ПРАКТИКА ВВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ (КРЕДИТОВ) «В главном единство, в спорном свобода, а в остальном любовь» Августин Блаженный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модули в образовательных программах. Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую.
Advertisements

1. Положение об организации учебного процесса в СВФУ с использованием системы зачетных единиц 2. Положение о кредитно- модульной организации учебного процесса.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Использование компетентностного подхода при разработке рабочей программы учебной дисциплины.
Ключевые подходы к процессу проектирования образовательной программы магистров Ориентир на формирование компетенций, Внедрение формата ЕСТS (European.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
1 Учебно-методическое объединение ВУЗов Российской Федерации по образованию в области горного дела. Профессор Петров В.Л. Апрель 2012 Особенности разработки.
Балльно-рейтинговая система в высшем профессиональном образовании Проректор по учебно-методической работе ГОУ ВПО «МГОСГИ» Г.Н. Легостаев ГОУ ВПО «МГОСГИ»
НОУ СПО Челябинский юридический колледж Эффективность деятельности преподавателя в системе управления качеством образования Орлова И.Г., председатель ПЦК.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: АДАПТАЦИЯ ИДЕЙ VS НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ.
Методист Проскурина Н.В. Рейтинговая система оценки знаний студентов Проект Елец, 2012.
Рейтинговая система оценки достижений обучающихся.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Транксрипт:

ПРАКТИКА ВВЕДЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ (КРЕДИТОВ) «В главном единство, в спорном свобода, а в остальном любовь» Августин Блаженный

В чем смысл компетентностного подхода? Лоуренс Питер-Компетентность-это состояние позволяющее действовать Джон Равен-Компетентность –это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающая узкопрофессиональные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои поступки.

Компетентность Ю.Турчанинова- Профессиональная готовность- это состояние личности позволяющее ей войти в профессиональное сообщество и быстро развиваться в профессиональном отношении, для это нужен определенный уровень готовности. Профессиональная компетентность по Марковой Аэлита Капитоновна -специальная, социальная и личностная.

Профессиональная компетентность имеет три составляющие:(Маркова А.К.) Специальную Социальную Личностную

Труд профессионала можно рассматривать как сплав трех неразрывно связанных элементов: Личность-----деятельность общение

Личность человека его ценности, его цели, его качества, способности, темперамент определяют какие технологии он будет выбирать для осуществления своей деятельности и как он будет общаться какие способы общения он будет выбирать, именно поэтому Аэлита Капитоновна Маркова считает, что самое большое внимание при подготовке специалиста надо уделять способам развития его личностных качеств

Профессиональная компетентность имеет три составляющие:(Маркова А.К.) Специальную( владение собственной проф. деятельностью, способностью проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, способность к проф. творчеству)

Социальную (владение совместной групповой деятельностью сотрудничество, приемами профессионального общения, социальная ответственность за результат своего труда, способность осмысленно ориентироваться и самоопределяться в соц. Жизни.)

Личностную(Я-концепция, владение приемами личностного самовыражения, умение видеть проблемы, самостоятельно принимать решения способность самостоятельно приобретать знания, готовность к профессиональному росту

В число формируемых и развиваемых в вузе «ключевых компетентностей» вероятно должны войти следующие: Компетентность в сфере профессиональной деятельности компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности Компетентность сфере гражданско- общественной, социальной деятельности Компетентность в бытовой сфере Коммуникативная компетентность.

Компетенция-это способность личности эффективно решать задачи в той или иной профессиональной деятельности Важны не столько основания этой способности( знания, практический опыт, личностные качества, а результат-человек обладающий необходимой компетентностью, способный успешно осуществлять определенный вид профессиональной деятельности

Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения, систему ценностных ориентаций, привычки и др. Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в вузе, а под воздействием семьи, друзей, политики, религии, культуры. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается студент.

