1 О.Г. Гужва, гл. специалист-эксперт управления образования и науки Тамбовской области Опыт Тамбовской области в реализации региональной комплексной программы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
АНО «Тамбовское региональное агентство развития квалификаций»
Advertisements

Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Целевая программа Калининградской области «Развитие профессионального образования на 2012 – 2016 г.г. Постановление Правительства Калининградской области.
Администрация Тамбовской области Тамбовский государственный технический университет.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Департамент образования Тверской области О модернизации системы профессионального образования Тверской области в годах Куликов Д.А., заместитель.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Концепция развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Коломенцев Д.В. Воронеж 2014.
Практика применения модели взаимодействия государственной и корпоративной сетей подготовки рабочих кадров в Ярославской области В.Ю. Выборнов, заместитель.
Деятельность Центра развития профессионального образования и профориентации обучающихся АОУ ВО ДПО « ВИРО »
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа- Югры ( Л.Н. Ковешникова Директор Департамента образования.
Концепция программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области на годы ВНИК при «Институте развития образования»
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
Республиканская программа действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на годы и.
1.ступень образования часть региональной экономики 2.мобильность и гибкость системы короткие сроки обучения 3.преподавание разных дисциплин многопрофильность.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
Транксрипт:

1 О.Г. Гужва, гл. специалист-эксперт управления образования и науки Тамбовской области Опыт Тамбовской области в реализации региональной комплексной программы в 2011 – 2013 годах О ходе реализации в 2014 году мероприятий региональной комплексной программы развития профессионального образования в Тамбовской области

Комплексная программа развития профессионального образования Тамбовской области на годы Комплексная программа развития профессионального образования Тамбовской области на годы утверждена постановление администрации Тамбовской области от ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕГИОНА – ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ Комплексная программа развития профессионального образования Тамбовской области на годы Комплексная программа развития профессионального образования Тамбовской области на годы утверждена постановление администрации Тамбовской области от

Комплексная программа развития профессионального образования Тамбовской области на годы 3 Цель: обеспечение процессов модернизации системы профессионального образования, направленных на решение стратегических задач социально-экономического развития области.

Цель: обеспечение процессов модернизации системы профессионального образования, направленных на решение стратегических задач социально-экономического развития области. 4 ЗАДАЧИСТРАТЕГИИ 1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда. От управления профессиональной образовательной организацией – к управлению сетью 2. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда. Востребованность программ работодателями – ключевой элемент привлекательности 3. Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования. Обеспечение внешней независимой оценки профессиональных образовательных организаций и программ

Цель: обеспечение процессов модернизации системы профессионального образования, направленных на решение стратегических задач социально-экономического развития области. 5 ЗАДАЧИСТРАТЕГИИ 4. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования. Механизмы финансирования результата 5. Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования. Формирование кадрового потенциала системы совместно с производственной сферой 6. Мониторинг реализации региональной комплексной программы развития профессионального образования. От мониторинга результатов – к эффективному управлению сетью

6 Модель управления региональной системой профессионального образования региона на основе кластерного подхода РЕЗУЛЬТАТ: Задача 1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда МЕРОПРИЯТИЯ Совершенствование механизмов формирования прогноза потребностей региональной экономики в трудовых ресурсах. Оптимизация сети, обеспечивающая достижение соответствия региональной системы профессиональной подготовки кадров актуальным и перспективным потребностям рынка труда. Стимулирование развития механизмов взаимодействия системы профессионального образования с работодателями и перспективными рынками труда. МОДЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ Формирование среднесрочного прогноза подготовки кадров с учетом инвестиционных проектов. Создание крупных многоуровневых колледжей по территориальному принципу. Использование кластерного подхода.

7 Новая модель управления региональной системой профессионального образования Идея: Перспективный рынок труда – кадры «под ключ» … Территориальные советы Главы муниципальных администраций Наблюдательный совет Глава АО Руководители объединений работодателей Ведущие работодатели Представители ОУ СПО, ВПО Представители территорий Координационный комитет Зам. главы АО по социальным вопросам Представители отраслевых управлений Представители ОУ Конкурсное распределение КЦП Внедрение стандартов Повышение квалификации работников отраслей Контроль качества обучения Органы исполнительной власти Управление образования и науки Утверждение профессиональных стандартов Заказ на подготовку кадров Контроль качества подготовки кадров Отраслевые советы Руководители отраслевых управлений Руководители базовых предприятий кластерных групп Представители ОУ Агентство кластерного развития Совет директоров Руководители Координационных советов кластеров - базовых многоуровневых колледжей Региональное агентство развития квалификаций (РАРК) профессиональные стандарты сертификация инновации оценка качества Образовательные учреждения СПО Предприятия, работодатели Отраслевые ресурсные центры Центры сертификации профессиональ ных квалификаций Отраслевые центры практико- ориентированног о образования координация действий Советов кластеров Координационный совет кластера

