Питер Брук– английский сценарист, режиссер опер, театра и кино. Считается одним из самых значительных режиссеров современности. Получил широкую известность благодаря новаторским постановкам классических пьес (особенно Шекспира) и театральным экспериментам.
После окончания университета Брук стал режиссером Бирмингемского репертуарного театра. Истинной сенсацией в театральном мире стал его спектакль «Ромео и Джульетта», поставленный в 1947 году, где Брук в первый раз воплотил свою идею «пустого пространства», за полчаса до премьеры выкинув почти все декорации со сцены, что вызвало оживленные споры и неподдельный интерес к его персоне со стороны театральной критики.
Молодой Брук мечтал работать в опере, так как « это был большой театр ». В годах на сцене Ковент-Гарден он выпускает « Бориса Годунова » Мусоргского, « Богему » Пуччини, « Свадьбу Фигаро » Моцарта. Однажды на утреннем показе балета Питер увидел очень красивую девушку лет шестнадцати, которая разговаривала с его приятелем. Ее звали Наташа Парри. Это была мистика в двенадцать лет Брук прочитал « Войну и мир » Толстого, после чего решил, что женится на девушке с именем Наташа, а для Англии это редкое имя. Брак оказался счастливым. Их дочь Ирина (1962) станет актрисой, а сын Симон (1966) кинорежиссером.
В 1963 Брук начал эксперименты по реализации положений «театра жестокости» А.Арто, результатом чего стал именитый спектакль по пьесе П.Вайса Марат / Сад, а ещё постановка шекспировской Бури. В 1970 Брук создал в Париже Международный середина театральных исследований. Здесь им были созданы такие спектакли, как сокращенная до 80 минут и лишенная хоров камерная версия оперы Кармен и чеховский Вишневый садик.
В дальнейшем работал с разными труппами, охватывая Королевский шекспировский театр (Стратфорд-он-Эйвон), Королевскую оперу «Ковент-Гарден» и коммерческие театры лондонского Уэст-Энда. Из его постановок особую известность получили спектакли Король Лир и Сон в летнюю темное время суток. В Короле Лире Брук под влиянием экзистенциалистских идей польского критика Я.Котта создал картину опустошенной, бесчеловечной вселенной, использовав в оформлении грязно-серые холсты и панели ржавого медного цвета. Сон в летнюю темное время суток, напротив, представлял собой феерию с прыжками и кульбитами актеров в ярких костюмах, с использованием лестниц и трапеций.
В течение многих лет Брук был последователем русского мистика Георгия Гурджиева (1866–1949), чье воздействие не возбраняется почуять во многих спектаклях Центра, в частности в Собрании птиц, по персидской поэме 12 в. В 1984 в репертуаре Центра появился поставленный Бруком 11-часовой спектакль по древнеиндийскому эпосу Махабхарата.
В 2000 году режиссер ставит трагедию «Гамлет», которую актеры разыгрывают на ковре, где есть всего несколько подушек. Очень простое освещение. Играть такой спектакль можно в любом месте. Роли Гамлета, Полония и Клавдия исполнили чернокожие актеры.
Питер Брук часто проводил эксперименты, читал лекции. Он постоянно размышлял о законах и природе театра, находился в постоянных поисках «живого театра», что отразились в его книгах: «Блуждающая точка», «Пустое пространство», «Секретов нет. Мысли об актерском искусстве и театре». В 1998 году вышла книга воспоминаний «Нити времени».
«Для меня искусство это жизнь, только более сконцентрированная (хотя сейчас многое в мировом театре устарело), говорит Питер Брук. Миссия театра показать что-то новое, необычное, обнадеживающее в каждой человеческой ситуации, каждом существе. Театр дает возможность спросить себя, в чем смысл и суть происходящего. На сцене, на экране. В жизни».
Спасибо за внимание!