Департамент образования г.Москвы Юго-Восточное окружное управление образования Государственное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологический портрет личности: темперамент и характер.
Advertisements

Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Обществознание. Все виды деятельности связаны между собой. Деятельность по объектам Практическая или материально- предметная _______________________ Направлена.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИ РНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 10 КЛАССЕ – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ МОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ. УЧИТЕЛЬ СМИ РНОВ ЕВГЕНИЙ БОРИСОВИЧ.
ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ.. Человек Понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного.
1.Происхождение человека 2.Развитие человека План:
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Проблема формирования личности на этапе начального общего образования 1.
ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ. Человек как биологический вид является предметом исследования физической антропологии. Природа и сущность человека.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Обществознание, 10 класс Бриченко Л. В., ГБОУ СОШ 262 Санкт - Петербурга.
ПСИХИКА существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.
Классификация потребностей (по А. Маслоу): физиологические - экзистенциальные – в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности,
Транксрипт:

Департамент образования г.Москвы Юго-Восточное окружное управление образования Государственное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 339 Тема 4 «Человек» Составитель: Аксенова В.В. Редакторы: Мирошина Е.В., Соловьева О.В. Москва

ТЕМА 4 «Человек». Оглавление Антропогенез: теории происхождения человека. (4 слайда) 2.1.1/2.1.2/2.1.3/2.1.4/ стр Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. (6 слайдов) 2.2.1/2.2.2/2.2.3/2.2.4/2.2.5/2.2.6/ стр Бытие человека. (2 слайда) 2.3.1/2.3.2/ стр Индивид и индивидуальность. Человек как личность, ее социализация и воспитание. (4 слайда) 2.4.1/2.4.2/2.4.3/2.4.4/ стр Структура и мотивы человеческой деятельности. Потребности, их классификация. Интересы и способности человека. Сознательное и бессознательное в деятельности человека. Виды деятельности. Труд. Общение. (15 слайдов) 2.5.1/2.5.2/2.5.3/2.5.4/2.5.5/2.5.6/2.5.7/2.5.8/2.5.9/2.5.10/2.5.11/2.5.12/2.5.13/2.5.14/2.5.15/ стр Творчество. (3 слайда) 2.6.1/2.6.2/2.6.3/ стр Учение. (1 слайд) 2.7.1/ стр Цель и смысл жизни человека. ( 2 слайда) 2.8.1/2.8.2/ стр Самопознание. Поведение. (11 слайдов) 2.9.1/2.9.2/2.9.3/2.9.4/2.9.5/2.9.6/2.9.7/2.9.8/2.9.9/2.9.10/2.9.11/ стр Свобода и ответственность личности. (3 слайда) /2.10.2/2.10.3/ стр Словарь терминов стр Афоризмы стр Список источников. стр

Человек Антропогенез: теории происхождения человека Точки зрения на происхождение человека Естественно – научные концепции Религиозные концепции Мифологические концепции Основные идеи: Человек входит в классификацию видов животного мира, в отряде приматов класса млекопитающих, видовое название Homo sapiens (человек разумный) по итогам накопления знаний биологии, антропологии, генетики Эволюционная теория Ч. Дарвина Трудовая теория Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», (1876), Ф. Энгельс «Происхождение видов и естественный отбор»(1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871)) Ч. Дарвин Основные идеи: Креационизм Креационизм (акт творения) Человек – существо сотворенное, Созданное сверхъестественной Божественной силой. Человек создан Богом, а значит - обладает особым предназначением. В человеке есть телесное и духовное(то есть земное и божественное) Идея Чуда душа У человека есть душа Душа бессмертна Человек долженДОГМАТИЧЕСКИ принять концепцию Основная идея: Человек появился чудесным образом из земли, воздуха, деревьев Библия, Коран Антропогонические мифы Ч. Дарвин Ф. Энгельс

Человек Точки зрения на происхождение человека 2.1. Альтернативные концепции Игровая концепция Кратологическая концепция И. Хейзинг Социобиологическая концепция Гендерная концепция Уфологическая концепция Космическое происхождение, связано с пришельцами Символическая концепция Человек возникает благодаря развитию знаковых систем, одна из них - язык Психологическая концепция З. Фрейд Социальная организация возникает в результате того, что мужчины договорились о распределении женщин Зачатки социальной организации человека лежат в животном мире, Человек – лишь высшее животное. Особенности общества Зависят от генетики, расовых различий Лидеры,вожаки установили систему правил поведения для племен

Эволюционная теория Ч. Дарвина антропогенеза. Человека Разумного Теория антропогенеза. Дает биологическое обоснование происхождению нового вида – Человека Разумного естественный отбор главный фактор эволюции – естественный отбор (борьба за существование + изменчивость + наследственность ) Нет ответа: - Почему человек выделился из мира животных?! - Как человек стал социальным существом?! Ч. Дарвин Фрагмент молекулы ДНК Изображение эволюции человека по теории Ч. Дарвина

