Принципы разработки многопрофильного государственного образовательного стандарта бакалавра по направлению 010400 - «Информационные технологии» В.А. Сухомлин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Advertisements

Из проекта ГОС по направлению «Прикладная информатика» © МЭСИ, 2006.
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ НОВОГО ПРОЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ –ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Ю.Л. Костюк Томский.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Проблемы разработки и внедрения учебных планов по новым направлениям в области информационных технологий Андрей М.Чеповский МГТУ им. Н.Э.Баумана Преподавание.
САФУ имени М.В. Ломоносова Институт математики и компьютерных наук.
Кафедра « Экономическая информатика » Институт экономики и финансов МИИТ БИЗНЕС - ИНФОРМАТИКА Направление подготовки : Профиль подготовки : « Информационные.
Киров Специальность «Информационные системы» Код специальности КОГОБУ СПО «Кировский педагогический колледж» (по отраслям)
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы Пермский государственный технический университет.
БИЗНЕС – ИНФОРМАТИКА ( БАКАЛАВРИАТ ) Кафедра « Экономическая информатика » Институт экономики и финансов МИИТ а.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования Калининградской области «Художественно-промышленный техникум»
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
Кафедра математики и информатики Троицкого филиала ЧелГУ.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный технический университет»
Программа повышения квалификации «Обеспечение функционирования ситуационных центров органов государственной власти субъектов РФ с учетом требований информационной.
Факультет бизнес - информатики НИУ ВШЭ – Пермь На факультете ведется подготовка бакалавров по направлениям: Бизнес-информатика Программная.
Курсовое проектирование корпоративных информационных систем на платформе 1С:Предприятие 8 Евгений Ковалев 01 февраля 2012 г. 12 международная научно-практическая.
Внедрение стандарта Computing Curricula2001 в учебные планы к.т.н., доцент Андрей М. Чеповский
Транксрипт:

Принципы разработки многопрофильного государственного образовательного стандарта бакалавра по направлению «Информационные технологии» В.А. Сухомлин Проф. МГУ им. Ломоносова

Определение содержания и структуры направления ИТ Выбор структуры стандарта и общеобразовательной программы Разработка компетентностной модели для направления ИТ Ведение. Основные проблемы

Следующие точки зрения на область ИТ 1) ISO, IEC, ITU - Information technology - как интегральной научно-прикладной дисциплины сложилось в середине 80-х годов 2) ACM&IEEE – Computing (P. Denning) – начало 90-х (первоначально Computer Science + Computer Engineering) 3) Европейский консорциум Career Space – Information and Communication Technology (ICT) 1. Анализ методологических основ направления ИТ

В уставных документах комитета JTC1 дано следующее определение для понятия информационные технологии: - в данном понятии объединяются методы, средства и системы, связанные со сбором, производством, обработкой, передачей, распространением, хранением, эксплуатацией, представлением, использованием, защитой различных видов информации; - создание ИТ базируется на использовании многих видов современных индустрий, включая: компьютерную, телекоммуникационную, приложений и информационных содержаний, электронных бытовых приборов и пр ISO, IEC, ITU: Information technology

1.1. Взаимосвязь области ИТ с базовыми технологиями Информационные технологии Компьютерная индустрия Коммуникационная индустрия Индустрия Электронных Бытовых приборов Индустрия контента и приложений

1.2. Computing В СС2005 Computing - как любая техническая деятельность, вовлекающая применение компьютеров. Примеры такой деятельности: - проектирование и создание аппаратного обеспечения; - проектирование и создание программного обеспечения; - обработка, структурирование и управление различными видами информации; - выполнение научных исследований с использованием компьютеров; - повышение интеллектуальности компьютерных систем; - создание и использование коммуникационных и мультимедийных сред; - поиск и сбор релевантной для конкретных целей информации, и пр. Широта области ИТ влечет требования многопрофильности и расширяемости поля подготовки.

