Основные методологические подходы, заложенные в концепции, призваны способствовать решению существующих сегодня противоречий системы общего среднего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Методологические подходы, стратегия, цели и задачи профильного обучения 7.
Advertisements

Концепция подготовки бакалавров педагогического профиля к реализации ФГОС общего образования Китайгородский Михаил Дмитриевич проректор Коми ГПИ
Организация профильного обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) Зам. директора по УВР С.В.Голикова.
Роль Базисного учебного план в обеспечении профильного обучения Иркутск 2007 г.
Педагогический совет Тема: «Организация профильного обучения и предпрофильной подготовки»
В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.на старшей ступени.
«ОРГАНИЗАЦИЯ профильного обучения » Общешкольное родительское собрание ноябрь учебного года классы.
Тигиев Артур. Профильное обучение система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям)
Профильное обучение Толмачева С.В.. Предварительный выбор экзаменов Физика – 17 человек Химия - 12 человек Биология – 12 человек Обществознание – 20 человек.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
География Некоторые вопросы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (2003 – 2004 уч. год) Составитель: Крылова О.А., доцент кафедры,
МОУ СОШ 29 г. Пятигорск. Цели профильного обучения.
Профильное обучение. Обязательные базовые предметы: Русский язык Литература Иностранный язык Математика История Физическая культура Обществознание естествознание.
Цель образования: «Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально.
КАКИЕ АССОЦИАЦИИ ВЫЗЫВАЕТ У ВАС СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»?
Учебный план профильного обучения Методические аспекты составления в условиях перехода.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ на старшей ступени образования на территории Самарской области.
Профильное обучение система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием.
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
1 БАЗИСНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ БУП Салахова Роза Абраровна, главный специалист информационно – методического отдела.
Транксрипт:

Основные методологические подходы, заложенные в концепции, призваны способствовать решению существующих сегодня противоречий системы общего среднего образования. Какие это противоречия? 8

Противоречия системы общего среднего образования Между образовательными потребностями учащихся и спектром учебных предметов и уровнем овладения ими в школе Между образовательными потребностями учащихся и спектром учебных предметов и уровнем овладения ими в школе Между многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требований проектов образовательного стандарта Между многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требований проектов образовательного стандарта Между содержанием образования и потребностями принципиального изменения качества трудовых ресурсов в условиях экономической конкуренции Между содержанием образования и потребностями принципиального изменения качества трудовых ресурсов в условиях экономической конкуренции Между требованиями системы высшего образования и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднего образования Между требованиями системы высшего образования и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднего образования 9

Дифференциация в профильном обучении предусматривает создание стабильных классов или групп, в которых содержание образования и требования к знаниям и умениям школьников различаются Следует вводить в школах различные факультативные и элективные курсы (обязательные и по выбору), поскольку они способствуют развитию интересов и профориентационных устремлений школьника. Примерное соотношение объемов базовых, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией: 50 : 30 : 20 Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения на старшей ступени следует рассматривать как главное условие преодоления перегрузки учащихся, возникающей в связи с решением задач углубления знаний в избранной области деятельности Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения на старшей ступени следует рассматривать как главное условие преодоления перегрузки учащихся, возникающей в связи с решением задач углубления знаний в избранной области деятельности 14

Организационно-содержательное моделирование профильного обучения целесообразно руководствоваться признаками, к которым можно отнести Направление образования (гуманитарное….) Профили:филологический, художественный географический и т.д. Аналогично выстраиваются профили естественно- математического и технологического направлений. Образовательную область (филология, технология, обществознание и т.д.). Профили: гуманитарный, естественно-научный, технико-технологический, физико-математический. Предмет труда (техника, знак, природа, человек, художественный образ) Профили: технический, художественный, сервисный, социально-гуманитарный, эстетический и т.д. 24

Задача профильной школы – подготовка учащихся к продолжению образования. ИНВАРИАНТНОЕ ЯДРО Образовательные профили: гуманитарный социально- экономический естественный физико- математический технический 3

Профиль «Математика» Профильные курсы Профессиональное ядро Алгебра, геометрия, математический анализ, теория вероятностей, математическая статистика Общеобразовательные курсы Прикладное обеспечение Информатика и программирование, физика и астрономия, экономика, русский и иностранный языки, физическая культура, обществознание Общекультуное окружение История, литература, общая биология, экономическая география, экология, химия Элективные курсы Профессиональное ядро Теория решения изобретательских задач, математическая логика и знаковые системы Прикладное обеспечение Теория катастроф, синергетика, математические модели в науках о природе Общекультуное окружение Искусство, право

