Чтение в литературном образовании : негативные тенденции и возможные пути их преодоления ( взгляд методиста ) Романичева Елена Станиславовна, канд. пед.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПО ЛИТЕРАТУРЕ Е.В.Синотина, кандидат искусствоведения, зам.директора по УВР МОУ СОШ 36 г.Ярославля.
Advertisements

Восприятие современной литературы учениками профильной школы.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Ч ИТАТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА VS ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ? Романичева Елена Станиславовна, Романичева Елена Станиславовна, кандидат педагогических.
Уроки информационной грамотности школьников Уроки информационной грамотности школьников Семинар для школьных библиотекарей района Головицина Ю. Б., методист.
Работа с текстом в начальной школе Новикова С.А., учитель начальных классов, Гимназия 1786.
С егодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от 655 были.
Проект «Наш книжный уголок» Автор: Носагина Наталья Александровна Ученики четвёртого класса ГБОУ СОШ 2045 (кор. 1440) г. Москва.
Начало моего профессионального пути Творческие успехи Свободное время Направленная профессиональная деятельность.
Родительское собрание « Воспитание у ребенка интереса к чтению»
Презентация программы развития классного коллектива.
Чтение в твоей жизни Умение: осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного,
Челябинская государственная академия культуры. «Русская культура и государственная культурная политика.» Тема: «Образы русской классики и духовности.»
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Проект по теме: «Почему школьники перестают читать книги?» Владимировой Марии и Шинкаревой Елизаветы, 8Б Владимировой Марии и Шинкаревой Елизаветы, 8Б.
Библиотека гимназии Выполнила: Глухих Т.Г.. Сегодня мы с вами поговорим о том, как и для чего нужно вести дневник чтения. Для этого обратим внимание на.
Системно-деятельностный подход в образовании: структура современного урока От цели – к результату… Битянова Марина Ростиславовна, специалист МЦКО, директор.
Транксрипт:

Чтение в литературном образовании : негативные тенденции и возможные пути их преодоления ( взгляд методиста ) Романичева Елена Станиславовна, канд. пед. наук, доцент, Заслуженный учитель школы РФ

Правильно ли расставлены акценты ? качестве подросткового чтения и обучения литературе в школе Сдвиги в массовом сознании и ценностных ориентациях, произошедшие в нашем обществе в последние десятилетия, негативно отразились на качестве подросткового чтения и обучения литературе в школе. Очевидны глубокий кризис читательской культуры и формирование совершенно иной модели чтения. В. С. Собкин качестве подросткового чтения и обучения литературе в школе Сдвиги в массовом сознании и ценностных ориентациях, произошедшие в нашем обществе в последние десятилетия, негативно отразились на качестве подросткового чтения и обучения литературе в школе. Очевидны глубокий кризис читательской культуры и формирование совершенно иной модели чтения. В. С. Собкин

Негативные тенденции в детском чтении смена модели чтения расслоение детской аудитории по уровню читательской культуры, снижение качества чтения за счет ухудшения книжной среды, окружающей ребенка Учитываем ли мы это при изучении школьного курса литературы ?

КОНКРЕТИЗИРУЕМ ПРОБЛЕМУ. ПЕРВАЯ ПОПЫТКА. Критерий литературного развития начитанность школьника, направленность читательских интересов, любовь к чтению « не работает » ПОЧЕМУ ?

Практики чтения или приемы работы с текстом ? « Чтение есть основа теоретическому знанию и практическому умению и практическим упражнениям » Ф. И. Буслаев Филологическое, Объяснительное, Воспитательное, Комментированное, ……

А внеклассное чтение ? Составление « рекомендательных списков » Системное руководство чтением ( но не приобщение к нему ) Разработка методики урока внеклассного чтения

«… без организации внеклассного чтения нет и настоящего литературного образования » ( В. П. Острогорский ) « Укажите детям, господа взрослые, на существование возможно большего числа хороших книг, а воспользоваться вашими указаниями по своему хотению и выбрать из них по своему разумению наиболее для них интересное – это сумеет и сам юный читатель. Такая постановка дела и есть не что иное как организация свободного и самостоятельного чтения, а это и есть идеал всякого чтения » Н. А. Рубакин ГОТОВО ЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО К ТАКОЙ ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА ? ГОТОВО ЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО К ТАКОЙ ПОСТАНОВКЕ ВОПРОСА ?

