« Так говорили люди в старину». Особенности поморского говора (Урок-мастерская в 6 классе) Антосюк Любовь Михайловна, учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по обществознанию (8 класс) по теме: Презентация к уроку обществознания в 8 классе по теме "Социализация и воспитание"
Advertisements

Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
ГРИБОЕДОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ НЕИЗВЕСТНЫЙ " Ум обильный, душа чувствительная, …дар слова в высокой степени" П.Бестужев.
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
Синквейн франц. – «пять» - стихотворение из пяти строк.
Особенности современного урока. Рефлексия на уроках английского языка. Выполнила Голодникова Нина Сергеевна, учитель английского языка.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию.
«Именем этим гордится Россия! Ивану Алексеевичу Бунину посвящается… » И.Бунин г. урок-мастерская по литературе Автор : Кудрявцева Светлана Вячеславовна,
Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив.
Эссе как жанр литературного произведения Лыкова Елена Марковна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей»
Кто «Я» и каким хочу быть. Задачи: развивать представление о своем «Я», построить план развития и приобретения положительных черт характера, развивать.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Рефлексия – это мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознания себя: собственных действий, опыта, чувств, состояний, способностей,
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Урок-путешествие. Мастерство писателя в создании образов Насти и Митраши (по сказке- были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
«Правовые основы правил жизни сообща» (9 класс) Правила жизни сообща Моральные нормы Правовые нормы.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Учитель математики ГБОУ СОШ 77 Доброумова Ольга Викторовна.
Технологии работы с детьми-мигрантами на уроках русского языка Лебедева Л.И. – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Транксрипт:

« Так говорили люди в старину». Особенности поморского говора (Урок-мастерская в 6 классе) Антосюк Любовь Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ СОШ 10 г.Кандалакша Мурманской области Всероссийская научно-методическая конференция Педагогическая технология и мастерство учителя

Цель: познакомиться с особенностями говора поморов как самобытного языка с целью расширения языковой картины мира школьников. Задачи: -формирование представлений о родной культуре, -воспитание любви к родному краю, -формирование языковой картины мира, -осознание самобытности, национального своеобразия русского языка, -осознание взаимосвязи истории народа и языка Ход урока

I.Индукция. 1.1.Аудиозапись. Текст Виктора Тимофеева «Родина». Вопросы: О чём говорится в тексте северного писателя и поэта Виктора Тимофеева? Что значит для него Родина? Что значит для него язык? Найдите в тексте метафору, подчёркивающую значение языка. Что значит «сыновье» чувство автора к родному языку? Составление кластера.

ЯЗЫК точный источник творчества источник радости изящный ясный Кластер

1.2. Ассоциативный эксперимент. Чтение наизусть стихотворения Виктора Тимофеева «Мера». Вопросы: О чём стихотворение? В чём особенность «речи помора»? Составьте кластер по этому стихотворению.

Кластер Речь помора Не всегда понятная Богата знаньем особенная выразительная точна груба остра

Страссь как надоело на чужой стороны. К Вологды-то стали подъежжать, я глаз из окошка не вымаю. Наши, северны дома-то. Люди-то наши, говоря-то наша. (Ф.А. Абрамов. Дом) Вопросы: В чём особенность этого текста? Объясните значение диалектных слов. А что значит «говоря-то наша»?

1.3. Обобщение, закрепление материала. Итак, мы нашли в текстах три слова – синонима: язык, речь, говор. Работа в группах. Задание: Подберите к словам однокоренные, составьте словосочетания. Проследите за оттенками значений слов. 1 гр. Язык 2 гр. Речь 3 гр. Говор

2. Самоконструкция. Дмитрий Иванович Балашов в своих воспоминаниях писал, что на Терском берегу « в любой дом можно зайти. Обязательно накормят рыбой, напоят чаем. Народ здесь гостеприимный». Давайте и мы зайдём в один дом в гости. Разыгрывается сценка. Вопросы: -В чём особенность этого диалога? - Запишите и объясните услышанные пословицы.

