Аткина Л. С., научный сотрудник лаборатории стратегии формирования вторичной языковой личности в преподавании РКИ, ГБОУ ВПО Московский городской педагогический университет.
Образовательное и социокультурное пространство школы школьная библиотека школьный музей школьные кружки, спортивные секции, клубы экскурсионная деятельность
1) Постоянно действующие внеклассные занятия, работающие в течение всего учебного года : кружки, клубы, журналы, стенная печать, информационные стенды. 2) Эпизодические : викторины, конкурсы, вечера, олимпиады, КВНы, экскурсии, предметные недели, проекты.
1. Метод организации познавательной деятельности детей мигрантов : рассказ лекция семинар экскурсия 2. Методы и приемы формирования культуры межличностного общения : диалог разрешения конфликтной ситуации ( переключение внимания, уклонение, компромисс, комплимент, шутка ) организационно - деловые игры и др. 3. Метод проектов.
Проектная деятельность используется там, где нужно не простое изучение темы, а создание конкретного образовательного продукта. Проектная деятельность помогает расширить и углубить знания по отдельным темам или проблемам.
Метод обучения, в основе которого лежит личностно - деятельный подход к обучению.
выпуск газеты или журнала, сборника статей ; подготовка выставки, спектакля, доклада и др.
осуществлять дифференцированный подход в обучении ; повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно - ролевых игр, самостоятельного решения коммуникативных задач.
ориентация на интересы и цели учащихся, свободу выбора содержания и методов обучения ; формирование партнёрских отношений друг с другом и с учителем.
I. Взять интервью у учителей, ( завучей и директора школы ). Вам необходимо узнать следующую информацию, записать разговор на диктофон ( диктофон выдаётся ): 1. фамилию, имя, отчество ; 2. в каком классе работает этот учитель ( учительница ); 3. как называется предмет, который он ( она ) преподаёт ; 4. сколько лет он ( она ) работает в школе.
- Здравствуйте ! Меня зовут ___________, я учусь в ШРЯ. Извините, пожалуйста, могу я с вами поговорить ? - Здравствуйте ! Меня зовут ___________, я учусь в ШРЯ. Извините, пожалуйста, у вас не найдется немного времени поговорить со мной ? - Здравствуйте ! Меня зовут ___________, я учусь в ШРЯ. Извините, пожалуйста, я могу задать вам несколько вопросов ? Можно задавать дополнительные вопросы по ситуации.
- Спасибо, что уделили мне ваше время ! - Спасибо большое ! - Спасибо, что нашли время ответить на вопросы ! - Спасибо !
1. Узнать имя, фамилию ; 2. в каком классе учится ; 3. любимый предмет ; 4. в каких кружках занимается ; 5. какой язык знает или изучает ; 6. есть ли друзья в школе ; 7. давно ли учится в школе ; 8. где живет.
- Привет ! Меня зовут ____________, а как тебя зовут ? -_____________________________________________ - Я учусь в « Школе русского языка », а в каком классе ты учишься ? -_________________________________________________________ - Мне очень нравится математика, а какой предмет ты любишь ? ___________________________________________________________ - Я занимаюсь в кружке « Лозоплетения », а в каком кружке ты занимаешься ? __________________________________________________________________ - Сейчас я изучаю русский язык, а какой язык ты изучаешь ? __________________________________________________________________ - В нашем классе у меня есть друзья, а у тебя есть друзья в классе или в школе ? __________________________________________________________________ - Как их зовут ? __________________________________________________________________ - Я учусь здесь недавно, третий месяц, а ты давно здесь учишься ? -__________________________________________________________________ - Я живу в 11 районе, а где ты живёшь ? ____________________________
- Спасибо ! Пока ! - Спасибо ! С тобой было интересно говорить ! - Спасибо ! Надеюсь, мы ещё встретимся ! - Спасибо ! С тобой было очень интересно пообщаться ! Надеюсь, мы ещё встретимся !