ИНТЕГРАЛЬНО-ЦЕЛОСТНАЯ СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИИ К О М П Е Т Е Н Ц И Я ЛИЧНОСТНЫЕ, МОТИВАЦИОННО- ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА УМЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ ЗНАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ Компетенция –комплексная характеристика готовности выпускника применять знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности

Алгоритм внедрения КМС изучение проблемы разработка принципов внедрения разработка документальной базы обучение персонала и ППС реальное внедрение мониторинг и совершенствование процессов

ФОРМАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ КМС Пересчет трудоемкости обучения Формирование учебных планов в кредитах Запись студентов на кредиты и заполнение индивидуальных учебных планов

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ КМС До 50% свободы выбора дисциплин в уч. планах Полное методическое обеспечение учебного процесса, использование учебного портала и других информационных технологий Обязательное использование БРС и минимизация сессий Отказ от пересдач кредитов (по неуважительным причинам) Контроль и совершенствование качества обучения

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КМС Создание нормативной базы КМС Процедура записи на кредиты Порядок открытия дисциплин Порядок отчисления и определения статуса студентов Порядок повтора дисциплин Создание службы тьюторов Расчет штатов и оплата труда ППС

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ: базовые (стабильные) базовые (стабильные) индивидуальные (в том числе, типовые) индивидуальные (в том числе, типовые) рабочие (годовые) рабочие (годовые)

Документ об организации учебного процесса: ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ (КРЕДИТОВ) ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ (КРЕДИТОВ)

ОСОБЕННОСТИ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Студент лично формирует свой учебный план (на базе типового), имеет большую свободy выбора дисциплин Студент лично формирует свой учебный план (на базе типового), имеет большую свободy выбора дисциплин В организации обучения участвуют тьюторы В организации обучения участвуют тьюторы Трудозатраты студента и преподавателя измеряются в кредитах Трудозатраты студента и преподавателя измеряются в кредитах Факультет имеет широкие полномочия в организации учебного процесса Факультет имеет широкие полномочия в организации учебного процесса Полная обеспеченность учебного процесса методическими материалами Полная обеспеченность учебного процесса методическими материалами Обязательное использование БРС и минимизация сессий Обязательное использование БРС и минимизация сессий

Запись на дисциплины: - новый студент получает типовой план у тьютора, - старшие студенты составляют свой план, после консультации с тьютором до 1 февраля, - изменения в план (до 10%) вносятся до 10 сентября, - если план не сдан, то студент не допускается до занятий. - новый студент получает типовой план у тьютора, - старшие студенты составляют свой план, после консультации с тьютором до 1 февраля, - изменения в план (до 10%) вносятся до 10 сентября, - если план не сдан, то студент не допускается до занятий.

Открытие дисциплины: определяется min число студентов в группе для открытия одной дисциплины, - если записалось max, то открывается второй определяется min число студентов в группе для открытия одной дисциплины, - если записалось max, то открывается второй

СЛУЖБА АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНСУЛЬТАНТОВ (ТЬЮТОРОВ): -служба тьюторов создается при деканатах факультетов - один тьютор курирует 1-3 специальности с первого до последнего курса - тьютор – эксперт в академической деятельности по курируемым специальностям - тьютор представляет академические интересы студента и всемерно способствует ему в движении по образовательной траектории

Возможности использования модульного подхода Низший уровень Модульный подход применяется только с целью контроля успеваемости студентов. Отдельные дисциплины разделяются на части (модули), после освоения каждой части предполагается процедура измерения образовательных результатов(монодисциплинарные модули)

Возможности использования модульного подхода Средний уровень На основе модульного подхода связываются отдельные дисциплины. Содержание учебной дисциплины значительно перерабатывается с целью выделения относительно самостоятельных частей (модулей), ориентированных либо на решение определенной проблемы, формирования компетенции, либо на изучение независимого фрагмента учебной информации. (междисциплинарные модули)

Возможности использования модульного подхода Высший уровень Модульный подход реализуется в рамках образовательной программы, состоящей из отдельных модулей. Все модули образовательной программы и составляющие их учебные дисциплины взаимосвязаны. Этот вариант предполагает пересмотр целей и содержания всех учебных дисциплин в соответствии с целями и ценностями образовательной программы.(модульное построение ООП)

Учебный процесс должен быть полностью обеспечен методическими материалами и информационными технологиями. Обязательное использование бально- рейтинговой, модульной технологии. Минимизация сессий.