1.2. Архитектура СС2005 CC2005 Overview The Guide to Undergraduate Degree Programs in Computing CC2001 (CS2001) Computer Science IS 2002 Information Systems SE 2004 Software Engineering CE 2004 Computer Engineering IT2006 Information Technology Other curriculum volumes as needed for emerging disciplines Curriculum Volume

1.2. Архитектура СС2005 В настоящее время разработаны объемы знаний для подготовки бакалавров по следующим профилям: - вычислительная техника (Computer Engineering-CE2004 ), - компьютерные науки (Computer Science - CS2001 ), - информационные системы (Information Systems - IS2002, - программная инженерия (Software Engineering - SE2004 ), - системы информационных технологий (Information Technology - IT2005 ). Для профиля IT поясняется, что существует две трактовки понятия ИТ: - в широком смысле под ИТ понимается весь объем понятия Computing - в узком смысле под ИТ понимаются собственно системы ИТ, формирующие современную информационную инфраструктуру предприятий.

1.3.Модель актуальных для ИКТ-сектора специализаций

1.3. Ядерные специализации подготовки ИКТ-кадров 1 Разработка программного обеспечения и приложений (SW&Applications Development) 2Проектирование и эксплуатация систем (Systems Specialist) 3Разработка и архитектура программного обеспечения (SW Architecture&Design) 4Технологии электросвязи (Data Communications Engineering) 5Консалтинг в области ИТ-бизнеса (IT Business Consultancy) 6САПР (Digital Design) 7Разработка телекоммуникационных сетей (Communications Network Design) 8Разработка продуктов ИКТ (Product Design) 9Техническая поддержка систем ИТ (Technical Support) 10Системная интеграция (Integration & Test / Implementation & Test Engineering) 11Разработка приложений для обработки сигналов (Digital Signal Processing Applications Design) 12Разработка мультимедийных ИТ (Multimedia Design) 13Радиоинженерия (Radio Frequency (RF) Engineering)

1.4. Вывод Все же «Информационные технологии»: - более четкое определение - соответствие практике - классификация на собственные и базовые (требующие более специального образовательного подхода) технологии - более компактная область для освоения - достаточная широта направления, гибкость расширения

2.1 Структура образовательного стандарта Центральным требованием к структуре и форме представления образовательного стандарта является простота и понятность для конечного пользователя (школьников, родителей, работодателей) полнота описания требований для построению образовательных процессов

2.1. Форма представления образовательного стандарта

2.2. Выбор структуры общеобразовательной программы Модель учебных программ консорциума Career Space

2.2. В модели приняты следующие соотношения: -научная подготовка (Scientific Base) – фундаментальные знания и методологии, включая математическую подготовку – 30% - технологическая подготовка (Technology Base) - изучение принципов ядерных технологий, принцип широты охвата считается важным – 30% - развитие системного мышления, изучение прикладных технологий (Application Base and Systems Thinking) – 25% - развитие личностных и деловых качеств (Personal & Business Skills), включая командные проекты, моделирование коммерции, искусство ведение переговоров, подготовка презентаций и пр. – 15% - экспериментальная практическая работа (Practical Work Experience) – минимум 3 месяца - выпускная (проектная работа) – (Project Work) - минимум 3 месяца

2.2. Общие требования к общеобразовательной программе 1Научная подготовка30% 1.1- научное ядро 1.2- научное ядро профиля* 1.3- вузовский компонент 2Профессиональная базовая подготовка30% 2.1- профессиональное ядро(СС2005) 2.2- профессиональное ядро профиля* 2.3- вузовский компонент 3Развитие личностных и деловых качеств15% 3.1- федеральный компонент 3.2- вузовский компонент 4Профессиональная специальная подготовка10% 4.1- вузовский компонент 4.2- курсы по выбору 5Практическая работа7.5% 5.1- общие практикумы 5.2- специальные практикумы 5.3- производственная практика 6Итоговая государственная аттестация7.5%

2.2. Структура общей образовательной программы (в кредитах) 1Научная подготовка72 1.1научное ядро42 1.2научное ядро профиля21 1.3вузовский компонент 9 2Профессиональная базовая подготовка72 2.1профессиональное ядро36 (СORE) 2.2.профессиональное ядро профиля18 2.3вузовский компонент18 3Развитие личн. и дел. качеств36 федеральный компонент 31 вузовский компонент 6 4Проф. спец. подготовка вузовский компонент курсы по выбору10 5Практическая работа2020 6Итоговая аттестация18 Подготовка, защита выпускной работы 12 Сдача государственного экзамена 6 ВСЕГО240(кредита)

