ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЕДУЩИЙ ЛЕКТОР.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка и реализация программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования Педагог-организатор.
Advertisements

Школа – центр дополнительного образования. Детское объединение: форма взаимодействия взрослых и детей в общеобразовательном учреждении, объединившихся.
Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» Программа духовно-
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Берёзовская средняя общеобразовательная школа 4» Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Особенности реализации программы воспитания и социализации обучающихся основного общего образования в ОУ.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологии.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе 24 марта 2010 года Чуп Ольга Валерьевна, зав. кафедрой педагогики и дополнительного образования ККИДППО.
Организация внеурочной деятельности МАОУ «СОШ 104 с углубленным изучением предметов культурологического профиля»
Типичные ошибки при составлении рабочих программ Формальный подход. Составление информационно перегруженных программ, не соответствующих возрастным возможностям.
LOGO Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Внеурочная деятельность в контексте ФГОС. Внеурочная деятельность школьников часть коллективной жизнедеятельности ученического класса, осуществляемая.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ 26» с. Мельничное Красноармейского муниципального района.
Организация внеурочной деятельности в начальных классах в рамках ФГОС МКУ Иргейская СОШ.
Транксрипт:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ИХ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЕДУЩИЙ ЛЕКТОР ЛАРИНА АЛЕКСАНДРА БОРИСОВНА 2013 Г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования Калининградской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) «Институт развития образования»

Меню лекции Внесение изменений в программы воспитательной работы, учитывающих особенности детей с ОВЗ Основные направления, содержание и формы воспитательной деятельности с детьми с ОВЗ Показатели эффективности реализации программ воспитания и социализации с детьми с ОВЗ Список литературы

Программы воспитательной работы, учитывающие особенности детей с ОВЗ Примерная программа воспитания и социализации обучающихся содержит шесть разделов: 1. «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся» 2. «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников» 3. «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся»

Основные направления воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Программы воспитательной работы, учитывающие особенности детей с ОВЗ 4. «Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы»: –характеристика особенностей воспитания и социализации младших школьников (подходы к организации воспитания и социализации обучающихся, задачи воспитания и социализации российских школьников конкретизируются с учетом младшего школьного особенностей детей с ОВЗ, виды деятельности, формы занятий с учащимися начальной школы).

Программы воспитательной работы, учитывающие особенности детей с ОВЗ общие задачи воспитания систематизированы по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Программы воспитательной работы, учитывающие особенности детей с ОВЗ интегральная идея: социальная направленность воспитания специфические задачи: -коррекция нереалистичного мировоззрения, - предупреждение (коррекция) искажений в формировании нравственных и волевых качеств, ценностей школьника, - стимуляция способности к самостоятельной жизнедеятельности, - коррекция неадекватного представления о своих возможностях и др.

Требования организации работы, учитывающие особенности детей с ОВЗ Учёт состояния умственной и физической трудоспособности, эмоционально-волевой, сенсомоторной, интеллектуальной сфер, развития речи и навыков коммуникации, социально- психологического статуса. Раннее начало профориентационной деятельности. Сопоставление психофизиологических возможностей школьника с параметрами конкретной профессии и рабочего места. Постоянное обновление данных о вакансиях и расширение спектра профессиональных занятий. Система психолого-педагогического сопровождения и постинтернатной поддержки. Развитие дистантного образования для детей и подростков с различными образовательными потребностями и возможностями.

Программы воспитательной работы, учитывающие особенности детей с ОВЗ 5. «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы»: какие условия совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности необходимы? какие задачи будем решать? Какие формы будем использовать и как будем привлекать родителей другие общественные (традиционные и религиозные) организации.

Программы воспитательной работы, учитывающие особенности детей с ОВЗ 6. «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы»: - какие ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые будут сформированы у школьников с ОВЗ по каждому из направлений воспитания и социализации? - как представим и как измерим результаты?