Трудовая теория Ф. Энгельса антропосоциогенеза. единство Создана теория антропосоциогенеза. Суть теории – единство становления человека как билогического вида и как социального существа На становление человека решающее воздействие оказали: - труд - языковое мышление - языковое мышление Труд Труд – целесообразное воздействие человека на природу с помощью орудий труда для получения необходимых благ Труд Труд повлиял на: – формирование руки – формирование мозга – развитие коммуникационного взаимодействия Ф. Энгельс Древние люди Древние орудия труда

Человек Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции 5 млн лет Человек Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Вопрос о природе и сущности человека - одна из глобальных проблем философской мысли антропосоциогенез Слово «антропосоциогенез» состоит из трех слов - «человек», «общество», «развитие» и означает происхождение и развитие человека и общества

Процесс антропосоциогенеза (хронология) I этап 1 – 5 млн. лет назад Гоминиды - Гоминиды Семейство Гоминид: 1. Предлюди (Австралопитек) 2. Древнейшие люди (Питекантроп) 3. Древние люди (Неандерталец) 4. Человек современный (кроманьонец) год, Эфиопия, Дои Джохансен (американский антрополог) обнаружил останки молодой самки «южных обезьян». Ее назвали «Люси», рост составлял 1 м, объем мозга в 3 раза меньше,чем у современного человека Предлюди Австралопитек Австралопитек homo habilis (человек умелый) homo habilis (человек умелый) Австралопитек Человек умелый

II этап 500 – 800 тыс. лет назад Питекантроп Питекантроп (рост менее 170 см, объем мозга 850 – 900 см, систематически использует огонь для обогрева и приготовления пищи). Способен издавать звуки Homo erectus – человек прямоходящий Homo erectus – человек прямоходящий III этап 100 тыс. лет назад Неандерталец – древний человек Неандерталец – древний человек способен добывать огонь, строить жилище, изготавливать одежду из шкур. Начали осваивать речь Преддверие человеческой деятельности IV этап 40 – 50 тыс. лет назад Кроманьонец Кроманьонец рост до 180 см, объем мозга до 1600 см, обладает речью, воспринимает себя как общественное существо 3 3 Питекантроп Неандерталец Кроманьонец

Факторы, оказавшие воздействие на появление человека I Природные Природные факторы изменение климата, похолодание естественная радиация I Биологические Биологические факторы генетические мутации морфологические изменения тела (особенности строения челюстей, конечностей, мозга) гоминидная триада гоминидная триада (прямохождение, кисть с развитым большим пальцем, развитие лобных долей и коры головного мозга) I I I Социальные Социальные факторы труд как орудийная деятельность общение в совместной трудовой деятельности, повлиявшей на возникновение мышления и речи возникновение надпредметных социально – нравственных запретов остракизм табу на убийство соплеменника (за нарушение – остракизм - изгнание) эндогамииэкзогамии изменение формы семейно – брачных отношений ( переход от эндогамии к экзогамии, запрет на инцест) поддержка слабых членов общины

Факторыявлялись предпосылками Факторы, оказавшие воздействие на появление человека являлись предпосылками для перехода От первобытного стада К кровно – родственной общине Первый человеческий коллектив

Периодизация первобытной истории Каменный век 1,5 млн. лет Палеолит (древний каменный век) Мезолит Неолит Мезолит – средний каменный век Неолит – новый каменный век 5 тыс. лет до н.э. Бронзовый век Железный век 1 тыс. лет до н.э. 0 Неолитическая революция Неолитическая революция присваивающего производящему переход от присваивающего хозяйства (охота,собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство) доклассового догосударственного классовому обществу, государствам переход от доклассового и догосударственного состояния к классовому обществу, к государствам (Шумер, Вавилон, Египет, Индия, Китай )

Человек Бытие человека ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК – это «Гражданин трех миров»: природы, общества и духовного мира Биологическая сторона жизни человека Социальная сторона жизни человека Человек как и другие существа состоит из плоти и крови Паспорт человека - Вид: человек разумный - Род: человек - Семейство: ??????? - Класс: млекопитающее - Тип внешней нервной деятельности: рефлекторная Природно уникален! Строение мозга, черепа, гортани, челюстей, прямая походка, развитые верхние конечности. Человек управляет инстинктами, обладает разумом, приспосабливается. способен к сознательной целенаправленной деятельности преобразует природу создает «вторую природу» - культуру создает новый мир материальных и духовных благ обладает высокоразвитым мозгом, абстрактным мышлением, речью человек духовен (интеллект, нравственность, стремление к прекрасному) все, что переживает и творит человек (замыслы, цели, мотивы) имеет идеальную составляющую Находятся в единстве Влияют друг на друга

