Мастер – класс для учителей- логопедов Рыбинского района Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса (В. Г. Белинский) « Использование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фестиваль педагогических идей учебный год «Повышение качества образования через саморазвитие педагога»
Advertisements

Подготовила : Разночинцева Валентина Ивановна, учитель - логопед 1 кв. кат. муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Пятницкого.
Информационные технологии (использование презентаций) в логопедической работе с детьми дошкольного возраста в условиях логопедической службы. Кулевская.
Учитель – логопед Штыкова Н. В.. Тип : практико - ориентированный Краткосрочный Проблема : Использования Информационных технологий на логопедических занятиях.
Принципы реализации инновационных технологий на логопедических занятиях: Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Системный подход.
Новые информационные технологии, как средство обеспечения доступности образования ребенка с ОВЗ и повышение эффективности коррекционного-образовательного.
«Использование информационно- коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
М УЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Выполнили: Удалая А. Трифонов Г. Шипилова А. Тохтобина Н. гр. ПП11-02б.
Родительское собрание в старшей группе Использование компьютерных технологий на занятиях тифлопедагога.
Использование информационно- коммуникативных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская.
Автор: Воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ «Аленький цветочек» г.Ноябрьск Закирова Ляюзя Мавлимовна.
Главной целью комплексной программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Н.А.Ноткина, является.
ЛогопединформОрёл Творческая группа учителей- логопедов г. Орла ЛогопединформОрёл.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Автор: Похлебаева Е. В.. ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной.
В государственном образовательном стандарте по иностранному языку (ИЯ) предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум.
« Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечной цели всякого рода деятельности; отыскание соответственных.
МКОУ «Дмитриевская ООШ» Использование ИКТ в урочной и во внеурочной деятельности в начальных классах Учитель начальных классов Хмель Алена Дмитриевна.
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида. Сопровождение это взаимодействие сопровождающего.
Реализация ФГТ по коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами в условиях образовательного процесса.
Транксрипт:

Мастер – класс для учителей- логопедов Рыбинского района Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса (В. Г. Белинский) « Использование современных компьютерных технологий в деятельности учителя – логопеда» Выполнила: учитель- логопед МКОУ «Рыбинская СОШ 7» Колычева И.А.

Преимуществами электронного способа работы с информацией являются: последовательность и системность информации; тезисность и информативность; наглядность и эффектность подачи материала; легкость возврата к предыдущей информации; возможность дополнения или исправления информации; копируемость; - транспортабельность; повышение интереса учащихся; сокращение времени, затрачиваемого для подготовки к занятиям; освобождение учителя- логопеда от необходимости приобретения дорогостоящего дидактического материала.

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда не достаточно для положительной динамики речевого развития детей. ИКТ позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка и принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Поэтому, проблема использования специализированных компьютерных технологий в работе с детьми с речевой патологией для формирования у них положительной мотивации к учебной деятельности в настоящее время особо актуальна.

Применение компьютерных технологий в логопедической работе улучшает учебную мотивацию детей с нарушениями речи, повышает их интерес на занятии, а сами занятия делает более интересными, современными, эмоциональными, путём моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, позволяющей формировать просодическую, фонетическую и фонематическую стороны речи; лексико- грамматические средства языка.

происходит усвоение знаний, умений, согласно целям проведения занятий, развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности развитие произвольной регуляции деятельности дошкольников, школьников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планирование действия и предвидение результаты своих поступков. использование компьютера даёт возможность ребёнку в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, на мониторе, он видит результат своих действий.

Преимущества ИКТ: образный тип информации, понятный дошкольникам, школьникам; моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни; увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности; эффективность усвоения материала: тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности; открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагога в состоянии творческого поиска. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Условия для внедрения компьютера в образовательный процесс: с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ними; четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в учреждениях образования; хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, школьников; знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям; кроме того, специалисты должны хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психические особенности детей и образовательные программы ДОУ, СОШ.

Таким образом, внедрение компьютерных технологий в работу логопеда – назревшая потребность. Нужны качественные и доступные обучающие программы, созданные для работы с учащимися, имеющими нарушения речи и задержку психического развития, УО. Эффективная коррекция возможна лишь при многоаспектном, комплексном подходе к ней. Использование компьютера должно органично входить в комплекс речевой работы, построенной с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка. Важно методически правильно проводить занятия, следить, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, а и сопровождал речью демонстрируемые слайды, свои действия, контролировал правильное произношение и т.д. Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени минут в зависимости от возраста детей. Появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей, значительно возросла мотивация, эмоциональная заинтересованность детей в занятиях. Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов. Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.

В своей деятельности я использую разнообразные формы ИКТ (презентации, Интернет-ресурсы, электронные справочники и энциклопедии, игры, наглядные пособия и т.п.), способствующие обогащению видов учебной деятельности. Применение компьютерных технологий на логопедических занятиях помогает: в диагностических целях (мониторинг речевого развития учащихся); решении дефицита наглядных пособий; оптимизации запоминания учебного материала; вызывании интереса и желании трудиться на уроке, не отождествляя его с дополнительным занятием по русскому языку; формировании правильной речи и коррекции её недостатков; повышении темпов занятий, увеличении доли самостоятельной работы школьников; сокращении сроков коррекционной работы; предупреждении появления у школьников вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снижении риска социальной дезадаптации младших школьников.

Применение ИКТ позволяет мне повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность учащихся. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как панацея, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.

В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для дошкольников, школьников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно- гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.