3-4. Социоконструкция – социализация. Сейчас найти коренного помора очень трудно. Вот бы послушать его живую речь. Но нам всё-таки удалось отыскать настоящего помора. А вот и он сам. (Юноша, одетый по-старинному. Разыгрывается диалог.) Раздаточный материал - карточки с текстами. Работа со словарём. Определение значений диалектных слов.

5. Разрыв. Исследование фонетических, морфологических, синтаксических особенностей поморского говора. Групповая работа с текстами. Задание: 1. Внимательно прочитайте текст. 2. Высните по словарю значение диалектных слов. 3. Найдите особенности поморского говора, выпишите на листочек. 1 группа. Фонетические особенности поморского говора. 2 группа. Морфологические особенности поморского говора. 3 группа. Синтаксические особенности поморского говора. Листочки с текстом и выписанными материалами скрепляем и создаём книжку-малышку - практическое пособие для уроков краеведения.

6. Творческое конструирование знания 6.1. Решите лингвокультурологические задачи: 1)сконструируйте глагольные метафоры, называя действия, 2) что делает поморская речь? 2) подберите эпитеты к слову «речь», постарайтесь описать, какая поморская речь 3) обратитесь к текстовым фрагментам, найдите авторские сравнения, олицетворения, метафоры.

Что делает речь? Глаголы Какая поморская речь? Эпитеты Фразы из текстов и 2 группа - составьте синквейн. 3 группа - напишите эссе «Так говорили люди в старину».

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное); во второй дается описание предмета (два прилагательных); в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предметов; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Эссе Основные признаки эссе: 1)конкретность темы; 2) небольшой объём; 3) свобода композиции; 4) личностное осмысление; 5) разговорная лексика.

7. Афиширование. Представление результатов деятельности. Речь. Старая, странная. Удивляет, загадывает, открывает. «Говоря-то наша», поморская, родная. Прошлое. Даша Писарева Речь. Эмоциональная, цокающая. Индивидуализирует, украшает, обогащает. Поморская речь богата знаньем. Говор. Григорьева Саша

Речь. Многообразная, эмоциональная. Интересует. Забавляет. Открывает. Сыновняя благодарность народу. Вариант. Крышталёва Даша

Эссе. В нашем городе Кандалакше живут люди разных национальностей. Кто-то родился и живёт здесь. Кто-то приехал сюда из других мест. Но сейчас мы все мурманчане. В нашем городе часто проходят фольклорные праздники. У нас хороший краеведческий музей. Но с поморским говором мы встретились впервые. Какая необычная была речь поморцев! Теперь я понимаю, почему моя бабушка, живущая в деревне, иногда использует неправильные слова, как я всегда ей говорила. Она сохранила в своем лексиконе слова многолетней давности! Обязательно попрошу её, чтобы она по-старому рассказала мне сказку «Чахкли». Катя Круглик

Эссе Нужно ли мне знать, как говорили в старину в Кандалакше, ведь мы приехали сюда из Армении? Я всегда думал, что не нужно. Но вот теперь я узнал о народе, который жил здесь, в Поморье, много веков назад. Я узнал их сказки, загадки, пословицы. Я увидел на праздниках их танцы, их костюмы. А теперь услышал их речь. И мне это интересно. В нашей культуре тоже есть пословицы и сказки о труде, о жадности, о дружбе. Тоже есть люди, которые знают старые-старые сказки. Мне бы тоже было интересно узнать о прошлом моего народа и истории языка. Надо рассказывать друг другу об этом. Больше будем уважать и любить друг друга. Казарян Генрик

8. Рефлексия урока. 8.1 Какие картины возникали в вашем воображении во время занятия? 8.2 «Заверши тезис»: « Самым интересным было...» «Для себя я возьму…» «Хочу сказать…» 9.Оценивание. 10. Домашнее задание: хрестоматия, стр 39 – 42. Прочитать статью «Золотые зёрна», устно ответить на вопросы.