах ); структура и содержание дисциплины ( модуля ): приводятся все разделы ( дидактические единицы ) дисциплины ( модуля ) с указанием семестра и недели их освоения ; для каждого раздела указываются виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов, трудоемкость ( в академических часах ), формы текущего контроля успеваемости ( по неделям ), формы промежуточной аттестации ; образовательные технологии ( в том числе процент занятий в интерактивных формах ); учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов ; оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации ; информационное и материально - техническое обеспечение дисциплины ( модуля ).

Насущные проблемы : Разработка вузовской нормативной документации : о расчете нагрузки преподавателей, об ИГА, о СРС, о социальной среде вуза. Перераспределение нагрузки преподавателей из - за увеличения СРС и уменьшения лекционных часов. Создание методик активных форм обучения. Отсутствие финансирования перехода на ФГОС. Работа с преподавателями : без разъяснения им сути реформ и помощи при переходе на ФГОС все административно - методические усилия бессмысленны !

Разработка вузовских основных образовательных программ на основе ФГОС: опыт и проблемы Е. Н. Ковтун д. ф. н., профессор, заместитель Председателя Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию ( МГУ имени М. В. Ломоносова ) Разработка вузовских основных образовательных программ на основе ФГОС: опыт и проблемы Учебный центр подготовки руководителей марта 2011 г., г. Санкт - Петербург