Организационные модели деятельности ПМПК в современных условиях Екжанова Елена Анатольевна – доктор педагогических наук, профессор, директор ГБОУ Центр.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Междисциплинарный подход к организации коррекционно- педагогической поддержки детей с ранним детским аутизмом Екжанова Елена Анатольевна – доктор педагогических.
Advertisements

Модель взаимодействия центра психолого- педагогической реабилитации и коррекции с дошкольными учреждениями Екжанова Елена Анатольевна Д.п.н., профессор,
Двухкомпонентная модель социально-образовательной интеграции в ЮЗАО Екжанова Елена Анатольевна – д.п.н., профессор, директор ГБОУ центр психолого-педагогической.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Особенности работы учителя начальных классов с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ « НАДЕЖДА »
Коррекционно- педагогическая работа Система коррекционной помощи детям.
Семинар Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Анискова С.П., зам.директора по УВР МОУ 78.
Новое в образовании особого ребенка Шуранова Мария Геннадьевна начальник отдела специального образования.
Характеристика нарушений развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению.
Муниципальное учреждение отдел образования администрации городского округа «Город Волжск» Муниципальное образовательное учреждение Центр психолого-медико-социального.
Организация системы ПМП- сопровождения дошкольников с ОВЗ специалистами Центральной ПМПК 2012 год.
Пенза, 2014 Порядок организации и осуществления деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» г. Нижняя Салда.
Организация работы специалистов ДОУ по сопровождению детей с ОВЗ ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для.
Е.В. Шереметьева, к.п.н., доцент. 1. Каждый имеет право на образование 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные.
Комплексный прием специалистов в системе оказания помощи ребенку раннего возраста с множественными тяжелыми нарушениями развития Педагог-психолог, заместитель.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи – Областной центр диагностики.
1 « ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Транксрипт:

Организационные модели деятельности ПМПК в современных условиях Екжанова Елена Анатольевна – доктор педагогических наук, профессор, директор ГБОУ Центр психолого – педагогической реабилитации и коррекции «Ясенево» (Москва)

Указ Президента РФ В.В.Путина «О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы» «в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество». Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761

Концепция модернизации российского образования предполагает, что «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны быть обеспечены медико – социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний – в специальных школах и школах– интернатах». Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. 28–51–513/16

Этико-методологические основы помощи детям в условиях ПМПК Базовый принцип – социальный детерминизм Принципы организации помощи: -своевременность; -системность; -комплексность; -интенсивность; -адресность; -пролонгированность.

Виды комиссий Центральные Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации. Территориальные Создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Структура детского контингента, в том числе и нуждающегося в поддержке 10% Дети с ОВЗ, не имеющие официального статуса инвалидов 35% Дети «группы риска» 50% Дети с нормативным развитием 5% Дети с инв.

Динамика уровня готовности детей 6–7 лет к систематическому школьному обучению по результатам скрининга Е.А. Екжановой (район Ясенево, 2001/ /13 учебные годы) Учебный год Всего детей Высокая возрастная норма Стабильная середина Группа риска Группа экстра ­риска Проблемные дети (группы риска и экстра-риска) %30%40%2%42% %42%35%4%39% %44%41%6%47% %44%33%6%39% %40%39%6%45% %42%30%6%36% %40%34%9%43% %37%38%9%47% %38%39%8%47% %40%37%8%45% %46%31%6%37% %45%30%8%38% %42%32%6%38%

Схема скрининга детей 6,5 – 7,5 лет района Ясенево в учебном году Осень 2012 г Весна 2013 г 23 школы 33 ДОУ23 школы 34 ДОУ 46 классов 47 групп 46 классов 48 групп 997 человек 837 человек 958 человек 857 человек 518 м 479 д 426 м 411 д 484 м 474 д 419 д 438 м 1834 человека 1815 человек

Анализ гендерных различий психофизиологической готовности к школьному обучению школьников района Ясенево осень г.

Диаграмма выраженности проблемных областей у первоклассников района Ясенево (осень 2012–2013 учебного года)

Количественные показатели причин социальной дезадаптации детей в 2012/2013 учебном году (% от общего числа обследованных детей) Причина дезадаптации Всего детей Из них Школь- ники Дошколь - ники парциальная недостаточность регуляторных функций расстройства эмоционально – волевой сферы социально – педагогическая запущенность парциальная недостаточность когнитивных функций 1284 психоорганический синдром с истощаемостью и инертностью психических процессов 1073 трудности адаптации, связанные с особенностями характера ребенка 981 снижение работоспособности вследствие соматической ослабленности ребенка 743 недоразвитие познавательной деятельности 211

Изменения контингента С(К)ОУ VIII вида Количественные - увеличение в классах детей с более тяжелыми формами умственной недостаточности (дети с более легкой степенью умственного недоразвития обучаются в классах КРО общеобразовательных школ). Качественные - снижение однородности клинических проявлений, связанное с увеличением распространенности олигофрений, обусловленных последствиями эндогенных процессов, дегенеративных заболеваний нервной системы, токсических, посттравматических энцефалопатий и др.