Модель взаимодействия органа управления образованием с агентством кластерного развития Определение ключевых направлений развития сети Финансовое обеспечение деятельности ОУ Контроль за реализацией образовательных программ Управление образования и науки Формирование прогноза региональной кадровой потребности Координация действий кластерных групп Управление программной частью финансирования ОУ Агентство кластерного развития взаимодействие с работодателями согласование и утверждение образовательных программ введение новых профессий и специальностей анализ и согласование заказа работодателей на подготовку кадров согласование и утверждение профстандартов оценка качества образования Образовательные учреждения Работодатели Состав: Представители отраслевых о территориальных советов Представители ведущих работодателей Представители ОУ Отраслевые ресурсные центры Центры сертификации профессиональ ных квалификаций Отраслевые центры практико- ориентированного образования Координационный совет кластера стройиндустрии Координационный совет кластера машиностроения и металлообработки Координационный совет кластера электроэнергетики и приборостроения Координационный совет кластера сельского хозяйства Координационный совет транспортного кластера Координационный совет кластера животноводства 8

Возможности для индивидуального развития личности в системе непрерывного образования 9 Школа Профильная подготовка Освоение прикладных квалификаций Профессиональное обучение на базе колледж-классов классы 8-9 классы Предпрофильная подготовка Профориентация Допрофессиональная подготовка Колледж Реализация программ НПО, СПО, получение второй профессии, специальности. Освоение программ прикладного бакалавриата Переподготовка и повышение квалификации Реализация инновационных модулей ВУЗ Реализация программ ВПО ( бакалавриат, специалитет, магистратура) Послевузовское образование Дополнительное профессиональное образование Создание базовых кафедр Разработка интегрированных программ Создание новых инфраструктурных элементов в учреждениях профессионального образования позволит обучающимся без выезда с территории активно использовать все имеющиеся ресурсы и возможности.

10 Многоуровневая система профессиональной ориентации в Тамбовской области РЕЗУЛЬТАТ: Задача 2. Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда. МЕРОПРИЯТИЯ Создание системы оказания профориентационных услуг и содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Реализация комплекса проектов в сфере профориентации и содействия трудоустройству. Реализация мероприятий, способствующих повышению престижа профессий, востребованных на рынке труда. ИНФРАСТРУКТУРА Центры и кабинеты профориентации. Веб-ориентированная система тестирования профессиональной направленности личности «Профи-тест». Межведомственное взаимодействие.

КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ региональной системы ПРОФориентации 11 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КЛАСТЕРА УСЛУГИ ПРОДУКТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ОТРАСЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР «КАДРЫ ПОД КЛЮЧ» «КАДРЫ ПОД КЛЮЧ»

12 ИНФРАСТРУКТУРА региональной системы ПРОФориентации Сетевой (районный) ресурсный центр профессиональной ориентации Базовый колледж – центр кластерного развития Профессиональные образовательные организации кластера Учебно- производственные участки, лаборатории, полигоны, комплексы Центр практикоориентированного обучения Центр оценки и сертификации профессиональных квалификаций Центр оценки и сертификации профессиональных квалификаций Центр прикладных квалификаций Региональное агентство развития квалификаций Работодатели отрасли Агентство кластерного развития Профильный центр сервисного обслуживания Отраслевой ресурсный центр

13 Региональная система развития квалификаций РЕЗУЛЬТАТ: Задача 3. Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования МЕРОПРИЯТИЯ Институализация профессионально- общественной аккредитации, процедур участия общественного и профессионального сообщества. Расширение сферы деятельности центров сертификации, в связи с развитием перспективных кластеров в реальном секторе экономике. Осуществления государственно- общественной экспертизы профессиональных программ. ИНФРАСТРУКТУРА Тамбовское региональное агентство развития квалификаций. 8 центров оценки и сертификации квалификаций. Экспертный совет.