Кредитно-модульная структура подготовки бакалавра (навязываемая) Б.Б. Основная образовательная программа подготовки бакалавра 240 з.е. Б.IБ.I Обще- образовательна я часть программы з.е. Б. II Основная образовательная часть программы (профессиональное ядро) з.е. Б. III Дополнительна я образовательна я часть программы (факультатив) з.е. Б.I.1 Поддерживающий (фундаментальны й) блок з.е. Б.I.2 Гуманитарно- социальный блок з.е. Б.I.3 Организационно- экономический блок з.е. Б.II.1 Основной профессиональный (теоретический) блок з.е. Б.II.2 Переносимый (практический) блок з.е. М о д у л и д и с ц и п л и нМ о д у л и Б.I.1.(1-99) Базовые Б.I.1.( ) Проф. профилированные з.е. Б.I.1.( ) По выбору 8-10 Б.I.3.(1-99) Базовые8- 10 Б.I.3.( ) Проф. Профилированные 2-5 з.е. Б.I.3.( ) По выбору 2-5 Б.I.2.(1-99) Базовые20-25 Б.I.2.( ) Проф. профилированные 5-10 з.е. Б.I.2.( ) По выбору 4-6 Б.II.1.(1-99) Базовые35-45 Б.II.1.( ) Проф. профилированные з.е. Б.II.1.( ) По выбору Б.II.2.(1-99) Базовые практики Б.II.2.( ) Проф. профилированные практики з.е. Б.II.2. ИГА6-8 Модули дисциплин: Б.III.( )

3. Компетентностный подход Базовые понятия: «компетенция» и «компетентность» [работы Ю.В. Фролова и Д.А. Махотина], где: - «компетенция» определяется как предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению деятельности -под «компетентностью» понимается интегрированная характеристика качеств личности, выступающая как результат подготовки выпускника для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях)

3. Классификация компетентностей В результатах международного проекта «Настройка образовательных структур в Европе» (TUNING) определены: - общие компетенций - инструментальные (общенаучные), - межличностные (социально-личностные), - системные (в т.ч. – организационно-управленческие), - специальные компетенций - базовые общепрофессиональные знания в избранной сфере деятельности; - профессионально профилированные знания Мечта минобрнауки: Каждая компетенция выпускника должна обеспечиваться определенным набором дисциплин (или практик), объединенных в соответствующие модули, а содержание модулей дисциплин – полностью соответствовать уровню этих компетенций

3. Классификация компетентностей Внешнее предложение

3.1. Модель компетенций для бакалавра ИТ (СС2005) В СС2005 определены следующие категории профессиональных качеств (компетенций): 1)общепрофессиональные компетенции 2)профильно-ориентированные компетенции 3)компетенции владения базовыми технологиями 4)исходящие (рабочие) компетенции 5)дополнительные компетенции (приобретаемые посредством дисциплин, непосредственно не связанных с профессиональной деятельностью)

3.2. Компетенции по базовым технологиями Характерная особенность ИТ-профессии - наличие набора базовых технологий, которыми должен в той или иной степени владеть профи в области ИТ любой специализации Различные исследования определяют различное число таких технологий - от 30 до 40 Для более адекватного и лаконичного определения уровня компетенций по базовым технологиям применяется метод шкалирования, предложенный в СС2005 Данный метод называется методом уровней классификацией Блума

3.2. Компетенции по базовым технологиями В IS2002 используется 6 уровней компетенции: 0 – уровень отсутствия знаний (компетенция для конкретного профиля является несущественной) 1 – уровень ознакомления (понимание общих принципов вопроса) 2 – уровень технической грамотности (уверенное знание методических основ, понимание функциональных возможностей, областей применения) 3 – уровень понимания концепций/способности использования (понимание концепций и абстракций, способность использовать на практике) 4 – углубленные знания/применение в приложениях (детальное знание средств и решений, способность применения для создания прикладных технологий) 5 – уровень эксперта, обычно используется для характеристики компетенций магистерского уровня