ЧЕЛОВЕК тело дух душа =++ Биология СоциальностьДуховность Пять кругов бытия – это сферы, где человек проявляет себя с разных сторон «Круги бытия» 1)Социальная сфера 2)Биологическая сфера 3)Духовная сфера 4)Психическая сфера 5)Космическая сфера Сознание, Культура Живой организм Нравственность, духовность Субъективные черты человека Ноосфера «В человеке пересекаются все круги бытия» (Н. Бердяев)

Человек Индивид и индивидуальность Личность, ее социализация и воспитание Компоненты понятия «ЧЕЛОВЕК» ЧЕЛОВЕК ИНДИВИД ЛИЧНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Человек 1)Высшая ступень развития живых организмов, субъект общественно – исторической деятельности и культуры, человечество в целом 2)Человек как совокупность биологического и социальных планов Индивид Биологическая особь вида homo sapiens, единичный представитель человеческого рода (Цицерон) Личность 1)Человек как субъект отношений и сознательной деятельности 2)Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества Индивидуальность Неповторимое своеобразие отдельного человеческого существа

ЧЕЛОВЕК Понятие «ЧЕЛОВЕК» отражает общие черты, присущие всему человеческому роду. Человек – Человек – целостное родовое существо, характеризующееся единством биологических, психических, социальных и духовных качеств. Человек – Человек – обладает способностью к целенаправленной деятельности по познанию и преобразованию окружающей действительности и себя. ЧЕЛОВЕКОМ РОЖДАЮТСЯ! Индивидуальность Индивидуальность отличается: самобытностью неповторимостью оригинальностью Индивидуальность – это то, что отличает людей ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОТСТАИВАЮТ!

Личностью Личностью человек становится в процессе социализации Социализация Социализация (первично) – усвоение индивидуумом определенной системы знаний, норма, ценностей – начинается с детства и продолжается всю жизнь Социализация Социализация (вторично) – формирование собственной жизненной позиции ЛИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ Развитая Развивающая Деградирующая Идеал Личности – Идеал Личности – это личность,считающаяся эталоном, образцом. Идеал меняется от эпохи к эпохе. Базисная Личность – Базисная Личность – это личность, обладающая наиболее распространенными в данном обществе чертами

Человек как социальное существо 1. Человек формируется как личность в процессе социализации Самовоспитанию Самосовершенствования 2. Человек способен к Самовоспитанию в форме Самосовершенствования Самовоспитание Самовоспитание – это определенный тип отношений, поступков, действий, направленный на самого себя и собственное будущее с точки зрения соответствия некоторому идеалу Самовоспитание Самовоспитание – это сознательное воздействие человека на самого себя в соответствии с избранным в качестве примера Я – ОБРАЗОМ (Я - КОНЦЕПЦИЯ): Я – реальное Я – настоящее Я – прошлое Я – желаемое Я – фантастическое Я – идеальное Я – ожидаемое Я - представляемое

Человек Структура и мотивы человеческой деятельности Виды деятельности Деятельность – специфическаяформа человеческой активности Деятельность – специфическая форма человеческой активности Деятельность – особенность человеческого существования, отличающая его от животного мира деятельности В процессе деятельности преобразуется окружающий мир и сам человек Мотивы деятельности Для чего? Ради чего действовать? Побуждение к деятельности мотивы мотивы ценности ценности идеалы идеалы Влияют на деятельность Мотив определяет выбор направленности деятельности

Структура деятельности деятельности Субъект деятельности Объект деятельности Цель деятельности Средства деятельности Предмет деятельности Результат деятельности тот, кто действует человек, организация, социальная группа субъект имеет: - мотивы, - цели, - потребности, - установку. то, на что направлена активность субъекта проект, прообраз предполагаемого результата Что делать? К чему стремиться? то, с помощью чего реализуется деятельность (средства, методы, приемы) Как действовать? С помощью чего? то, на что направлена человеческая деятельность Оценка деятельности? Продукт то, что создается в процессе деятельности. Результат – это реализованная цель Виды результатов 1. Идеальные (наука, живопись…) 2. материальные

Деятельность обусловлена потребностями Потребностичеловека Биологические переживаемая либо осознаваемая нужда в чем–либо отличаются от потребностей животного выделяются:- подлинные (разумные) - мнимые (ложные) Социальные Идеальные возникают тогда, когда биологические удовлетворяются Потребности в: - самореализации - общественном признании - общении - привязанностях - работе - самоуважении возникают тогда когда другие потребности уже удовлетворены Потребности в познании: - природы - себя - поиск смысла жизни - самовыражения необходимы в первую очередь поддерживают человеческий организм: - еда, вода, воздух - движение - тепло, жилище - самосохранение - воспроизводство

Потребности Потребности Потребности Интерес Установка Убеждения Осознанная потребность Готовность действовать определенным образом Устойчивые взгляды на мир, идеалы, принципы Потребность Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Потребности по-разному проявляются в зависимости от ситуационных факторов

Важнейшие виды деятельности 1 Общение Общение – это вид деятельности, в результате которого человек взаимодействует с другими людьми, обменивается с ними навыками, умениями, опытом, информацией и удовлетворяет потребности человека в контактах с другими людьми Общение Общение Общение обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп

Классификациядеятельности В зависимости от объекта деятельности Виды деятельности В зависимости от результата деятельности По полученным результатам деятельности Практическая Д. Духовная Д. Репродуктивная Д. Продуктивная Д. Созидательная Д. Разрушительная Д. Преобразовани е объектов природы и общества Изменение сознания людей Получение уже известного результата Выработка новых целей и средств

Способы общения Устное общение Письменное общение одновременное однонаправленное партнерское разведены во времени однонаправлены Виды общения Равноправный диалог Односторонний диалог терпимость взаимоуважение стремление к компромиссу диктование подавление углубление конфликта

Виды общения Между реальными субъектами Реальным субъектом и воображаемым партнером Реальным субъектом и иллюзорными партнерами Между воображаемыми партнерами совместный труд игра обучение духовное общение общение с животными с автором с внутренним голосом религиозное общение общение персонажей произведения искусства

Функции общения Усвоение информации Передача информации Обмен информацией Стимулирование деятельности Выработка новой информации

2 Труд Труд – это социальная деятельность человека, то есть его способность преобразовывать окружающую среду. В процессе труда люди обмениваются опытом, способами деятельности, что способствует их социализации. Труд Труд целесообразная, формально материальная (физический труд) и нематериальная (умственный труд), деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества

Труд характеризуется: использованием орудий труда целеполаганием совместным характером деятельности направленностью на преобразование окружающего мира человекопосредует, регулирует и контролирует человек изменяетразвивает В процессе труда человек опосредует, регулирует и контролирует обмен между собой и природой. Изменяя в процессе труда природные условия своей жизни, человек изменяет и свою собственную природу, развивает свои творческие силы и способности. Труд представляет собой как способ отчуждения человека от природы, так и форму связи человеческого общества с природой

3 Игра Игра – деятельность, имитирующая реальные действия, которая обучает или тренирует, развивает способности 4 Творчество Творчество – деятельность человека по созданию качественно новых, ранее не существующих ценностей Творчество включает в себя: воображение интуицию творческое озарение

Успех в деятельности Успех зависит от Способностей человека Одаренностей человека Таланта человека природные задатки способностей (сила, равновесие, подвижность процессов возбуждения) совокупность способностей позволяющая получить особый, уникальный продукт деятельности Гениальность – высшая степень развития способностей Психические свойства человека, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей. - наблюдательность - память: зрительная эмоциональная слуховая - воображение (техническое) - слух (музыкальный) Способности имеют биологическую основу Способности развиваются: - повышают статус - повышают самооценку - повышают уровень жизни Способности: организаторские педагогические технические художественные

Сознательное в деятельности Бессознательное в деятельности потребности интересы идеалы воля люди осознают люди обслуживают люди самоконтролируются СОЗНАТЕЛЬНО! стереотип автоматизированных действий интуиция психическая жизнь люди действуют без участия сознания БЕССОЗНАТЕЛЬНО! Сознательное и бессознательное в деятельности 32

1. Человека из мира животных выделяет его активное, преобразовательное, деятельностное отношение к миру. 2. Основа деятельности: постановка целей (целеполагание) и использование различных средств (орудий, методов) 3. Виды деятельности прошли сложное развитие и становление 4. Деятельность усложняется 5. Выделяют следующие виды деятельности: - материально – практическая - материально – практическая - социально – преобразовательная - социально – преобразовательная - духовная - духовная - коммуникативная - коммуникативная - творческая - творческая Основные выводы

Человек 2.6. Творчество Творчество качественно нового Творчество – деятельность человека по созданию чего – либо качественно нового Воображение Воображение способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в таких процессах, как: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. Разновидность творческого воображения фантазия. Воображение Воображение Воображение одна из форм психического отражения мира. Воображение психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение обеспечивается Знаниями ЭмоциямиСвойствами личности Прочее характером способностями интересами прочее 34

Творческое мышление обладает Пластичностью ПодвижностьюОригинальностью Способно вырабатывать множество вариантов решения проблемы Возможно переключение с одного аспекта проблемы к другому Порождает неожиданное решение Этапы творческой деятельности Возникновение идеи Концентрация знаний, относящихся к этой проблеме Добывание недостающи х знаний Сознательная и бессознательная работа над материалом Озарение Проверка, доработка проекта Реализация проекта

Творчество присутствует в разных сферах (везде есть свои особенности) Научное творчество Научное творчество – направлено на открытие ранее неизвестных явлений, процессов, их связей и отношений в природе и обществе Изобретательство заключается в нахождении способа применения научных данных в практической деятельности человека 8 стадий работы изобретателя: 1 Интеллектуальная готовность 2 Усмотрение проблемы 3 Зарождение идеи 4 Формирование задачи 5 Поиск решения 6 Открытие принципа изобретения 7 превращение принципа в схемы 8 Техническое оформление изобретения Литературное творчество Литературное творчество… … и т.д. 36

