ФГОС ООО Программа развития УУД (программа формирования УУД)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Advertisements

Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Непрерывная подготовка учителя по формированию УУД учащихся на базе методической службы гимназии педсовет г.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Универсальные учебные действия младших школьников.
Виды универсальных учебных действий. Личностные Личностные Регулятивные Регулятивные Общепознавательные Общепознавательные Коммуникативные Коммуникативные.
Формирование метапредметных умений и навыков на основе учебников по русскому языку для 5-9 классов под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
система способов познания окружающего мира, система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Требования стандарта к результатам обучения ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ Аксиологические (ценностные) Морально - этические Индивидуально - личностные.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Учитель начальных классов Бутузова С.Н. Характеристика познавательных УУД и планируемые результаты Характеристика познавательных УУД и планируемые результаты.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Транксрипт:

ФГОС ООО Программа развития УУД (программа формирования УУД)

УУД Формирование УУД – инвариантная часть образовательного и воспитательного процесса

Место в ООП 1. Целевой раздел 2. Содержательный раздел 1) Программа развития УУД (включая формирование ИКТ - компетенций, учебно- исследовательской и проектной деятельности) 2) Программы отдельных предметов, курсов 3) Программа воспитания и социализации 4) Программа коррекционной работы 3. Организационный раздел

Структура ПР УУД 1) цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований ФГОС; 2) описание понятий, функций, состава и характеристик УУД и их связи с содержанием учебных предметов, с внеурочной и внешкольной деятельностью; 3) типовые задачи применения УУД; 4) описание особенностей и форм реализации основных направлений учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся; 5) описание основных элементов ИКТ-компетенций и организации деятельности по их формированию и развитию; 6) планируемые результаты формирования и развития компетентности обучающихся в области ИКТ, подготовки индивидуального проекта; 7) виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей; 8) описание условий, обеспечивающих развитие УУД; 9) систему оценки деятельности ОУ по формированию и развитию УУД; 10) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД

Личностные УУД Метапредметные УУД Предметные УУД Регулятивные Познавательные Коммуникативные 2. ИКТ-компетентность 3. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности 1. Универсальные учебные действия

1. Цель Цель: обеспечить системный подход к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий

1. Задачи: 1) Показать связь личностных результатов и УУД с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы 2) Определить перечень личностных и метапредметных результатов 3) Определить результаты формирования УУД на разных этапах обучения в основной школе 4) Описать особенности реализации учебно- исследовательской, проектной деятельности 5) Описать основные подходы формирования ИКТ- компетенций

2. Характеристика результатов и УУД Личностные результаты Регулятивные результаты Познавательные результаты Коммуникативные УУД

2. Система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов

2. Механизмы развития УУД 1) Образовательные технологии деятельностного типа (Л, Р, П, К) 2) Подбор УМК 3) Внеурочная деятельность

2. Технологии (ПОП ООО) Основа - системно - деятельностный подход (перечень технологий определяет школа в зависимости от УМК, особенностей и др.) Технологии в примерной ООП: учебные ситуации (ситуация –проблема, ситуация - иллюстрация, ситуация – оценка, ситуация – тренинг), проектная и исследовательская деятельность

2. Роль учебных предметов в формировании УУД Русский язык (Л, К, П) Литература (Л, К) Иностранный язык (Л, К, П) История (П, Л) Обществознание (П, Л) География (П, Л) Математика (П, К) Информатика (П) Физика (П, Л) Биология (Л, П) Химия (П, Л) и т.д.

3. Характеристика УУД на разных этапах обучения в основной школе. Типовые задачи применения УУД Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Выпускник получит возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; построению жизненных планов во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

3. Характеристика УУД на разных этапах обучения в основной школе. Типовые задачи применения УУД Класс Определять и формулировать цель деятельности. Составлять план действий Осуществлять действия по реализации плана Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его 5-6 (необходимый уровень) Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта… Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки 7-9 необходимый (для 5-6 – повышенный) Подбирать к каждой проблеме адекватную ей теоретическую модель Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки… 7-9 повышенный (для – необходимый) Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и … Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности Типовые задачи:

Планируемые результаты. Формирование УУД (ПП). Познавательные УУД Выпускник научится: основам реализации проектно-исследовательской деятельности; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия обобщать понятия осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; работать с метафорами понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Выпускник получит возможность научиться: основам рефлексивного чтения; ставить проблему, аргументировать её актуальность; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Формирование УУД на разных этапах обучения в основной школе. Познавательные УУД 1. Общеучебные УУД: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств: - моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в графическую или знаковую модель, где выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - структурирование знания; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; - определение основной и второстепенной информации; - свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 2. Логические УУД: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. 3. Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Характеристика УУД на разных этапах обучения в основной школе. Типовые задачи применения УУД Класс Извлекать информацию… Перерабатывать информацию… Преобразовывать информацию… 5-6 (необходимый уровень) 7-9 необходимый (для 5-6 – повышенный) 7-9 повышенный (для – необходимый) Типовые задачи: ТАБЛИЦА

Преемственность ООП и РП (математика) 5–9-й классы – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию путём дихотомического деления (на основе отрицания); – строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – создавать математические модели; – составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.); – вычитывать все уровни текстовой информации; – уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; – понимая позицию другого человека, различать в его речи или созданных им текстах: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приёмы слушания; – самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности; – уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, позволяющие продвигаться по всем шести линиям развития. 1-я ЛР – Использование математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов. 2-я ЛР – Совокупность умений по использованию доказательной математической речи. 3-я ЛР – Совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с различными математическими текстами. 4-я ЛР – Умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений. 5-я ЛР – Независимость и критичность мышления. 6-я ЛР – Воля и настойчивость в достижении цели.

Преемственность ООП и РП (русский язык) Познавательные УУД: – самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; – пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); – владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно; – пользоваться словарями, справочниками; – осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи; – строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Преемственность ООП и РП (биология) 5–6-й классы Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. 7–9-й классы Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; – осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений; – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития: – осознание роли жизни (1-я линия развития); – рассмотрение биологических процессов в развитии (2-я линия развития); – использование биологических знаний в быту (3-я линия развития) – объяснять мир с точки зрения биологии (4-я линия развития).

4. Описание особенностей реализации проектной и исследовательской деятельности Понятие проекта Понятие исследования Отличия проектной и исследовательской деятельности Этапы работы Основные направления исследовательской и проектной деятельности Планируемые результаты проектной и исследовательской деятельности Мониторинг и оценивание (см. «Система оценки…»)

5, 6. Описание содержания, видов и форм организации учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ - компетенций Перечень ИКТ – компетенций и инструментов их использования Планируемые результаты формирования и развития ИКТ - компетенций

ВОЗМОЖНО: Программа формирования УУД по каждому предмету Сохранение структуры ООП в зависимости от специфики предмета

7. Виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями Организация УИР Организация проектной деятельности

8. Описание условий, обеспечивающих развитие УУД См. раздел «Система условий реализации ООП» Условия и средства: учебное сотрудничество, совместная деятельность, разновозрастное сотрудничество, проектная деятельность, дискуссия, тренинги, общий прием доказательства, рефлексия, педагогическое общение

9. Система оценки деятельности ОУ по формированию и развитию УУД Система оценивания. ВМКО в соответствии с принятой в школе системой

10. Методика и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД Наблюдение за деятельностью учеников на уроках Оценка личностных и метапредметных результатов