TITLE п/пНаименование области или технологии ИТ 1Основы программирования (Programming Fundamentals) 2Компонентно-базированное программирование (Integrative Programming) 3Алгоритмы и сложность (Algorithms and Complexity) 4Архитектура и организация компьютеров (Computer Architecture and Organization) 5Разработка и принципы операционных систем (Operating Systems Principles & Design) 6Конфигурирование и использование операционных систем (Operating Systems Configuration & Use) 7Разработка и принципы сетевых технологий (Net Centric Principles and Design) 8Использование и конфигурирование сетевых технологий (Net Centric Use and configuration) 9Платформенные технологии (Platform technologies) 10Теория языков программирования (Theory of Programming Languages) 11Человеко-машинное взаимодействие (Human-Computer Interaction) 12Графика и визуализация (Graphics and Visualization) 13Интеллектуальные системы (Intelligent Systems) 14Теория баз данных (Information Management (DB) Theory) 15Приложения и использование баз данных (Information Management (DB) Practice) 16Численные методы (Numerical mthds) 17Социальные и этические вопросы ИТ (Legal / Professional / Ethics / Society) 18Разработка информационных систем (Information Systems Development) 19Анализ бизнес-требований (Analysis of Business Requirements) 20Е-бизнес (E-business) 21Анализ технических требований (Analysis of Technical Requirements) 2Основы программной инженерии (Engineering Foundations for SW) 2323Экономика программной инженерии (Engineering Economics for SW)

TITLE 2424Моделирование и анализ программного обеспечения (Software Modeling and Analysis) 25Проектирование программного обеспечения (Software Design) 26Верификация и испытания программного обеспечения (Software Verification and Validation) 27Сопровождение программного обеспечения (Software Evolution (maintenance)) 2828Процессы программного обеспечения (Software Process) 2929Качество программного обеспечения (Software Quality) 30Технология вычислительных систем (Comp Systems Engineering) 31Схемотехника (Digital logic) 32Встроенные системы (Embedded Systems) 33Распределенные системы (Distributed Systems) 34Основы безопасность ИТ (Security: issues and principles) 35Управление безопасностью ИТ (Security: implementation and mgt) 3636Системное администрирование (Systems administration) 3737Организационное управление ИС (Management of Info Systems Org.) 3838Системная интеграция (Systems integration) 3939Технологии мультимедиа, разработка (Digital media development) 40Техническая поддержка (Technical support)

Общие и специальные компетенции Индекс УЕНаименование УЕ (модулей, блоков дисциплин, дисциплин) труд оемк ость Научно-исследовательские: Профессионально профилированные знания теоретических основ геологии. Владение методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геологической информации. Способность понимать, излагать и критически анализировать геологическую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных геологических исследований. Знание принципов составления научно-технических отчетов, обзоров, геологических карт, схем и пояснительных записок. Производственно-технологические: Способность использовать на практике методику и технику полевых и лабораторных геологических исследований. Способность участвовать в составлении проектов производственных геологических работ. Способность самостоятельно выполнять сбор и обработку полевой геологической информации. ОМ.Ф.ПП.0 1 Геология (Содержание блока разрабатывается по рекомендации УМО) ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И СРОКАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

TITLE Шкалированная модель входных (предметно-ориентированных) компетенций для классических профилей подготовки ИТ- профессионалов (m – соответствует минимальному уровню компетенций, M - максимальному)

Наименование области или технологии ИТCS m M IS m M IT m M SE m M 1Основы программирования (Programming Fundamentals) Компонентно-базированное программирование (Integrative Programming) Алгоритмы и сложность (Algorithms and Complexity) Архитектура и организация компьютеров (Computer Architecture and Org.) Разработка и принципы операционных систем (Operating Systems Principles & Design) Конфигурирование и использование операционных систем (Operating Systems Configuration & Use) Разработка и принципы сетевых технологий (Net Centric Principles and Design) Использование и конфигурирование сетевых технологий (Net Centric Use and configuration) Платформенные технологии (Platform technologies) Теория языков программирования (Theory of Programming Languages) Человеко-машинное взаимодействие (Human-Computer Interaction) Графика и визуализация (Graphics and Visualization) Интеллектуальные системы (Intelligent Systems) Теория баз данных (Information Management (DB) Theory) Приложения и использование баз данных (Information Management (DB) Practice) Численные методы (Numerical mthds) Социальные и этические вопросы ИТ (Legal / Professional / Ethics / Society) Разработка информационных систем (Information Systems Development) Анализ бизнес-требований (Analysis of Business Requirements) Е-бизнес (E-business)

