Составители: заместители заведующей ДОУ 77 г. Липецка Холодова Т.М. Сальникова О.Г. Брылёва Е.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ экологический проект ГБОУ детский сад 1739 ГБОУ детский сад 1739 старшая группа старшая группа Воспитатель и автор проекта Воспитатель.
Advertisements

Консультация для воспитателей по теме : «Труд в природе»
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАЧАЛ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Маленькие волшебники Воспитатель: Каркаева А.К. Воспитатель: Каркаева А.К.
ОТЧЁТ о работе тематической площадки «Юный эколог» Ответственная - Просина Н.А.
Проект «Юные защитники природы» Разработала воспитатель МДОУ ЦРР детский сад 3 Е.В. Конова.
Подготовила воспитатель Шибут Елена Владимировна Г. Зеленогорск 2010 год Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего.
Опытно – исследовательская деятельность с детьми с целью формирования у детей трудовых навыков Опытно – исследовательская деятельность с детьми с целью.
Организация трудовой деятельности в природе в условиях разновозрастной группы.
Трудовое воспитание в ДОУ- важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад 83 г. Томска СОЦИАЛЬНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.
ПроектПроект Воспитатель: Радостева В.К. МБДОУ 9 «Алёнушка»
Наше дерево Растение – живой организм Щербо Екатерина Вячеславовна, педагог дополнительного образования, МБДОУ 40, г. Сургут.
Проект " Зеленый мир деревьев " Старшая группа ДОУ 50 общеразвивающего вида Воспитатель : Капнова Л.В.
Экологическое воспитание дошкольников разновозрастной группы на занятиях и в повседневной жизни.
Экологический проект « Зеленый островок » Воспитатель : Сидорова Н. Н
Пудкова Галина Александровна (автор проекта). Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры.
Проект «Земля в опасности!!!» Автор проекта: воспитатель МБДОУ д/с 25 п.Тимирязевский Пиненко Екатерина Владимировна.
Труд в природе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому.
Подготовила воспитатель: Петрова Е.П. г. Когалым 2012 г.
Транксрипт:

Составители: заместители заведующей ДОУ 77 г. Липецка Холодова Т.М. Сальникова О.Г. Брылёва Е.А.

«Радость труда в природе – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен пережить это благородное чувство». В.А. Сухомлинский.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ 655 от года); Сан ПиН пункт 6.13.

совместная деятельность взрослых и детей; cамостоятельная деятельность детей.

Совместная деятельность взрослого и детей в процессе непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов, характеризуется : включенностью воспитателя в деятельность наравне с детьми; добровольным присоединением дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения); свободным общением и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытым временным концом деятельности (каждый работает в своем темпе).

Они могут быть организованы только в отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах. Уборка за животными и уход за растениями может осуществляться только персоналом дошкольной организации. Дети могут осуществлять только полив растений. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.

растения должны быть безопасны недопустимы ядовитые и колючие растения предпочтение следует отдавать растениям, очищающим воздух, поглощающим вредные вещества для поддержания чистоты осуществляют ежедневный уход за растениями животные, звери, птицы недопустимы в групповых помещениях.

в младшем возрасте – герань, примула, фуксия, бегония, бальзамин, фикус, аспидистра, традесканция – 6 видов; всреднем возрасте– к объектам младшего возраста + агава, аспарагус, адиантум; встаршем возрасте– к предыдущим объектам + колеус, циссус, каланхоэ, цикламен, камнеломка; в подготовительном к школе возрасте + сенполия, хлорофитум, сансевьерия, циперус, гемантус.

азалия, антуриум, драцена, каланхоэ, калатея, сансевиерия, фикус, традесканция, циссус, хлорофитум, бегония, цикломен.

Труд детей в природе является методом экологического и трудового воспитания. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе имеет большое образовательное значение. В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития

ЗАДАЧИ ТРУДА В ПРИРОДЕ В ДОУ

Формирование системы знаний об условиях, необходимых для роста и жизни растений, животных, о труде взрослых Формирование трудовых умений и навыков (умения кормить животных, навыки поливки, подкормки) Формирование у детей навыков коллективного труда Формирование мотивов общественно-трудовой деятельности Воспитание трудолюбия, как качества личности, а также привычки трудиться Воспитание у детей уважения к труду взрослых в природе

ТРЕБОВАНИЯ К ТРУДУ В ПРИРОДЕ В ДОУ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ -труд в природе должен являться соединением умственного и физического усилия -формирование знаний, умений и навыков (без знаний ребенок не сможет правильно выполнить задание) -труд должен быть целенаправленным (цель должна быть рассчитана на возможности детей) -труд должен быть спланирован, чтобы дети смогли получить результат своего труда -необходимо сочетать индивидуальные и коллективные формы организации труда ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ -труд должен быть посильным -следить за дозировкой труда: Младшая группа – 10 мин Средняя группа – 15 мин Старшая группа – 20 мин Подготовительная группа мин -в труде следить за правильной осанкой и состоянием ребенка -оборудование и инвентарь должны быть безопасными, эстетичными, соответствовать росту и возрасту ребенка -труд должен проходить в хорошей гигиенической обстановке

индивидуальные поручения; коллективный труд; дежурство.