А новые ФГОСы ? На чем поставлены акценты ? Начальная школа : чтение как работа с информацией Средняя школа : основы смыслового чтения Старшая школа : ????

Учебно - информационные умения информации Извлечение информации из учебного и научного текста и других источников информации Переработка информации ( сжатие, переструктурирование ) и представление в иных формах ( таблицы, схемы и т. д.) информации Передача информации в текстовой форме с разной степенью сжатия и обобщения ( пересказ, конспект, реферат, академическое эссе ) Актуально : обучать не только извлечению информации, но и пониманию прочитанного, включению в личный опыт

Понять любой текст можно на уровне : Извлечения информации ( о чем говорится и что именно ) Интерпретации информации в авторском и культурном контекстах ( смысл текста ) Интерпретации информации в контексте личностного жизненного опыта ( личностный смысл )

А что же литература ? « Что касается учебного предмета литература, то его основной функцией является художественное познание действительности, приобщение учащихся к искусству слова. Научные знания в этом предмете в основном лишь средства для более глубокого проникновения в суть художественного произведения. Поэтому данный предмет не должен строиться в соответствии с логикой науки ( литературоведения ). Знания, которые получает школьник в этом случае, не совпадают с научными, поскольку художественно - образное отражение действительности по своему существу от научного отличается » В. В. Краевский

Как построен курс сегодня ? Историко - литературный подход Теоретико - литературный подход Какой преобладает ? И каков результат ? « Нынешние школьники фиксируют лишь поверхностный уровень произведения, его сюжетно - событийную основу. Стилевой, смыслообразующий уровень текста им недоступен » В. Собкин « Мы пронизываем теоретическим принципом все этапы и формы чтения в V – VII классах, мы подымаем чтение на принципиальную высоту, делаем его литературным ; мы видим в теоретико - литературных принципах путь к раскрытию смысла произведения, путь к его … эстетической оценке » М. А. Рыбникова «… ведь смысла, отдельного от поэтики, не существует » Ю. В. Манн

КОНКРЕТИЗИРУЕМ ПРОБЛЕМУ. ВТОРАЯ ПОПЫТКА. « Интерес, действующий до начала чтения и побуждающий к нему, создает некоторую первоначальную ( исходную ) зарядку активности чтения, с которой читатель приступает к книге. Далее, в процессе чтения, эта зарядка активности должна все время поддерживаться, пополняться и усиливаться. Только при таких условиях чтение будет продолжаться. Иначе первоначальная зарядка постепенно истощится, чтение прекратится, и книга останется неоконченной » С. Л. Вальгард

ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ ?... « Читательское мастерство шлифуется всю жизнь, никогда не достигая предела, ибо у него нет цели, кроме чистого наслаждения. Чтение есть частное, портативное, общедоступное, каждодневное счастье – для всех и даром » А. Генис

« Убедительная просьба ( умоляю !) не использовать эти страницы как орудие педагогической пытки » ( Д. Пеннак ) Теория развития читателя нацелена на то, чтобы помочь ему избавиться от стереотипов, от уверенности в том, что чтение должно обязательно приносить пользу. Чтение может быть просто вашим любимым занятием, способом ухода от проблем или способом испытать сильные чувства, когда вы в этом нуждаетесь Т. Палмер

О чтении по - другому ( фрагмент из книги Д. Пеннака « Школьные страдания ») В ту пору чтение романов не было, как сегодня, бессмысленным подвигом. Оно считалось пустой тратой времени, вредной для школьных занятий, а потому запрещенной в учебные часы. Отсюда моя тяга к подпольному чтению : я оборачивал романы как школьные учебники, прятал их где только можно, читал по ночам с карманным фонариком, отпрашивался с физкультуры – все шло в ход, лишь бы остаться один на один с книгой. К этому приучил меня интернат. Мне был нужен мой собственный мир – им стал мир книг. Можно ли утверждать, что сегодня чтение превратилось в « бессмысленный подвиг »? Приведите аргументы за и против.