21Анализ технических требований (Analysis of Technical Requirements) Основы программной инженерии (Engineering Foundations for SW) Экономика программной инженерии (Engineering Economics for SW) Моделирование и анализ программного обеспечения (Software Modeling and Analysis) Проектирование программного обеспечения (Software Design) Верификация и испытания программного обеспечения (Software Verification and Validation) Сопровождение программного обеспечения (Software Evolution (maintenance)) Процессы программного обеспечения (Software Process) Качество программного обеспечения (Software Quality) Технология вычислительных систем (Comp Systems Engineering) Схемотехника (Digital logic) Встроенные системы (Embedded Systems) Распределенные системы (Distributed Systems) Основы безопасность ИТ (Security: issues and principles) Управление безопасностью ИТ (Security: implementation and mgt) Системное администрирование (Systems administration) Организационное управление ИС (Management of Info Systems Org.) Системная интеграция (Systems integration) Технологии мультимедиа, разработка (Digital media development) Техническая поддержка (Technical support)

Набор исходящих компетенций Области деятельностиРабочие компетенцииCSISITSE 1. Алгоритмы (Algorithms) Теоретические исследования (Prove theoretical results) 5103 Алгоритмизация проблем (Develop solutions to programming problems ) 5113 Логическое программирование (Develop proof-of-concept programs) 5313 Оптимизация решений (Determine if faster solutions possible) Прикладные программы (Application programs) Разработка процессоров обработки текстов (Design a word processor) 4104 Владение средствами текстовой обработки (Use word processor features well) 3553 Обучение пользователей и поддержка средств обработки текстов (Train and support word processor users) 2452 Разработка табличных структур (Design a spreadsheet) 4104 Владение средствами для обработки табличной информации (Use spreadsheet features well) 2553 Обучение пользователей и поддержка средств обработки (Train and support spreadsheet users) 2452

3. Компьютерное программирование (Computer programming) 4. Аппаратное обеспечение (Hardware and devices) 5. Человеко-машинные интерфейсы (Human-computer interface) Разработка небольших программ (Do small-scale programming) 5335 Разработка больших программ (Do large-scale programming) 4225 Системное программирование (Do systems programming) 4114 Разработка новых систем программного обеспечения (Develop new software systems) 4315 Создание критических систем (Create safety-critical systems) 3005 Управление проектами по создание критических систем (Manage safety-critical projects) 2005 Проектирование встроенных систем (Design embedded systems) 1001 Реализация встроенных систем (Implement embedded systems)2113 Проектирование компьютерной периферии (Design computer peripherals) 1001 Разработка сложных сенсорных систем (Design complex sensor systems) 1001 Проектирование чипов (интегральных схем) Design a chip 1001 Программирование чипов (Program a chip) 1001 Проектирование компьютерных архитектур (Design a computer) 1001 Создание программных пользовательских интерфейсов (Create a software user interface) 4454 Производство программного обеспечения для графических приложений и игр (Produce graphics or game software) 5005

Разработка дружественных человеку устройств (Design a human-friendly device) Информационные системы (Information systems) Определение требований к информационным системам (Define information system requirements) 2534 Проектирование информационных систем (Design information systems) 3533 Реализация информационных систем (Implement information systems) 3435 Обучение пользователей использованию информационных систем (Train users to use information systems) 1451 Сопровождение и модернизация информационных систем (Maintain and modify information systems) Технологии баз данных (Information management (Database)) Разработка СУБД (Design a database mgt. system)5104 Использование СУБД (Model and design a database) 2552 Реализация программного обеспечения для информационного поиска (Implement information retrieval software) 5334 Выбор продуктов баз данных (Select database products) 3553 Конфигурирование продуктов баз данных (Configure database products) 2552 Администрирование баз данных Manage databases 2552 Обучение пользователей работе с базами данных и поддержка баз данных (Train and support database users) 2552

8. Планирование ИТ ресурсов (IT resource planning) 9. Интеллектуальные системы (Intelligent systems) 10. Сетевые технологии (Networking and communications) Разработка плана для корпоративной информации (Develop corporate information plan) 0530 Планирование компьютерных ресурсов (Develop computer resource plan) 2552 Планирование/бюджетирование модернизации ресурсов (Schedule/budget resource upgrades) 2552 Установка/модернизация компьютеров (Install/upgrade computers) 3453 Установка/модернизация программного обеспечения компьютеров (Install/upgrade computer software) 3453 Проектирование интеллектуальных систем (Design auto-reasoning systems) 4002 Реализация интеллектуальных систем (Implement intelligent systems) 4004 Разработка конфигураций компьютерных сетей (Design network configuration) 4333 Выбор компонентов сетевой инфраструктуры (Select network components) 2452 Установка компьютерных сетей (Install computer network) 1352 Управление компьютерными сетями (Manage computer networks) 3353 Реализация сетевого программного обеспечения (Implement communication software) 4114 Управление коммуникационными ресурсами (Manage communication resources) 0350 Реализация мобильных компьютерных систем (Implement mobile computing system) 3013 Управление мобильными ресурсами (Manage mobile computing resources) 2242

