З. Фрейд Лечение проводилось отцом ребенка (заметки). Фрейд руководил лечением, один раз принимал участие в разговоре с Гансом. Заслуга отца в побуждении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Светлана, 29 лет, мама 4-х летнего Валеры: «Если мой сын не хочет меня слушать, то никакой ремень его не исправит. Я уже пробовала воспитывать его ремнем,
Advertisements

З.Фрейд К вопросу о динамике переноса З.Фрейд К вопросу о динамике переноса.
Проективная методика Луизы Дюсс. Сказка «Птенец». Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих. Сказка «Годовщина.
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
По мотивам книги Bredley Trevor Greive The Blue Day Book Спасение утопающих – дело рук самих утопающих Управление образования г. Советский, ХМАО, Тюменской.
На предлагаемые 20 вопросов нужно ответить "да" или "нет" ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ.
Психологическая готовность ребенка к школе Максутова Н.Г., к.психол. наук, зам. директора ГБОУ ЦПМСС «Лекотека»
Классный руководитель 10 класса: Валиахметов Т.Ш..
Каприз ( фр. –прихоть, причуда) – стремление детей, добиваться чего-то запретного, недостижимого или невозможного в данный момент. Капризы обычно сопровождаются.
ПИСЬМО ЛЮБВИ ОТЦА СО ЗВУКОМ Может быть ты не знаешь меня, но Я знаю о тебе всё… Пс 138:1 Я знаю, когда ты садишься и когда встаешь… Пс 138:2 Мне известны.
За здоровый образ жизни. Работу выполнила ученица 3-В класса Исмаилова Елизавета.
5 а класс 13 человек ответы Кто глава в вашей семье ? Мама 5, бабушка 4, папа 4 Чем ты огорчаешь своих родителей оценками –5; поведением 3.
Письмо - обращение к близким самым дорогим людям, моим родителям Письмо - обращение к близким самым дорогим людям, моим родителям !
Родители и дети. Родители и дети в сегодняшнем мире. с.
1 КАК СКАЗАТЬ «НЕТ» МОЛОДЁЖЬ В ДЕЙСТВИИ КИЕВ МАРТ 2002 Надежда Иванова.
Половое воспитание. Как говорить с детьми об «этом»… Относитесь спокойно и с уважением к детским вопросам Относитесь спокойно и с уважением к детским.
Тест Филлипса Ребята, вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и.
Norvegija – Šiaurės pašvaistė 45 уроков жизни Nov 2009 He YanMusic: snowdream.
Вы замечали, что некоторым людям очень тяжело произнести слово «нет»? Они боятся, что это слово может разрушить их добрые отношения с собеседником, и.
Транксрипт:

З. Фрейд

Лечение проводилось отцом ребенка (заметки). Фрейд руководил лечением, один раз принимал участие в разговоре с Гансом. Заслуга отца в побуждении к признанию ребенка, возможности истолковывать его благодаря знанию сына – совмещение родительского и врачебного авторитета, нежных чувств с научным интересом. - Возможность изучить у ребенка во всей свежести сексуальные побуждения и желания (движущая сила невротических симптомов) которые у взрослого необходимо извлекать из-под многочисленных наслоений. Родители маленького Ганса, ближайшие приверженцы Ф., воспитывали сына с минимальным принуждением

Не полные 3 года – живой интерес к части своего тела – Wiwimacher. «Мама, у тебя есть Wiwimacher? «Само собой разумеется. А почему ты спрашиваешь?» «Я только подумал» В коровнике видит как доят корову. «Смотри, из Wiwimacher течет молоко» Открытие маленького Ганса подтверждает предположение Ф. Вымя коровы – грудная железа, а по виду и положению своему пенис. Представление о сосании полового члена безобидно, т.к. по происхождению связано с материнской грудью. Большая часть значения животных в сказках, мифах – откровенность с которой они показывают любознательному младенцу свои половые органы и их сексуальные функции

В 3½ года мать застала Ганса держащим руку на пенисе. М.: «Если ты это будешь делать, я позову док-ра А., и он отрежет тебе Wiwimacher. Чем же ты тогда будешь делать wiwi» Ганс: «Моим popo». Он отвечает еще без сознания вины, но приобретает «кастрационный комплекс», который мы находим при анализе невротиков. В 3¾ года Ганс видит на вокзале как из локомотива выпускается вода. «Локомотив делает wiwi. А где его Wiwimacher?». «У собаки и лошади есть Wiwimacher, а у стола и стула - нет». Он установил существенный признак для различия одушевленного и неодушевленного. Любопытство направлено преимущественно на родителей: «Папа, у тебя есть Wiwimacher?» «Да, конечно». «Но я его никогда не видел, когда ты раздевался» Смотрит напряженно на мать, когда та раздевается на ночь. «… я думал, что так как ты большая, то и Wiwimacher у тебя как у лошади»

Большое событие в жизни Ганса 3½ года – рождение сестры Анны. В 7 ч утра просыпаясь, слышит стоны матери: «Чего это мама кашляет?»… «Сегодня, наверно, придет аист». Он правильно ассоциирует необычные стоны, сумку врача с объяснениями об аисте. Его зовут в комнату, он смотрит не на мать, а на сосуды с окрашенной кровью водой «А у меня из Wiwimacher никогда кровь не течет». Смотрит с гримасой недоверия. по отношению к аисту. В лихорадке: «А я не хочу никакой сестрички». Через неделю Ганс смотрит как купают сестру: « А Wiwimacher у нее еще мал», и утешительно добавляет: «Ну когда она вырастет – он станет больше». Ганс относится ревниво к сестре : «А у нее зато нет зубов» (она не говорит) Через полгода ревность прошла, стал нежным, но уверенным в своем превосходстве братом

В 3¾ года впервые рассказывает сон спустя 6 мес. после отъезда из Гм. (выражает желание поехать туда): «Когда я спал, я думал, что я в Гмундене совсем один с Марикой».(13-летняя дочь домохозяина, которая часто играла с ним летом). Через несколько недель после отъезда в город фантазирует как играет с Олей, Бертой, Фрицем, разговаривает с ними, С появлением сестры Г. занимает проблема появления на свет детей: «И моих детей Олю и Берту принес аист». Своим заявлением Ганс громко противоречит скрытому в нем сомнению. Отец рисует Г. жирафа из зоопарка. «Нарисуй же и Wiwimacher». «Пририсуй его сам». Он пририсовывает посредине живота маленькую палочку, удлиняет ее «W. длиннее». «У лошади W. внизу, как и у меня». У 3 мес. сестры и у куклы «W. совсем, совсем маленький»

