Основи психології праці особистості Навчальний модуль Основи психології праці особистості Кафедра педагогіки та психології професійної освіти викладач.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым,
Advertisements

« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. Соотношение понятий профессии и специальности Специальность – конкретная область трудовой деятельности в рамках.
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Трудовая деятельность как объект мотивации Психология мотивации персонала.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ,
ПУТЬ к профессионализмусоциальное личностное семейное индивидуальное профессиональное САМООПРЕДЕЛЕНИЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ.
Управление карьерой. План 1. Карьера. Типы карьеры. 2. Виды карьеры. 3. Этапы карьеры. 4. Механизм карьерных процессов.
Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
Выполнила: Воспитатель ГОУ Таремского санаторного детского дома Васильева Лариса Александровна 2010.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
«Непрерывное профессиональное развитие педагогических кадров как механизм обеспечения стандарта педагогической деятельности»
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Выпускная квалификационная работа Выполнил: Усольцева.
Индивид, личность, индивидуальность, субъект – соотношение понятий
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Лекция 1 Тема: «Проектная деятельность как психологическое новообразование учащихся»
Боброва Елена Валентиновна доцент кафедры общей педагогики и психологии ГОАУ ЯО «Институт развития образования»
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
Транксрипт:

Основи психології праці особистості Навчальний модуль Основи психології праці особистості Кафедра педагогіки та психології професійної освіти викладач – к.пс.н., доцент, зав. кафедры ПППО Олена Георгіївна Максименко

Тема: Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. Человек как субъект труда ПЛАН: Определение психологии труда как науки. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. Психологические признаки труда и их компоненты по Е.А.Климову. Стадии развития человека как субъекта труда. Кризисы профессионального становления

Список литературы: Громова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Зайчикова Т.В. Звязок між синдромом професійного вигорання та особистісними факторами // Наукові записки Інституту психології імені Г.С. Костюка АПН України /За ред. Академіка С.Д. Максименко. – К.: Главник, – Вип.. 26, том 2. – С Зарецька Л.М. Питання адаптації та професіонального стрессу // Наукові записки Інституту психології імені Г.С. Костюка АПН України / За ред. Академіка С.Д. Максименко. – К.: Главник, – Вип.. 26, том 2. – С Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию.- М.: Смысл, – 288 с. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, – 224 с. Лукашевич Н.П. Психология труда. – К.: МАУП, Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учебн. пособие для студ. вузов. – М.: «Академия», – 320 с. Мучински П. Психология, профессия, карьера. – СПб.: Питер, – 539 с. Основи практичної психології. – К.: Либідь, Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии /Под ред.. Крылова А.А. – СПб, Психология труда: Учеб. для студ. высш. учебных заведений/ Под редакцией профессора А.В. Карпова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, – 352 с. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, – 479 с.

1. Определение психологии труда как науки. индивидуальность индивид S-деятельности Личность Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества. Согласно Б.Г.Ананьеву, личностью можно стать только через деятельность, т.е. через труд. Психология дает возможность понимать самого себя…, а знать себя необходимо для самовоспитания… для того, чтобы сознательно выбрать такую специальность, такую работу, в которой можно принести больше всего пользы Родине и получить больше всего удовлетворения. Б. М. Теплов.

1. Определение психологии труда как науки. Активность психического отражения реальности находит выражение в формировании, построении человеком своей трудовой деятельности через: цели; системы действий; внешние и внутренние средства, условия; индивидуальный стиль.

1. Определение психологии труда как науки. Человек, обладая характерными устойчивыми внутренними условиями деятельности (индивидуальностью), не просто следует за складывающимися стечениями обстоятельств, а преобразует: обстоятельства; самого себя; свои взаимоотношения с другими людьми; уклад общественной жизни.

1. Определение психологии труда как науки. Любому субъекту труда, профессионалу, присущи индивидуальные особенности, поэтому каждый человек: стремится максимально использовать свои качества, влияющие на продуктивность деятельности; различными способами преодолевает те качества, которые препятствуют достижениям; работает с удовлетворением, эффективно, тогда, когда выработан собственный, присущий ему «почерк» - индивидуальный стиль.

1. Определение психологии труда как науки. Задачи психологии труда: формирование профессиональной, трудовой направленности личности; изучение процесса усвоения субъектом труда общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности; формирование системы устойчивых личных качеств (способностей), создающих возможность успешного выполнения деятельности; формирование индивидуального стиля деятельности, способов решения профессиональных задач с учетом не только внешних, но и внутренних условий.

Определение психологии труда Психология труда - наука, рассматривающая психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков, изучающая психологические процессы, состояния и механизмы функционирования психики человека, связанные с трудовой деятельностью. Психология труда – это, по существу, конкретизация всей психологии по отношению к важнейшей стороне человеческого бытия – труду.

2. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. К настоящему времени в психологии профессиональной деятельности сложились два способа решения проблемы структурирования ее основных элементов. Структурно-морфологический анализ деятельности. Согласно подходу организация деятельности трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности: операции, действия и автономная деятельность; Функционально-динамический подход. Более современный и полный, основывается на нескольких компонентах трудовой деятельности, взаимосвязанных между собой, образующих целостную структуру и проявляющих динамичность.