Профиль «История» Профильные курсы Профессиональное ядро Всемирная и Отечественная история, социология, политология, введение в философию, русский и иностранный языки, литература Общеобразовательные курсы Прикладное обеспечение Информатика, экономика, право, искусство, политическая география, физкультура Общекультуное окружение Математика, естествознание, экология Элективные курсы Профессиональное ядро Источноковедение, вспомогательные исторические дисциплины, музееведение Прикладное обеспечение История общественной мысли, история мировой экономики, история политических течений Общекультуное окружение Дизайн, художественное творчество, эволюционная теория

раскрытие роли географии как элемента человеческой культуры; формирование представлений об общественно значимых проблемах современности; углубленное изучение современных направлений в географии: системы географических наук; иерархии географических знаний, теорий, законов, концепций; традиционных географических методов и новых геоинформационных технологий; различных источников географической информации. 6

Стратегия реализации профильного обучения предусматривает выделение уровней: Общеобразовательный уровень Профильный уровень обеспечивает формирование общей функциональной грамотности и культуры учащихся, их социализацию, однако каждому старшекласснику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профильного образования, предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профильного образования, предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся 13

География Вот уже многие десятилетия джентльменский набор основных предметов естественно-математического цикла, которые изучают в школе, остается неизменным. Математика Физика Химия Биология и в какой-то своей части Содержание этих предметов имеет достаточно ясную структуру, методика их преподавания детально разработана и продолжает совершенствоваться, да и главные составные части современного естествознания пока имеют те же названия, о чем свидетельствует хотя бы перечень естественно- математических факультетов в университетах. Содержание этих предметов имеет достаточно ясную структуру, методика их преподавания детально разработана и продолжает совершенствоваться, да и главные составные части современного естествознания пока имеют те же названия, о чем свидетельствует хотя бы перечень естественно- математических факультетов в университетах. 3

В общих чертах самоорганизацией можно назвать переход от беспорядка к порядку в открытых системах, к которым подводится извне энергия и/или вещество. Именно исследования процессов самоорганизации особенно бурно развиваются в последнее время и составляют, пожалуй, авангардное направление в современном естествознании. 23

Наиболее типичны процессы самоорганизации для Систем: экономических социальных биологических 24

Один из самых ярких примеров - процесс морфогенеза, то есть формирование различных структур (тканей, органов и т.д.) организма из, поначалу, совокупности абсолютно одинаковых клеток. В известном смысле можно даже сказать, что сама суть жизни, на биологическом или общественном уровне, состоит в непрерывной самоорганизации. Развитие зародышей рыбы, птицы,свиньи, человека. 25

Однако все это бесконечно сложные системы, теоретические модели которых построить неимоверно трудно. За последние годы процессы самоорганизации были обнаружены и в гораздо более простых, физических и химических, системах, поддающихся эксперименту и математическому описанию. Однако все это бесконечно сложные системы, теоретические модели которых построить неимоверно трудно. За последние годы процессы самоорганизации были обнаружены и в гораздо более простых, физических и химических, системах, поддающихся эксперименту и математическому описанию. Другой пример - образование биогеоценозов, или экосистем, в которых популяции животных, ландшафт, химические компоненты среды в результате длительной эволюции оказываются тесно "пригнаны" друг к другу, формируя устойчивые структуры. Складывание любого человеческого коллектива, от школьного класса до нации, - также несомненные примеры самоорганизации 26

Некоторые из этих процессов как раз возможно демонстрировать и обсуждать в школе. Так, в ходе знаменитой химической реакции Белоусова-Жаботинского наблюдается образование пространственно-временных структур. Для осуществления этой реакции смешивают: Методические иллюстрации Поразительно здесь то, что многие миллиарды молекул в ходе этой реакции ведут себя согласованно, так, словно они каким-то образом поддерживают связь между собой. -красный, означающей избыток Се 3+, - голубой, соответствует избытку Се 4+ Ce 2 (SO 4 ) 3 KBrO 3 CH 2 (COOH) 2 H 2 SO 4 Добавляется несколько капель ферроина (окислительно- восстановительного индикатора) 27

К явлениям самоорганизации относится образование периодических структур на песке: барханов в пустыне и миниатюрных песчаных дюн на мелководье при слабом волнении. В одном случае ветер, в другом вода переносят бесчисленные песчинки с места на место, но сама структура в виде песчаных волн остается относительно статичной. 28

различные сложные системы имеют между собой то общее, что при определенных условиях они способны "строить" сами себя, причем это "само выстраивание" во всех случаях имеет сходные черты. Если же говорить о школьном образовании, то здесь скорее надо ставить задачу приобщения к "философии самоорганизации", которую можно резюмировать следующим образом : В науке создание моделей, объясняющих механизмы самоорганизации в подобных, сравнительно простых системах, намечает какой-то путь к тому, чтобы описывать самоорганизацию в организме и обществе. 29

43