1. Узнать имя, фамилию, отчество ; 2. как называется музей ; 3. сколько лет музею ; 4. когда открывается музей, когда закрывается ; 5. какие экспонаты есть в музее.
- Спасибо, что уделили мне ваше время ! - Спасибо большое ! - Спасибо, что нашли время ответить на вопросы ! - Спасибо !
1. Узнать имя, фамилию ; 2. в каком классе учится ; 3. любимый предмет ; 4. в каких кружках занимается ; 5. какой язык, кроме русского языка, знает или изучает ; 6. есть ли друзья в этой школе ; 7. давно ли учится в школе ; 8. где живет.
- Привет меня зовут ____________, а как тебя зовут ? -_____________________________________________ - Я учусь в « Школе русского языка », а в каком классе ты учишься ? -_________________________________________________________ - Мне очень нравится математика, а какой предмет ты любишь ? ___________________________________________________________ - Я занимаюсь в кружке « Лозоплетения », а в каком кружке ты занимаешься ? __________________________________________________________________ - Сейчас я изучаю русский язык, а какой язык ты изучаешь ? __________________________________________________________________ - В нашем классе у меня есть друзья, а у тебя есть друзья в классе или в школе ? __________________________________________________________________ - Как их зовут ? __________________________________________________________________ - Я учусь здесь недавно, третий месяц, а ты давно здесь учишься ? -__________________________________________________________________ - Я живу в 11 районе, а где ты живёшь ? __________________________________________________________________
- Спасибо ! Пока ! - Спасибо ! С тобой было интересно говорить ! - Спасибо ! Надеюсь, мы ещё встретимся ! - Спасибо ! С тобой было очень интересно пообщаться ! Надеюсь, мы ещё встретимся !
Узнать имя, фамилию, отчество ; 2. как называется музей ; 3. сколько лет музею ; 4. когда открывается музей, когда закрывается ; 5. какие экспонаты есть в музее.
непроизвольное запоминание лексических единиц и грамматических структур ; высокая мотивация речевой деятельность на изучаемом языке
« Изучаем русский язык по произведениям К. И. Чуковского ». « Путешествуем по страницам произведений Н. Н. Носова ». « Изучаем русский язык по произведениям Э. Н. Успенского ». « Русский язык – первый язык общения в космосе ». Игра - путешествие « Пестрый глобус ».
гражданско - патриотическое и духовно - нравственное воспитание детей и подростков в условиях многонационального мегаполиса как аспект социальной адаптации с целью укрепления атмосферы межнационального согласия и гражданского единства ; воспитание как в наших новых соотечественниках ( средства массовой информации используют этот термин для обозначения детей мигрантов ), так и в детях, рождённых и постоянно проживающих в нашей стране, чувства уважения к нашей Родине и гордости за неё ; воспитание интереса учащихся к занятиям по русскому языку ; совершенствование умений работы с учебной литературой, словарями, справочниками, научно - популярными книгами ; приобщение к совместной творческой деятельности учащихся разного возраста и разных национальностей, а также их родителей в ходе разработки, подготовки и реализации проекта ; формирование позитивного образа нашей Родины.
Совершенствование коммуникативной компетенции детей-инофонов
Самостоятельное их выполнение
Знакомство с другими ребятами, участвующими в проекте ; получение нужных книг в школьной библиотеке ; заполнение библиотечного формуляра ; звонок в музей и получение информации о графике его работы ; покупка билетов в музей ; в театр ; обмен впечатлениями о посещении музея или театра ;
поиск нужной информации о писателе или ученом в Интернете ; работа с аутентичными авторскими текстами ; просмотр фильма ; посещение музея ; разучивание стихов ; участие в спектакле - викторине ; подготовка текстов для составления афиш и пригласительных билетов.