11. Разработка систем посредством системной интеграции (Systems Development Through Integration) Администирование корпоративных web-систем (Manage an organizations web presence) 2452 Конфигурирование и интеграция программного обеспечения технологий e-коммерции (Configure & integrate e-commerce software) 3454 Разработка мультимедийных решений (Develop multimedia solutions) 3453 Конфигурирование и интеграция систем электронного обучения (Configure & integrate e-learning systems) 2553 Разработка бизнес-решений (Develop business solutions) 2532 Оценка новых форм поисковых машин (Evaluate new forms of search engine) 4444

Модель построения ядра объема знаний стандарта Общее профессиональное ядро: 1.Основы программирования (PF) 2.Алгоритмы и анализ сложности (AL) 3.Архитектура вычислительных систем (AR) 4.Основы дискретной математики (DS) 5.Технологии баз данных (IM) 6.Программная инженерия (SE) 7.Языки программирования (PL) 8.Операционные системы (OS) 9.Компьютерные сети (NC) 10.Интеллектуальные системы (IS) 11.Компьютерная графика (DS) Общее научное ядро: 1.Математический анализ I 2.Математический анализ II 3.Алгебра и геометрия 4.Физика 5.Математическая логика и теория алгоритмов 6.Дифференциальные и разностные уравнения 7.Теория вероятностей и математическая статистика Общее образовательное ядро: 1.Иностранный язык 2.Физическая культура 3.Отечественная история 4.Философия 5.Экономика 6.Менеджмент

О проекте стандарта Ядро профиля «CS» Профессиональное ядро: Разработка программного обеспечения – SE211 Создание человеко-машинных интерфейсов– SE212 Архитектура и компонентно- базированные методы проектирования программного обеспечения – SE311 Разработка распределенных ИС – IS Моделирование информационных процессов Научное ядро: Математическая логика и теория алгоритмов Теория автоматов и формальных языков Методы оптимизации и исследование операций Вычислительная методы Ядро профиля «IS» Профессиональное ядро: Введение в информационные системы – IS Технологии e-бизнеса и их приложения – IS Теория и практика ИС – IS Анализ и проектирование ИС – IS Разработка приложений баз данных – IS Разработка распределенных ИС – IS Управление жизненным циклом ИС – IS Научное ядро: Методы оптимизации и исследование операций Вычислительная методы Моделирование информационных процессов Ядро профиля «SE» Профессиональное ядро: Введение в программную инженерию – SE201 Разработка программного обеспечения – SE211 Создание человеко-машинных интерфейсов– SE212 Архитектура и компонентно- базированные методы проектирования программного обеспечения – SE311 Тестирование и обеспечение качества ПО – SE321 Моделирование и анализ ПО Анализ требований к ПО – SE322 Управление проектами в области ПО – SE323 Научное ядро: Математическая логика и теория алгоритмов Теория автоматов и формальных языков Методы оптимизации и исследование операций Вычислительная методы Ядро профиля «IT» Профессиональное ядро: Введение в информационные технологии – IT101 Создание человеко-машинных интерфейсов– HCI = SE212 Защита информации и безопасность IT 410 Системное администрирование SA Системная интеграция SIA Web-системы и технологии IT 250 Научное ядро: Вычислительная методы Моделирование информационных процессов

О проекте стандарта На основе принятых решений разработан проект ГОС по направлению ИТ, обладающий следующими достоинствами: соотношение трудоемкости частей программы «Научная подготовка», «Профессиональная базовая подготовка», «Развитие личностных и деловых качеств» и др. соответствуют рекомендациям консорциума Career Spaсe соответствие базовой профессиональной подготовки международным рекомендациям СС2005/СС2001 достаточно высокий уровень научной подготовки, прежде всего математической, при этом объем математических знаний спроектирован с учетом непосредственных потребностей в математике области ИТ многопрофильность стандарта – охватываются профили CS, IS, SE, IT расширяемость стандарта - может служить платформой для разработки на его основе программ профильной подготовки по различным направлениям специализации в области ИТ (уже разработано пять новых профилей) дает значительную свободу для университетов (более 30% от общего объема программы): ( «Профессиональное ядро профиля» - 36 кредитов, «Профессиональная базовая подготовка, вузовский компонент» - 18, «Профессиональная специальная подготовка» - 22)

