1 Новая нормативная база и проблемы развития университетского биологического образования О.П. Мелехова д.б.н., зам. председателя УМС по биологии УМО по.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
Advertisements

Информация по внесению изменений в ФГОС г.
1 Разработка основных образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в соответствии с ФГОС 3+ О.П.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования Приказ Министерства образования и науки.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
1 О развитии стандартизации высшего образования О.П. Мелехова д.б.н., зам. председателя УМС по биологии УМО по классическому университетскому образованию,
Нормативное обоснование образовательных программ.
Аспирантура (адъюнктура) как третий уровень высшего образования Соколова Марина Владиславовна референт Департамента государственной политики в сфере высшего.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» С традициями милосердия.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года 1.
Соколова Марина Владиславовна референт Департамента государственной политики в сфере высшего образования.
Проректор Осинцева Ирина Михайловна, к.п.н. Основная образовательная программа: нормативные требования и алгоритм формирования проректор Осинцева Ирина.
Гампель В.Н. – главный специалист отдела контроля качества образования Кузбассобрназора Государственная Служба по надзору и контролю в сфере образования.
Технология государственной аккредитации образовательной деятельности Ефимова Елена Михайловна Ефимова Елена Михайловна.
Реализация Федерального закона « Об образовании в РФ » в основной общеобразовательной школе.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Транксрипт:

1 Новая нормативная база и проблемы развития университетского биологического образования О.П. Мелехова д.б.н., зам. председателя УМС по биологии УМО по классическому университетскому образованию

Содержание Закон об образовании в РФ ( 273-ФЗ) Закон об образовании в РФ ( 273-ФЗ) Новая редакция ФГОС и другие нормативные документы Новая редакция ФГОС и другие нормативные документы Формирование образовательных программ Формирование образовательных программ Проблемы развития профессионального биологического образования Проблемы развития профессионального биологического образования 2

3 Цель новой редакции ФГОС : Установление соответствия нормативам «Закона об образовании в Российской Федерации» ( 273-ФЗ), вступившего в силу с г.

Нормативные правовые акты по реализации образовательных программ ВО в соответствии с Федеральным законом об образовании Федеральные государственные образовательные стандарты Федеральные государственные образовательные стандарты Порядок разработки ПООП Порядок разработки ПООП Перечень специальностей и направлений подготовки Перечень специальностей и направлений подготовки Порядок организации и осуществления образовательной деятельности Порядок организации и осуществления образовательной деятельности Порядок проведения ИГА Порядок проведения ИГА Положение о практике Положение о практике Порядок приема на обучение Порядок приема на обучение 4

5 Уровни профессионального образования, образовательные программы образовательные программы 1. Среднее профессиональное образование подготовка квалифицированных рабочих подготовка квалифицированных рабочих подготовка специалистов среднего звена подготовка специалистов среднего звена 2. Высшее образование - бакалавриат 3. Высшее образование – специалист, магистратура 4. Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации: аспирантура (адъюнктура) аспирантура (адъюнктура) ординатура ординатура ассистентура – стажировка ассистентура – стажировка

6 ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ в организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность – в очной, очно-заочной или заочной форме в организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность – в очной, очно-заочной или заочной форме вне организаций – в форме семейного или самостоятельного образования; вне организаций – в форме семейного или самостоятельного образования; в этом случае можно пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию после зачисления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность на основании лицензии по аккредитованной ООП

7 СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ООП возможна с использованием ресурсов нескольких организаций (в том числе, иностранных) для осуществления видов учебной деятельности предусмотренных ООП

8 Возможно создание образовательными организациями кафедр и иных структурных подразделений на базе иных организаций по профилю подготовки. Также научные и иные организации могут создавать научно-исследовательские или технические лаборатории в вузах

ФГОС включают требования (согласно федеральному закону об образовании, ст. 11 и 12) к структуре ООП (в т.ч., к соотношению обязательной и вариативной частей) к структуре ООП (в т.ч., к соотношению обязательной и вариативной частей) к условиям реализации ООП к условиям реализации ООП к результатам освоения ООП (компетенциям выпускника) к результатам освоения ООП (компетенциям выпускника) Содержание образования определяют образовательные программы 9

Образовательные организации разрабатывают ООП самостоятельно, в соответствии с ФГОС и с учетом примерных основных образовательных программ (ПООП) 10

Примерная основная образовательная программа (ПООП) является общедоступной частью государственной информационной системы, включается в реестр после экспертизы Вузы разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом ПООП по направлениям подготовки (ФЗ 273 СТ. 12, п. 7) 11

12 ПООП включает: примерный учебный план и график, примерный учебный план и график, примерные программы учебных дисциплин (модулей) и практик, примерные программы учебных дисциплин (модулей) и практик, Рекомендуемые объем и содержание образования (по уровням) Рекомендуемые объем и содержание образования (по уровням) планируемые результаты освоения программ, планируемые результаты освоения программ, примерные условия образовательной деятельности (включая примерные расчеты нормативных затрат) примерные условия образовательной деятельности (включая примерные расчеты нормативных затрат)