Цель модульного обучения развитие мотивации к обучению у студентов и создание таких условий, при которых обеспечивается максимальная самостоятельность студентов и адаптация системы обучения к индивидуальным потребностям личности обучающегося. Модульное обучение– это такое построение образовательного процесса, при котором каждый студент может быть самостоятельным в подборе содержания и определении траектории его освоения, исходя из личных особенностей и потребностей.

Основные особенности

Принципы, на которых базируется модульная технология Ориентация на деятельность Гибкий характер Постоянная обратная связь преподавателя (инструктора) и обучающихся Активная роль обучающегося Новая роль преподавателя

Изменение роли преподавателя

Цель модульной технологии Поставить студента перед необходимостью регулярной учебной работы в течении всего семестра Научить студентов осуществлять осознанный выбор развитие мотивации к обучению у студентов и создание таких условий, при которых обеспечивается максимальная самостоятельность студентов и адаптация системы обучения к индивидуальным потребностям личности обучающегося.

Что такое модульно-рейтинговая технология ? Технология контрольно-оценочной деятельности, в основе которой лежит распределение предметного материала(дисциплины) на модули и оценка их усвоения студентами на основе рейтинга. Модульное обучение– это такое построение образовательного процесса, при котором каждый студент может быть самостоятельным в подборе содержания и определении траектории его освоения, исходя из личных особенностей и потребностей.

В основе этой технологии лежит идея заработной платы и договорных отношений между преподавателем и студентами.

Рейтинговая оценка- это интегральная оценка в баллах всех видов учебной деятельности учащегося

Рейтинговая система оценки Предполагает систему соответствующих определенным достижениям студентов накопительных условных единиц (баллов), полученных ими в течение аттестуемого периода.

Модуль Модуль- это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений учащихся. (Л.Д.Столяренко) Модуль- это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности(О.Г.Кукосян, Г.Н.Князева)

Модуль Модуль –это автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную часть учебного материала( составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство( включая дидактические материалы) и систему контроля

Модуль - структурная часть программы обучения, которая включает в себя содержание обучения и организацию познавательной деятельности обучаемых.

Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса) или учебных дисциплин (курсов), имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам воспитания, обучения. Модуль употребляется как самостоятельный термин и как синоним: - Программы учебного курса - Программы учебной дисциплины - Рабочей программы дисциплины - Цикла дисциплин (вводный, общеобразовательный, общепрофессиональный, специальный) учебного плана

Модули подразделяются на базовые, поддерживающие, специализированные и др., и общая последовательность перехода от одних к другим; общегуманитарные, базовые, продвинутые и специальные.

Работа над классификацией модулей в образовательно-професиональных программах ведется и в рамках проекта TUNING · Основные (модули, формирующие профессиональные компетенции выпускника); · основные модули, т.е. группа предметов, составляющих ядро соответствующей науки (например, для бизнеса и менеджмента (БМ): бизнес- функции, бизнес-среда, бизнес в контексте);

· Поддерживающие (модули, поддерживающие изучение основных модулей); · поддерживающие модули, которые дополняют основные модули в той степени, которая позволяет сделать ясными результаты, скажем, деловых операций (например, для бизнеса и менеджмента: математика, статистика, информационные технологии);

· Организационные и коммуникационные (модули изучения иностранных языков, формирующие навыки работы в группах, деловой переписки и т.д.); · (например, навыки учения, работа в группах управление временем, риторика, иностранные языки) – навыки, на которые в течение долгого времени есть спрос многих заинтересованных кругов, но которые пока необязательно включены в учебные программы в качестве независимых модулей;

