«Использование клубных технологий в процессе социализации детей и подростков» Конкурс презентаций интерактивных проектов в режиме интернет-ресурса «МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ СРЕДЫ ОУ В ЦЕЛЯХ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ» Презентацию подготовили: Сергеева Елена Николаевна, учитель начальной школы ГБОУ Гимназии 1570, г. Москва, САО Мецгер Мария Владимировна, учитель географии и информатики ГБОУ Гимназии 1570, г. Москва, САО Москва, учебный год
За последние десятилетия произошло сужение «подросткового пространства», что негативно влияет на реализацию интересов и потребностей детей и подростков. Отрыв от семьи, ослабление родительского контроля, воспитание в неполных и «неблагополучных» семьях ведут к тому, что современные подростки вынуждены переживать стрессы и преодолевать психологические трудности самостоятельно, испытывать социальное одиночество. В решении этих важных проблем помогает клубная работа.
Клубы, созданные для досуговой и воспитательной работы со школьниками, выполняют важную роль по воспитанию в условиях открытого социума. Они максимально приближены к месту обучения и проживания, доступны и открыты для свободного посещения. В них создана и тщательно сохраняется атмосфера тепла и уюта. Подростковые клубы организуют целенаправленный процесс совместной, многопрофильной культурно-досуговой деятельности подростков. Разнообразные формы работы с подростками делают их пребывание в клубе содержательным, информативным и развлекательным.
Основные направления работы клубов выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей, разрешение которых способствует получению позитивных результатов.
Рассмотрим некоторые предпосылки, которые объединяют младших школьников и подростков в разновозрастные клубы : клуб основан на принципе добровольности выбора рода занятий и степени активности участников; предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность; способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия; формирует потребность в свободе и независимости; способствует раскрытию природных талантов и приобретению ими полезных для жизни умений и навыков; стимулирует творческую инициативу; это есть сфера удовлетворения потребностей личности; способствует формированию ценностных ориентаций; формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.
Цель деятельности любого клубного объединения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, которую ставят перед собой дети, с другой – как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских клубов
Цель: создание условий для самореализации личности, которые позволяют удовлетворить потребности в самоутверждении, общении, в познании и самовыражении. Задачи: 1. Создание пространственно-временных и социально- педагогических условий для организации позитивного досуга. 2. Создание в клубе практически личного пространства человека, где человек может быть самим собой. 3. Формирование особо социального пространства, в котором учащийся имеет возможность понять значимость собственной личности. 4. Создание позитивной занятости и общение учащихся. 5. Приобретение учащимися специальных знаний, умений и навыков как средства полноценного развития личности.
Процесс социализации в детском клубе эффективен при условии общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. За детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микро коллектива в другие, возможность создания групп для реализации собственных инициатив и программ.
Клубы могут различаться по содержанию деятельности, по времени существования, по форме управления. общественно- политические, религиозные, патриотические, познавательные и другие объединения детей. -Постоянные -Временные можно выделить неформальные объединения детей, детские организации.
Результативность процесса социального становления ребенка в школьном клубе можно определить следующими критериями: - экзистенциальный критерий к предполагающий присвоение учащимся системы социальных и клубных ценностей и норм, формирование на этой основе индивидуальной системы ценностей и целей, самоопределение учащегося по отношению к принятым в клубе ролям, осознание им меры индивидуальной свободы и степени принимаемой на себя ответственности; - индивидуализационный критерий, отражающий стремление ребенка к самоопределению, самореализации, предоставляющее ему возможность выразить себя на основе включения в различные виды социальной деятельности, обеспечивающей взаимосвязь участия подростков в процессах социального проектирования, социальной практики и педагогической поддержки этих процессов; - коммуникативный критерий, который включает в себя вариативность выбора видов социальной деятельности, форм его социального взаимодействия и групп общения, взаимосвязь между отношением личности к деятельности и возникающими в ней межличностными отношениями.
Для оценки эффективности работы клубного сообщества используются следующий показатель деятельности: Социально значимые результаты Показатели: 1. количество посетителей (человек) мероприятий; 2. охват учащихся услугами (% от общей численности учащихся); 3. количество клубных формирований (единиц) и изменение (рост, снижение) числа участников клубных формирований по сравнению с предыдущим годом (%); 4. количество культурно-досуговых мероприятий (всего, в том числе на платной основе), проведенных за год (единиц) и их средняя посещаемость (человек); 5. ориентированность учащихся на неконфликтное общение с ровесниками и взрослыми
Таким образом, различные детские клубы расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка. участие в клубной деятельности снижает уровень негативного влияния социума на формирование системы ценностей подростка и системы его нравственных выборов, что доказывает специфическую роль клубных формирований в позитивной социализации подрастающего поколения. Результат:
Литература Выготский Л.С. Педагогика подростка. – Москва, Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (вопросы теории и методики). – Ярославль, – С Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. – М., Мирошкина М.Р. Клубные технологии. Учебно-методическое пособие. - М., 2005 – 238 с.