В семье я наблюдал, как читают другие : папа в кресле под лампой, закинув ногу на ногу, с раскрытым на коленях томиком, попыхивая трубкой и рассеянно поглаживая безымянным пальцем безупречный пробор ; Бернар – в нашей с ним комнате, лежа на боку с согнутыми в коленях ногами, подперев правой рукой голову … В этих позах было столько комфорта … В сущности, именно физиология чтения и подтолкнула меня к нему. Может, я и читать - то начал для того, чтобы попробовать эти позы, а потом и другие. Начав читать, я физически испытал атмосферу счастья, в которой пребываю и поныне. « Мне был нужен собственный мир », – так французский писатель объясняет одну из причин приобщения к чтению. Назовите все, упомянутые в тексте. Какая из них вам показалась необычной ? Вспомните, а что вас подтолкнуло к чтению или отторгло от него ?

Как наметить перспективы чтения ? ( рецепт Р. Даля ) Матильда - маленькая и очень умненькая девочка. Очень-очень умненькая. Она сама научилась читать в три года и больше всего на свете любит книги. «…, Матильда прочитала такие книги : Николас Никлби Чарльза Диккенса, Оливер Твист Чарльза Диккенса, Джейн Эйр Шарлотты Бронте, Гордость и предубеждение Джейн Остин Ким Редьярда Киплинга Тесс из рода д Эрбервиллей Томаса Харди Человек - Невидимка Герберта Уэллса Старик и море Эрнеста Хэмингуэя Шум и ярость Уильяма Фолкнера Гроздья гнева Джона Стейнбека Добрые товарищи Джона Пристли Брайтон рок Грэма Грина Скотный двор Джорджа Оруэлла » Р. Даль МАТИЛЬДА

« Нет книг, которые читать – рано » ( из « законов » М. Чудаковой ) «- Мистер Хэмингуэй говорит про разные вещи, я их не понимаю, - призналась ей Матильда. – Про мужчин и женщин особенно. Но мне все равно нравится. Нравится, как он пишет. Вот прямо, кажется, я там сама стою, и все-все вижу, что происходит. - Хороший писатель всегда заставляет нас чувствовать, сказала миссис Фелпс, – и ты не волнуйся насчет того, что не поняла. Сиди себе, и пусть слова плещутся вокруг, как музыка »

« От маленького писателя к большому читателю » Для создания « креативных » текстов необходимо знание обучающимися законов того или иного жанра художественного произведения, постижение на основе диалога с писателем образов персонажей, готовность и способность к игре и интерпретации

«NOTEBOOK удивительных открытий » ( Архангельск ) Обращение к Читателю, правила заполнения, читательский паспорт, тест « Какой я читатель ?». Проект первый « Книга моей семьи ( Светлые воспоминания детства )». Проект второй « Совет другу »: путевые записки по прочитанной книге. Проект третий « Живая классика »: цитаты из произведения классической литературы, которые заставили задуматься, вызвали вопросы ; комментарии. Проект четвёртый « Книга, которую мне посоветовал прочитать учитель »: совет учителя, собственное мнение о книге Проект шестой « Моя библиотека »: рассказ о любимой библиотеке. Проект седьмой «English reading»

Чтение и обучение чтению будет успешным, если … учитель осознает эту задачу курса литературы как приоритетную и смещает акценты с анализа текста на организацию чтения художественного произведения и поддержание интереса к нему, учитель использует в своей работе технологии приобщения к чтению, не только разработанные профессиональными читателями, но описанные в современных художественных, научно - популярных и эссеистических текстах,

Чтение и обучение чтению будет успешным, если … в курсе литературы средних классах преобладает теоретико - литературный, а не историко - литературный подход к изучению художественного произведения и соответствующий ему принцип анализа. в процессе литературного образования последовательно развиваются разные формы « живого » детского творчества

Условия формирования читателя в учебном заведении Благоприятная для чтения среда Текстовая деятельность на всех уроках Обилие приемов совместно - разделенной деятельности Наполненность библиотеки печатными и электронными ресурсами Информационные, просвещенческие, культурные мероприятия

Благодарю за внимание ! Вопросы ? Эл. почта :