Лопаты для перекопки земли, вскопанной взрослыми; лоток лопаты 1513 см, длина ручки 7530 см. Деревянная лопата для расчистки участка от снега: длина ее с лотком от 80 см до 1 м, лоток 1214 см, диаметр ручки 2 см. Грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд): примерное количество зубьев 7, расстояние между ними 2,32,5 см, высота зубьев 5 см, длина гребенки 2022 см, длина граблей см, сечение ручки 23 см. Метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора: длина палки 1 м, диаметр от 2 до 2,3 см. Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев: длина 2025 см, ширина 20 см, высота бортика 34 см, длина с ручками см.

Тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков: высота бортов 20 см, длина вместе с ручками 100 см, длина бортов 3040 см, диаметр колеса 12 см. Трамбовка для снега. Движок для сгребания свежевыпавшего снега. Скребки металлические. Санки, корзины или ящики для перевозки снега на санках. Ведра вместимостью 1,52 л. Лейки вместимостью до 2 л. Совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы; длина лотка 10 см, ширина 78 см, длина совка 1620 см. Ручные цапки-«кошки» для рыхления земли.

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА В ПРИРОДЕ В ДОУ

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА -В помещении и на участке привлекать внимание детей к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит). -Формировать желание бережно относиться к растениям и животным. -Воспитывать интерес к труду взрослых. -Расширять круг наблюдений детей за трудом взрослых. -Обращать их внимание на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия. -Поддерживать жела­ние помогать взрослым.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА -Воспитывать желание участвовать в уходе за растени­ями и животными в комнате природы и на участке. -Формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями (зацвела сирень, появились плоды на яблоне и т.д.). -Приучать с помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнат­ные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек.

СРЕДНЯЯ ГРУППА -Закреплять умение поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя). -Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам в зимнее время. -Привлекать к подкормке зимующих птиц. -Приучать детей к работе на огороде и в цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая). -Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просуши­вать, относить в отведенное место).

СТАРШАЯ ГРУППА -Закреплять умение выполнять различные поручения связанные с уходом за животными и растениями уголка природы; выполнять обязанности дежурного в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т.д.). -Осенью привлекать детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы. -Зимой привлекать детей к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию вместе со взрослыми зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, помощи взрослым в создании фигур и построек из снега. -Весной привлекать детей к посеву семян овощей, цветов, высадке рас­сады; летом к рыхлению почвы, поливке грядок и клумб.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА -Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, береж­ное отношение к окружающей природе. -Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязаннос­ти дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, готовить корм рыбам, птицам, морским свинкам и т. п. -Осенью привлекать детей к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы. -Зимой привлекать к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы), посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам. -Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в цвет­нике, к посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады. Летом привлекать к участию в рыхлении почвы, прополке и окучива­ нии, поливе грядок и клумб.

ТРУД В ПРИРОДЕ В ПРОЦЕССЕ НОД В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ И НА УЧАСТКЕ В КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДОУ

МЛАДШАЯ ГРУППА -зима: «Посадка лука» -весна: «Посадка крупных семян», «Посадка гороха в грунт» СРЕДНЯЯ ГРУППА -осень: «Мытье комнатных растений» -зима: «Посадка лука» -весна: «Посадка цветочный семян (настурция) СТАРШАЯ ГРУППА -зима: «Посадка корнеплодов» -весна: «Черенкование комнатных растений», «Посев семян в грунт», «Высадка рассады» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА -осень: «Сбор урожая на огороде -весна: «Посев семян для выращивания рассады», «Высадка рассады», «Размножение комнатных растений» -в течение года: «Обитатели аквариума»

СХЕМА ДЛЯ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРИРОДЕ 1. Организация условий труда (объекты труда, оборудование, инструменты, их размещение), их рациональность. 2. Организация детского коллектива, формы работы по организации труда (звенья, пары, конвейер, мальчики-девочки, поручения, подгруппа вся группа). 3. Приемы постановки и объяснения трудового задания. 4. Знания и умения, необходимые для выполнения задания; новые знания и умения, формируемые на занятии. 5. Результативность трудовых действий детей, качество навыков и умений. 6. Взаимодействие детей в процессе труда. 7. Отношение к труду (с интересом или безразличное). 8. Оценка деятельности (детьми, воспитателями), ее содержание, формы. 9. Экологическая направленность труда детей.

Труд основа человеческой жизни. Труд - это могучий воспитатель. Но что такое труд ?

В своей деятельности педагоги должны стараться изменить отношение к труду маленьких детей, ставя пред собой следующие задачи: - Формирование ценных качеств личности ребенка: ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность и заинтересованность. -формирование социально-экологической направленности личности дошкольников в трудовой деятельности -Совершенствовать трудовые навыки и умения

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 77 г. ЛИПЕЦКА Разработала: заместитель заведующей Сальникова О.Г г.