Распределение детей по заключениям ПМПК

Клинико-физиологическая классификация УО с использованием типологии Д.Н.Исаева (1982 г.) Формы Варианты Стеническая форма Уравновешенный Неуравновешенный Астеническая форма Основной Дислалический Диспрактический Дисмнестический Брадипсихический Дисфорическая форма Основной Атоническая форма Акатизический Мориоподобный Аспонтанно-апатический Аутистическое расстройство Типичный вариант – Ранний детский аутизм Атипичный вариант – Детская шизофрения

Тип контакта Устойчивый контакт Устойчивый контакт - у ребенка наблюдается тяга к общению, живость и адекватность проявления эмоций, добродушие и ласковость, активность на занятиях и в играх, участие в работе класса и внеклассной жизни, приветливость в отношениях с учителями и с другими детьми, (характерен для астенической и стенической форм олигофрении) Неустойчивый контакт Неустойчивый контакт - периодическое либо постоянное выпадение ребенка из сферы нормального общения, описанной выше, вследствие колебаний аффективной напряженности и резких изменений ее интенсивности. Напряженность проявляется в состояниях капризности, плаксивости, недовольства всем окружающим, частыми жалобами, раздражительности порой доходящей до злобности, легкой возбудимости и агрессии. У некоторых встречаются состояния напряженных, нелепых, немотивированных эйфорий, дети при этом становятся назойливыми и «прилипчивыми». Характерно также наличие бурных эмоциональных разрядов, «аффективных взрывов», при этом возбуждение может доходить до агрессивных действий, направленных против окружения и самого себя (характерен для дисфорической формы олигофрении).

Тип контакта Невозможность установления контакта Невозможность установления контакта - отличается от вышеописанных типов контакта пассивной (при атонической форме олигофрении) либо активной (при аутистических расстройствах) отгороженностью ребенка от окружающей обстановки. Характерно безразличие к внешним стимулам, отсутствие прямого глазного контакта, скольжение «отсутствующим взглядом» по происходящему вокруг, отсутствие инициативы, бездеятельность либо «застревание» на стереотипной возне с каким-нибудь предметом, малая выраженность либо полное отсутствие взаимодействий с окружающими. Часто такие дети не дают ответа на обращенный к ним вопрос, обращение по имени, только повторные, настойчивые и более громкие оклики, а иногда и прикосновения заставляют детей как-то отреагировать. Имеют место поступки, производящие впечатление своеобразных и нелепых, встречается гримасничанье, неестественные позы, нелепые вопросы, нецеленаправленное, однообразное, суетливое и беспокойное поведение. В классе подобный ребенок держится в стороне от остальных, почти не участвует в уроке, играет один в свои однообразные игры либо может недолго наблюдать со стороны за другими детьми.

Диагностический алгоритм при невозможности установления контакта Невозможность установления контакта пассивная отгороженность ребёнка поведенческие стереотипы простые Атоническая олигофрения активная отгороженность ребёнка поведенческие стереотипы сложные Аутистическое расстройство РДА Шизофрения

Распределение детей по клинико-физиологическим формам Обследованы все ученики начальной школы (73 ребенка) Шизофрения 5%

Аутистическое расстройство Аутистическое расстройство Аутистическое расстройство, к которому относятся ранний детский аутизм и шизофрения, отличаются невозможностью установления контакта с ребенком, характеризующейся активной отгороженностью от окружающей действительности и наличием сложных поведенческих стереотипов. Под активной отгороженностью подразумевается отсутствие интереса не просто к обстановке вокруг, а именно к процессу общения с людьми, связанное с погруженностью в свой внутренний мир. При этом попытки вступить в контакт с таким ребенком и привлечь его внимание вызывают активное сопротивление и протест с его стороны, вплоть до вспышек агрессии. В отличие от атонической формы олигофрении такие дети не страдают грубыми расстройствами внимания и более способны к сосредоточению и волевому усилию. Особенно это проявляется в их сложной стереотипной деятельности, часто напоминающей специфические «ритуалы», которые у каждого такого ребенка свои, особенные и оригинальные, усложняющиеся с годами. *** Для сравнения *** Для сравнения - пассивная отгороженность, характерная для атонической формы олигофрении, связана с грубо расстроенным вниманием и невозможностью сосредоточиться, при этом настойчивые попытки педагогов привлечь внимание ребенка часто увенчиваются успехом, и не вызывают какого- либо сопротивления с его стороны.