· Специализированные модули, расширяющие и углубляющие компетенции в избранной профессиональной области; · специализированные модули / профилирующие / непрофилирующие / факультативные / элективные – обычно список областей, из которых студент может выбрать одну или несколько для получения более широких знаний (например, для БМ они могут группироваться по бизнес-функциям (логистика, маркетинг, финансы), по типам предприятий (малые и средние, многонациональная корпорация), по географическим областям (страны Тихоокеанского бассейна, Восточная Европа) или по секторам бизнеса (услуги, фармацевтика, автомобильная промышленность);

· Переносимые (отражаемые в образовательной программе модули различного вида практик, курсового и дипломного проектирования, выпускных работ, стажировок и т.п.). · модули переносимых навыков (например, опыт работы/определение на работу, проекты, диссертация, деловые игры …, области, призванные развивать те компетенции, которые необходимы для сближения теории и практики и которые всегда требуются, но тем не менее составляют проблему для многих выпускников при вступлении на рынок труда).

Разработчикам модульных ООП предстоит: Подготовить студентов к осознанию важности выбора «набора модулей». Каждый модуль представляет собой совокупность учебных дисциплин, практик, форм контроля, методическое обеспечение и т. п., ответственных за формирование определенной компетенции (компетенций). Модульное построение ООП должно быть закреплено в соответствующих нормативных документах ФАО и вуза.

Алгоритм деятельности преподавателя при переходе на модульно-рейтинговую технологию Представить учебный курс как систему, провести первичное структурирование материала по элементам, выделить стержневые линии всей учебной дисциплины, разбить учебный курс на модули На изучение каждого модуля предусмотреть не менее часов

Определить стоимость в баллах всего курса. Оценить каждый модуль в баллах. Определить вид контрольного задания в конце каждого модуля.

Определить количество баллов и призовой фонд преподавателя. Определить и ввести систему коэффициентов - это один из механизмов, который мотивирует учащихся качественно и в срок выполнять задания.

Составить таблицу перевода баллов на 5-ти бальную оценку Составить модульную программу Составить соглашение, где будут оговорены все условия работы по данной дисциплине с данной группой(курсом) в течение определенного срока по модульно- рейтинговой технологии

Принцип построения модульной программы П М М М М Построение содержания обучения Программа обучения МодулиУчебные элементы

Модульная программа включает: Название модуля Цель модуля Перечень того, что должен знать и уметь студент по данному модулю Путеводитель по литературе Описание процедуры сдачи модуля Перечень основных понятий, которыми должен оперировать студент Вид контрольного задания( не менее трех с разной стоимостью) Стоимость в баллах Коэффициенты

Как понимается структура модуля? В употреблении синонима программы учебной дисциплины и как синонима рабочей программы дисциплины следующим образом: цели освоения учебной дисциплины место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) структура и содержание учебной дисциплины (модуля) образовательные технологии оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы студентов учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины (модуля) материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)

Учебный модуль: состав (вариант 2) Учебные цели, которые выражаются в терминах результата обучения Детальное оглавление модуля Краткое содержание модуля Учебные элементы модуля Тексты, кейсы, упражнения по материалу модуля Библиографический список Глоссарий

Учебный модуль(опыт ВШЭ) Структурная часть учебного года (5 - 7 недель) в пределах которой осуществляется преподавание несколько разноплановых дисциплин или их законченных частей, при этом большая часть времени отводится на самостоятельную работу студентов, активно используются различные формы текущего контроля (тесты, рефераты, контрольные работы, домашние задания и т.д.), по результатам которых может проводиться итоговый контроль и определяется рейтинг студентов