О проекте стандарта минимально необходимый объем знаний (научное и профессиональное ядра) определятся на уровне областей и модулей знаний, а не на уровне дисциплин, что обеспечивает возможность для вузов осуществлять реализацию стандарта посредством различных стратегий покрытия обязательного содержания программы включен значительный объем практических занятий, включая проекты, (20 кредитов, в пересчете на часы – более 500 часов), что обеспечивает возможность развития актуальных практических компетенций (умений и навыков). Модель примерного учебного плана программы подготовки бакалавра ИТ для базового профиля CS представлена в приложении А. Его достоинства:

Индекс компо-ненты Наименование компонент программы креди ты по уч. плану примерное распределение кредитов по семестрам С 1С 1 Е 2Е 2 М 3 М 3 Е4Е4 С 5 С 5 Т 6 Т 6 Р 7Р 7 Ы 8 Ы 8 форма контроля Научная подготовка72 1.1научное ядро (1)Основы дискретной математики633 экз,зач 1.1 (2)Математическая логика и теория алгоритмов4 4 экз,зач 1.1 (3)Математический анализ I44 экз,зач 1.1 (4)Математический анализ II4 4 экз,зач 1.1 (5)Кратные интегралы и ряды4 4 экз,зач 1.1 (6-7)Алгебра и геометрия844 экз,зач 1.1 (8)Дифференциальные и разностные уравнения3 3 экз,зач 1.1 (9)Методы оптимизации и исследование операций (10)Вычислительная математика (11) Теория вероятностей и математическая статистика научное ядро профиля 21 Приложении А: Модель примерного учебного плана программы подготовки бакалавра ИТ для базового профиля CS

1.2 (1)Физика 6 экз,зач 1.2 (2)Неклассические логики 3 экз,зач 1.2 (3)Теория автоматов и формальных языков3 3 экз,зач 1.2 (4)Теория конечных графов и ее приложения3 3 экз,зач 1.2 (5)Моделирование информационных процессов 2 экз 1.2 (6)Прикладные задачи теории вероятностей 3 экз 1.3вузовский компонент9 2Профессиональная базовая подготовка72 2.1профессиональное ядро (1,2)Основы программирования633 зач, экз 2.1 (3)Алгоритмы и анализ сложности3 3 экз,зач 2.1 (4)Языки программирования3 3 экз 2.1 (5)Архитектура вычислительных систем3 3 экз,зач 2.1 (6)Компьютерная графика3 3 экз,зач 2.1 (7)Операционные системы3 3 экз 2.1 (8)Компьютерные сети3 3 экз 2.1 (9)Технологии баз данных3 3 экз 2.1 (10)Программная инженерия 3 экз, зач

2.1 (11)Интеллектуальные системы 3 3 экз, зач 2.1 (12)Социальные и этические вопросы ИТ Профессиональное ядро профиля (1)Информационная безопасность3 2.2 (2)профильные дисциплины3 2.1 (3)профильные дисциплины3 2.1 (4)профильные дисциплины3 2.1 (5)профильные дисциплины3 2.1 (6)профильные дисциплины3 2.3вузовский компонент18 3Развитие личностных и деловых качеств (1)Философия 3 3 экз 3.1 (2)Иностранный язык экз,зач 3.1 (3)История отечества 3 3 экз 3.1 (4)Физическая культура зач 3.1 (5)Экономическая теория (6)Менеджмент 4 4 вузовский компонент6

4 Профессиональная специальная подготовка (1-10)вузовский компонент12 4.2курсы по выбору 10 5Практическая работа20 5.1Базовые практикумы8 5.2Специальные практикумы8 5.3Производственная практика4 6Итоговая государственная аттестация18 Подготовка, защита выпускной квалификационной работы Сдача государственного экзамена6 8 ВСЕГООбъем теоретического и практического обучения вместе с экзаменационными сессиями 240