13 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОПРЕДЕЛЯЕТ : перечень, трудоемкость, последовательность учебных дисциплин (модулей), практик, формы промежуточной аттестации ВОЗМОЖЕН ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН, учитывающий потребности и особенности отдельного обучающегося

14 УГСН Биологические науки Направление подготовки БИОЛОГИЯ Квалификация: Академический бакалавр Магистр Направление подготовки ПОЧВОВЕДЕНИЕ Квалификация: Академический бакалавр Магистр Специальность : Биоинженерия и Биоинформатика

УГСН Биологические науки Подготовка научно-исследовательских кадров в аспирантуре Квалификация : Исследователь Преподаватель исследователь (адъюнктура, для военных институтов) 15

16 Изменения в структуре ФГОС ВО по направлению «Биология» (Академический бакалавр) Общий объем ФГОС сокращен за счет Редактирования общекультурных компетенций Редактирования общекультурных компетенций Переноса требований к содержанию образовательных программ в Примерные образовательные программы Переноса требований к содержанию образовательных программ в Примерные образовательные программы

17 Структура ООП во ФГОС ВПО (до 2013 г.) Код УЦ ООПУчебные циклы и проектируемые результаты их освоения Трудоемкость (зачетные единицы) Примерный перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий Коды формируемых компетенций

18 Структура ООП бакалавра ФГОС ВО 2013 г. Структура программы бакалавриата Объем программы бакалавриата в зачетных единицах Дисциплины (модули) Базовая часть Вариативная часть Практики Базовая часть Вариативная часть Государственная итоговая аттестация 6-9

19 Структура ООП магистра ФГОС ВО 2013 г. Структура программы магистратуры Объем программы магистратуры в зачетных единицах Блок 1 Дисциплины (модули) Базовая часть Вариативная часть Блок 2Практики, в том числе научно- исследовательская работа (НИР) Блок 3Государственная итоговая аттестация 6-9 Объем программы магистратуры 120

20 Базовая часть ООП включает обязательные для освоения дисциплины и практики по направлению Вариативная часть формируется образовательной организацией. Образовательная организация вправе выбрать направленность (профиль) образовательной программы.

21 НАПРАВЛЕННОСТЬ (ПРОФИЛЬ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: ориентирует на конкретные области знания или виды деятельности

22 Раздел ФГОС «Характеристики направлений» в него включены пункты: о возможности обучения по индивидуальному плану о возможности обучения по индивидуальному плану о сетевой форму обучения о сетевой форму обучения о сроках обучения о сроках обучения об обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья об обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях (допускается частично) об электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях (допускается частично) о возможности использования наряду с русским языком государственных языков республик о возможности использования наряду с русским языком государственных языков республик

23 Раздел ФГОС «Характеристики профессиональной деятельности». Перечень видов деятельности - научно-исследовательская, научно-производственная и проектная, организационно- управленческая и педагогическая - дополнен : «Информационно-биологическая деятельность» – это работа со справочными системами, поиск и обработка научной информации, участие в подготовке отчетов.

24 Раздел ФГОС «Требования к результатам освоения ООП». общекультурные компетенции существенно сокращены в количестве и тщательно отредактированы; общепрофессиональные компетенции сохранены полностью в количестве и составе. профессиональные компетенции, в соответствии с видами деятельности Вузам предоставлена возможность дополнять перечень компетенций в соответствии с выбранным профилем образовательной программы.

25. В Примерной образовательной программе (ПООП) по направлению «Биология» мы ввели 15 профилей: 1. Общая биология (используют 14 вузов) 2. Ботаника (используют 15 вузов) 3. Зоология (используют 17 вузов) 4. Антропология (использует только МГУ) 5. Физиология (используют 16 вузов) 6. Генетика (используют 11 вузов) 7. Биофизика (используют 7 вузов)

. 8. Биохимия (используют 15 вузов) 9. Микробиология (используют 10 вузов) 10. Биоэкология (используют 23 вуза) 11. Биотехнология и биоинженерия (используют 6 вузов) 12. Биология клетки (используют 5 вузов) 13. Охотоведение (используют 6 вузов) 14. Кинология (используют 3 вуза) 15. Гидробиология и ихтиология (используют 4 вуза) 26

Инновации, необходимые в организации учебного процесса, связаны с возможностью формировать некоторые новые профили, имеющие достаточно широкую востребованность. По просьбам ведомств предлагается сформировать новые профили: Морская биология (по просьбе Комитета по рыболовству); Биомедицина (по просьбе ДВО РАН); Радиобиология (по просьбе Минатома). 27

Содержание базовой компоненты профессионального образования отражено во ФГОС только через перечень общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Сохранено в ФГОС указание о необходимости включения в базовую часть ООП бакалавриата дисциплин «Философия», «История», «Иностранный язык», «Безопасность жизнедеятельности», а также «Физкультура» (вне расписания) 28

29 Объем, содержание и порядок реализации этих дисциплин, как и других дисциплин программы, вуз определяет самостоятельно, с учетом примерной основной образовательной программы.