Как исследователь Г. впадает в ошибку: в книжке закрученный кверху хвост обезьяны «Смотри, папа, Wiwimacher» (нем. хвост и пенис одно название) Придумал игру: идет в кладовую «свой клозет», обнажает пенис и говорит «Я делаю wiwi» - это аутоэротические черты его сексуальной жизни В любовных отношениях с другими детьми прослеживается «выбор объекта» как у взрослого с замечательной подвижностью и полигамическими склонностями: В 3¾ года при знакомстве с девочками 10 лет, смотрит на них с обожанием, называет их «мои девочки», несмотря на презрение с их стороны. В 4 года Г. обнимает кузена 5 лет «Как я тебя люблю» - первая черта гомосексуальности. Новая квартира – часами наблюдает с балкончика за девочкой 7-8 лет – «любовь на расстоянии» (у него нет друзей)

Летом 4½ года в Гмундене играет с детьми. Его любимец Фриц (8 лет), которого он обнимает и уверяет в своей любви - «моя девочка» С девочкой 8 лет - культурная дама, он держится как платонически вздыхающий поклонник. С др. девочками держится мужчиной, агрессивен, обнимает, целует их. «Пусть Марика (14 лет). спит со мной» «Это невозможно». Забирает свои вещи и идет к М., но его, конечно возвращают обратно. - За желанием «пусть М. спит у нас» скрыто: пусть М., в обществе которой он так охотно бывает, войдет в наш дом. - И эротический смысл. Так как родители иногда брали Г. к себе в кровать и при лежании с ними у него пробуждались эротические ощущения. Для Ганса как и для всех детей лежать в постели с отцом или матерью есть источник эротических возбуждений

У Г. (4½ года) появляется кое-что новое. После купания мать вытирает и припудривает Г., не касаясь пениса. « Почему ты здесь не трогаешь пальцем?» «Потому что это свинство». «Что это значит - свинство? Почему?» «Потому что это неприлично» «Но приятно». (попытка совращения). 1-ый искаженный сон: «Сегодня ночью я думал: «Один говорит – кто хочет ко мне прийти? Тогда кто-то говорит «Я Тогда он должен его заставить сделать wiwi» Сон принадлежит к type auditif, зрительные впечатления отсутствуют. Это подражание игре в фанты – играл с Бертой (7 лет), Ольгой (5 лет). А: «Чей фант в моей руке?» В: «Мой». Тогда В назначают, что он должен сделать. Тот, кому принадлежит фант должен Ганса заставить делать wiwi. При повторном пересказе «…она говорит»

Я играю с девочками в фанты и спрашиваю, кто хочет ко мне прийти? Она (Берта или Ольга) отвечает «Я». Тогда она должна меня заставить делать wiwi (помочь при этом, что по-видимому, для Г. приятно). Во время прогулок это делает отец- гомосексуальную склонность к отцу. Спустя 2 дня после разговора с матерью, Г. просит отвести его за дом для уринирования, чтобы его не видели. Берта и Ольга Эксгибиционистское удовольствие подвергается вытеснению это объясняет появление этого желания во сне, которому он придал красивую форму игры в фанты

Сексуальное возбуждение, вызванное нежностью матери, вероятно, является причиной нервного расстройства у Ганса. Боязнь, что его на улице укусит лошадь. Г. такой же бойкий и веселый мальчик, если не считать страха выйти на улицу и дурного настроения по вечерам. Ф. –анализировать данные наблюдения. Январь 1908, Г. (4 ¾ года). Утром входит к матери с плачем - страшный сон «Когда я спал, я думал, что ты ушла и у меня нет мамы, чтобы ласкаться к ней». Еще в Гм. вечером в постели был нежен, однажды сказал: «А если у меня не будет мамы, если ты уйдешь». При таком элегическом настроении мать брала его к себе в постель. 5 января - Г. пришел к матери в кровать «Ты знаешь, тетя М. сказала: «А у него славная птичечка»

7 января Г. идет как обычно с няней в городской парк, плачет на улице, требует вернуться домой, так как хочет приласкаться к матери. Дома объяснить не хочет, весел, вечером становится тревожен, плачет, не уходит от матери, он хочет «ласкаться», потом весел, спит хорошо. 8 января Г. на прогулке с мамой плачет, боится, дома сказал «Я боялся, что меня укусит лошадь». Вечером плачет : «Лошадь придет в комнату». В тот же день мать : «Ты, может, трогаешь рукой Wiwimacher?» « Да, каждый вечер, когда я в кровати» 9 января предупрежден перед дневным сном не трогать W. клал туда руку. Это начальная стадия расстройства: тревожно-нежные мысли, затем страшное сновидение – потерять мать, так что к ней нельзя будет приласкаться. Повышенная нежность к матери (2 попытки совращения) превращается в страх, то есть подвергается вытеснению

Толчок к вытеснению, м.б., интенсивность возбуждения, которая не по силам ребенку Страх, соответствующий вытесненному эротическому влечению, как и всякий детский страх не имеет объекта; это еще страх (Angst), а не фобия (Furcht). Дитя не может сказать чего оно боится, т.к. еще не знает - страх на прогулке с няней – Г. не хватает мамы, понежничать с ней, от которой не хочет уйти. Первый смысл своего отвращения к улице. Тревожные, окрашенные нежностью состояния перед сном (у него еще нет фобии улиц, прогулок, лошадей). Его с особенной силой охватывает либидо, объектом которого является мать, цель – спать у нее. При подобных настроениях мать брала его в постель в Гм., хотел бы и в Вене, где не было товарищей и либидо нераздельно направляется на мать. Страх уже нельзя обратно превратить в либидо, которое чем-то удерживается в состоянии вытеснения (1-я прогулка с матерью, одержим страхом, но гуляет)