программный модуль «Семейный наставник», предназначенный для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендации по устранению пробелов в знаниях; программа «Игры для Тигры"позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, и заикании, а также при вторичных речевых нарушениях; программа "Грамотей"представляет собой интерактивный тренажер, обеспечивающий возможность тренировки ученика в выполнении всех типов заданий по русскому языку в объёме начальной школы; Для работы над звукопроизносительным компонентом речи можно использовать программу «Домашний логопед» (пр-во Новый диск, 2007); Мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие;

Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи, связной речи); «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» место, где обучение можно совмещать с развлечением. Здесь интерактивные учебники и репетиторы по предметам начальной школы соседствуют с увлекательными играми на развитие памяти, смекалки, ассоциативного мышления, мультфильмами, сказками; Проект Развитие творческих способностей на основе информационных технологий – СИРС (автор Буров А.Н.)-коррекция нарушений письма и чтения; логопедический тренажер «Дэльфа-142», который вобрал в себя все лучшее от своих предшественников. Кроме того, он включает в себя принципиально новые упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи школьника. Игра «Баба-Яга учится читать» в игровой форме помогает каждому ребёнку незаметно для себя перейти на новую ступень интеллектуального развития – овладение письменной речью. Игра ориентирована на решение не всех аспектов, необходимых для успешного овладения навыком чтения.

В коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, использую специализированные или адаптированные компьютерные программы (главным образом обучающие, диагностические и развивающие). "Игры для Тигры", "Баба Яга учится читать", "Азбука", "Гарфилд второклассникам", "Гарфилд дошкольникам", «Домик для Чебурашки; «Логопедические пазлы. Прогрессивные технологии обучения детей»; «Антошка. Читаем сами»; «Читаем по слогам с домовёнком Бу»; «Кот Леопольд. Учим русский язык» и т.д.

Однако, компьютерные программы далеко не исчерпывают возможностей применения ИКТ в обучении детей с нарушениями речи. В своей деятельности наряду с компьютерными программами применяются слайд-фильмы и презентации. Создание слайд-фильмов и презентаций по силам большинству педагогов, так как не требует слишком углубленных знаний компьютерных технологий. Педагог может создать фильм или презентацию, что называется «под себя», учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии.

Виды презентаций, используемых в работе логопеда: Презентации- картинки (для обследования звукопроизношения и автоматизации звуков, артикуляционная гимнастика.); Презентации- загадки, сказки; Презентации игры (на расширение словаря, совершенствование лексико- грамматических категорий, развитие ВПФ); Презентации - на расширение представлений об окружающем мире.

При автоматизации и дифференциации поставленных знаний вместо традиционных картинок можно использовать мультимедийные программы, позволяющие выводить на экран монитора изображения предметов, в названии которых имеется заданный звук. Ребенок может не только называть появившуюся на экране картинку, он может, постепенно осваивая действия с мышкой, находить нужную картинку в имеющейся программе. Для повышения интереса детей к индивидуальным занятиям студентами были подобраны материалы и подготовлены программы для автоматизации основных звуков. Подписи под картинками, включенными в каждый слайд, повышают значимость наглядной опоры, вызывают у ребенка интерес к графическому образу печатного слова и стимулируют мотивационную готовность к освоению начальных умений чтения.

одним из путей повышения эффективности работы педагога является создание и использование на уроках авторских мультимедийных материалов, разработанных с учетом индивидуальных особенностей ваших детей (т.е. тех детей, с которыми вы работаете в настоящее время). Созданные материалы могут быть использованы на разных этапах занятия.

что использование компьютера на логопедических занятиях должно быть фрагментарным, с соблюдением условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. обязательно с соблюдение Сан ПиНов: использование новых моделей компьютера; использование компьютерных заданий не за­меняет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, занимая лишь часть учебного времени. Компьютерные задания должны создаваться и использоваться в соответствии с гигиеническими требованиями, которые изложены в письме Министерства образования РФ от г. 957/ Для детей 6 лет работа с компьютером не должна превышать 10 мин, а для детей 7-10 лет- 15 мин. проведение гимнастики для глаз. Во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд. включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно- пространственных отношений.

Работа с родителями: методическая литература; статьи, посвященные вопросу воспитания и обучения; игры, которые помогают автоматизировать тот или иной звук: «Домашний логопед», «Алик» и т.д.; картинки, представленные в электронном виде на автоматизацию заданного звука; игры на развитие общей, мелкой моторики рук; приемы самомассажа. Задания передаю родителям или непосредственно после занятия, скидывая материал на флэш-карту, или общаемся по электронной почте.

Возможности Интернета использую не только для получения необходимой информации, но и для общения с коллегами, а также делюсь своим опытом. Это сайты «Фестиваль педагогических идей, «Логопед плюс», «Логопед мастер», портал «Логобург», «Сеть творческих учителей» и т.д.

Анализ коррекционной работы в комплексе с интерактивными программами обучения и развития детей позволяет сделать следующие выводы: развивающие и обучающие компьютерные игры вызывают у детей интерес к логопедическим занятиям и стремление достичь поставленной цели; помогают им лучше овладеть знаниями в разных видах деятельности; развивают у детей положительные эмоциональные реакции; выявляют пробелы в тех или иных видах деятельности; обеспечивают достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития; компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.

развивающий эффект зависит от дизайна программы, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу; компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность); сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Но! Любая даже самая совершенная компьютерная программа не может дать столько, что способен дать высококвалифицированный специалист. Современные компьютерные технологии – лишь средства, вспомогательный обучающий материал, новые методы работы.