ДВА ПРИНЦИПА МОДУЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА «е д и н с т в о п р о т и в о п о л о ж н о с т е й» 1. ДИСКРЕТНОСТЬ : дробление учебного времени на модули + дробление транслируемой информации на модули ( модульный формат учебных программ) 1. ДИСКРЕТНОСТЬ : дробление учебного времени на модули + дробление транслируемой информации на модули ( модульный формат учебных программ) 2.НЕПРЕРЫВНОСТЬ : регулярная учебная работа студентов в течение всего учебного года + стимулирование регулярной учебы через накопительную систему оценивания

Сущность подхода : В учебном году выделяется 41 учебная неделя; Учебный год с 1 сентября по 1 июля; за 5 лет обучения специалиста – 176 недель; структурно учебный год разделен на 6 модулей по 5 – 7 недель каждый; Последняя неделя модуля может планироваться как «аттестационная»

УЧИМСЯ и ОТДЫХАЕМ 41 неделя (6 модулей) 11 недель (том числе 8 недель в июле – августе)

Учебный модуль включает: Теоретическую подготовку по 5-6 дисциплинам Текущий, промежуточный ( рубежный) контроль Если дисциплина «не помещается» в один модуль -пролонгируется на несколько модулей На границе каждого модуля обязателен КОНТРОЛЬ ( промежуточный - рубежный – итоговый) На подготовку к экзаменам и зачетам по окончании дисциплины время НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ*

НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ : Наибольший эффект при изучении дисциплин достигается при их чередовании по принципу «через день»… Объем аудиторных занятий – не более 4 академических часов в день \ без учета факультативов Возможность «накопить» рубежную оценку ( или ее большую часть ) Итоговая оценка по дисциплине должна быть интегральной Уменьшение аудиторной нагрузки от младших курсов к старшим

Изменение структуры учебной нагрузки студентов от 1 к 4 курсам (час\нед.)

ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Текущий контроль: -реферат, эссе, дом. задание, контрольная работа; - доклад, кейс, др. работа на семинарах Оценки по всем формам контроля выставляются только в рабочую ведомость ППС*

Промежуточный контроль: -проводится в конце модуля, если дисциплина изучается больше одного модуля (2-3, как правило) -проводится в форме контрольного теста, контрольной работы и др. Оценка выставляется только в рабочую ведомость преподавателя

Рубежный контроль: -Проводится в конце модуля по дисциплинам, как правило, преподаваемым в течение всех модулей и по ним в соответствии с РУПом предусмотрено два вида контроля ( зачет и экзамен) Оценка выставляется в зачетную ведомость и зачетку

Итоговый контроль -Проводится в конце изучения дисциплины (независимо от длительности изучения) -Экзамен/зачет – не обязателен, оценка может быть накоплена -Оценка выставляется в экзаменационную/зачетную ведомость

Стипендия и задолженность: Начисляется по итогам первых трех модулей (январь) и следующих трех модулей (июль) Не снимается, если задолженность по получена в течение полугодия «долги» по учебе можно ликвидировать на общих основаниях в соответствии с нормативными документами; + в течение первой недели каждого модуля

Взаимосвязь баллов, оценок Баллы Меньше 25-отчисление, без права пересдачи Экзамены при отметке 4,3- баллы от 0-30, на экзамене могут получить и 4 и 5

Максимальное количество баллов 100 Посещение занятий - 18 баллов, за два академических часа - 2 балла Активное работа на семинаре -максимальное количество баллов -14 Работа с первоисточниками- мак. -14 баллов Внутрисеместровые контрольные - мак.-14б Максимальное количество баллов за экзамен - 30 Итоговая контрольная раборта-10 б Необязательная сдача экзамена для студентов имеющих отметки 4-5

Нормативная база Функционирование кредитно-модульной системы в высшем учебном заведении осуществляется в соответствии: Приказ о внедрении кредитно-модульной системы в высшем учебном заведении (организационно- распорядительный документ) Положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием кредитно-модульной системы (организационно- нормативный документ).