Итак, страх соответствует вытесненному желанию, но не эквивалентен ему, вытеснение оказывает свое влияние. На прогулке с мамой высказывает опасение, что его укусит лошадь (страх выдержал испытание, должен найти объект). Откуда материал для фобии? Г. с интересом наблюдает лошадей из-за большого W.; по его мнению у матери должен быть такой же W. Лошадь – это только заместительница матери. Страх, что лошадь придет в комнату – - Ни мастурбация, ни удовлетворение не вызывают состояния страха. - Г. 4 ¾ года, мастурбирует 1 год, он борется с этой привычкой - вытеснение и образование страха. - отец обвиняет мать в преувеличенной нежности, частой готовности взять мальчика к себе в кровать - что вызвало у мальчика невроз - Ф. отмечает, что она ускорила наступление вытеснения своим энергичным отказом в ответ на его домогательства («это свинство»)

Ф. условливается с отцом сказать Г., что история с лошадьми – это глупость. Он болен от того, что слишком нежен с матерью и хочет, чтобы она брала его к себе в кровать. Он боится лошадей потому, что его так заинтересовал W. у лошадей. Он сам заметил, что неправильно так сильно интересоваться W., даже своим собственным, и это совершенно верно Ф. предложил отцу взяться за сексуальное просвещение Г. - Т.к. либидо Г. связано с желанием видеть W. матери, то нужно отвлечь его от этой цели, сообщив, что у матери и у всех др. женщин, как это он уже видел у Анны, W. вообще не имеется Месячная пауза после разъяснения о страхе – без особого труда гуляет в городском парке – навязчивое стремление «Я должен смотреть на лошадей и тогда я их боюсь». Инфлюэнца 2 нед., Г. вырезали миндалины 1 нед. – фобия усилилась не идет гулять, хотя выходит на балкон, ездит в Лайнц (дедушка, бабушка) по воскресеньям – мало экипажей

Воскресенье 1 марта по дороге на вокзал. Отец «лошади не кусаются» «Но белые лошади кусаются. В Гм. Лицци, девочка из соседнего дома уезжала. Ее отец ей сказал «Не давай пальцев белой лошади, а то она тебя укусит» Отец – «Мне кажется, что то, что ты думаешь, вовсе не лошадь, а W., которого не следует трогать руками» Г.«Но ведь W. не кусается?» «все может быть!» (зуд). 2 марта страх. Отец: «Слушай, глупость (так Г. называет свою фобию) пропадет, если ты будешь чаще ходить гулять, она сильна т.к. ты из-за болезни не выходил из дому». «О нет, она сильна, потому что я начал каждую ночь трогать рукой свой W.» 3 марта новая прислуга – симпатия Г. «моя лошадь» - сажает его на себя при уборке. Он говорит ей о наказании – раздеться. «Ну и что» Г. «Но это же стыд, все увидят W.» (любопытство направлено на новый объект) 13 марта. Отец: «Когда ты перестанешь трогать свой W., твоя глупость начнет проходить» Г. «Я ведь теперь больше не трогаю W.» О. «Но ты этого всегда хотел бы» Г. «Да, это так, но «хотеть», не значит делать, а «делать» - это не «хотеть». (!!)

Отец: «Для того, чтобы ты не хотел, на тебя сегодня на ночь наденут мешок» Благодаря надежде на облегчение своей борьбы говорит храбрее «Ну, завтра, когда я получу мешок, глупости больше не будет», пугается лошадей меньше. 15 марта Г. По дороге в Лайнц отец объясняет Г. об отличии W. у женщин. Весь день весел, к вечеру печален, боится лошадей. 16 марта с матерью в городе большой страх 17 марта остается дома, весел. Следующим утром рассказывает онанистическую фантазию: «Я видел маму совсем голой в сорочке и она показала мне свой W. Я показал моей Грете, что мама делает, и показал ей мой W.» То, что он заставляет делать мать служит для его собственного оправдания: раз мама показывает W., можно и мне - замечание матери в свое время имело на него сильное влияние - разъяснение об отсутствии у женщин W. еще не было им принято. М.б. у него есть свои основания отказывать отцу в доверии

22 марта воскресенье Г. прогуливается с отцом пешком, со страхом отворачивается от экипажей, в зоопарке проявляет страх перед крупными животными. Отец: «…и ты, вероятно, начал бояться, когда однажды увидел у лошадей большой W. (ходил в конюшню в Гм.). Но тебе этого нечего пугаться. У больших животных большой W., у маленьких – маленький» Г. «И у всех людей есть W., и W. вырастет вместе со мной, когда я стану больше; ведь он уже вырос». В следующие дни страх увеличивается Г. боится выйти за ворота Ф. – нельзя еще говорить, что Г. испытывает перед большим W. Представление о нем раньше было окрашено чувством удовольствия, он старался увидеть этот W. Также, при своих наблюдениях Г. всегда занимался сравнениями и остался неудовлетворенным величиной своего собственного W. Об этом дефекте напоминают ему большие животные, которые для него неприятны

Так как весь ход мыслей никак не может стать ясно сознаваемым, то это тягостное ощущение превращается в страх; Т.О., страх Г. построен как на прежнем удовольствии, так и на теперешнем неудовольствии. Когда процесс вытеснения прогрессирует, когда представления, связанные с аффектом все больше отодвигаются в бессознательное, все аффекты превращаются в страх. Ф. заполняет пробел на основании опыта с анализами взрослых. «…Ведь он уже вырос». Вполне типично, что угроза кастрацией в 3 ½ года оказала влияние только через большой промежуток времени – 1 ¼ года, и Г. теперь находится в страхе лишиться дорогой частички своего Я. Разъяснение, которое Г. получил об отсутствии W. у женщин поколебало его доверие к себе и пробудило кастрационный комплекс. Ночью марта Г. влезает к родителям в кровать, «Не боялся, я это скажу завтра», засыпает

«Ночью в комнате был один большой и и другой измятый жираф, и другой поднял крик, потому что я отнял у него измятого. Потом он перестал кричать, а потом я сел на измятого жирафа». Толкование фантазии: большой жираф – это отец (большой пенис – длинная шея), измятый жираф – мать (ее половые органы), результат разъяснения отца. Каждое утро мать берет Г. ненадолго в кровать, отец убеждает ее не делать этого, Г. остается у нее короткое время. Семейная сцена, транспонированная на жизнь жирафов - ночью у Г. появилось сильное стремление к матери, к ее ласкам, ее половому органу, и поэтому он пришел в спальню. Ф. – «Сесть на что-нибудь» у Г. соответствует представлению об обладании. - Это фантазия упрямства с чувством удовлетворения от победы над сопротивлением отца: «Кричи сколько хочешь, а мама все-таки возьмет меня в кровать, и мама принадлежит мне» За этой фантазией скрывается страх, что его не любит мать, потому что его W. несравненно меньше, чем у отца