2. Психологическая сущность и структура трудовой деятельности. Основными компонентами функционально-динамического подхода являются: мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности, прогнозирование результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, оперативный образ действия, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий. Данные компоненты в статике являются основными «кирпичиками» профессиональной деятельности. В динамике – основными регулятивными процессами реализации деятельности.

3. Психологические признаки труда и их компоненты по Е.А.Климову. Е.А. Климов выделяет четыре психологических признака труда. 1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата. 2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели. 3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности. 4. Осознание межчеловеческих производственных зависимостей, отношений («живых» и овеществленных).

4. Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии 1. Стадия пред игры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду. 2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение основными смыслами человеческой деятельности, а также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя и т.д.).

4. Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии 3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.п. 4. Стадия «оптации» (optatio – от лат. - желание, выбор) (от до лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути;

4. Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии 5. Стадия адепта – это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ. Возрастной период – от до лет. 6. Стадия адаптанта – вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2 -3 лет. 7. Стадия интерната – вхождение, а профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне.

4. Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии 8. Стадия мастера – работник способен решать как простые, так и самые трудные профессиональные задачи. Субъект труда обрел свой определенный индивидуальный стиль деятельности. 9. Стадия авторитета означает, что работник стал лучшим среди мастеров. 10. Стадия наставника – высший уровень работы любого специалиста. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии приобретает единомышленников, перенимающих опыт, последователей, учеников.

4. Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии Уровни профессионализма по А.К.Марковой. 1) до профессионализм (человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала); 2) профессионализм (человек-профессионал, т.е. стабильно работает и выполняет все, что от него требуется); 3) супер профессионализм (творчество, личностное развитие, то, что называется «акме» - вершина профессиональных достижений); 4) непрофессионализм, псевдо профессионализм (внешне достаточно активная деятельность, но при этом человек либо производит «брак» в работе, либо сам деградирует как личность); 5) после профессионализм (человек является «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», в настоящее время – советчик, учитель, наставник).

4. Периодизация развития субъекта труда в отечественной психологии Этапы освоения профессии по А.К.Марковой: адаптация человека к профессии; самоактуализация человека в профессии (приспособление к профессии- «выработка индивидуальной профессиональной нормы», «планки» самореализации, которую в дальнейшем работник пытается приподнять); гармонизация человека с профессией (близко к уровню «мастерства» - по Е.А.Климову); преобразование, обогащение человеком своей профессии. Это уровень творчества; этап освоения свободного владения несколькими профессиями. Специалист выходит за рамки формальной деятельности и все больше становится тем, что Е.А.Климов называет «наставник»; этап творческого самоопределения себя как личности. Он предполагает, что профессионал в своей работе стремится реализовать свою главную жизненную идею и находит для этого возможности и силы.

5. Кризисы профессионального становления Основные кризисы взрослого человека по Г. Шихи 1. Кризис «вырывания корней» (18-22 лет); 2. «Искания в двадцать лет» (23 года); 3. Попытка «осознать свои тридцать» (30 лет); 4. Кризис «середины жизни» (35-37 лет); 5. Обновление или покорность (проблема 45 лет);

5. Кризисы профессионального становления Э.Ф. Зеер ставит проблему различения типов кризисов (возрастного, профессионального, жизненного, личностного, невротического). Общая схема соотношения разных типов кризисов: а) нормативные кризисы (возрастные): кризисы психического развития; кризисы профессионального становления; б) ненормативные (необязательные) жизненные кризисы: критические (потеря трудоспособности, развод, безработица, миграция, лишение свободы), невротические кризисы (перестройка сознания, иррациональные тенденции, внутренние конфликты).

5. Кризисы профессионального становления Э.Ф. Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления: 1. Сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом. 2. Социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд). 3. Возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального выгорания»). 4. Вступление в новую должность (а также – участие в конкурсах на замещение, в аттестациях и т.д.). 5. Полная поглощенность профессиональной деятельностью. Трудоголизм. Трудоголики характеризуются одержимостью работой, нарушениями профессиональной этики, повышенной конфликтностью и жесткостью с коллегами. 6. Изменения в жизнедеятельности (смена местожительства, перерыв в работе.

Фазы кризисов профессионального развития. Предкритическая фаза характеризуется тем, что проблемы не всегда четко осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем; Критическая фаза: осознанная неудовлетворенность работника; постепенно намечаются варианты изменения ситуации, проигрываются варианты дальнейшей профессиональной жизни, усиливается психическая напряженность; часто противоречия еще больше усиливаются и возникает конфликт (конфликт – ядро кризиса); Посткритическая фаза. Но при этом способы разрешения кризиса могут иметь разный характер: конструктивный, профессионально- нейтральный, деструктивный.

Заключение Понятие субъект труда отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, на основе психического отражения предметного мира. Субъектом труда может быть конкретный человек или социальная группа. Для того чтобы стать субъектом труда необходимо достижение высокого уровня развития способностей и других профессионально важных качеств личности адекватное отражение объекта труда удовлетворенность трудом развитие системы саморегуляции усвоение общественно-выработанных способов деятельности развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и самоуважения.