Технология укрупненных дидактических единиц в химии Учитель химии МБОУ Гимназия 1 Ефремова Е.И. г.Тула – 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Укрупнение дидактических единиц УДЕ (М.П.Эрдниев) Учитель.
Advertisements

Эрдниев Пюрвя Мучкаевич Педагог, математик-методист, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР.
Материал по теме: УКРУПНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Технология укрупнения дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниев ДЕМЬЯНОВА О.Г. ИЛЬИЧЁВСК ООШ3.
ИОСО и другие образовательные системы.. Коллективный способ обучения. Статистическая пара Статистическая пара Динамическая пара Динамическая пара Вариационная.
Укрупнение дидактических единиц (УДЕ). (П.М. Эрдниев)
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Учитель: Хохлова Елена Николаевна Муниципальное образовательное учреждение Петрунинская средняя общеобразовательная.
Алгоритмы решения задач Выпиши их на обложки своей тетради или на листе картона. Для тебя это будет хорошим помощником в решении сложных задач. Научись.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Красноярск, 2015 Пюрвя Мучкаевич Эрдниев (Академик РАО) Укрупнение дидактических единиц – технология обучения.
Цель урока: познакомиться с методикой решения задач по химическому уравнению на основе сведений о количестве вещества.
Программа разработана Учителем химии Горбенко И.Н. Методика решения расчётных задач в химии Методика решения расчётных задач в химии.
Теоремы и методика их изучения в школьном курсе математики ТМОМ Методические основы обучения математике.
Способы решения расчетных задач по химии. Абаноковой Даны 9 Б класс.
Консультация экспертов 2010 год. Дорогие эксперты! Вы прекрасно отработали на ЕГЭ по химии в 2009 году. Надеемся, что все мы отлично отработаем и в 2010!
Курс по выбору «Решение химических задач разными способами»
Автор: учитель биологии и химии МБОУ СОШ 17 Манукян Эмилия Завиковна.
1 класс Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
Скорость химической реакции. Цель: выясним, что есть скорость химической реакции, и от каких факторов она зависит. В ходе урока познакомимся с теорией.
РАСЧЕТЫ ПО ХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМ Решение задач. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ХИМИЧЕСКИМ УРАВНЕНИЯМ 1.Запишите уравнение химической реакции (обязательно расставьте.
Интегрированный урок химии и математики в 8 классе «Решение задач по уравнениям химических реакций» Учитель химии Якунина Н.П. МОУ СОШ 27 Г.Саранск, Респ.
Транксрипт:

Технология укрупненных дидактических единиц в химии Учитель химии МБОУ Гимназия 1 Ефремова Е.И. г.Тула – 2014 г.

Эрдниев Пюрвя Мучкаевич родился , (урочище Хуцин- Толга, Малодербетовский улус, Калмыцкая автономная область) педагог, математик- методист, академик Российской академии образования (с 1989 года), заслуженный деятель науки Калмыцкой АССР, заслуженный деятель науки РСФСР, Почетный гражданин Республики Калмыкия (c 1996 г.). Доктор педагогических наук, профессор, участник Великой Отечественной войны.

Укрупнённая дидактическая единица (УДЕ) это локальная система понятий, объединённых на основе их смысловых логических связей и образующих целостную единицу информации. Дидактическая единица – часть учебного курса, в которую может входить одна или несколько тем

Основная идея технологии: - знания предъявляются ученику крупным блоком, с последующей детализацией. Обучение строится по следующей схеме:

1. С тадия усвоения недифференцированного целого в его первом приближении

2. Выделение в целом элементов и их взаимоотношений

3. Формирование на базе усвоенных элементов и их взаимоотношений более совершенного и точного целостного образа

Особенности содержания УДЕ: изучать одновременно взаимно обратные действия и операции: составление уравнений реакций присоединения и отщепления, нахождение массы по количеству вещества и количества вещества по массе и т. п.; Учащимся предлагается:

сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно: прямая и обратная реакции, окислитель и восстановитель, периодические и линейные зависимости в изменении свойств химических элементов и веществ;

сопоставлять родственные и аналогичные понятия: одноимённые свойства различных неорганических и органических веществ (основность аммиака и аминов, кислотность соляной, серной и уксусной кислот), способность к реакциям присоединения у веществ с кратными связями и т. п.;

сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения, например: решение задачи на определение молекулярной формулы вещества по данным о продуктах сгорания через закон сохранения массы или закон кратных отношений (по уравнению химической реакции), представление свойств того или иного вещества с помощью словесного описания, граф-схемы и т. п.