Г. фантазирует о запретных шалостях – проникнуть в загражденное пространство в зоопарке, разбить стекло, всегда присутствует отец, который вместе с ним подвергается аресту. - Г. чувствует, что нельзя стремиться к обладанию матерью Короткая консультация у Ф. Отец - страх Г. не уменьшился, связь между лошадьми, перед которыми он чувствовал страх, и между вскрытыми нежными влечениями к матери довольно слабая. Г. смущает то, что лошади имеют над глазами и нечто черное у рта. Ф. - Очки, усы у лошадей как у отца? Г. отрицает. Ф. – Г.– он чувствует страх перед отцом, потому что он так любит мать. Он мог бы думать, что отец за это на него зол. Это неправда. Отец его сильно любит и он может без страха во всем ему сознаваться. Стремление получить наказание - толкнул в живот отца, ударил его по руке, а потом стал целовать

Состояние улучшалось ежедневно, - Г. дана была возможность обнаружить свою бессознательную продукцию и расплести свою фобию. 2 апреля первое существенное улучшение. Остается перед воротами целый час. 3 апреля приходит в кровать к отцу. «Когда я больше не буду бояться, я больше не приду». «Значит ты меня любишь и на тебя находит страх, когда ты утром находишься в своей постели?» « А почему ты сказал мне, что я люблю маму и на меня находит страх, потому что я люблю тебя?» Он дает понять, что в нем борется любовь к отцу с враждебностью к нему же из-за соперничества у матери, и он делает отцу упрек за то, что тот до сих пор не обратил его внимания на эту игру сил, которая превращалась в страх. За завтраком отец встает, Г. «Папа, не убегай отсюда!» «Ага, ты боишься, что лошадь убежит отсюда?» Он смеется. Страх перед отцом и страх за отца. Первое происходит от враждебности по отношению к отцу, второе – от конфликта между нежностью, которая здесь реактивно увеличена, и враждебностью

- Не отходит отворот из любви к матери и боится, что отец уйдет из дома вследствие его враждебных желаний занять место отца. Вытесненное желание, в Гм. чтобы отец поехал на вокзал и он остался один с матерью («чтобы лошадь уехала»), превращается в страх перед отъездом лошадей. Враждебные помыслы против отца обнаруживаются только после того, как Г. узнает, что он не сердится на него за то, что он так любит маму. Г. боится, что лошади упадут во время поворота, когда нагруженные возы приходят в движение, боится больших ломовых лошадей, когда воз проезжает мимо очень быстро Ф. - Благодаря анализу стал смелее не только пациент, но и его фобия, которая решается выступать с большей ясностью. 5 апреля Г. приходит в спальню и направляется родителями обратно. «До тех пор, пока ты будешь рано утром приходить в спальню, страх перед лошадьми не исчезнет». Г. упорствует «Я все таки буду приходить, когда у меня страх». Итак, он не хочет, чтобы ему запретили визиты к маме. Г. стремится перейти улицу, нагружать, разгружать тюки, ему хочется лазать по ним. Конкретно не знает чего боится, но считает, что «это будет знать профессор»

После следующей прогулки отец выясняет, что Г. боится лошадей с черным у рта (ремень у ломовых лошадей? - усы), мебельные фургоны и омнибусы В них может упасть лошадь «Когда лошадь в мебельном фургоне опрокинулась, я так сильно испугался! Потом, уже, когда я пошел, я получил свою глупость». «..ты думал, что тебя укусит лошадь, а теперь, что упадет лошадь?» «Я боялся, что лошадь опрокинется и укусит» Ф. - Как окажется впоследствии, связь заключалась в том, что лошадь (отец) укусит его за его желание, чтобы она (отец) опрокинулась. Г. был с мамой, видел как упала большая ломовая лошадь, ощущая желание, чтобы его отец также упал – умер ( непосредственно за этим появился страх). Страх первоначально относился не к лошадям, а вторично был перенесен на них и фиксировался в тех местах комплекса лошадей, которые оказывались подходящими для известного переноса

Г. играет в лошадки, топает, ржет, подбегает, кусает отца (принимает толкования решительно). Г. шаловливо выступает против отца, сам переходит улицу, радиус прогулок Г. увеличивается. 9 апреля – «папа красивый, белый (как белая лошадь), только усы черные» - Отец был у профессора. Он знает когда Г. поднимает шум ногами. Г. - «Не правда ли, когда я сержусь или когда мне нужно делать Lumpf, а хочется лучше играть» (Lumpf – акт дефекации Stumpf –чулок. Раньше, когда его нужно было сажать на горшок, а ему не хотелось прекратить игру, он топал ногами, начинал дрожать и иногда бросался на землю.) Я очень рад, когда я могу писать профессору. Когда я увидел черные панталоны, я тоже сказал «пфуй». Было противно, потому что я подумал, что мне нужно делать Lumpf» Он видел маму как она переодевала черные панталоны. Г. дерзок в разговоре с отцом, речь идет о вещах, которые доставляли ему много удовольствия, а после вытеснения вызывают стыд и отвращение. «Снимание-одевание» панталон связано с комплексом дефекации. Мать часто брала его в клозет, – это вытесненное уже теперь удовольствие видеть мать при акте дефекации

Г. в Гм. играл с детьми в лошадки, Фриц был лошадью, ударил ногу (упал). «Ты часто был лошадью?» «О, да» «И ты там приобрел глупость?» «Потому что они всегда говорили «из-за» лошади» Тот же предмет, который раньше вызывал высокое наслаждение, сегодня делается объектом фобии. Словечко «из-за» (wegen) открыло путь распространению фобии с лошади на воз (wagenn). Дети относятся к словам конкретнее, ассоциации по сходству слов для них значительны «В саду я делал wiwi, а Берта стояла у ворот и смотрела». Г. был внутри в клозете когда она там была. Отец - сон в Гм. относительно фантов. Интерес неизвестно почему теперь направлен на Lumpf и на wiwi. 11 апреля утро Г. приходит в спальню, его выводят вон. «Слушай, я кое о чем подумал. Я сижу в ванне, тут приходит слесарь и отвинчивает ее. Затем берет большой бурав и ударяет меня в живот»