Центры оценки и сертификации квалификаций ТРАНСПОРТ – ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж»; ДЕРЕВООБРАБОТКА – ТОГБОУ СПО «Строительный колледж»; СТРОИТЕЛЬСТВО - ТОГАОУ СПО «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева»; ТОРГОВЛЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ – ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»; МЕТАЛЛООБРАБОТКА – ТОГБОУ «Приборостроительный колледж»; ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ – ТОГБОУ СПО «Колледж торговли, общественного питания и сервиса»; СИСТЕМА ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ – ТОГАОУ СПО «Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева»; СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО – ТОГБОУ СПО «Аграрно-технологический техникум» 14

Система сертификации квалификаций 15 Центры оценки и сертификации квалификаций Национальное агентство развития квалификаций АНО Тамбовское региональное агентство развития квалификаций Корпоративная система дополнительного профессионального образования и подготовки рабочих кадров Службы управления персоналом Корпоративные университеты, тренинговые центры, центры подготовки кадров, НОУ Объединения работодателей Кадровые службы предприятий Учебно-производственные центры предприятий Управление образования и науки области Ресурсные центры профессионального образования по отраслям Центры прикладных квалификаций Соглашения о сотрудничестве Профессиональные образовательные организации Управление труда и занятости населения области Органы государственной власти региона (по отраслям) Тамбовская областная ТПП Объединения работодателей Организации работодателей (союзы) Межотраслевые (холдинговые) и отраслевые компании и корпорации Предприятия самостоятельные и межотраслевых (холдинговых) и отраслевых компаний (Работодатели)

16 Региональная экспертно-аналитическая система ЭАС «Проф Кластер РЕЗУЛЬТАТ: Задача 6. Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования МЕРОПРИЯТИЯ Создание системы управления реализацией программы. Создание Web-портала для освещения процесса реализации программы, размещение на нем методических материалов по направлениям реализации программы, информационного сопровождения реализации программы. Освещение на всех Web-сайтах учреждений хода реализации программы.

Экспертно-аналитическая система «Проф Кластер» Цель: Создание инструмента, предназначенного для принятия управленческих решений по оценке эффективности и стратегическому планированию состояния и структуры образовательных организаций, входящих в кластерные группы, в соответствии с потребностью работодателей Тамбовской области Задачи: Обеспечение многофакторного ранжирования образовательных организаций на основе сформированных критериев оценки эффективности и системы показателей, отражающих комплексную сравнительную оценку деятельности образовательных организаций и развития системы профессионального образования в регионе; Построение оптимальных решений по составу и структуре образовательных организаций, входящих в кластерные группы; Сценарный анализ различных решений о состоянии и структуре образовательных организаций; Цели и задачи Оптимальная структура сети образовательных организаций. Многофакторный рейтинг образовательных организаций в различных разрезах на основе оценки значений показателей эффективности; Библиотека отраслевых показателей деятельности образовательной организации; База данных показателей функционирования ОО; Картография образовательных организаций; Основные результаты Основные результаты

Оценка эффективности образовательных организаций. Критерии и индикаторы оценки эффективности 1. Степень участия сети ОО в социально- экономическом развитии региона 2. Степень участия сети ОО в развитии малого и среднего предпринимательства в регионе 3. Уровень конкурентоспособности сети ОО 4. Уровень инновационной активности сети ОО 5. Уровень качества образовательных услуг сети ОО 6. Уровень качества образовательных программ сети ОО 7. Уровень доступности образовательных услуг сети ОО 8. Степень сопровождения профессиональной карьеры 9. Уровень социально-значимой активности сети ОО 46 индикаторов 9 критериев эффективности кластеров Отраслевые образовательные кластеры Промышленный кластер Транспорт Информационные технологии Агро-промышленный кластер Стройиндустрия Социальная сфера 18

19 Лучший региональный опыт, транслируемый в другие регионы Комплексная программа развития профессионального образования Тамбовской области на годы Формирование единого образовательного пространства региона на основе сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования и базовых школ «Колледж-классы» Новая модель управления региональной системой профессионального образования Формирование обоснованной потребности в кадрах на среднесрочную перспективу с учетом инвестиционных проектов Региональная экспертно-аналитическая система ЭАС «Проф Кластер»

Комплексная программа развития профессионального образования Тамбовской области на годы 20 Цель: создание в Тамбовской области современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций ЗАДАЧИСТРАТЕГИИ 1. Обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики. Практикоориентированность, подготовка кадров под конкретное рабочее место 2. Консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в развитии региональной системы профессионального образования. Создание совместно с ведущими предприятиями учебно-производственных структур, реализация производственных проектов 3. Создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей жизни. Развитие кластерной модели управления и ее инфраструктуры 4. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся. Кластер – сфера ответственности профессиональной образовательной организации и работодателей.

Ожидаемые эффекты Оптимизация ресурсов Повышение экономической эффективности использования всех имеющихся ресурсов Доступность и мобильность региональной образовательной системы Формирование гибкой и мобильной системы подготовки кадров «под ключ» Соответствие требованиям рынка труда Усиление практической ориентированности образовательного процесса Государственные программы и проекты Достижение показателей и индикаторов государственных программ и проектов развития профессионального образования ГПРО Минэк Указы Президента Минфи н 21

22 Контакты: Управление образования и науки Тамбовской области Отдел профессионального образования и науки тел.: (4752)