Рекомендации для учителя Обучение ребенка с РДА необходимо начинать с нескольких индивидуальных занятий, во время которых устанавливается и формируется контакт с педагогом. Учителю необходимо стараться обрести статус «проводника и опоры» ребенка в незнакомых ему прежде условиях обучения с другими детьми. Прежде всего, важно выяснить на каком расстоянии от ребенка можно находиться, каким голосом и в какой манере с ним разговаривать, какие слова и обороты целесообразно употреблять, каким способом стимуляции поддерживать необходимый уровень деятельности и т. д., чтобы не провоцировать отрицательных эмоциональных реакций. Для этого важно определить основные предпочтения и интересы подобных детей и формы собственной аутостимуляции, поговорив с родителями и его ближайшим окружением. Можно использовать домашние игрушки и хорошо знакомые предметы в качестве дидактических пособий и материалов для учебы. Так как такие дети склонны к монотонным, стереотипным занятиям, можно предложить им во время урока сосредотачиваться на каком – либо отдельном задании. Важно научиться отслеживать их негативные эмоциональные проявления и не создавать поводы для их возникновения. Нужно создавать условия, чтобы дети контактировали с другими ребятами и периодически ненавязчиво подталкивать их к этому общению. Необходимо следить за эмоциональной атмосферой вокруг такого ребенка в классе, созидая бесконфликтную среду, сделать попытку «подружить» его с самым спокойным, эмоциональным и отзывчивым ребенком в классе, для этого нередко хорошо подходят дети с синдромом Дауна.

Технология работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья Раннее выявление детей с последствиями ПЭП и генетической патологией; Комплексное психолого – медико – педагогическое сопровождение семей; Онтогенетическая концепция и муниципальная модель социально – образовательной интеграции; Система межведомственного взаимодействия в отстаивании прав и интересов ребенка; Социальная протекция семьи. Культурно – досуговая и спортивно – оздоровительная реабилитация ребенка в социуме.

Перспективы совершенствования психолого- педагогической поддержки детей в условиях С(К)ОУ Создание дошкольных отделений. Совершенствование деятельности школьного консилиума и междисциплинарного взаимодействия его членов. Работа в социуме – сеть взаимодействия. Привлечение приходящего детского контингента. Совершенствование методического обеспечения. Планирование и выполнение опытно- экспериментальной деятельности специалистов. Протекция постинтернатной адаптации, в том числе и создание социальных кондоминиумов.

Типы нарушения психического развития ребенка (по В.В.Лебединскому) Психическое недоразвитие Замедленное психическое развитие Поврежденное психическое развитие Дефицитарное психическое развитие Искаженное психическое развитие Дисгармоническое психическое развитие

Психическое недоразвитие Тотальность недоразвития психических функций Иерархичность недоразвития психических функций Низкая обучаемость ребенка ШКОЛА VIII ВИДА

Замедленное психическое развитие Вследствие психофизического инфантилизма Вследствие педагогической запущенности Вследствие соматической ослабленности Вследствие органического поражения мозга Эмоционально-волевая незрелость Парциальная недостаточность регуляторных функций Парциальная недостаточность когнитивных функций Классы компенсирующего обучения

Поврежденное психическое развитие Выраженная утомляемость, истощаемость психических функций. Инертность, трудности переключения. Классы ККО Школы VIII вида

Дефицитарное психическое развитие Нарушения сенсорных систем Зрения Слуха слабовидящие 0,05 – 0,2 частично видящие 0,005 – 0,04 тотально слепые тугоухие глухие Специализированные образовательные учреждения

Дефицитарное психическое развитие Дети с детскими церебральными параличами Дети с последствиями полиомиелита Дети с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.) Дети с врожденными или приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата Нарушения функций моторно- двигательного аппарата Общеобразовательные учреждения Специализированные образовательные учреждения

Искаженное психическое развитие Полная отрешенность от происходящего; Активное отвержение, протестность; Захваченность аутистическими интересами; Чрезвычайная трудность организации общения, взаимодействия. Общеобразовательные учреждения (индивидуально) Школы VIII вида (индивидуально)

Дисгармоническое психическое развитие Конституциональные психопатии; Патологическое формирование личности; Психопатизация при различных патологических состояниях. Общеобразовательные и специализированные образовательные учреждения (чаще индивидуально)

Методическое обеспечение деятельности специалистов

Учебно-методические пособия Авторы – сотрудники ЦППРиК Ясенево

Рекомендуемая литература Вильшанская А.Д. Школьный психолого-медико- педагогический консилиум. –Волгоград: Учитель, Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения: пособие для вузов.- М.: Дрофа, Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. / Под ред. Л.М.Шипицыной. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Академия, Шевчук Л.Е., Резникова Е.В. Психолого-медико- педагогический консилиум в общеобразовательной школе. – Челябинск, 2010.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!