Человек 2.7. Учение Деятельность личность Деятельность – формирует личность разными способами: Общение Общение Игра Игра Учение !!! Учение !!! Труд Труд Учение Учение – процесс систематического овладения знаниями, необходимыми для выполнения определенной деятельности Учение развивает личность морально физически умственно Учение Учение готовит личность к трудовой деятельности Мотивы учения: чувство долга чувство долга ответственность ответственность духовные ценности духовные ценности Общественно значимый продукт деятельности 37

Человек 2.8. Цель и смысл жизни человека Смысл жизни – философское осмысление мира и себя самого. Поиск смысла жизни – занятие сугубо человеческое Поиск смысла жизни – занятие сугубо человеческое! В чем смысл жизни? Зачем? Ради чего? Объективная сторона Субъективная сторона Не зависит от человека человеческая общность биосфера Земли формы жизни во вселенной Не имеет однозначного решения, оно зависит от культуры образования традиций мировоззрения от конкретных жизненных обстоятельств 38

Подходы к решению вопроса ценностями духовной жизни Смысл жизни связывается с ценностями духовной жизни (биологическая жизнь быстротечна и конечна) земным существованием Смысл жизни связывается с земным существованием человека 1 2 соотносили смысл жизни со счастьем Аристотель, Кант, Г. Гегель, Э. Фромм, С.Л. Франк, Н.Н. Трубников – соотносили смысл жизни со счастьем Человек как биологическое существо – смертен Человек как социальное существо – вечен (продолжается в потомках, продуктах, творчестве) Аристотель КантГ. ГегельЭ. ФроммС.Л. Франк 39

Человек Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности « Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя Я знаю книги, истины и слухи… Я знаю все, но только не себя » Франсуа Вийон Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, Г. Гегель, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Берн, Г. Олпорт, К, Роджерс, А. Маслоу Внутренний мир человека Философы Психологи Лингвисты Этнографы Социологи Педагоги Художники ? ? ? ? ? ? ? ?

ПСИХОЛОГИЯ Вопрос о сущности человеческого Я (о поведении человека, о структуре его личности) изучает ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ – ПСИХОЛОГИЯ – наука о закономерностях механизма и фактах психической жизни человека; наука о душе и внутреннем мире человека. Направления изучения личности в психологии Фрейдизм НеофрейдизмГуманистическая психология Считают, что в человеке с деструктивными, разрушительными качествами преобладают позитивные жизненные качества. Качества биофилов (тех, кто любит жизнь) У человека есть перспектива развития Фрейдизм общее обозначение философско- антропологической и психологической концепции З. Фрейда и всей совокупности развившихся на ее основе учений и школ. Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного метода исследований В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Наиболее влиятельными представителями неофрейдизма являются американские психологи К. Хорни, Г. С. Салливен, Э. Фромм

Уникальность человека Способности Задатки Особенности характера Врожденные способности: анатомии физиологии психики Являются основой для развития способностей Повторяющиеся значимые типичные поступки человека Индивидуальные особенности личности, которые проявляются в склонности к определенному виду деятельности; способности развиваются только в обществе Социальное Биологическое Не могут друг без друга Свойства характера Типы характера Структура характера Общие способности Частные способности Специфические Необходимы для различных видов деятельности: память быстрота мышления Склонность к определенному виду деятельности: математическая музыкальная

Способности По виду деятельности различают интеллектуальные способности художественные способности организаторские способности инструментальные способности Уровниспособностей Гениальность Талант Одаренность Высшая степень талантов, способность создавать что-то уникальное, неповторимое Выдающиеся способности, при которых деятельность отличается совершенством, оригинальностью Совокупность многих высокоразвитых способностей «Музыкантом можно стать, но Моцартом нужно родиться»

Свойства характера Интеллектуальные Эмоциональные Нравственные Волевые рассудочность наблюдательность способность делать выводы оптимизм пессимизм вспыльчивость добродетель честь достоинство настойчивость трудолюбие целеустремленность Особенности характера

Характерология – наука, изучающая характер На характер влияют: – окружающая среда (социализация,социальные условия) – наследственность (темперамент) – самовоспитание Характер устойчив, но его коррекция возможна при самовоспитании и наличии воли Воля – усилие над собой Особенности психической деятельности человека проявляются в динамике психики I тип Холерик I I тип Сангвиник I II тип I I I тип Флегматик I V тип Меланхолик

Структура характера Структура характера – есть система отношений с окружающим Отношение к другим людям Отношение к труду Отношение к вещам Отношение к себе Типы характера Рассудочный Оценивает все с точки зрения разумности Волевой Активный, деятельностный Эмоциональный Действует под влиянием эмоций

Психологияличности Отношение человека к самому себе Характеристика внутреннего мира Самооценка Самооценка завышенная заниженная адекватная Завышенная и заниженная самооценка приводит к психологическому конфликту Самооценка Уровень притязаний Желаемый уровень самооценки Должны совпасть Самоуважение (чувство собственного достоинства) Соотношение успеха и притязаний!