Г. себе придумал: «Мы едем в поезде, идущем в Гм. На станции мы начинаем надевать верхнее платье, но не успеваем этого сделать, и поезд уходит вместе с нами» 11 апреля обед Боится купаться в большой ванне, что мама отнимет руки и он упадет в воду, чего желал, когда мама купала Анну. Вьючная лошадь, которая падает и производит шум ногами, вероятно и есть Lumpf, который падает и производит шум. Страх перед дефекацией, страх перед перегруженным возом, главным образом соответствует страху перед перегруженным животом. 12 апреля – страх при виде воза, выезжающего из противоположных ворот «Не похожи ли эти ворота на popo?» «Смотри из ворот идет Lumfi» 14 апреля тема Анны еще на первом месте Г. «Ты можешь вспомнить, как пришла Анна? Она лежала на кровати у мамы такая милая и славная» Он чувствовал антипатию к новорожденной, отнявшей у него часть родительской любви, антипатия отчасти компенсируется преувеличенной нежностью Г. занимает загадка не только жизни, но и смерти. «Тут лежит человек, который похоронен, или это бывает только на кладбище?»

«Анна ехала с нами в Гм. в таком ящике (упаковка от ванны). Мы достали ящик полный детей и они сидели там в ванне». Это – месть Г. отцу. Если ты в состоянии думать, что я могу поверить в аиста, который в октябре будто бы принес Анну, тогда как я уже летом, когда мы ехали в Гм., заметил у матери большой живот, то я могу требовать, чтобы и ты верил моим вымыслам. Г.было бы приятнее если бы Анна вообще не появилась на свет. «Поэтому ты думаешь, что мама отнимет руки во время купания и А. упадет в воду …» Г. «…и умрет». «И ты остался бы тогда один с мамой. А хороший мальчик этого все-таки не желает». Г. «Но думать ему можно». «А ведь это нехорошо». Г. «Когда об этом он думает, это все-таки хорошо, потому что тогда можно написать об этом профессору» (Ф. – лучшее понимание психоанализа) Когда она вырастет, ты будешь любить ее больше» «О, нет. Ведь я ее люблю». «Аист берет детей из красного ящика…» Мебельный фургон и омнибус похожи на ящик аиста = беременные женщины

«17 апреля Г. отказался идти во двор напротив, т.к. у ворот стоит воз. «Когда там стоит воз, я боюсь, что я стану дразнить лошадей, они упадут и произведут ногами шум». Он будет дразнить – кричать, стегнуть кнутом. Он хотел бы побить маму выбивалкой (она ему грозит ею). Г. испугал экипаж, в котором лошади так горды, что они упадут. «Кто собственно горд?» «Ты, когда я иду к маме в кровать». «Ты, значит, хотел бы чтобы я упал?» «Да, чтобы ты босой ушибся, потекла кровь. По крайней мере я смогу хоть немножко побыть с мамой наедине». Так ушибся Фриц. Ф. желание Г. дразнить лошадь двойное и составилось из темного садистского чувства по отношению к матери и ясного желания мести по отношению к отцу. 22 апреля. Утром Г. «Один уличный мальчишка ехал в вагончике; пришел кондуктор, раздел мальчишку донага и оставил его там до утра, а утром мальчик заплатил кондуктору гульденов, чтобы тот позволил ему ехать в этом вагончике»

(Кататься на дрезине нельзя, придет кондуктор. Второй элемент фантазии – вытеснение желания обнажаться.) Фантазия Г. работает «под знаком способов передвижения» – идет от лошади, которая тащит воз, к железной дороге. Г. воткнул в отверстие для свистка резиновой куклы перочинный ножик. Г. «У меня будет девочка, от аиста, выйдет из яйца». «Дети бывают только у женщин, мам». 24 апреля. Разъяснение. Дети вырастают в самой маме и потом они при сильных болях, с помощью напряжения, как Lumpf, выходят на свет. 25 апреля Г. налетает на отца как баран. У Фрица в Гм. была маленькая овечка для игры. Он вскочила на Г. «Ты немного злишься на папу за то, что его любит мама?» И ты себе вообразил, что ты папа?» «Если бы папа упал…, его боднула овечка. «Ты можешь вспомнить о похоронах в Гм.?» «Ты думал тогда, если бы умер папа, ты был бы на его месте?» «Да»

Страх перед нагруженными возами; «мама, когда получила Анну была нагружена» «Мама опять будет нагружена, когда она опять получит ребенка.» Когда она не захочет, то и бог не захочет, больше у нее не вырастет детей.» Г. бы этого хотел. Отец - «Ты хотел бы быть папой и женатым на маме, хотел бы быть таким большим как я, иметь такие же усы и ты хотел бы, чтобы у мамы был ребенок».. играет с куклами, берет их в кровать. Фантазирует «о своих детях», подолгу разговаривает с ними. «Мне так хочется иметь детей, но я этого не хочу, мне не хотелось бы их иметь». Это противоречие то же, что между фантазией и действительностью, «желать» и «иметь». в действительности он ребенок и другие дети мешали бы ему, а в фантазии он – мать и хочет иметь детей, чтобы повторить на них пережитые им ласки

Ребенок Лоди – Saffalodi – колбаса Lumpf – горшок «Лошади падали в омнибусе», и когда черная лошадь падала, то это было так.. - Г. «Как когда имеют детей» «А что ты себе думал, когда она начала топать ногами?» «Ну, когда я не хочу сесть на горшочек, а лучше хочу играть, я так топаю ногами» Г. играет в багажные ящики, нагружает их и разгружает Во дворе таможни интересует погрузка – разгрузка возов. Пугался, когда нагруженный воз должен был отъехать. Двери таможни – дыры. Теперь он говорит anus. Страх почти совершенно прошел. Г. старается только оставаться вблизи дома