Формы работы 1. Формирование навыков взаимодействия в коллективной деятельности: КТД кружковая деятельность сюжетно-ролевые игры клубы по интересам 2. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни : АФК, дыхательная, пальчиковая гимнастика, бассейн классные часы, беседы, диспуты, проекты игры на воздухе сюжетно-ролевые игры

Формы работы Стимуляция способности к самостоятельной жизнедеятельности : практики тренинги, игротерапия ролевые взаимодействия импровизированные спектакли диспуты конкурсы викторины мастерские ярмарки, фестивали, выставки трудовые десанты кинолектории

Формы работы Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: сюжетно-ролевые игры моделирование ситуаций ролевые игры мастерские ярмарки, фестивали, выставки трудовые десанты

Показатели эффективности реализации программ воспитания и социализации Воспитательный результат – это те духовно- нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Воспитательный эффект – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата.

Показатели эффективности реализации программ воспитания и социализации Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Показатели эффективности реализации программ воспитания и социализации Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы

Показатели эффективности реализации программ воспитания и социализации Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Параметры эффективности реализации программ воспитания и социализации преобладающий вид деятельности учащихся; характер взаимоотношений между различными субъектами воспитательной системы; образ школы в сознании учащихся и педагогов; репутация класса; психологический комфорт (самочувствие детей и педагогов); количество самостоятельных проектов;

Параметры эффективности реализации программ воспитания и социализации навыки самообслуживания и гигиены; навыки социально-бытовой адаптации; активность и самостоятельность в решении различных жизненных ситуаций; положительное отношение воспитанников к окружающему; социальная и профессиональная ориентация

Параметры эффективности реализации программ воспитания и социализации участие воспитанников в смотрах, конкурсах, соревнованиях; готовность к труду; сформированность коммуникативных умений (культура отношений и поведения в общественных местах); адекватная эмоциональная активность; усвоение прав и обязанностей личности как гражданина страны

Параметры эффективности реализации программ воспитания и социализации участие воспитанников в смотрах, конкурсах, соревнованиях; готовность к труду; сформированность коммуникативных умений (культура отношений и поведения в общественных местах); адекватная эмоциональная активность; усвоение прав и обязанностей личности как гражданина страны

Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ, в процессе реализации дополнительных образовательных программ Форма – установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их распо­ложения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо.

Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ Форма – установленная совокупность свойств, черт, показателей, внешних отличительных признаков, порядок их распо­ложения в целом; сложившаяся система, обладающая специфическими свойствами; установленный образец чего-либо.

Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ Кружок является наиболее распространенной, традиционной, базовой формой добровольного объединения детей в учреждении дополнительного образования. Отличительные признаки: 1. Приоритет предметно-практических задач, направленных на формирование знаний, умений и навыков по конкретному профилю деятельности (учебному предмету). 2. Основной вид деятельности – обучение. Хотя это не означает отсутствия воспитательных задач. 3. Обучение ведется по одному предмету и одним педагогом. 4. Результатами работы кружка чаще всего являются знания, умения, навыки детей по предмету, соответствующие программным требованиям педагога.

Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ Клуб - объединение детей и подростков по интересам, решающее в приоритете следующие педагогические задачи (досуг детей, развитие коммуникативных умений; развитие навыков самоуправления и самостоятельности воспитанников). Отличительные признаки: наличие органов детского самоуправления и творческих взаимосвязей в коллективе клуба (сотрудничество разных поколений; коллективная творческая деятельность детей и педагогов, общие дела членов клуба; традиции коллектива; наличие символов и атрибутов (творческое название, девиз, эмблема, знаки отличия, форма и пр.); устава клуба как основного документа, определяющего права и обязанности членов клуба, порядок деятельности объединения. Возможные характеристики: «Ступени роста» членов клуба (система званий, получаемых по итогам работы и творческим достижениям: кандидат в члены клуба, член клуба, инструктор, мастер и пр. Условия приема в клуб. К примеру: согласие с уставом, пребывание в течение определенного времени в качестве кандидата и т.д. Разновозрастные объединения детей в составе клуба: творческие группы, звенья, бригады, экипажи, советы и т.д.

Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ Возможные классификации клубов 1. По приоритету вида деятельности: образовательные и досуговые 2. По степени выраженности профиля деятельности: профильные: технические, спортивные, предметные (исторические, биологические и т.д.) и непрофильные (клуб старшеклассников), многопрофильные, т.е. клубы, в которых деятельность строится по комплексу направлений, видов деятельности или предметов. Например, содержание деятельности в клубе «Изба» включает: историю России, русский музыкальный фольклор, устное народное творчество, экологическое направление, разнообразную массовую деятельность. 3. По возрастному признаку членов клуба: возрастные и разновозрастные. 4. По временному фактору: а) постоянно действующие; б) временные. 5. По степени постоянства состава: клубы с постоянным составом участников и с переменным.

Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ Студия – занятия по определенному виду искусства или творчества (изобразительное, театральное, хореографическое искусство, литературное творчество и т.д.). Цель - развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, ее поддержка и развитие. Углубленное изучение содержания образования. В основе содержания – доминирующий, основной предмет, вокруг которого «выстраиваются» смежные. Сочетание экспериментальных (поиск методик развития творческих способностей детей, изучение и использование новых приемов в искусстве) и практических (показ спектаклей, оформление выставок, проведение конкурсов и пр.) педагогических задач и форм работы с коллективом. Демонстрации практических достижений. Качество творческого «продукта» детей.

Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ Лаборатория Цель – развитие умственных и изобретательских способностей подростков. Исследовательский, поисковый, изобретательский компонент в образовательной деятельности; опытно-экспериментальная работа учащихся. В основе содержания детской учебной деятельности – конкретная область научных знаний или проблема, имеющая межпредметный характер. В технологиях преобладает самостоятельная, поисковая, опытная работа детей. Педагог направляющий, помощник, координатор исследования. В составе объединения преимущественно старшие подростки. Возможные подходы к классификации: По длительности работы: временные; постоянные. 2. По предмету исследования: тематические (предметом исследования является область знаний, тема); проблемные (предмет исследования - конкретная проблема); проблемно-тематические.

Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ Мастерская. Отличительные признаки: 1. Принадлежность содержания деятельности (преподаваемого предмета) к определенному виду прикладного творчес­тва (к прикладной деятельнос­ти) или искусства (к примеру, мастерская хореографии). 2. Приоритет предметно-практических задач; ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном на­правлении. 3. В основе образовательного процесса – изготовление чего-либо; формирование и оттачивание прикладных умении: ов­ладение детьми специальными технологиями. 4. Наличие собственного помещения – мастерской. 5. Разнообразная деятельность по демонстрации детских практических достижений (организация и участие в выставках, конкурсах, фестивалях и пр.). Мастерские дифференцируются по субъекту обучения (мастерская конкретного педагога, – в данном контексте часто используется и наименование «школа»), либо по содержанию (направлению, профилю) работы.

Групповые формы работы с детьми, с ОВЗ Школа. Отличительные признаки: 1. Наличие концепции школы, представленной в проекте (уставе, положении) и программе деятельности (образовательной программе) школы. 2. Комплексность, сложность, масштабность педагогических целей и задач. 3. Приоритет обучения при многообразии видов и направлений деятельности детей. 4. Комплекс учебных предметов (не менее трех). 5. Образовательный процесс организуется педагогическим коллективом, а не одним педагогом. 6. Ступенчато-преемственный характер обучения: нали­чие логически выстроенных, содержательно и организационно оформленных ступеней, стадий обучения. 7. Система педагогического контроля, анализа и оценивания образовательных результатов. 8. Четко обозначенные условия набора и обучения в школе. 9. Вручение сертификата об окончании школы. 10. Наличиеоицензиина право ведения образовательной деятельности.

Список литературы 1. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. М с. 2. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пособие для студ, высш. учеб. заведений / М. В. Жигорева. М. : Издательский центр «Академия», с.

Список литературы 3. Иттерстад Г. Инклюзия – что означает это понятие и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? //Психологическая наука и образование, 2011, 3. С Леонгард Э.И., Краснова Н.А., Пирожник Н.Т., Прудникова М.С. Инклюзивное образование в различных условиях интеграции //Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М., – С

Список литературы 5. Любимова О.П., Любимов А.А. Правила взаимодействия сопровождающих и сопровождаемых людей с нарушением зрения в процессе передвижения // Дефектология С Насибулова Е.А. Проект «Мамина школа» (Международная школа родительского мастерства для семей, воспитывающих незрячих детей) // Дефектология С Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, с.