30 В блок «Практики» входят учебная и производственная (в том числе, преддипломная) практики. В соответствии с «Положением о практике» учебная практика обеспечивает приобретение первичных профессиональных умений и навыков; производственная практика посвящена получению профессиональных умений и навыков, опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательской работы. В соответствии с профилем подготовки, практика может осуществляться в стационарном, выездном и полевом режиме

31 Блок «Государственная итоговая аттестация» Имеет трудоемкость 6 – 9 з.е., включает обязательное выполнение и защиту выпускной квалификационной работы и госэкзамен (при наличии)

32 Требования к кадровым условиям реализации ООП бакалавриата Доля штатных преподавателей – не менее 50% от общего числа преподавателей, обеспечивающих учебных процесс; Доля штатных преподавателей – не менее 50% от общего числа преподавателей, обеспечивающих учебных процесс; Наличие высшего образования и (или) ученой степени по профилю преподаваемой дисциплины – не менее чем у 70% преподавателей; Наличие высшего образования и (или) ученой степени по профилю преподаваемой дисциплины – не менее чем у 70% преподавателей; Доля преподавателей из числа руководителей и работников профильных организаций – не менее 5%; Доля преподавателей из числа руководителей и работников профильных организаций – не менее 5%;

33 Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению реализации ООП бакалавриата Библиотечный фонд и электронная библиотека должны содержать все издания основной литературы, перечисленные в программах дисциплин (модулей) и практик. Библиотечный фонд и электронная библиотека должны содержать все издания основной литературы, перечисленные в программах дисциплин (модулей) и практик. Электронно-информационная среда вуза должна содержать все учебно-методические материалы по ООП, обеспечивать выход в Интернет и доступ к профессиональным базам данных и справочным системам. Электронно-информационная среда вуза должна содержать все учебно-методические материалы по ООП, обеспечивать выход в Интернет и доступ к профессиональным базам данных и справочным системам.

34 Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению реализации ООП бакалавриата Материально-техническая база должна обеспечивать все виды лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и проведения практик. Материально-техническая база должна обеспечивать все виды лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и проведения практик.

35 Обсуждается раздел «Требования к финансовым условиям реализации ООП» Финансирование реализации программ бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования.

35 Для УГСН «Биологические науки» мы предлагаем учитывать в расчете нормативных затрат кроме соотношения численности преподавателей и студентов следующее: Наличие и приобретение сложного лабораторного оборудования; Наличие и приобретение сложного лабораторного оборудования; Использование специализированных материальных запасов; Использование специализированных материальных запасов; Необходимость достаточного учебно-вспомогательного персонала; Необходимость достаточного учебно-вспомогательного персонала; Необходимость организации стационарных, выездных и полевых практик. Необходимость организации стационарных, выездных и полевых практик.

37 Оценка качества освоения программ бакалавриата Ответственность за обеспечение качества подготовки обучающихся и получение требуемых результатов освоения программы несет образовательная организация. Признание качества программ бакалавриата и их соответствие требованиям рынка труда и профессиональных стандартов (при наличии) устанавливается процедурой профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

38 Оценка качества освоения обучающимися ООП включает: Текущий контроль успеваемости; Текущий контроль успеваемости; Промежуточную аттестацию и Промежуточную аттестацию и Государственную итоговую аттестацию. Государственную итоговую аттестацию. Конкретные формы и процедуры контроля успеваемости устанавливаются образовательной организацией. Образовательная организация определяет требования к процедуре проведения ГИА на основе «Порядка проведения государственной итоговой аттестации».

39 Формирование основной образовательной программы (ООП): ООП формируется образовательной организацией на основе «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности», с учетом ПООП, предложенной УМО. ООП включает комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты.

40 Компоненты ООП: Общая характеристика; Общая характеристика; Учебный план; Учебный план; Календарный учебный график; Календарный учебный график; Рабочие программы дисциплин (модулей) и практик; Рабочие программы дисциплин (модулей) и практик; Фонд оценочных средств и программа промежуточной и итоговой аттестации; Фонд оценочных средств и программа промежуточной и итоговой аттестации; Характеристика условий реализации ООП (кадровых, информационных, материально-технических). Характеристика условий реализации ООП (кадровых, информационных, материально-технических).

41 ПООП по направлению «Биология» Разработана в Совете по биологии УМО на основе ФГОС 2010 г., прошла экспертизу, сертифицирована, опубликована и представлена на сайте МГУ, а также на сайте Она включает не только базовую, но и профильную часть учебного плана (характеристики профилей).

42 Проблемы развития профессионального биологического образования: Проблема смысла и цели образования; Проблема смысла и цели образования; Тенденция бюрократизации образования; Тенденция бюрократизации образования; Контроль документооборота: гарантия качества не через содержание образования, а через контроль организации процесса. Контроль документооборота: гарантия качества не через содержание образования, а через контроль организации процесса.

43 Проблемы развития профессионального биологического образования: Коммерциализация образования; Коммерциализация образования; В проектах профессиональных стандартов – замена основного смысла профессии избыточной системой требований к организации деятельности. В проектах профессиональных стандартов – замена основного смысла профессии избыточной системой требований к организации деятельности.

44 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!