Его болезнь, началась с того, что он плача вернулся с прогулки, и когда его второй раз заставили идти гулять он дошел только до станции «Таможня», с которой виден еще их дом. Во время родов жены он, конечно, был удален от нее, и теперешний страх, мешающий ему удалиться от дома, соответствует тогдашней тоске по матери. 30 апреля. Как твои дети? Ведь ты знаешь, что у мальчика не бывает детей» «Прежде я был мамой, а теперь я папа» «Их мать мама, а ты дедушка» «Значит, ты хотел бы быть взрослым, как я, женатым на маме, и чтобы у нее были дети?» «Да, а та из Лайнца (мать отца) будет бабушкой». Маленький Эдип желает отцу вместо того, чтобы устранить его, того же счастья, какое он требует и для себя –он производит отца в дедушки и женит на его собственной матери

1 мая Г. фантазии об удовольствии, связанном с экскрементальными функциями. Гуляя ведет себя так, что его болезнь можно считать излеченной. 2 мая утро Фантазия «Пришел водопроводчик и сначала клещами отнял у меня мой зад и дал мне другой, а потом и другой W.» Отец «Он дал тебе больший W. и больший зад» «Да» «Как у папы, потому что ты очень хотел бы быть папой» «Да, иметь такие же усы, волосы». Обе фантазии о ванне идентичны. Большая ванна –зад, бурав, отвертка -W. Страх Г. перед большой ванной – «ему неприятно, что его зад слишком мал для большой ванны» С последней фантазией Г. был побежден страх, исходящий из кастрационного комплекса, появилась надежда на лучшее. Неразрешенный остаток – что делает с ребенком отец, раз мать производит его на свет. Ф. - всякое знание есть только частица и что на каждой ступени знания всегда остается неразрешенный остаток

Наблюдение над развитием и изменением фобии у 5-летнего мальчика Ф. исследует с трех точек зрения: 1 – насколько оно подтверждает положения 1905 г. «Три очерка по теории сексуальности» 2- что дает это наблюдение к пониманию этой столь частой формы болезни; 3 – что можно извлечь из него для выяснения душевной жизни ребенка и для критики наших обычных программ воспитания. Два возражения при оценке анализа Г. 1 – ненормальный ребенок, предрасположенный к неврозу? 2 – анализ ребенка отцом под влиянием теоретических взглядов Ф., психическая продукция Г. идет в желательном для отца направлении – это все «внушение»

Недостоверность показаний у детей основана на преобладании фантазии. У Г. несоответствие между тем, что он говорит и тем, что он думает. Т.К. у него обилие бессознательного материала, трудности им овладеть, внутренние задержки, происходящие от его отношений к родителям. (в анализах взрослых). Г. приходилось говорить то, что он сам не умел сказать; внушать ему мысли, которые у него еще не успели появиться; направлять его внимание в сторону желательную для отца. Это ослабляет доказательную силу анализа, но так поступают при всех психоанализах. Это терапевтический прием, когда врач дает пациенту ожидаемые сознательные представления, с помощью которых он был бы в состоянии познать бессознательное. Если врачебное вмешательство связывает и устраняет патогенный материал, то этот факт можно считать достаточно убедительным. Г. самостоятельно применял свои сексуальные теории к своему материалу, что оправдывает обвинение во «внушаемости». (разрешение беременности через экскрементальный комплекс)

Первая черта сексуальной жизни Г. живой интерес к свoему W. Он открывает отличие живого от неживого на основании присутствия или отсутствия этого органа. Признание отсутствия этого органа у живого существа - потрясение основ его «миросозерцания» - все равно, что этот орган отняли бы и у него. Поэтому угроза потери W. самым поспешным образом подвергается вытеснению и обнаружит свое действие впоследствии. В этом комплексе принимает участие мать – прикосновение ощущение удовольствия. аутоэротическая деятельность Удовольствие, испытываемое на собственном половом органе, переходит в удовольствие при разглядывании в его активной и пассивной форме; то, что А. Адлер назвал скрещением влечения

Г. ищет случая видеть W. у других лиц; у него развивается сексуальное любопытство, и ему нравится показывать свои половые органы. (сон о фантах – его желание оставалось невытесненным) Ак тивные формы сексуального удовольствия от рассматривания вскоре связываются у него с определенным мотивом. Когда Г. повторно высказывает отцу и матери сожаление, что он никогда не видел их половых органов, то причиной этого является, вероятно, его желание сравнивать. Я всегда остается масштабом, которым оценивается мир Большие животные имеют большой половой орган, подобное же соотношение и для своих родителей. Возникает впечатление, что желание ребенка быть большим он проецирует только на половые органы. Итак, в сексуальной конституции Г. уже с самого начала зона половых органов оказывается более других эрогенных зон окрашенной чувством удовольствия. («фантазия о счастье», с которой кончилась его болезнь – водит детей в туалет.. все эти процедуры были для него источником наслаждения)

Ааутоэротическая задержка экскрементов до тех пор, пока выделение их не доставит наслаждение. («делание шума ногами», перед которым он позже) не выражены, как у других детей. При фобии вытеснение - стыдится мочиться при посторонних, старается избавится от онанизма, чувствует отвращение перед Lumpf, wiwi и всем что это напоминает. Сексуальная конституция Г. не содержит в себе предрасположения к развитию перверзий и их негатива (здесь мы можем ограничиться истерией). Прирожденная конституция истериков отличается тем, что зона половых органов отступает на второй план перед другими эрогенными зонами За искл. лиц, ставших в последствии гомосексуалистами - инфантильное преобладание зоны половых органов

Гомосексуалисты вследствие эрогенного значения собственных половых органов лишены возможности принять сексуальный объект без половых органов, подобных своим. На пути развития от аутоэротизма до любви к объектам они застряли на участке, находящемся ближе к аутоэротизму. Г. гомосексуален, как все дети, соответственно тому, что он знает только один вид половых органов такой как у него. (Фриц «своя милейшая девочка»). Дальнейшее развитие – полигамически проявляющаяся мужественность. Когда других объектов в любви нет, его склонность возвращается к матери, чтобы здесь потерпеть крушение в форме невроза. Сексуальная цель «спать у них» удовольствие при прикосновении к коже