«Сознательное» «Бессознательное» неосознаваемые явления в жизни человека психическое состояние, в котором человек не отдаем себе отчета Психологическаязащита ограждение сознания от травмирующих переживаний не осознается человеком Бегство Регрессия Рационализация Уход в себя, забывания, компенсация Переход к простым формам поведения Оправдание обстоятельств Варианты

Поведение человека человека Эмоции Потребности Нужда человека в чем-либо положительные отрицательные Если потребности удовлетворены, то возникают положительные эмоции, если нет- отрицательные Волнение, переживания человека Положительные Отрицательные радость интерес страдание гнев страх отвращение Чрезмерное переживание отрицательных эмоцийСТРЕСС вина зависть ненависть… ЭМОЦИИ 1. Простейшие эмоции 2. Настроение 3. Устойчивые эмоции 4. Страсть 5. Аффект (резко переживаемые эмоции)

СТРЕСС I стадия – Сигнал тревоги, дискомфорт I I стадия – Все приспособительные реакции включаются в защиту организма I I I стадия – Истощение организма, смерть. Третья стадия наступает, когда сил организма не хватает на борьбу со стрессом СТРЕСС – СТРЕСС – состояние подавленности по д влиянием негативных эмоций Стресс Стресс (от англ. stress давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы (или организма в целом). Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты

Свобода и ответственность личности 2.10 Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решения и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира Ответственность – социально – философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований Ответственность Основа нравственных позиций человека Фундамент внутренней мотивации его поведения Регулятор подобного поведения Совесть Увеличивается свобода усиливается ответственность Чем больше свободы, тем больше личной (персональной ответственности)

Свобода Выбор (Бремя выбора) Общество ограничивает диапазон выбора Диапазон зависит от: условий реализации свободы; уровня развития общества; места человека в общественной системе; сложившихся форм общественной деятельности. Вопрос (Дискуссия) Человек обладает свободной волей? Поступки человека обусловлены внешней необходимостью? ?

Виды ответственности историческая политическая нравственная юридическая Виды ответственности индивидуальная (персональная) групповая коллективная Мера необходимости и ответственности различается в разные исторические моменты Два основных подхода Фатализм Волюнтаризм от лат. Fatalis - роковой Концепция, благодаря которой все процессы в мире подчинены господству необходимости от лат. Voluntas - воля Концепция, признающая волю как первооснову всего сущего

Словарь терминов 1).Антропогенез-часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.биологической эволюцииHomo sapiensгоминидчеловекообразных обезьянплацентарных млекопитающихчеловекатрудовой деятельностиречиобщества 2). Биологическая эволюция - необратимое и направленное историческое развитие живой природы, сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом..популяций адаптацийобразованиемвымираниемвидовэкосистембиосферы 3).Гоминиды (лат. Hominidae) семейство наиболее прогрессивных приматов, включающее в том числе и людей.лат.приматовлюдей 4). Австралопите́ки (от лат. australis южный и др.-греч. πίθηκος обезьяна) группа ископаемых высших приматов, кости которых впервые были обнаружены в пустыне Калахари (Южная Африка) в 1924 году, а затем в Восточной и Центральной Африке. Близкие к австралопитекам приматы были распространены в Передней, Южной и Юго-Восточной Азии. Австралопитеки жили в Плиоцене (4 млн лет назад) и были двуногими наземными приматами.лат.др.-греч.приматов КалахариЮжная Африка 1924 году ВосточнойЦентральной Африке Плиоцене 5). Кроманьонцы (фр. Homme de Cro-Magnon) ранние представители современного человека в Европе и отчасти за её пределами, жившие тысяч лет назад (период верхнего палеолита). Объём головного мозга равен см³. Рост около 180 см.фр.палеолита 6). Питека́нтроп (от греч. πίθηκος «обезьяна» и νθρωπος «человек»), «яванский человек» ископаемый подвид людей, некогда рассматриваемый как промежуточное звено эволюции между австралопитеками и неандертальцами. Обитал около 700 [1] 27 [2] тысяч лет назад.греч. австралопитекаминеандертальцами [1] [2] 54

7).Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens) единственный живущий вид рода Homo семейства гоминид отряда приматов. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению. Совокупность человеческих индивидов называют человечеством. Человек, как биологический вид предмет исследования физической антропологии. Разнообразие культур, форм общественной жизни и социальной организации предмет социальных и гуманитарных наук (социальной и культурной антропологии, социологии, экономики, истории и др.).лат.рода Homo гоминидприматовчеловекообразныхречиабстрактному мышлениючеловечествомфизической антропологиисоциальныхгуманитарных науксоциальнойкультурнойсоциологииэкономикиистории 8). Труд целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый - физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый - умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.деятельностьпотребностейиндивидаобщества 9). Игра вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятия напряжения, а также на развитие определенных навыков и умений. Также игрой называют форму свободного самовыражения человека, не связанную с достижением утилитарной цели и доставляющую радость саму по себе [1]. [1] 10). Общество это сложная, объемная, многоуровневая, открытая органическая система, основанная на коллективной деятельности людей. [1]. [1] 11).Обще́ние обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта. Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.сведениямиязыкажестовконтакта 12). Гениальность предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.творческого потенциалаличностишедеврами 55