Особенности методики: Ключевой элемент технологии УДЕ упражнение-триада, элементы которого рассматриваются на одном занятии: исходная задача; обратная задача; обобщение.

Этапы выполнения упражнений: а) анализ условия; б) выполнение упражнения; в) проверка ответа (контроль); г) переход к родственному, но более сложному упражнению..

Таким образом, в технологии УДЕ основной формой упражнения должно стать многокомпонентное задание, образующееся из нескольких логически разнородных, но психологически объединённых в некую целостность частей.

Первый шаг. Решение обычной «готовой» задачи. Вычислите количество вещества сульфида алюминия, образующегося при сплавлении алюминия количеством вещества 1 моль с серой, взятой с избытком. Анализ условия начинаем с установления факта протекания химической реакции, составления уравнения и расстановки коэффициентов. Затем обсуждаем вопрос задачи и физические величины, данные для нахождения ответа на поставленный вопрос. Кратко записываем условие задачи: n = 1 моль n = x моль 2Al + 3S = Al 2 S 3 Для решения задачи составляем пропорцию в соответствии с законом кратных отношений: n (Al) / n (Al 2 S 3 ) = 2/1 Подставляем в полученное выражение данную величину и находим искомую.

Второй шаг. Составление и решение аналогичной задачи. Предлагаем учащимся заполнить вторую и третью строки табл. 1 и сформулировать задачу по данным каждой строки.

Третий шаг. Составление и решение обратной задачи. Предлагаем учащимся заполнить четвёртую строку в табл. 1 и сформулировать задачу по предложенным данным. В итоге работы над задачами составляем граф-схему решения этих задач.

Четвёртый шаг. Составление задачи по элементам, общим с элементами исходной задачи. Возвращаемся к первой «готовой» задаче и меняем вопрос : Вычислите массу сульфида алюминия, образующегося при сплавлении алюминия количеством вещества 1 моль с серой, взятой с избытком. При анализе условия задачи выявляем элементы, общие с элементами исходной задачи: Затем предлагаем учащимся дополнить граф-схему, вписав в неё новые действия Далее предлагаем учащимся заполнить табл. 2 и сформулировать задачи по данным таблицы

Пятый шаг. Решение задачи, обобщённой по каким-либо параметрам по отношению к исходной задаче. Вычислите массу сульфида алюминия, образующегося при сплавлении алюминия массой 27 г с серой, взятой с избытком. При анализе условия задачи выявляем элементы, сходные с элементами задач, рассмотренных ранее, необходимость вычисления количества вещества по известной массе и предлагаем учащимся дополнить граф-схему Далее предлагаем учащимся заполнить табл. 2 и сформулировать задачи по данным таблицы

Лейтмотив урока, построенного по технологии УДЕ, заключается в следующем: важно не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного. Изучать не всё понемногу, а многое об одном, о главном, постигая многообразие в целом.

ЛИТЕРАТУРА : 1. Эрдниев П. М. «О структуре дидактической единицы усвоения знаний « Вестник высшей школы Эрдниев П. М. «Обучение математике в начальных классах: Опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц». М.: Педагогика, Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. «Укрупнение дидактических единиц в обучении математике». М.: Просвещение, Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. «Теория и методика обучения математике в начальной школе». М.: Педагогика, Эрдниев П. М. «Укрупнённые дидактические единицы на уроках математики в 1–2-м классах». М.: Просвещение, Гузеев В. В. «Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии». М.: НИИ школьных технологий, Селевко Г. К. «Современные образовательные технологии». М.: Народное образование, 1998.