Г. самым ярким образом подтверждает, Ф. «Толкование сновидений», «Три очерка по теории сексуальности» он – маленький Эдип. Исходящий из желания смерти отца и следовательно, нормально мотивированный страх перед ним образовал самое большое препятствие для анализа, пока оно не было устранено Ф. (ударяет отца и тут же целует. В душе детей такие пары могут довольно долго мирно рядом сосуществовать). Наибольшее значение для психосексуального развития Г.имело рождение сестры. – 3½ года Поведение Г.«Толковании сновидений». Раньше всего появляется враждебность, а затем уже может последовать и нежность. В неврозе эта подавленная враждебность замещается особым страхом перед ванной. В анализе он откровенно обнаруживает свое желание смерти сестре. Бессознательно он к отцу и сестре относился одинаково - они мешали ему быть с мамой одному

Г. заболевает страхом на улице и в начале тревожного состояния выдает отцу мотив, его заболевания – остаться у матери, ласкаться к ней. Либидо превратившееся в страх избирает своим объектом лошадь «лошадь войдет в комнату.» Для фобий как у Г. Ф. считает целесообразным название истерии страха Полное соответствие между психическим механизмом этих фобий и истерией, за искл.: либидо, освобожденное из патогенного материала путем вытеснения не переходит из сферы психики на телесную иннервацию, а остается свободным в виде страха. Психическая работа не может ни превратить страх обратно в либидо, ни связать его с теми комплексами, из которых это либидо происходит. Психические надстройки в форме осторожности, задержки, запрещения направлены на предупреждение всякого повода к развитию страха. Эти психические прикрытия проявляются наружу в форме фобии и кажутся нам сущностью болезни

Вспышка припадка страха была не столь внезапна (за несколько дней кошмар – «нет мамы, чтобы ласкаться к ней»). Это сновидение наказания и вытеснения, Мальчику снилось, что его ласкает мать, он спит у нее: все наслаждение претворилось в страх и все содержание представления стало прямо противоположным. Вытеснение одержало победу над механизмом сновидения. Тоскливо- тревожные настроения летом, мать брала его в постель – у Г. повышенное сексуальное возбуждение, мастурбационное удовлетворение Первое содержание страха – его укусит лошадь. Вмешательство терапии: страх – результат мастурбации, родители стараются отучить от нее. Ф. – подчеркивает нежность Г. к матери. Маленькое улучшение. Вытесненное желание Г. – он хочет видеть W. матери. Разъяснение отца, фантазия Г. о матери прикасающаяся к его W. – под впечатлением угрозы матери кастрацией. Тема интереса к W. извлечена из его патогенно действующего материала

После частичной победы над его кастрационным комплексом Г. в состоянии сообщить свои желания по отношению к матери – фантазия о двух жирафах, соучастие отца в преступных поступках – символические фантазии о коитусе. «Лошадь (отец) придет в комнату» Ф. - важная предпосылка в его бессознательных побуждениях – страх перед отцом, вследствие ревнивых и враждебных желаний по отношению к нему. Устранено сопротивление по отношению к обнаружению бессознательных мыслей. Г. самостоятельно принял участие в ходе анализа, обнаруживая подробности своей фобии. Г. испытывает страх, что лошади упадут, и содержанием его фобии он делает все то, что может облегчить лошади это падение. Детали фобии помогают вынести впечатление о вторично появившемся соотношении между страхом и его объектами. Материал, для вторичных образований – впечатления, связанные с расположением жилья напротив таможни

Г. видит как лошадь упала, задергала ногами. Отец - Г. думал, чтобы отец также упал и умер. Г. принимает его, изображая в игре, что он кусает отца. Он идентифицирует отца с лошадью и держится с ним свободно, дерзко. Итак, за высказанным страхом, что лошадь укусит его, открывается более глубоко лежащий страх, что лошади упадут; и обе лошади – кусающая и падающая отец, который его накажет за его дурные желания. Матери в этом анализе мы пока не касались. Переживание в Гм., впечатление от которого скрывается за падающей лошадью падение Фрица, кровь из раненной ноги. Превращение либидо в страх проецируется на главный объект фобии – лошадь. Лошади – интересные большие животные, игра в лошадки – самая любимая игра с детьми и отцом. Т.О. при несчастном случае в Гм. Фриц мог быть замещен отцом – волна вытеснения – страх перед лошадьми, с которыми до этого у него было связано столько удовольствий. « Комплекс Lumpfa» – отвращение к предметам, которые напоминают действие кишечника

Удовольствие, испытываемое при наблюдении за известными операциями у любимого лица, соответствует также «скрещению влечения». Аналогия между тяжело нагруженным возом и обремененным каловыми массами животом; между тем, как выезжает из ворот воз и тем как выделяется кал из живота и т.п. Слесарь отвинтил ванну в которой находился Г. и большим буравом толкнул его в живот – искаженная страхом переработка фантазии оплодотворения «Твоим большим пенисом ты меня «пробуравил» привел к появлению на свет и всадил меня в чрево матери». Анна сама Lumpf, все дети рождаются наподобие дефекации Все виды возов – аистиные ящики – символическое замещение беременности. Падение лошади – разрешение от беременности. Т.О. падающая лошадь означала не только умирающего отца, но также и рожающую мать

То, что Г. в бессознательном и в противоположность своим официальным заявлениям знал, откуда пришло дитя и где оно раньше находилось подтверждается анализом. Фантазия, что Анна уже до ее рождения была с ними в Гм. И что она тогда была способна к большему, чем через год после ее рождения – месть отцу за заблуждение сказкой об аисте. Фантазия как Г. дразнит и бьет лошадей связана с двух сторон: с одной – она опирается на дерзости, которые он только что говорил отцу, а с другой стороны – она вновь обнаруживает неясные садистские желания по отношению к матери, которые вначале, проявлялись в фантазиях о преступных поступках. Г. и сознательно признает весьма приятным бить маму. Неясная фантазия об опоздании поезда кажется предшественницей последующего помещения отца у бабушки в Лайнце (путешествие в Лайнц). Фантазия, в которой мальчик дает кондуктору гульд., чтобы тот позволил ему ехать на дрезине почти как план откупить мать у отца, сила которого отчасти в его богатстве. Г. признается в желании устранить отца и соглашается с обоснованием этого желания