13). Талант присущие от рождения определённые способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.способностиумениянавыкаопыта 14). Характер (общий термин греческого происхождения) совокупность существенных свойств, особенностей предмета. 15). Холерик (греч. χολή, холе, «желчь, яд») темперамент в классификации Гиппократа. Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Люди этого темперамента обладают сильной нервной системой. Они способны преодолевать значительные трудности, но плохо сдерживают себя, легко «взрываются». Однако это, к примеру, не только не помешало Александру Васильевичу Суворову стать знаменитым полководцем, но и помогло.греч.темперамент ГиппократаАлександру Васильевичу Суворову 16). Сангвиник (лат. sanguis, сангвис, «кровь») темперамент в классификации Гиппократа. Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Такой темперамент имели Александр Иванович Герцен, австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт.лат.темперамент ГиппократаАлександр Иванович Герцен Вольфганг Амадей Моцарт 17). Флегматик (греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») темперамент в классификации Гиппократа. Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Флегматическим темпераментом обладали полководец Михаил Илларионович Кутузов и баснописец Иван Андреевич Крылов.греч.темперамент ГиппократаМихаил Илларионович Кутузов Иван Андреевич Крылов 56

18). Меланхо́лик (греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная желчь») темперамент в классификации Гиппократа. Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Тем не менее среди меланхоликов встречаются такие незаурядные личности как французский философ Рене Декарт, англичанин Чарлз Дарвин, русский писатель Николай Васильевич Гоголь, польский композитор Фредерик Шопен. Они сумели преодолеть недостатки данного темперамента и творчески использовать преимущества: высокую чувствительность нервной системы, тонкую реакцию на малейшие оттенки чувств, глубокие эмоциональные переживания, отличающиеся большой устойчивостью.греч.темперамент ГиппократаРене Декарт Чарлз Дарвин Николай Васильевич Гоголь Фредерик Шопен 57

Афоризмы 1.«Каждый человек – это мир, который с ним рождается и умирает; под всякой могильной плитой лежит всемирная история». Гейне Генрих 2.«Если бы человек создал человека, ему было бы стыдно за свою работу.» Марк Твен 3.«Есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы.» Сталин Иосиф Виссарионович 4.«Истинная ценность человека определяется тем, насколько он освободился от эгоизма и какими средствами он этого добился.» Эйнштейн Альберт Эйнштейн Альберт 5.«Каждый человек обязан, по меньшей мере, вернуть миру столько, сколько он из него взял.» Эйнштейн Альберт Эйнштейн Альберт 6.«На каждого человека, как и на каждый поступок, следует смотреть с определенного расстояния. Иных можно понять, рассматривая их вблизи, другие же становятся понятными только издали.» Ларошфуко Франсуа де Ларошфуко Франсуа де 7.«Очень плох человек, ничего не знающий, да и не пытающийся что-нибудь узнать. Ведь в нем соединились два порока.» Платон Платон 8.«Сколько можно говорить о том, каким должен быть человек?! Пора уже стать им!» Аврелий Марк Антонин Аврелий Марк Антонин 58

9.«Удивительно устроен человек - он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни.» Абу-ль-Фарадж Абу-ль-Фарадж 10.«Человек - аристократ среди животных.» Гейне Генрих Гейне Генрих 11.«Человеку легче казаться достойным той должности, которой он не занимает, нежели той, в которой состоит.» Ларошфуко Франсуа де Ларошфуко Франсуа де 12.«Человеку нередко кажется, что он владеет собой, тогда как на самом деле что-то владеет им; пока разумом он стремится к одной цели, сердце незаметно увлекает его к другой.» Ларошфуко Франсуа де Ларошфуко Франсуа де 13.«Каждый человек имеет некоторый горизонт взглядов. Когда он сужается и становится бесконечно малым, то превращается в точку. Тогда человек говорит: "Это моя точка зрения".» - Д. Гильберт Д. Гильберт 14.«Человек - это животное стремящееся возвыситься до бога, и большинство наших бед - неизбежный побочный эффект направленных на то усилий.» - У. ШекспирУ. Шекспир 15.«Человек не ангел и не животное, и несчастье его в том, что чем больше он стремится уподобиться ангелу, тем больше превращается в животное.» - Б. ПаскальБ. Паскаль 59

