Научно - практическая конференция « Школьники города - науке 21 века » Исследовательская работа на тему : « Кратковременное воздействие повышенного содержания сернистого газа в воздухе закрытого помещения на рост и развитие комнатного растения традесканции » Выполнила : ученица 10 класса Матяева Ангелина Руководитель : учитель химии Кудашкин Валентин Александрович г. Саранск. 2013
Экспериментально исследовать результат воздействия на рост и развитие комнатного растения традесканции ( Tradescantia лат.) одного из промышленных, транспортных и природных загрязнителей сернистого газа путем постановки опыта, одновременно подтвердив ядовитое свойство этого газа. Выработка исследовательских навыков с выводом : деятельность людей должна быть разумной, основанной на знании свойств веществ, т. к. всё в природе взаимосвязано. Воспитание заинтересованности в проведении исследовательской работы в изучении свойств веществ
В условиях развития мировой промышленности и природных явлений ( вулканические газы, газы болот и стоячих водоемов, газы гейзеров ) в воздухе накапливаются химические соединения которые существенно изменяют состав воздуха влияя на климат и живой мир на земле. Нам, школьникам, жить в этом мире и поэтому необходимо знать как влияют промышленные загрязнители на живой мир, как живое будет реагировать на деятельность человека в природе, вредно или полезно наличие в составе воздуха содержание промышленных выбросов, включая автомобильные газы, веществ нехарактерных для стандартного состава воздуха. Одним из загрязнителей промышленности и транспорта является сернистый газ. Его воздействие на растения мы и исследуем.
1. Ознакомиться с литературой о факторах влияющих на рост и развитие комнатных растений. 2. Выяснить степень влияния на рост и развитие комнатного растения – традесканции сернистого газа. 3. Постановка исследовательского опыта. 4. Анализ опыта.
1. Постановка опыта 2. Визуальное и измерительное наблюдения 3. Описание и обработка наблюдаемых явлений 4. Сравнительный анализ испытуемого растения с контрольным
Взять отростки одного растения с одного стебля и высадить в разные цветочные горшки, дать им один месяц для укоренения и развития. Одно растение оставим в виде контроля, другое будем подвергать кратковременному воздействию сернистого газа в течение одного часа один раз в неделю путем сжигания 0,1 г. серы под стеклянным колпаком / от Аппарата Киппа / с испытуемым растением традесканции. Оба растения расположим на одном подоконнике на расстоянии одного метра друг от друга. Длительность опыта 4 месяца. Результаты оформляем в виде таблицы.
Перед проведением опыта в журнал наблюдения вносим данные о внешнем виде обеих растений, измеряем длину и ширину выбранных листьев и основного стебля, отмечаем сочность листьев стебля. Опыт проводили с января по апрель месяц 2012 года. Результат роста и развития обеих растений отображены в виде таблицы. С мая месяца прекратили воздействие сернистого газа на растение. Удалили засохшие части с растения. На один час оставляли при открытом окне, в течение двух недель в результате чего испытуемое растение оправилось, но по внешнему виду оно все равно уступало контрольному. Примечание : поливку растения проводили регулярно водопроводной водой комнатной температуры в достаточном количестве.
Рядом с испытуемым растением сжигаем серу, накрыв стеклянным колпаком от аппарата Киппа с вентилем, и оставляем на 1 час. Снимаем колпак и оставляем растение открытым. Поливаем оба растения и оставляем до следующего опыта, который проводится через неделю.
Длина листа ( измерения имеют погрешность )
Длина стебля ( измерения имеют погрешность )
различий нет видимых различий нет заметных различий нет явных различий нет внешний вид испытуемого растения хуже контрольного испытуемое растение визуально выглядит неважно различия внешне становятся видимыми различия ощутимы развитие испытуемого растения угнетены. С по наблюдали явное отставание в росте и общем состоянии испытуемого растения, появление засыхания части листьев в нижней части растения, на зелёных частях листьев заметили легкий налёт желтого цвета, очевидно избытка несгоревшей сублимировавшей серы стало ясно, что испытуемое растение явно угнетено опыт прекратили и наблюдали начало оздоровления испытуемого растения.
Повышенная концентрация сернистого газа в воздухе несомненно угнетает развитие растений. В среднем в воздухе концентрация сернистого газа не должна превышать 0,001 мг./ л. Взято из справочника по химии Рабинович В. А., Хавин З. Я., издательство « Химия », Ленинград, Загрязнителями воздуха в экосистеме человека могут быть выхлопные газы автотранспорта и спецтехники, неулавливаемые выбросы сернокислотного производства, вулканические газы, сточные колодца канализации города, газы выходящие из дна небольших стоячих водоемов. Угнетение роста и развития растения доказывают ядовитое свойство сернистого газа, которое изучали в 9 классе в теме « Соединения серы » на уроках химии.
Отклонение состава воздуха от природного ведет к изменению в развитии растения, а в конечном итоге и к изменению всего живого не в лучшую сторону. Возможно или вероятнее всего растительный и животный мир приспособится к изменению состава воздуха, но это будет уже другой мир с другой флорой и фауной. Поэтому деятельность человека, как части природы, должна быть гармонична в природе, разумна и основана на знании свойств веществ, которые изучаем на уроках химии.
Установка фильтров поглощающих вредные газы на промышленных производствах и выхлопных трубах автомобилей Химические производства строить замкнутой, циркуляционной, системой с применением безотходной или малоотходной технологии используя, где это необходимо, водооборотную систему, что позволит уменьшить загрязнение окружающей среды Производить профилактические работы по освежению воздуха в жилых помещениях, например проветривание классной комнаты, особенно кабинета химии до, во время и после занятий Дома, в школе, на улице города провести озеленение, строить фонтаны, что позволит освежить воздух
Справочники по химии, разных лет издания. Охрана природы. Астонин Л. П., М. 1978, Охрана природы. Благосклонов К. Н., М., 1987 Организация учебно - познавательной деятельности школьников по химии., Зуев М. В., М.,1989. Химия для учащихся. Справочные материалы разных лет издания. Органическая химия и живая природа. В. М. Потапов., М., Интернет материалы.