Одни и те же побуждения во время анализа всплывают по нескольку раз – это прогрессирующее развитие от скромного намека до сознательной ясности, свободной от всяких искажений Симптоматический поступок – опрокидывает лошадь с которой играл, в тот момент, когда отец говорит об этом желании смерти. На словах он подтверждает, что тяжело нагруженные возы представляют для него беременность матери, а падение лошади – процесс родов. Дети Lumpfы подтверждает имя для любимого ребенка Lodi (колбасный ребенок). Фантазия быть женатым на матери иметь с ней много детей имеет целью коррекцию всего того, что было неприемлемо; вместо того, чтобы умертвить отца, он делает его безвредным женитьбой на бабушке. С этой фантазией вполне справедливо заканчиваются болезнь и анализ

Структура и развитие невроза – (синтез фобии маленького Г.) – конституция, направляющие сексуальные желания, переживания до рождения сестры. - Появление на свет сестры принесло 1 - лишение: временная разлука с мамой, а позже длительное уменьшение ее заботливости и внимания, которые он должен был делить с сестрой. 2 – то, что мать проделывала на его глазах с сестричкой пробудило в нем вновь его переживания, связанные с чувством наслаждения, когда он был грудным младенцем. Оба эти влияния усилили в нем его эротические потребности, вследствие чего он начал чувствовать необходимость удовлетворения. Ущерб, который ему принесла сестра, он компенсировал фантазией, что у него самого есть дети. В Гм. он мог играть с этими детьми - Его Нежность находила отвлечение. В Вене - одинокий, направил все свои требования на мать, претерпел лишение – его удалили из спальни родителей (4 лет)

Повышенная эротическая возбудимость обнаружилась в фантазиях о летних товарищах, чтобы разделить одиночество, и в аутоэротических удовлетворениях. 3 – рождение сестры дало толчок для мыслительной работы, которая впутывала его в конфликты чувств. Загадка – откуда появляются дети пробуждает духовные силы ребенка. Большой живот матери – стоны – похудела = Анна находилась в животе у матери, а потом вылезла из него как Lumpf. Этот процесс в его представлении был связан с удовольствием, так как он опирался на прежние собственные ощущения при дефекации, поэтому мог желать иметь детей, чтобы с удовольствием рожать (наряду с удовольствием от компенсации), а потом ухаживать за ними В этом ничего не было, что могло его привести к сомнению или конфликту Отец стоял поперек дороги к маме: Г. не мог спать с ней, кричал, когда она его брала в постель. В его отсутствии – хорошо

Враждебность подкрепила неправда про аиста, отец скрыл знание к которому Г. стремился. - Неразрешимый душевный конфликт – любовь к отцу и ненависть, которая поддерживалась любовью к матери W. – большой – насилие над мамой, разбивание, открывание, внедрение в закрытое пространство – импульсы, которые Г. чувствовал и в себе, ощущения в пенисе, у него не было знаний для разрешения загадки, уверенность, что у мамы такой же W. Загадка затерялось в бессознательном, остались два импульса – враждебный против отца (ненависть и любовь) и садистско-любовный по отношению к матери (беспомощность из инфантильности сексуальных теорий) Невроз опирается на случайное переживание, сохраняет следы его, возводя лошадь в объект страха. Лошадь- предмет любви, - падение Фрица, - отца,- комплекс роды беременной матери С этого времени был открыт путь к возвращению вытесненного. По этому пути патогенный материал был переработан (транспонирован) в комплекс лошади и все сопутствующие аффекты оказались превращенными в страх

Содержание фобии подверглось искажению, замещению прежде, чем оно достигло сознания. 1 –«лошадь укусит меня» имеет отношение к враждебным желаниям к отцу (похотливый комплекс к матери), предостережение против онанизма. Как только враждебно-ревнивые чувства к отцу и садистские, влечения к матери в период лишения и повышенного сексуального возбуждения, собирались проявиться наружу, вспыхнула борьба «фобия». В период ее развития часть вытесненных представлений, перенесенных на другой комплекс проникает в сознание, но это жалкий успех. Победа остается за вытеснением, которое в этом случае захватывает и другие компоненты

Цель и содержание фобии это далеко идущее ограничение свободы движения, и т.о., мощная реакция против неясных двигательных импульсов, которые особенно склонны быть направлены на мать. Лошадь – образец удовольствия от движения («Я молодая лошадь»), которое заключает в себе импульс коитуса – это удовольствие, невроз ограничивает, лошадь - символ ужаса. Любящий цепляется в следствие своей фобии за любимый объект, но он, конечно заботится и о том, чтобы не оказаться в опасности. В этих обоих влияниях обнаруживается настоящая природа невротического заболевания. У Г. наследственное отягощение. Мать в девичий период болела неврозом. Г. не наследственно обреченный невротик. Физически хорошо развитый, веселый, может вызвать радость не только у отца. Раннее половое развитие чаще встречается у одаренных детей. Фобии часты и у детей и при максимально строгом воспитании. Так как Г. воспитывали бережно, без строгостей, с малым принуждением, то его страх проявился более открыто

У этого страха не было мотивов нечистой совести и страха перед наказанием, которые оказывают влияние на уменьшение его. В деле воспитания мы культивируем послушного ребенка и мало обращаем внимание полезен ли для него такой ход развития. Продуцирование фобии Гансом было для него целительным, потому что: 1 – оно направило внимание родителей на неизбежные трудности, которые приносит преодоление прирожденных компонентов влечения. 2 – потому что его болезнь повлекла за собой помощь со стороны отца. У Г. преимущество в том, что он не носит в себе ядра вытесненных комплексов, которое имеет значение для будущей жизни. Некоторые думают, что можно усилить дурные побуждения если сделать их сознательными. Наоборот, единственное последствия анализа Г. выздоравливает, непринужденнее относится к отцу

Благодаря анализу успешность в вытеснении не уменьшается, влечения, которые были в свое время подавлены остаются подавленными. Успех в том, что анализ замещает автоматический и экспрессивный процесс вытеснения планомерной и целесообразной переработкой при помощи высших духовных инстанций. Он замещает вытеснение осуждением. Анализ – доказательство, что сознание носит биологическую функцию, его участие приносит значительную выгоду. Для воспитания следует принять во внимание все разъяснения, полученные от психоанализа, по поводу происхождения патогенных комплексов и ядра всякой нервозности и воспитатель найдет уже в этом неоценимые указания как держать себя по отношению к ребенку Неврозы других каждый раз можно свести к таким же инфантильным комплексам, которые открывались за фобией Г