60 Список источников. Составлено при помощи : 1 Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО РФ 1236 от ) 2 Обязательный минимум содержания среднего ( полного ) общего образования по предмету (Приказ МО РФ 56 от ) 3 Программа вступительных экзаменов по обществознанию (см.Примерные программы вступительных испытаний в высшие учебные заведения РФ.- М.: Минобразования России, 2000 ) 4 Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного ) общего образования (Приказ МО РФ 1089 от ) 5 Никитин А.Ф. Обществознание. Программы для общеобразовательных учреждений.6-11 класс. М.: Дрофа, Захарова Е.Н.Примерное планирование курса обществознания для классов. М.: «Школа-Пресс», Боголюбов Л.Н. и др. Интегративные общеобразовательные курсы. Обществознание классы.М.: Дрофа, Боголюбов Л.Н.,Иванова Л.Ф., Лабезникова А.Ю. Обществознание класс. Профильный уровень. М.: Просвещение Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Кишенкова О.В. Обществознание. Профильный уровень класс. М.: Просвещение Сост. Тюляева Т.И. Обществознание. М.: Дрофа., Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание класс.Базовый уровень. М.: Вентана-Граф, Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание класс. Базовый уровень. М.: Русское слово,2006 год. 13 Гаджиев К.С. Программа элективного курса «Введение в политологию». 14 Гусев Д.А. Программа элективного курса «Введение в философию». 15 Малышевский А.Ф. Программа элективного курса « Мир человека». М.: Просвещение, Человек и общество. /Под ред. Купцова В.И.- Сборник программ «Человек и общество».МО РФ, Кравченко А.И. Введение в социологию класс. М.: Просвещение, Гридчина А.Г. и др. Введение в социологию. М.: Просвещение, Малышевский А.Ф.Введение в философию. М.: Просвещение, Современный мир./ Под ред.Пантелеева М.М.-«Преподавание истории в школе».1991,3. ПРАВО 1 Козленко И.В., Певцова Е.А. Программа среднего ( полного ) общего образования по курсу «Право. Основы правовой культуры». М.: МИОО, ОАО « Московские учебники», Кашанина Т.В. Основы права класс. Базовый уровень. М.: Вита-Пресс, Никитин А.Ф. Основы права класс. Профильный уровень. М.: Дрофа, Под ред. Боголюбова Л.Н. 10 класс. Профильный уровень. М.: Просвещение, Никитин А.Ф. Право класс. Базовый уровень. М.: Просвещение, Никитин А.Ф. Правоведение класс. Профильный уровень. М.: Просвещение, Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. В 4-х частях. М.: Русское слово, Быкова М.В. Программа элективного курса « Практическое право»

61 9 Артуньянц Р.О., Нестерова О.Н., Фомина Е.В.Программа элективного курса «Особенности правового статуса несовершеннолетних». 10 Артуньянц Р.О., Нестерова О.Н., Фомина Е.В. Программа элективного курса «Конституционное право РФ». 11 Сухотерина М.И. Программа элективного курса «От морали к закону». 12 Терещенкова Т. С. Программы элективных курсов «Из всеобщей истории права и государства», «Из истории права и государства России». 13 Ходаев О.К. Программы элективных курсов «Административное право», «Семейное право для несовершеннолетних», «Уголовное право для несовершеннолетних», «Трудовое право для несовершеннолетних», «Защита прав потребителей», «Общественно-правовые основы карьеры». 14 Кожин Ю.А. Программа элективного курса «Права и ответственность ребенка по российскому законодательству». 15 Терентьева Е.В.,Виноградова Е.В. Программа элективного курса «Юриспруденция. Введение в специальность». 16 Панюкова В.В. Программа элективного курса «Как написать эссе». 17 Цыренкова М.Г. Программа элективного курса «Основы организации исследовательской деятельности учащихся». ЭКОНОМИКА 1 Липсиц И.В., Антонова Л.В. Экономика.9-10 класс. М.: Просвещение, Равичев С.А., Протасевич Т.А. Экономика класс. М.: Просвещение, Любимов Л.Л. Основы экономических знаний класс. М.: Просвещение,1993;Вита-Пресс, Липсиц И.В., Антонова Л.В. Программа факультатива по экономике. М.: Вита-Пресс,1995, Автономов В.С. Введение в экономику класс. Базовый уровень. М.: Вита-Пресс, Липсиц И.В. Экономика класс. Базовый уровень. М.: Вита-Пресс, Под ред. Иванова С.И. Основы экономической теории. В двух частях класс. Профильный уровень. М.:Вита-Пресс, Под ред. Линькова А.Я. Экономика класс. Профильный уровень. М.: Вита-Пресс, Wikipedia Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Карамова О.В.и др. Экономика класс. М.: Интеллект-Центр,2006.

Редактор, дизайн: Соловьева О.В. Печатник: Курандина Е.В. Подписано в печать Отпечатано в школьной типографии ГОУ СОШ 339, Г.Москва, ул.Зеленодальская, д.33, к.2. Тел/факс (495) Телефон редакции: (499) htpp://sch339.ru