Как соматический язык, так и язык привычного поведения коммуникативны и национально обусловлены и должны в той или иной мере со - изучаться при изучении иностранного языка
Например, в спектакле - викторине по творчеству К. И. Чуковского учащийся читал стихотворение : Бедный Федотка – сиротка. Плачет несчастный Федотка : Нет у него никого, Кто пожалел бы его. Только мама, да дядя, да тётка, Только папа да дедушка с бабушкой.
- Ребята, может ли быть Федотка сироткой ? - Какие родственники есть у Федотки ? - Как будут звать Федотку, когда он вырастет ?
Работа текстом. В современной методике преподавания РКИ « за единицу обучения во всех видах речевой деятельности все чаще принимается текст » Чтение влияет на развитие других видов речевой деятельности. Степень овладения иностранным языком напрямую зависит от количества страниц текста, прочитанных на этом языке.
Проверяют владение русским языком в различных аспектах : лексическом фонетическом словообразовательном морфологическом синтаксическом
Выберите правильный ответ и обведите кружком. ( Задания на знание текста повести - сказки и словообразование ). Дядя Федор и кот Матроскин уехали жить в деревню ______________. А ) Творогово Б ) Простоквашино В ) Сметанино Г ) Молоково Напишите названия продуктов, от которых образованы названия ( реально существующих ) деревень : Творогово, Простоквашино, Сметанино, Молоково ________________________________________ ____
Выберите нужное слово. Печкин говорит : - Надо день рождения к осеннему или зимнему сезону _____________ А ) гадать Б ) угадать В ) загадать Г ) подгадать
Выберите слово, которое нужно вставить на место пропуска. Обведите нужную букву кружком. Полезли они на чердак, нашли там два _____________. А ) старые корыта Б ) старых корыта В ) старым корытам Г ) старых корыт
Выберите слово, которое необходимо вставить на место пропуска. Утром дядя Федор ___ окошко выглянул. А ) из Б ) на В ) в Г ) перед
Выберите правильный ответ и обведите кружком. Чебурашке не хотелось, чтобы новые друзья сочли его навязчивым. Сочли навязчивым – это значит А ) новые друзья подумали, что Чебурашка хорошо что - то завязывает. Б ) новые друзья подумали, что Чебурашка хороший товарищ. В ) новые друзья подумали, что Чебурашка слишком часто бывает у них в гостях. Г ) новые друзья подумали, что Чебурашка много ест.
Выберите слово, которое необходимо вставить на место пропуска. Утром дядя Федор ___ окошко выглянул. А ) из Б ) на В ) в Г ) перед
Выберите слово, которое необходимо вставить на место пропуска. Обведите нужную букву кружком Матроскин мышку два раза завёл. На третий раз эта ненастоящая мышка в настоящую норку ___________. Только её и видели. А ) уезжала Б ) уехала В ) проезжала Г ) ездила
Выберите слово, которое нужно вставить на место пропуска. Обведите нужную букву кружком. _____________ осенью почтальон Печкин заметил, что в доме дяди Фёдора по ночам свет горит. А ) часто Б ) иногда В ) однажды Г ) всегда
тожественность массовость гласность компактность максимальная объективность в оценках действий участников.
Стимулируется когнитивная деятельность всех учащихся - инофонов Совершенствуется коммуникативная компетенция. Знакомятся со страноведческой и социокультурной информацией, включенной в проект. Используются адекватно в речи знания об истории, географии нашей страны, народных и культурных особенностях носителей языка.
материально - техническом обеспечении учебного процесса и дополнительного образования ; профессиональной подготовке педагогов ; участии родителей в подготовке и проведении мероприятий проекта. Для реализации проектов не привлекались дополнительные денежные средства.
Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб., Поташник М. М. Как подготовить проект на получение грантов. – М., Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. – СПб., Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура // Лингво - страноведение в преподавании русского языка как иностранного. – М., Глухов Б. А., Зиновьева М. Д. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. - М., 2003.
Спасибо за внимание !