Цель проекта: формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление трудиться, проявлять заботу о сохранении природы города Липецка, Задачи проекта: развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы; организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей; развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры; воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе Липецкого края. Сроки реализации проекта: неделя. Участники, партнеры проекта: сотрудники ДОУ, дети от 4 до 7 лет и их родители.

Этапы реализации проекта: 1 этап - аналитический Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности. 2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы. Задачи этапа: разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций; привлечение родителей к предстоящей совместной работе по благоустройству территории детского сада; 3 этап – практическая деятельность Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций. 4 этап – итоговый, диагностический Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Примерные формы работы по реализации проекта: наблюдения и экологические экскурсии на территории детского сада;создание презентаций, слайд шоу;познавательное чтение;Уроки доброты;конкурсы и викторины, КВН; продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов; лаборатория (опыты и эксперименты);выпуск экологический газеты,экологическая акция с воспитанниками ДОУ и их родителями Чистая планета;инсценировки и театрализации;экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. эколого-познавательные праздники и развлечения. Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного процесса в экологических акциях, которая проходит через пять этапов: Экологическая тревога Экологические знаки Экологическая тропа Экологическая газета Итоговое мероприятие

План - карта действий по реализации проекта для детей 4-5 лет. АКЦИЯ «Чистая планета» Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе. Итоговый результат проекта для детей 4-5 лет и родителей – презентация дизайн-проекта своего участка п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй 1.. Экологическая газета Раскрашивание листовок «Чистый двор» для составления газеты Изготовление газеты «А у нас во дворе», «Фото газета» 2. Экологические знаки Распределение знаков на участке детского сада Изготовление знака «Не сорите» 3. Экологическая тропа Операция «Помоги природе". Цель: уборка определенных точек Экотропы от мусора, помощь деревьям, насекомым. Составление карты-схемы экологической тропы моей семьи 4. Экологическая тревога: загрязнённый участок АКЦИЯ «ЧИСТАЯ ПЛАНЕТА» Сбор в для участия в акции «Чистая планета» (беседа, наблюдение, труд) Чтение О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе» Трудовой десант : - Уборка участка детского сада; - Обрезка деревьев и кустарников; Работа по оформлению ландшафта; 5. Презентация дизайн – проектов своих участков

п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй 1. Экологическая газета Рисование «Какую пользу я принёс планете?» «Чистота – залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло). 2. Экологические знаки Конкурс рисунков-знаков. Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе. Конкурс рисунков-знаков. 3. Экологическая тропа Операция «Помоги природе". Цель: уборка определенных точек Экотропы от мусора, помощь деревьям, насекомым Субботник на экологической тропе: окапывание кустарников и деревьев, работа на огороде. 4Экологическая тревога. Люди мусорят. АКЦИЯ «ЧИСТАЯ ПЛАНЕТА» Чтение и обсуждение рассказа О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу» Трудовой десант «Мы за чистый двор» Трудовой десант: - Уборка участка детского сада; - Обрезка деревьев и кустарников; Работа по оформлению ландшафта; 5. Презентация дизайн – проектов своих участков План - карта действий по реализации проекта для детей 5-6 лет

План - карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет. п/п Этапы акции Совместная деятельность педагога с детьми Взаимодействие с семьёй 1. Экологическая газета Рисование листовок к пословицам и поговоркам. Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе. 2. Экологические знаки Создание презентаций «Экологические знаки» Составление презентаций знаков для детей. 3. Экологическая тропа Операция «Помоги природе". Цель: уборка определенных точек Экотропы от мусора, помощь деревьям, насекомым Субботник на экологической тропе: окапывание кустарников и деревьев, работа на огороде. 4. Экологическая тревога. Много мусора на улицах города Решение проблемных ситуации, что нужно делать, чтобы стало меньше мусора в родном городе Липецке. Чтение О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей в лесу» Трудовой десант: - Уборка участка детского сада; - Обрезка деревьев и кустарников; Работа по оформлению ландшафта; 5. Презентация дизайн – проектов своих участков

Экопроект «Чистая планета»

Мы делали экологические знаки

Экологические газеты

Экологические плакаты

Собирали макулатуру и участвовали в конкурсе

вместе с родителями проводили акцию «Чистая планета»

В процессе трудовой деятельности: - у детей воспитывается бережное и заботливое отношение к природе. -развивается эстетическое восприятие природы, умения видеть и понимать ее красоту. --расширяются конкретные знания о природе. Проведенная работа подтвердила эффективность предложенной системы работы по организации трудовой деятельности детей и выявления труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

СПИСОК РЕСУРСОВ: -«МЫ». Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп.– СПб: «Детство- пресс», – 240 с. -Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», – 184 с. -ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, с. - УСПЕХ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.О. Берзина, И.А. Бурлакова. - М.: Просвещение, с.